Немецкая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:02, реферат

Краткое описание

Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско-платоническо-христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской мистике, в письмах и нравоучительных произв. Хильдегарды Бингенской и др. рейнских и фландрийских монахинь. Наиболее значительной среди них была Мехтильд Магдебургская. Благочестие братьев по совместной жизни или др. братств лежало в основе деятельности крупных нем. мистиков: Мейстера Экхарта, Генриха Сузо и Иоганна Таулера. К ним относятся также: Гирт Грот, Фома Кемпийский и неизвестный автор "Немецкой теологии"; см. также Мистика. Ведущим нем. философом эпохи Возрождения является Николай Кузанский; он предвосхитил некоторые черты философии Лейбница и Гегеля – особенно своим частью еще магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей».

Файлы: 1 файл

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИ1.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Одним из наиболее влиятельных иррационалистских  течений в 20–40-х гг. 20 в. стал экзистенциализм. Общий кризис капитализма, особенно резко потрясший бурж. сознание вследствие поражения герм. империализма в двух мировых войнах, отразился в экзистенциалистском превращении "тревоги" и "ужаса" в неизбежный фон бессущностного, нелепого существования. Свойственный философии жизни разрыв между интуицией и рассудком был истолкован теперь как беспрестанно углубляющийся раскол внутри самой жизни, в самой сердцевине к-рой гнездится подтачивающая ее изнутри злобная сила – "ничто" (Хейдеггер). Хейдеггер и Ясперс рассматривают, вслед на Ницше, категорию "нигилизма", в к-ром первый видит "закономерность происходящего", его "логику", его "судьбу" (см. M. Heidegger, Nietzsche, Bd 2, Stuttg., 1961, S. 278), a второй предлагает в качестве средства преодоления нигилизма истинную коммуникацию. Если Шпенглер жаловался на то, что "время страшно..., жутко" (см. "Закат Европы", М., 1923, с. 91, 134), то Хейдеггер изобразил его как силу, телеологически направляющую все существующее к гибели.

Объективно-идеалистич. нап-р а в л е н и е в Н . ф. начиная с сер. 19 в. было представлено (не считая гегельянцев – от Ф. Рихтера до Лассаля) многими, но не очень влият. одиночками. Религ. философия, в основном в ее католич. варианте, возобладала в духовной жизни Германии после 2-й мировой войны (см. Неотомизм). Представителями послегегелевского идеализма с теистич. окраской были И. Г. Фихте (1796–1879), X. Г. Вейсе (1801–66), Баадер, А.Гюнтер (1783–1836), О. Пфлейдерер (1839–1908) и др. Спиритуализацией естествознания в сер. и конце 19 в. занялись сторонник психофизич. параллелизма Фехнер, монадолог Лотце, возродивший аристотелеву энтелехию виталист Г.Дриш (1867–1941) и др. Еще в 1-й половине 19 в. разновидность монадологии, метафизически соединявшая в себе элеатско-платоновские, лейбницеанские и кантианские мотивы, возникла в соч. Гербарта, оказавшего влияние на Дробиша, X. Штейнталя (1823–99), Фолькмана и др. Позднее, используя элементы монадологии и кантианства, целую школу [Эббингауз, Р. Эйслер (1873–1926), Паульсен, Мёйман и др. ] создал "идеалреалист" Вундт, философия к-рого тяготеет к волюнтаристич. идеализму. Наибольшую известность он приобрел не своей филос. системой, а разработкой им экспериментальной и социальной психологии. Особняком стоял Я. Икскюль (1864–1944), занимавшийся спекулятивными изысканиями по поводу отношения организма и среды.

В нем. социологии, несмотря на начавшийся в нач. 20 в. процесс  выделения ее в особую область  знания, еще долго сохранялись  ее тесные узы с философией. М. Вебер  соединил идеи позитивистского номинализма с учением об априорных конструкциях "идеальных типов" в духе неокантианства. Основатели геополитики Ратцель и швед Челлен, К. Хаусхофер (1889–1946), социал-дарвинисты и расисты Л. Гумплович (1834–1909), Г. Ратценхофер (1842–1904), Чемберлен, Л. Вольтман (1871–1907), Аммон, Ф. В. Шальмейер (1857–1919) развивали принципы, подготавливавшие фашистскую идеологию. Под влиянием идей Шопенгауэра сложилась концепция социолога Тённиса.

