Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:03, шпаргалка
Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.
С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволяло понять, что в человеке есть греховное, а что божественное. 3 составляющих человека: дух, душа, тело. Дух – высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты, благости. Противоположность его – тело, которому присущи страсти, плотские влечения, желания, что толкает человека на безнравственные поступки. Душа –звено, связывающее душу и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу или к телу, человек от этого либо нравственен или безнравственен. Душа поэтому занимает особое место в человеке.
Свобода человека – добровольное
следование тому миропорядку, который
определил бог. Свобода – не произвол,
движение к богу. Мишель Монтень. Хотя
он и является натурфилософом, он уделяет
большое внимание проблеме человека:
человек понимался как часть
сотворенной богом природы. Это
значит, что человек не занимает
привилегированное положение в
мире. Он является одним из многих в
ряду земных существ. Он равен другим
существам. Человек включен в
цепь причинных связей природы. Этим
определяется жизнедеятельность человека,
её возможности, условия. Хотя человек
и обладает свободой, которая направляется
его волей и реализуется в
процессе активной деятельности человека,
эта деятельность должна быть соразмерна
с природной необходимостью. В
понимании свободы Монтень
Вопрос №18
Культурно-исторические условия развития западноевропейской философии 17 в. Ее характерные черты, основные проблемы.
17 век –это период развития
мануфактурного производства. Первые
буржуазные революции (
Развитие естествознания, развитие
современной науки явилось
Разработка проблемы метода привела
к появлению двух познавательных
концепций: 1. Эмпиризма
Рационализма.
С того времени проблема познания
находится на первом плане западноевропейской
философии. Воздействие развивающегося
научного знания на философию 17 века проявилось
и в том, что философия в
значительной мере характеризовалась
различными проявлениямимеханицизма
–преимущественное развитие механики.
Изучение механики приводило к тому,
что в 17– нач. 19 в. познание самых
различных природных явлений
происходило на основе аналогиймеханическим
процессам. Это приводило к абсолютизации
сферы применения, значения механических
знаний, представлений о движении.
Эта абсолютизация механических
знаний и получила названиемеханицизма
– как познавания явления, возникающего
в естествознании. Из естествознания
механицизм перешел в философию
17 века. Каковы элементы механизма, которые
проявились в философии 17 века. В
философии именно механико-математическое
знание рассматривался как эталон знания
вообще. В философии 17 века существовали
учения, которые перенимали форму
выражения математического
На основе механического движения
невозможно объяснить соотношение
духовного и материально–
Вопрос №19
Проблема метода познания в философии 17 в. Эмпиризм и рационализм как познавательные концепции.
Гносеология - гносис -знание --- наука
о познании, в котором изучается
природа познания, отношения знания
и реальности, выявляются условия
достоверности и истинности знаний,
возможности познать мир. В гн
в системе мир-человек
Гносеол проблематика --- соотношение
сознательного и материи, соотношение
чувственного и логического, проблема
отражения, приоткрывает сущность позн
процесса ч-ка. Всегда играла сущ роль,
Познание
Познание - высшая форма отражения
объективной реальности. Познание не
существует отдельно от познавательной
деятельности отдельных индивидов,
однако последние могут познавать
лишь постольку, поскольку овладевают
коллективно выработанной, объективизированной
системой знаний, передаваемых от одного
поколения к другому. Существуют
различные уровни познания:
чувственное познание
мышление
эмпирическое познание
теоретическое познание.
Выделяют также различные формы познания:
познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление)
познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).
Объективизированное познание осуществляется
коллективным субъектом по законам
несводимым к индивидуальному процессу
познания, и выступает как часть
духовного производства.
Различают также такие типы познания как:
обыденное
художественное
научное
·естественно-научное
·общественно-научное
Декарт как представитель рационализма.
Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др. греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственногог восприятия).
Культ разума вообще характерен для
эпохи 17-18 вв. - истинно только то, что
укладывается в определенную логическую
цепочку. Обосновывая безусловную
достоверность научных
Декарт (Renatus Cartesius Decartes) - французский
философ и математик, являясь
одним из основоположников "новой
философии", основатель картезианства,
был глубоко убежден, что на истину
".... натолкнется скорее отдельный
человек, чем целый народ". При
этом он отталкивался от "принципа очевидности"
при котором всякое знание должно
было проверяться с помощью
Великий философ, предложивший свою систему
координат в математике (декартова
прямоугольная система
Cамое первое достоверное
Мыслящая и телесная субстанции
сотворены Богом и им поддерживаются.
Разум Декарт рассматривает как
конечную субстанцию ".... вещь несовершенную,
неполную, зависящую от чего-то другого
и .... стремящуюся к чему-то лучшему
и большему, чем Я сам .... " Таким
образом среди сотворенных
Материя по Декарту делима до бесконечности
(атомов и пустоты не существует)
а движение обяснял с помощью
понятия вихрей. Данные предпосылки
позволили Декарту отождествить
природу с пространственной протяженностью,
таким образом оказалось
Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и этот вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте т. к. это Бог является "конструктором" всего сущего и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин снимает различие между естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения насколько искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного (человека)). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию моделирования разума - кибернетику: "Ни одна система не может создать систему сложнее себя самой. "
Таким образом, если мир - механизм, а
наука о нем - механика, то процесс
познания есть конструирование определенного
варианта машины мира из простейших начал,
которые находятся в
·Путем дедукции получать более сложные
высказывания.
·Действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена (непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.
Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы оставил только определения, которые укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура, движение. Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок.