Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:02, реферат
Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско-платоническо-христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской мистике, в письмах и нравоучительных произв. Хильдегарды Бингенской и др. рейнских и фландрийских монахинь. Наиболее значительной среди них была Мехтильд Магдебургская. Благочестие братьев по совместной жизни или др. братств лежало в основе деятельности крупных нем. мистиков: Мейстера Экхарта, Генриха Сузо и Иоганна Таулера. К ним относятся также: Гирт Грот, Фома Кемпийский и неизвестный автор "Немецкой теологии"; см. также Мистика. Ведущим нем. философом эпохи Возрождения является Николай Кузанский; он предвосхитил некоторые черты философии Лейбница и Гегеля – особенно своим частью еще магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей».
Во 2-й пол. 60-х гг. развитие философии марксизма совершается в ходе острой идейной борьбы с прудонистами, бакунистами и лассальянцами. Руководство работой 1-го Интернационала потребовало от Маркса и Энгельса творч. решения вопросов, важных для теории науч. коммунизма и для тактики борьбы за интернац. пролет. солидарность (политич. и социальное освобождение трудящихся, самоопределение наций, роль пролетариев в борьбе за демократию, роль пролет. партии в классовой борьбе, необходимость борьбы против тенденций к культу личности в пролет. партии и др.).
В 60-х гг. с самостоят. открытием принципов диалектич. материализма выступил рабочий-кожевник Дицген, а ученый-химик социал-демократ К. Шорлеммер (1834–92) раскрыл диалектику химич. процессов. Под влиянием Маркса и Энгельса Шорлеммер стремился к сознат. применению диалектики в качестве метода исследования в естествознании.
Парижской Коммуной 1871 закончилась в Зап. Европе эпоха, названная Лениным периодом бурь и революций. Подытоживая историч. опыт Коммуны как первой в истории попытки установления диктатуры пролетариата, Маркс в работе "Гражданская война во Франции" (1871) обогатил теорию классовой борьбы и пролет. революции целым рядом новых выводов, главным из к-рых было положение о необходимости специфич. гос. формы диктатуры пролетариата; прообразом ее Маркс считал Парижскую Коммуну. Рост рабочего движения, возникновение массовых социалистич. партий поставили перед Марксом и Энгельсом задачу воспитания кадров пролет. революционеров. Этой цели подчинен ряд их произведений, в к-рых важное место занимают филос. и социологич. проблемы. В работе "Критика Готской программы" Маркс сформулировал положение о диктатуре пролетариата как политич. организации общества в переходный период от капитализма к социализму, обосновал свое открытие двух фаз развития коммунистического общества, раскрыл экономич. анатомию переходного периода и первой фазы новой формации – социализма.
В 70–80-е гг. Маркс и Энгельс много внимания уделяют филос. проблемам естествознания, оценивая дарвинизм как естеств.-науч. подтверждение истинности материалистич. диалектики. В работе "Диалектика природы" Энгельс, разрабатывая теоретич. проблемы диалектики, выступил против метафизич. традиций в науке, позитивистского игнорирования роли философии в естествознании, модного тогда увлечения спиритизмом. Решая филос. проблемы естествознания, предмета естествознания, классификации наук, круговорота материи во Вселенной, происхождения жизни, развивая и обогащая при этом содержание законов и категорий диалектики, Энгельс глубоко разработал также вопросы: о роли гипотезы в развитии естествознания, о практике как критерии истины, о методологич. значении детерминизма и др. В Математических рукописях К. Маркса, относящихся к 70-м гг., был подвергнут глубокой критике "математический идеализм", решен вопрос о прообразах математич. величин в природе, на примере дифференц. исчисления показано превращение достижений науки в метод дальнейших исследований, несостоятельность агностицизма (и априоризма) в математике.
Важным этапом в развитии философии марксизма явилась работа Энгельса "Анти-Дюринг". В этой работе была подвергнута критике эклектич. концепция Дюринга и разработаны все три составные части марксизма. Из числа филос. проблем в этой работе наиболее обстоятельно раскрыты: предмет философии, проблема единства мира, вопрос о материи и движении, проблема пространства и времени, осн. законы диалектики, сущность диалектич. логики (см. Логика диалектическая) и ее категорий, проблема истины, основы материалистич. понимания истории.