Непосредств. духовным предтечей нем. фашизма был Шпенглер. Выражая настроения нем. буржуазии, только что потерпевшей поражение в первой мировой войне, он поносил разум и превозносил интуицию, истолковывая историч. события как символич. свидетельства "судьбы". Предрекая гибель бурж. культуры, Шпенглер сделал новый шаг по пути превращения мифа в гл. гносеологич. категорию. Он сыграл заметную роль в подготовке национал-социалистич. демагогии.

Воинствующий  иррационализм, мифологизация философии, утверждение в человеке звериного, демонич. начала, цинич. аморализм –  все эти черты ницшеанства позволили А. Розенбергу, офиц. философу гитлеризма, провозгласить Ницше своим предтечей, а Боймлеру возвеличить его как борца против картезианского культа разума и "великого врага" гуманизма. Обоснованию политич. авантюризма и милитаризма служили "теории" ставших впоследствии офиц. идеологами национал-социализма Юнгера, Крика и Боймлера. Последний, напр., утверждал, что мирное сосуществование народов – это смерть духа, а "жизнь" его заключается в войне, причем Н. ф. должна была соответствовать "молчаливой солдатской философии прусского генерального штаба".

По мере того как в политич. жизни Германии одерживали верх все более реакционные  и агрессивные круги буржуазии, происходило неуклонное разложение и вырождение бурж. филос. мысли. Процесс  мистификации обществ. отношений и мифологизации теоретич. сознания достиг своего апогея в нем. философии истории и в социологии в период фашизма. Юнгер провозгласил, что "история есть движение мифологических образов", а Г. Фрайер, поставленный нацистами во главе "Немецкого социологического общества", сформулировал новые задачи социологов как интерпретацию всех социальных движений в виде борьбы между расами, разжигание зоологич. шовинизма и разработку приемов воспитания "молодого поколения фюреров". В кн. "Революция справа" ("Revolution von rechts", Jena, 1931–32) Фрайер утверждал, что фюрер – это высшая стадия развития мистич. духа, стоящая выше гос-ва. Близкие к этим взгляды излагали К. Пфеффер и примкнувший к гитлеризму австр. философ Шпанн, к-рый рассуждал о корпоративном гос-ве как о совокупности ступеней возвышения спиритуального начала. Важные функции в рамках нем.-фашистской социологии выполняла геополитика: рассуждения Хаусхофера о "народе и территории" совпадали фактически с заклинаниями Гесса и Гитлера о "крови и почве", "расе и пространстве" и т.п.

Развитие Н. ф. после разгрома н е м . ф а  ш и з м а пошло двумя  различными путями: в ГДР восторжествовал  марксизм-ленинизм, в Зап. Германии сохраняется иррационалистич. и  религ. философия; на идеологич. вооружение господств. политич. партиями принят католич. клерикализм. Гл. филос. течения в ФРГ – неотомизм и экзистенциализм. Крупнейшие совр. католич. философы в Зап. Германии – Я. Гоммес, А. Демпф (р. 1891), Й. Де Фрис, В. Лакебринк, В. Бруггер, К. Брокмеллер, Ф. Рошкамп, К. Ранер, Р. Лаут. Католич. вариант экзистенциализма развивает М. Мюллер. Следует также отметить неотомистских философов Кнолля и Хеера – в Австрии, Ю. Бохеньского – в Швейцарии. В Пуллахе, Фрейбурге, Мюнстере, Фульде – в ФРГ, Граце и Инсбруке – в Австрии сложились крупные центры подготовки неотомистских кадров и издания неотомистской лит-ры.

Филос. концепции  протестантизма развивают Кун (ныне председатель "Немецкого философского об-ва"), Р. Бультман, Г. Горст-Шрей, Ф. Гогартен (р. 1887), М. Нимеллер, "диалектич. теология" к-рых восходит к экзистенциализму Кьеркегора. В Швейцарии аналогичные теории разрабатывает К. Барт.

Еще в период засилья нацистской философии в  Германии особняком держался Н. Гартман, вышедший из марбургской школы неокантианства. Его "новая онтология" постулировала плюрализм "слоев" бытия и пыталась приостановить процесс субъективизации и иррационализации бурж. филос. мышления и одновременно занять компромиссную неореалистич. позицию, к-рая возвышала бы его над материализмом и идеализмом, на отличном от позитивизма пути возрождения метафизики. Неореализм Гартмана получил продолжение у Г. Якоби (р. 1881), а также в "критическом реализме" Б. Бавинка (1878–1949) и Венцля, во многом отличающемся от "критического реализма" Кюльпе и А. Мессера (1867–1937) и дополненном религ. идеями, отсутствовавшими у Гартмана. В послевоен. условиях "критический реализм" А. Венцля выступил в функции посредника между неореализмом и католицизмом, сближая их в общую эклектич. концепцию. Венцль широко использовал аристотелевско-томистскую идею о иерархичности структуры мира и апеллировал к естествоиспытателям, разочарованным в позитивизме. Разочарование это в 50-х гг. 20 в. стало заметным. Нем. участники бывшей копенгагенской школы физиков-неопозитивистов изменили свои взгляды. Гейзенберг, приняв возражения Кассирера против Венского кружка, перешел к концепции, по существу тяготеющей к платонизированному объективному идеализму (см. Реализм), П. Иордан стал воинствующим неотомистом [скандальное свидетельство его падения как ученого – книга "Провалившийся мятеж" ("Der gescheiterte Aufstand", Fr./M., 1956) ]. Кроме того, "христианскую физику" пытается разработать Вейцзекер (р. 1912). С др. стороны, в материалистич. плане развиваются воззрения физика М. Борна (р. 1882).

