Немецкая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:02, реферат

Краткое описание

Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско-платоническо-христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской мистике, в письмах и нравоучительных произв. Хильдегарды Бингенской и др. рейнских и фландрийских монахинь. Наиболее значительной среди них была Мехтильд Магдебургская. Благочестие братьев по совместной жизни или др. братств лежало в основе деятельности крупных нем. мистиков: Мейстера Экхарта, Генриха Сузо и Иоганна Таулера. К ним относятся также: Гирт Грот, Фома Кемпийский и неизвестный автор "Немецкой теологии"; см. также Мистика. Ведущим нем. философом эпохи Возрождения является Николай Кузанский; он предвосхитил некоторые черты философии Лейбница и Гегеля – особенно своим частью еще магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей».

Файлы: 1 файл

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИ1.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Деспот-вольнодумец, враждовавший с папой и дважды отлученный от церкви, являл собой  колоритнейшую фигуру эпохи: он насаждал просвещение, но жесточайшим образом  карал своих политич. противников  и еретиков из гор. низов. Одна из папских энциклик утверждала, что Фридрих II признавал лишь то, что можно объяснить с помощью здравого смысла и законов природы.

Наряду с лейбнице-вольфианским идеализмом и идеалистич. концепциями  Гамана и Якоби, развивавшихся в  русле теории непосредственного знания, в нем. Просвещении существовали материалистич. и атеистич. направления, иногда связанные с нар. протестом против социального гнета, более или менее враждебные офиц. церк. догме. Идейным источником этих оппозиц. учений была пантеистич. традиция и стоящая с ней в связи материалистич. философия Спинозы, начавшая интенсивно проникать в Германию уже в конце 17 в. Чирнгаузен, Штош, Лау, Эдельман и др. вошли в плеяду первых нем. спинозистов. Сторонником спинозизма стал в последние годы своей жизни и Лессинг. Распространение спинозистских материалистич. идей встречало в Германии сопротивление как со стороны откровенной идейной реакции, так и со стороны умеренного идеалистич. крыла Просвещения. Спинозистские книги сжигали, их авторов подвергали преследованиям. Поэтому Лессинг скрывал свои симпатии к голл. материалисту. О них стало известно лишь после смерти философа. В печати по этому поводу разгорелась оживленная дискуссия, к-рая затем переросла в полемику по ряду важнейших филос. проблем. Это был знаменитый "спор о пантеизме" (или "спор о Спинозе"). В ходе дискуссии с защитой учения Спинозы выступил Гердер, отстаивавший пантеистич. т. зр. и пытавшийся соединить взгляды голл. материалиста с христианством. Пантеистич. характер нем. материализма явился одной из национальных особенностей Н. ф. 17–18 вв. В течение длит. времени в нем. пантеизме переплетались (и подчас в одних и тех же учениях) две тенденции – натуралистическая, растворявшая бога в природе, и спиритуалистическая, растворявшая природу в боге. Размежевание точек зрения внутри пантеизма произошло лишь в конце 18 в. Если Гердер еще колебался между идеализмом и материализмом, то Гёте явно тяготел, а Форстер окончательно склонялся к материализму.

Характерной особенностью и сильной стороной нем. материализма были попытки преодолеть механистич. мировоззрение. Механистич. направление в Н. ф. оформилось к 70-м гг. 18 в. в медицине и психологии (Вейкард; Михаэль Хисман, 1752–84). Механицизм подвергался критике со стороны Гердера, Кнебеля, Гёте. Оставаясь в целом метафизическим, нем. материализм 18 в. в лице своих лучших представителей выходил за пределы механицизма, ставил во главу угла проблему органич. материи. Специфику жизни нельзя понять исходя из законов механики, но столь же ошибочен взгляд о существовании особой "жизненной силы". В работах Гердера, Гёте, Кнебеля высказывались догадки о естеств. возникновении жизни, об эволюции живых существ. Принципы органической структуры распространялись на всю действительность, к-рая представлялась не скоплением отдельных предметов, а единым взаимосвязанным целым.

Против механицизма  выступали также сторонники теории непосредств. знания – Гаман и  Якоби. Их иррационалистич. философия  преследовала цель укрепления позиций  лютеранского богословия, однако критика плоского рационализма в известной мере способствовала дальнейшему развитию диалектики. Это развитие обусловливали и те процессы, к-рые происходили в сфере социальной борьбы. Германия еще не созрела для революции, передовые идеи приходили сюда из-за границы, но все же в умах происходило брожение. Ярче всего оно проявлялось в искусстве и литературе, в философии.