Большое значение для разработки ряда проблем философии и истории философии в 80–90-е гг. имела работа Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". В труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства", опираясь на сделанное Л. Морганом открытие родовой организации общества и используя Марксов конспект книги Моргана "Древнее общество", Энгельс блестяще доказал на материале первобытной истории правильность принципов материалистич. понимания истории. В письмах Энгельса 90-х гг. были глубоко разработаны проблемы структуры обществ. сознания, особенностей идеологии, ее относит. самостоятельности, воздействия гос-ва на обществ. прогресс. В опубликованных Энгельсом 2-м и 3-м томах "Капитала" Маркса была дана целостная характеристика капиталистич. системы х-ва, глубоко раскрыта филос. проблема закона, показано взаимодействие общесоциологич. и специфич. законов при капитализме, всесторонне обоснована историч. обреченность капиталистич. способа произ-ва.
В распространении идей марксистской философии большую роль сыграли в этот период работы последователей Маркса и Энгельса. В 1887 вышли в свет две работы Дицгена "Экскурсии социалиста в область теории познания" (рус. пер., СПБ, 1907) и "Аквизит философии" (рус. пер., СПБ, 1906). Пропаганде принципов материалистич. понимания истории были посвящены работы В. Либкнехта и Бебеля. Если В. Либкнехт в работах "История французской революции" ("Geschichte der französischen Revolution", Dresden, 1890), "Кто такие социал-демократы и чего они хотят" ("Was die Sozialdemokraten sind und was sie wollen", Chemnitz, 1894) пропагандировал общие вопросы историч. материализма и науч. коммунизма, то Бебель в трудах "Шарль Фурье" (1888, рус. пер., СПБ, 1906), "О Бернштейне" (1899, рус. пер., Лондон, 1902) поднимал историко-филос. вопросы, связывая их с актуальной тогда идеологич. борьбой против неокантианского филос. ревизионизма. Большую роль в идейном развитии герм. с.-д-тии имели исследования Бебеля "Женщина и социализм" (1879, рус. пер. 1904) и "Христианство и социализм" (1874, рус. пер., М., 1959). Две вышедшие в 1893 работы Меринга "Легенда о Лессинге" (рус. пер., СПБ, 1907) и "Об историческом материализме" (рус. пер., СПБ, 1906) – сразу выдвинули его как талантливого пропагандиста и теоретика философии марксизма, творчески применяющего марксистский метод к вопросам лит-ры, иск-ва и обществ. мысли вообще. Много филос. проблем было поднято Мерингом в исследовании "История герм. социал-демократии". Меринг умело вел идейную борьбу с вульгарным материализмом, пессимизмом Шопенгауэра и Э. Гартмана, иррационализмом и волюнтаризмом Ницше, неокантианством и неокантианской ревизией философии марксизма, выступал против "этич. социализма" К. Форлендера и др. В 90-е гг. наряду с Мерингом выдвигается др. пропагандист марксизма – К. Каутский, выступивший с работами "Возникновение брака и семьи" (1882, рус. пер., СПБ, 1895), "Экономич. учение Карла Маркса" (1887, рус. пер., М., 1956), "Томас Мор и его утопия" (1888, рус. пер., СПБ, 1905), "Этика и материалистич. понимание истории" (1906, рус. пер., М., 1906) и др. В них он пропагандировал принципы историч. материализма, иногда отступая от них на позиции идеалистич. "теории факторов" и "социального дарвинизма". В целом для идейного развития К. Каутского характерна эволюция от домарксистских взглядов к марксизму и от него к центризму и оппортунизму.
В нач. 20 в. Меринг под влиянием работ Ленина и практики рус. революции все ближе подходил к ленинизму, выступив в ряде работ против бернштейнианства (см. Бернштейн) и механистич. ревизии диалектики, против этич. социализма и неогегельянства, против махизма и Петцольда. Работа "Карл Маркс. История его жизни" (1918, рус. пер., М., 1957) подвела итоги многолетним исследованиям Меринга по истории марксизма.
Видными пропагандистами философии марксизма и борцами против ревизионизма в этот период в Германии выступают Р. Люксембург и К. Либкнехт. Уже в раннем произведении "Социальная реформа или революция?" [1899, рус. пер. (1904–05) ] Люксембург вела борьбу за философию марксизма против неокантианской ревизии со стороны Бернштейна и др. оппортунистов. Люксембург очень высоко оценила значение Октябрьской революции 1917 в России; она была одним из основателей компартии Германии. Накануне первой мировой войны важной задачей герм. с.-д. было разоблачение милитаризма. Этой цели посвящена работа К. Либкнехта "Милитаризм и антимилитаризм" (1907, рус. пер., П., 1921). О творческих, хотя и не всегда успешных, исканиях Либкнехта в области философии свидетельствует написанная им в прусской тюрьме в 1917–18 работа "Очерки о законах общественного развития" ("Studien über die Bewegungsgesetze der gesellschaftlichen Entwicklung", Münch., 1922).