Совр. зап.-герм. социология продолжила реакц. традиции бурж. социологии 1-й пол. 20 в. Опираясь на многочисл. спец. институты, эта социология стремится обелить фашистское прошлое, активно борясь против марксизма. Для ряда зап.-герм. антимарксистов характерно заимствование ими псевдомарксистской фразеологии. В той или иной степени это было свойственно эмигрировавшим из Германии представителям "социологии познания" К. Манхейму (1893–1947) и X. Маркузе. Псевдомарксистская фразеология была использована и руководителем Франкфуртского ин-та социальных исследований Т. Адорно, превратившим гегелевский идеализм в обоснование пессимистич. взглядов на прогресс, а также пропагандистом амер. концепции менеджеризма П. Зерингом ("Jenseits des Kapitalismus", W., 1948) и Ф. Боркенау. Гегельянский вариант псевдомарксизма развивает ныне Э. Блох. Влияние амер. бурж. социологии вообще и вульгарно-эмпирич., в частности, на зап.-герм. социологию заметно возросло. Распространилась эмпирич. социология и социография (Кёниг, р. 1906, Г. Шельский, р. 1912, Бурхбахер, Нейло и др.), в рамках к-рых выделяются по тематике (но не по теоретич. принципам) "производств. социология" (Шельский), изучающая роль и место в произ-ве различных его участников с т. зр. рекомендаций, к-рые помогли бы затушить классовую борьбу на капиталистич. предприятии (при этом используется амер. концепция т.н. "human relations" – "человеч. отношений"), и "политическая социология" (ею в той или иной мере занимаются О. Штаммер, Р. Дарендорф, а также Бергштрассер, Ландсхут, Абендрот и др.).

В наст. время  в нем. бурж. социологии усиленно эксплуатируется  вновь поднятая еще "философами жизни" тема отчуждения, к-рое объявляется  гл. чертой совр. эпохи. "Философская  антропология", еще в 30-х гг. наметившаяся у Лёвита и Ротхаккера, пропагандируется ныне также М. Ландманом, Г. Вейном, Я. Гоммесом, А. Демпфом, X. Плеснером, Ф. Ринтеленом, О. Больновым, Брюннингом, Хадамером и др. В центре ее внимания – идея извечного непреодолимого отчуждения человека.

Снова возродилась  геополитика, пропаганду идей к-рой возобновил Хаусхофер. К. Шумахер вновь провозгласил лозунг "Народ без пространства!", а с 1951 Э. Ашенбах возобновил издание геополитич. журнала ("Zeitschrift für Geopolitik"), в к-ром активно участвуют А. Грабовский и др. Особенностью послевоен. геополитики является замена расовой концепции германоцентризма культурно-психологич. концепцией европоцентризма, а также учением об извечных якобы воен. столкновениях между морскими и сухопутными державами.

Очень много  соч. выходит ныне в Зап. Германии по социологии войны и мира. Их авторы на разные лады обосновывают вечность и неизбежность войны. Одни из них ссылаются на геополитич. или на мальтузианские доводы, другие – на инстинкты, биологически присущие людям, третьи винят во всем "демона техники". Крайний пессимизм и утрата каких-либо перспектив – лейтмотив большинства этих работ. Зап.-герм. социология не только не избавилась от нацистского идеологич. багажа, но и, наоборот, в ряде случаев осуществила его рецепцию в процессе своего насыщения антикоммунистич. идеями. За последнее время в Зап. Германии появились работы отд. прогрессивно настроенных историков обществ. мысли, в к-рых подчеркиваются гуманистич. идеи учения Маркса.

И. Нарский. Москва.

Марксистская  философия (сер. 19–20 вв.)