Другой характерной  чертой нем. материализма эпохи Просвещения  было осторожное обращение с религией, иногда даже использование религ. форм и терминологии. В этом отразилась неразвитость обществ. отношений в Германии; идеологич. борьба не достигла там остроты, характерной для более развитых европ. стран, и не привела к отчетливой поляризации социальных сил. Борьба за просвещение, против ортодоксального христианства проходила под лозунгами веротерпимости, создания улучшенной религии. Реже появлялись здесь открытые, более последоват. формы атеизма. Первые известные нам антирелиг. выступления в Германии связаны с деятельностью М. Кнутцена. Ряд анонимных атеистич. трактатов относится к началу и сер. 18 в. Получает распространение упомянутый уже лат. трактат "О трех обманщиках", авторство к-рого приписывалось Фридриху II. В защиту атеизма выступил Шульц, боевые антирелиг. памфлеты принадлежат перу Кноблауха. В целом, однако, нем. филос.-атеистич. публицистика уступала по своему объему, остроте, влиянию соответствующей франц. лит-ре 18 в. Сильной стороной нем. атеизма 18 в., получившей развитие в доследующую эпоху, была попытка преодолеть господствовавший среди просветителей взгляд на происхождение религии как на результат обмана, а следовательно, как на своего рода случайность.

Нем. деизм, отошедший  от ортодоксии, но не примкнувший к  атеизму, создал популярную в то время  теорию "естественной религии", якобы связанной с внутр. сущностью человека (Реймарус). Согласно этой теории, все господствующие офиц. верования дают ложное представление о боге. Истинная религия имеет своей основой разум, человек по своей природе разумен и религиозен. Теория "естественной религии", представлявшая собой робкий протест против христианства, перекочевав в атеистич. учения, обернулась постулатом о естественно необходимом характере возникновения и исчезновения религ. верований. Религия необходимо возникла и столь же необходимо должна умереть (Кнебель).

В 70-х гг. 18 в. значит. часть передовой интеллигенции  Германии захватило широкое просветительское движение – движение "Бури и натиска". Отвергая нек-рые принципы ранних просветителей (напр., культ рассудочного мышления), "штюрмеры" решительно выступали за идеалы Просвещения, за свободу личности, против феод. мелкодержавья и деспотизма. Как и Просвещение в целом, движение "Бури и натиска" было неоднородным и противоречивым. Ре-волюц. настроения сочетались здесь с политич. индифферентностью, симпатии к народу с крайним индивидуализмом, критич. отношение к религии с христ. экзальтацией. К демократич. крылу "Бури и натиска" принадлежали Гердер, Гёте, Форстер и др., к консервативному – Гаман, Якоби, Лафатер.

Неизбежно наступившее  размежевание усилилось под влиянием революции во Франции. Ее начало было восторженно встречено многими, но дальнейшее развитие революц. событий оттолкнуло тех, кто придерживался умеренных взглядов. Лишь немногие "немецкие якобинцы" поддерживали франц. революцию на всех ее этапах и боролись за осуществление ее принципов на родной земле (Форстер). У наиболее передовых мыслителей рождались идеи утопич. социализма (Эйнзидель, К. Фрелих, Уигенхаген). В течение того же хронологич. периода, в к-рый развивалась философия нем. Просвещения, возникла и нем. классич. философия.

А. Гулыга. Москва.

Классическая  философия (2-я пол. 18 – 1-я пол. 19 вв.)

Историч. значение нем. классич. философии. Нем. классич. философия представляет собой высшее достижение бурж. филос. мысли не только в Германии, но и в междунар. масштабе; после нее развитие бурж. философии шло уже по нисходящей линии. Гл. представителями нем. классич. философии являлись Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель – создатели нем. классич. идеализма, и Фейербах – крупнейший представитель материализма в нем. классич. философии. Непреходящей историч. заслугой нем. классич. идеализма является систематич. разработка (правда, с ложных, идеалистич. позиций) диалектики. Именно это обстоятельство, а также критика и преодоление идеализма Фейербахом и разработка им материализма, сделали нем. классич. философию одним из теоретич. источников философии марксизма (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 323; В. И. Ленин, Три источника и три составные части марксизма, в кн.: Соч., т. 19, с. 3–8). Гуманистич. идеи социального прогресса и свободы, содержавшиеся в нем. классич. философии, были также восприняты, критически переработаны и развиты основоположниками науч. коммунизма.

