Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:03, шпаргалка
Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.
Понятие цели Декарт изгнали из своего
учения т. к. было устранено понятие
души (как посредника между неделимым
умом (духом) и делимым телом). Декарт
отождествил ум и душу, называя
воображение и чувство модусами
ума. Устранение души в ее прежнем
смысле позволило Декарту
Последовательным
Бэкон как представитель материализма.
Бэкон (Bacon) Фрэнсис - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки.
Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.
Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил
доктрину "естественной" философии,
которая базируется на опытном сознании
(эмпиризм - empeiria - опыт). Как материалистический
эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком
, Кондильяком) утверждал, что чувственный
опыт отражает в познании только объективно
существующие вещи, (в противоположность
субъективно-идеалистическому эмпиризму,
который признавал единственной
реальностью субъективный опыт) В
противоположность рационализму (Декарт)
в эмпиризме рационально-
Здесь эмпиристы столкнулись с
неразрешимыми трудностями
Заключение
Очень трудно сделать вывод в
окончательной правоте какой-
Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить "что главнее", "что раньше появилось .... " - что первично - идея или материя.... , пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки - начала время-пространственных координат.
Занятие увлекательное и достойное
уважения, но совершенно непосильное
человеческому разуму в его теперешнем
уровне развития ибо невозможно найти
начало у идеального круга. Идея порождает
материю и наоборот. Этот процесс
бесконечен, был всегда и будет
всегда. Правомерно только говорить о
формах восприятия Homo Sapiens этого мира
ибо все остальное лишь его
интерпретация непонятного - absurdum per
absurdum. Иррациональное, сверхестественное,
мы пытаемся объяснить через рациональное,
основываясь на приблизительных
ощущениях и логике наук, построенных
на приблизительных и
Вопрос №20
Проблема единства мира в западноевропейской философии 17 в. Рационалистическая концепция свободы.
Обладает ли мир в своем существовании
единством и что является основой
этого единства? Является ли мир
в своем существе неизменным или
он постоянно изменяется и развивается?
Упорядочен ли мир в своем развитии
и изменении, подчиняется ли он каким-либо
законам или развивается
Д. отождествлял материю с протяжением,
или пространством, считая, что чувств.
воспринимаемые качества предметов
сами по себе, т. е объективно не сущ.
Выводы из этого : мировая материя (=пространство)
беспредельна, однородна, не имеет пустот
и бесконечно делима. плотность и
геометрические свойства являются сущностью
телесности. Сводит все качественное
разнообразие прир. явлений к : материи,
тожд. с пространством и
к ее движению.
Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие - пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты. Идеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В силу этого для док. реального сущ. мира необходимо док. сущ. бога. В числе прочих идей в уме сущ идея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем все др. идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее нах. в следствии. Т. к. мы сущ и т. к. мы суть следствия первопричины, то сущ и сама первопричина т. е. бог. Но если всесоверш. бог сущ, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.
Бенедикт Спиноза. (материалист) - (1632 - 1677). Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.
С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.
Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т. е существование бога м. б. выведено из понятия о сущности бога (природы).
Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т. к. не сущ. Никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию, кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой. От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совокупность модусов. Модус –это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Модусы двух видов --- бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные. Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление. ( атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус. С --- последовательный детерминист. Причинность двоякого рода: внутренняя (имманентная) и внешняя (механическая). При изучении модусов признавал значение случайности.
Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. Есть существо, кот. модусу протяжения - телу, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и аффектам(радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как поведение, основанное на познании необходимости. Свободен может быть не народ, а мудрец.
Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил
интеллект. Интуиция --- высший вид, непосредственное
знание. Критерий правильности --- ясность
и отчетливость. Способствовал атеизму
и свободомыслию. По его мнению, наилучшее
общественное устройство --- демократическое
правление, всевластие государства
ограничено требованием гражданских
свобод.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716)
Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие , сопротивление.... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.
Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создающая умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием.
Число является внешним выражением
духовной сущности монады. Деятельность
и движение --- сущность монады. каждая
монада есть и обоснование своих
действий, и их цель. душа --- цель тела.
взаимодействие души и тела монады
есть Богом предустановленная
Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опред формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.
Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Поэтому Л. Назыв м. "живым зеркалом" вселенной.
Т. к. действия м. - это акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т. е. объясн. через "действующие причины". А т. к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. При помощи целесообразности, т. е "конечные"(целевые) причины. Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.
Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т. е. как представление. Т. о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепции - человеку. Т. к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон. Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная".
В теор развития Л дает схему перехода
неорг. мира в органический. Мон представляют
разл. ступени развития, определяемые
разл. в способности представления.
На низшей ступени стоят мон, обладающие
темным представлением (не отличает представляемого
ни от себя, ни от всего остального)---
монады жизни(неорганическая природа).
Затем мон с смутным
Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т. е о бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.
Создавал формально--логическую систему
наподобие аристотелевской. Пытался
ввести язык, на котором все сформулированные
предложения есть правильные теоремы.
Источником знаний может быть сам
разум (развитие учения о врожденных
идеях)
Вопрос №21
Характерные черты рационалистических воззрений на человека в философии 17 в. Рационалистическая концепция свободы.
Признание двух субстанций, лежащих
в основе мира –ДУАЛИЗМ; дуализм
свойственен его пониманию
Свобода воли человека –способность
умерить страсти человека, т. е. руководить
ими посредством разума, воли, опираясь
на знание о себе => достижение равновесия
души и тела. Это рационалистическая
установка (св. ставится в зависимости
от разума). С учением Сп. о субстанции
тесно связано его учение о
человеке и его свободе. Сп. признает
единство мира, в основе которого лежит
единая и единственная субстанция–Бог
и которое реализуется