Проблемам марксистской эстетики были посвящены мн. работы К. Цеткин. В ее работах "Генрик Ибсен", "Фридрих Шиллер", "Свыше наших сил", "Искусство и пролетариат" проводились идеи пролет. партийности в иск-ве, отстаивался реализм и народность, рассматривался вопрос об отношении пролетариата к культурному наследию прошлого. К. Цеткин выступала в защиту ленинского этапа в философии ("Заветы Ленина женщинам всего мира", 1932, рус. пер., М., 1934).
Выдающимся борцом за марксистское мировоззрение в Германии был Э. Тельман (1886–1944). В своих работах и выступлениях он разоблачал ревизионистскую фальсификацию философии марксизма со стороны нем. оппортунистов (Брандлер, Тальгеймер, Рут Фишер, Маслов), активно боролся за признание нем. марксистами ленинского этапа в философии. Заслугой Тельмана явилась непримиримая борьба против социальной демагогии фашизма. На протяжении 20-х гг. усилиями Тельмана и др. марксистов Германии философствующие вожди нем. с.-д-тии (Кунов, К. Каутский, М. Адлер) были идейно разоблачены как злейшие враги марксистско-ленинской философии. В выступлениях соратников Тельмана – Г. Дункера (1874–1960) ("Введение в изучение марксизма" – "Ein Wegweiser zu Studien der ökonomischen Grundlehren von Karl Marx", В., 1931), Ульбрихта ("Актуальные вопросы политики в отношении профсоюзов" – "Aktuelle Fragen der Gewerkschaftsbewegung", В., 1927) и др. раскрывались принципы ленинизма, разоблачалась теория "организованного капитализма" Гильфердинга, давалась критика работ К. Каутского, в частности соч. "Материалистич. понимание истории" (Bd 1–2, В., 1927–29, рус. пер., т. 2, 1931), и М. Адлера "Учебник материалистич. понимания истории" ("Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung", Bd 1–2, В., 1930–32).
В 1932 с.-д. З. Ландсхут и И. П. Майер опубликовали текст марксовых "Экономическо-философских рукописей 1844 г.". Это положило начало новому направлению в борьбе вокруг философии марксизма в Германии, а затем и в др. странах (Франция, США, Италия и др.). Фальсификаторы марксистской философии, пытаясь дискредитировать зрелый марксизм, объявили рукописи высшим достижением марксизма. Самым активным фальсификатором марксовых рукописей в этот период выступил нем. с.-д. X. Маркузе, впоследствии окончательно порвавший с рабочим движением.
Особый этап в развитии марксистской мысли в Германии составила борьба нем. марксистов против идей национализма, расизма и фашизма в 1933–45. Разоблачение социальной демагогии фашизма, развенчание расистской мифологии, борьба с фашистским геноцидом – все это способствовало формированию антифашистского фронта в Германии, спасло честь нем. нации в период временного торжества мракобесия и варварства гитлеризма. Крупнейшим прогрессивным событием в духовной жизни Германии 30-х гг. была героич. борьба Г. Димитрова на Лейпцигском процессе (1933). В своих речах он бесстрашно защищал гуманистич. принципы коммунизма, обнажая преступную сущность фашизма, его угрозу культуре и человечеству. В 1935 после VII конгресса Коминтерна, в докладе В. Пика (1876–1960) на Брюссельской общегерм. конференции КПГ "Новый путь к общей борьбе за свержение гитлеровской диктатуры" было сформулировано требование демократич. республики, опирающейся на массы. Соратником В. Пика в борьбе с фашизмом выступал В. Ульбрихт. Под влиянием герм. марксистов в этот период находились выдающиеся деятели нем. культуры И. Бехер, А. Зегерс и др.
В. Карпушин. Москва.
После разгрома гитлеровского фашизма в 1945 впервые в истории Германии на востоке страны возникли реальные возможности для подлинной демократизации экономич., политич. и идеологич. жизни. В апреле 1946 в результате объединения КПГ и СДПГ образовалась Социалистич. единая партия Германии (СЕПГ). Рабочий класс в союзе с трудовым крестьянством создал в 1949 Герм. Демократич. Республику, хозяйств. и политич. успехи к-рой позволили перейти к новому этапу обществ. преобразований – к социалистич. строительству. В 1958 V съезд СЕПГ отметил, что в ГДР построены основы социализма. VI съезд СЕПГ (1963) принял новую программу партии, нацелившую нем. трудящихся на завершение строительства социалистич. общества.