Историч. корни  нем. классич. философии. Осн. линии ее развития. Нем. классич. философия – идеология исторически прогрессивной для своего времени нем. буржуазии. Она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца 18 и нач. 19 вв., так и крупнейшие социально-экономич. сдвиги, происшедшие в это время в более развитых странах Европы. Междунар. условиями формирования нем. классич. философии был процесс ломки обществ. отношений феод. общества, к-рый совершился в сравнительно короткий историч. период и выявил революц. диалектич. характер обществ. развития. Особенности положения Германии, наложившие свой отпечаток на развитие нем. классич. философии, состояли в том, что тогдашняя Германия, в отличие от Англии и Франции, все еще оставалась феодально-раздробленной страной, что препятствовало экономич. и культурному развитию нем. народа. В нем. гос-вах господствовал религ. обскурантизм, провинциальная ограниченность. Буржуазия не была объединена в масштабе всей страны, не составляла единого класса, способного по-революционному бороться против феодализма, а потому ее протест был половинчатым, робким, особенно по сравнению с выступлениями идеологов франц. революции. Эти особенности развития Германии привели к тому, что Н. ф. отражала социально-экономич. сдвиги своего времени в умозрительной, спекулятивной, идеалистич. форме. Однако, как и во Франции 18 в., в Германии конца 18 – нач. 19 вв. политич. революции предшествовала революция философская. Гл. деятелями этой филос. революции в Германии и были классики нем. философии. Вот почему совершенно несостоятельна оценка И. В. Сталиным нем. классич. идеализма как аристократич. реакции на франц. бурж. революцию.

Теоретич. источниками  Н. ф. была как нац. филос. традиция, прежде всего диалектическая (мистика, Лейбниц  и др.), так и все крупнейшие достижения предшествующего филос. развития человечества, начиная с древности, в особенности рационализм Декарта и Спинозы, философия англ. и франц. Просвещения 17–18 вв. Теоретич. источником нем. классич. философии было и естествознание конца 18 – нач. 19 вв. На формирование нем. классич. философии, в особенности на гегелевскую систему, известное влияние оказала и англ. политич. экономия.

Нем. классич. философия  не представляла собой единого направления. Кант был дуалистом, Фихте – субъективным, а Шеллинг и Гегель – объективными идеалистами, Фейербах – материалистом. Тем не менее классиков нем. философии от Канта до Гегеля объединяет линия преемственности. Стержневой линией развития нем. классической философии было исследование форм всеобщности, к-рые у Канта и Фихте рассматривались лишь как формы, присущие человеч. мышлению, а в дальнейшем (у Шеллинга и особенно у Гегеля) как формы самой действительности; последняя, однако, понималась как духовная реальность, разум, развивающийся путем самоотрицания во всем многообразии явлений универсум. Т.о., нем. классич. идеализм выдвинул в качестве осн. филос. проблемы проблему диалектич. тождества мышления и бытия, исследуя с этой т. зр. отношение субъекта и объекта, теоретич. формы мышления, философской категории.

Развитие диалектики в нем. к л а с с и ч . и д е а л и з м е. Исследование форм всеобщности находилось в центре внимания родоначальника нем. классич. философии Канта.

Осн. вопросом "Критики  чистого разума" Канта был вопрос: как возможны в математике, естествознании, философии теоретич. положения, имеющие всеобщее и необходимое значение. Эти положения, как показал уже Юм, не могут быть результатом индукции, к-рая не способна придать теоретич. выводам необходимой всеобщности. Юм сделал вывод, что всякое утверждение относительно всеобщности или необходимости чего бы то ни было есть не более чем верование. Кант отверг этот вывод, противопоставив ему положение, согласно к-рому всеобщность и необходимость положений науки и философии не зависят ни от произвола познающего субъекта, ни от опыта. Всеобщность и необходимость сообщаются знанию априорными, всеобщими и необходимыми формами чувственности и рассудка. Это учение неизбежно привело к агностицизму, поскольку формы, присущие познающему субъекту и служащие ему для синтеза чувств. данных, не могут быть отнесены к объективной реальности, существующей независимо от человеч. чувственности и рассудка; эту объективную реальность Кант обозначил как непознаваемую "вещь в себе". Нек-рые предшественники Канта (напр., Лейбниц) признавали наличие в нашем познании априорных истин, однако они полагали, что априорное, будучи независимым от опыта, необходимо не для познания чувственно данного, а для постижения сверхопытного, трансцендентного. Кант решительно выступил против этой концепции, доказывая несостоятельность любых претензий на сверхопытное знание, невозможность теоретич. обоснования бытия бога, бессмертия души. Априорное, т.е. всеобщее и необходимое в нашем знании, применимо, с его т. зр., лишь для синтеза чувств. данных. Априорными формами чувственности являются, по Канту, пространство и время, а априорными категориями рассудка – двенадцать категорий, к-рые Кант выводил из анализа четырех формальнологич. групп суждений. Анализируя каждую группу категорий (количества, качества, отношения и модальности), Кант отмечал характерное для них диалектич. единство триадич. типа. Однако он не шел дальше этой констатации в анализе взаимоотношений категорий и не показывал их взаимопереходов, движения. Т.о., кантовская система категорий носила в основном метафизич. характер.

В связи с  анализом априорных форм мышления Кант ставил вопрос о необходимости создания новой, трансцендентальной логики, отличающейся от обычной, формальной логики, чем  положил начало развитию диалектической логики.

Кант развил и усугубил имевшееся в прежней философии разграничение рассудка и разума. Если рассудок ограничивается категориальным синтезом чувств. данных, то разум по самой своей природе стремится к тому, чтобы выйти за пределы опыта и постигнуть абсолютное. Это стремление также должно быть предметом изучения трансцендентальной логики, а именно трансцендентальной диалектики. Диалектику Кант усматривал в противоречивом характере умозаключений разума, в противоречиях, присущих его осн. априорным идеям: психологической (идее души), космологической (идее мира как целого), теологической (идее бога). Поскольку все эти идеи не могли быть обоснованы опытом и выражают фатальное стремление разума постигнуть непостижимое, постольку разум неизбежно впадает в заблуждения (противоречия), пытаясь доказать реальность этих идей. Учение о диалектике разума приводит, т.о., к выводу о неизбежности его заблуждений. Однако рациональным в трансцендентальной диалектике Канта являлась мысль о противоречивости разума (см. Антиномия), мысль, к-рая выводит за пределы формальнологич. представления о том, что источником противоречий в мышлении является несоблюдение правил логики.

Идеи разума – идеалы знания, к-рые направляют весь познават. процесс независимо от какого бы то ни было опыта. Неспособность теоретич. разума обосновать эти идеи не является, с т. зр. Канта, основанием для отказа от них. Эти идеи, согласно Канту, могут быть обоснованы практич. разумом как необходимые постулаты нашего нравств. поведения. В "Критике практического разума" Кант обосновывал учение о примате практич. разума над теоретическим. Несмотря на крайне узкое понимание практич. разума (лишь как нравств. деятельности), это учение содержало в себе зародыш глубокой диалектич. постановки вопроса о том, что практич. деятельность образует основу теоретич. познания. То, что не может быть установлено одним лишь теоретич. путем, утверждается практич. разумом, деятельностью, к-рая содержанием своим подтверждает предпосылки, из к-рых она исходит.

Учение Канта  уже в конце 18 в. вызвало оживленную филос. дискуссию в Германии.

Кантианство подвергалось критике. Сторонник Канта Рейнгольд  пытался конкретизировать кантовское учение о чувств. представлениях с  целью смягчить агностицизм и  субъективизм, неизбежно вытекающие из учения Канта о чувственно невоспринимаемой "вещи в себе" и априорных формах чувств. восприятия. Якоби показал противоречивость кантовского понятия о "вещи в себе", невозможность с позиций кантовской философии доказать существование внешнего мира. В противовес Канту Якоби пытался обосновать теорию непосредств. знания. В том же духе подверг критике философию Канта Гаман. Шульце отверг учение Канта о "вещи в себе" и пытался возродить филос. скептицизм в духе Юма и его предшественников (см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 184). С субъективно-идеалистич. позиций, родственных берклеанству, подвергал Канта критике и Маймон.

Информация о работе Немецкая философия