В решениях парт. съездов, конференций, пленумов ЦК, в выступлениях руководящих деятелей СЕПГ В. Пика, В. Ульбрихта, О. Гротеволя и др. содержится глубокий теоретич. анализ социалистич. строительства в ГДР. Марксистско-ленинская философия выступает здесь как теоретич. основа для решения актуальных проблем, поставленных жизнью, практикой борьбы за социализм. В письме ЦК СЕПГ "Об изучении диалектич. материализма в первичных организациях" (март 1958) перед каждым строителем социализма была поставлена задача овладеть основами марксистской философии. Большую роль в пропаганде марксистского мировоззрения сыграли издания произведений Маркса, Энгельса, Ленина, "Очерка истории нем. рабочего движения" (В., 1963, рус. пер., М., 1964), деятельность журнала ЦК СЕПГ "Die Einheit" (с 1946) и "Deutsche Zeitschrift für Philosophie" (с 1953). В 1946 впервые в Германии создаются кафедры диалектич. и историч. материализма и вводится преподавание марксистской философии. Центром, координирующим научно-исследовательскую работу в области философии, является Ин-т философии при Нем. АН в Берлине. Науч. исследования, проводимые марксистами ГДР, имеют своей важнейшей целью дать филос. обоснование путей социалистич. строительства, вскрыть специфику действия осн. законов диалектики в совр. обществ. развитии, решить сложную проблему развития Германии в условиях раскола страны на два гос-ва с противоположным общественно-политич. строем. Этим вопросам посвящены труды К. Хагера, А. Козинга и др. М. Клейн, Г. Эйхгорн и ряд др. философов ГДР изучают проблемы развития личности и коммунистич. морали, рассматриваемые в связи со специфич. условиями социалистич. строительства. Значит. место в исследованиях философов ГДР занимает теоретич. освещение филос. проблем естествознания и совр. науч.-технич. революции. В 1965 в Берлине состоялся междунар. конгресс, посвященный этим проблемам. На нем были обсуждены доклады Г. Гейдена, А. Козинга, Р. Фукса.
Большое внимание уделяется исследованию проблем логики. В 1951 была проведена дискуссия по вопросам логики; одним из итогов ее явилась книга Г. Клауса "Введение в форм. логику" (1959, рус. пер., М., 1960), в к-рой автор с позиций диалектич. материализма исследует совр. логич. проблемы. В работе "Кибернетика и философия" (1961, рус. пер., М., 1963) Клаус дает анализ роли и значения кибернетики, определяет ее предмет, дает филос. истолкование ее осн. понятий.
Марксистская философия в ГДР развивается в ожесточ. борьбе против различных течений бурж. идеологии, наиболее воинствующими представителями к-рой являются неотомисты. Критика неотомистской концепции дана в работах Лея, являющегося также автором "Очерка истории ср.-век. материализма" (1957, рус. пер., М., 1962). В нем автор полемизирует с буржуазными, преим. неотомистскими, историками философии, изображающими средневековье как период безраздельного господства над умами людей христ.-католич. догм. Г. Клаус в кн. "Иезуиты, бог, материя" дает отповедь фальсификатору марксизма Веттеру. Клаус показывает теоретич. несостоятельность католич. "специалиста" по сов. философии, разоблачает клеветнический характер его "деятельности". Нем. марксисты ведут борьбу против распространенного в ФРГ экзистенциализма. Обстоят. разбор экзистенциалистской философии содержит книга Менде "Очерки по философии экзистенциализма", раскрывающая антинауч. характер этой философии и ее реакц. политич. роль. В 1957 философы ГДР развернули критику экзистенциалистской концепции Э. Блоха, автора работ "Принцип надежды" ("Das Prinzip Hoffnung", Bd 1–2, В., 1954), "Субъект – объект" ("Subjekt – Objekt", В., 1952) и др. С критикой бурж. филос. и социологич. течений, реформизма и ревизионизма выступают также В. Гейзе, Г. Гейден, Г. Зедер, Э. Альбрехт, Г. Кох, М. Бур и др.
Философы ГДР (О. Гропп, Н. Клейн, М. Бур, Д. Бергнер и др.) тщательно изучают нем. классич. филос. наследство. Историки философии в ГДР (В. Краус, Г. Штилер, О. Фигнер и др.) выступили с работами, в к-рых показана несостоятельность утверждений об исключит. господстве идеалистич. учений в истории нем. философии и восстановлена подлинная картина борьбы материализма с идеализмом. Большая работа проводится по изучению истории марксистской философии (труды Г. Дункера, Г. Менде, А. Корню, И. Шлейфштейна). Известным подведением итогов исследоват. работы в области философии явилось издание в 1964 "Филос. словаря" – коллективного труда под ред. Г. Клауса и М. Бура.
Марксистская философия в ГДР развивается в тесном контакте с сов. филос. наукой. Совместное обсуждение теоретич. вопросов, подготовка общих науч. трудов, консультации и т.п. способствуют развитию филос. исследований в обеих странах.