В 40-х гг. 19 в. происходит революц. переворот в философии: возникает марксизм (см. Марксизм-ленинизм, Маркс, Энгельс).

Своеобразие историч. обстановки в Германии, находившейся накануне бурж. революции, обусловило то обстоятельство, что именно эта  страна явилась родиной марксизма. В 1844 окончательно завершается переход Маркса от революц. демократизма к пролет. коммунизму и диалектич. материализму. В этот же период начинается совместная политич. и науч. деятельность Маркса и Энгельса. Плодами ее в 40-е гг. явились труды "Святое семейство", "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии". В "Святом семействе" принципы филос. материализма и в особенности материалистич. объяснение истории выступили впервые в качестве методологич. основания для важнейших выводов науч. социализма. Здесь получила свое выражение линия Маркса и Энгельса на размежевание с мелкобурж. нем. радикализмом (идеологами к-рого выступали младогегельянцы) не только в политич. вопросах, но и в области философии. Важной вехой в формировании философии марксизма, знаменующей переход от метафизич. материализма к диалектическому, стали написанные Марксом "Тезисы о Фейербахе". В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс всесторонне обосновали материалистич. понимание истории (см. Исторический материализм) и начали разработку теории пролет. революции и учения о коммунизме. В работе Маркса "Нищета философии" был глубоко проанализирован вопрос о противоположности материалистич. диалектики идеалистич. методу Гегеля, намечен в общих контурах разработанный впоследствии метод восхождения от абстрактного к конкретному, дана критика метафизики и мелкобурж. мировоззрения Прудона. Период формирования философии марксизма завершается созданием "Манифеста Коммунистической партии", в к-ром диалектич. и историч. материализм выступают в качестве филос. основы науч. коммунизма. Материалистич. понимание истории и революц. диалектика применены здесь к обоснованию учения о партии рабочего класса, ее тактики, к разработке программы социалистич. пролет. революции.

В нач. 50-х гг. Маркс и Энгельс уделяли преимуществ. внимание проблемам материалистич. понимания истории.

Деятельность  Маркса и Энгельса была органически  связана с практикой революц. борьбы пролетариата. Именно поэтому  теории классов и классовой борьбы, государства и права, социальной революции, идея непрерывной революции и др. получают в их трудах глубокую разработку в ходе исследования политич. и тактич. задач пролетариата в буржуазной и бурж.-демократич. революциях. Обобщение практики революций дало возможность значительно конкретизировать теорию диктатуры пролетариата. Был сделан вывод о необходимости слома бурж. гос. машины в ходе победоносной социалистич. революции ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта"), обогативший марксистскую теорию гос-ва и социалистич. революции (см. такжеработы Маркса "Классовая борьба во Франции с1848 по 1850 гг.", 1850; Энгельса "Революция и контрреволюция в Германии", 1851–52).

Во 2-й пол. 50-х  и в 60-х гг. развитие философии  марксизма происходило гл. обр. в  связи с экономич. исследованиями Маркса. Первостепенное значение для развития филос. мысли в этот период имели марксовы "Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie" (см. "Экономические рукописи1857–58 годов", "К критике политической экономии", "Капитал"). В рукописях "Grundrisse", явившихся первым наброском "Капитала", Маркс разработал далее ряд вопросов материалистич. диалектики; обогатил материалистич. понимание истории теорией обществ.-экономич. формаций, предшествующих капиталистич. произ-ву, раскрыл взаимодействие общих и специфич. законов историч. процессов, наметил контуры науч. теории коммунистич. формации (коммунистич. обществ. отношения, особенности действия экономич. законов, критерий коммунистич. прогресса, проблема свободного времени). Во "Введении" (Из Экономических рукописей 1857–1858 годов) был раскрыт метод восхождения от абстрактного к конкретному, рассмотрены нек-рые проблемы эстетики, проанализирована диалектика взаимоотношения различных сторон экономич. жизни общества, "Предисловие" к работе "К критике политич. экономии" содержало классич. формулировку сущности материалистич. понимания истории. "Капитал" подвел итоги развития филос. проблем марксизма в экономич. исследованиях. "В "Капитале" применена в одной науке логика, диалектика и теория познания материализма [не надо 3-х слов: это одно и то же ]..." (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 315), разработаны законы и категории материалистич. диалектики; показано единство историч. и логич. методов исследования; раскрыта диалектика развития капиталистич. формации, доказана неизбежность крушения капитализма и перехода общества к коммунистич. обществ. формации. Очень важным для анализа духовной жизни бурж. общества и для понимания положения личности в условиях капитализма является учение Маркса о капиталистич. разделении труда, о товарном фетишизме и об отчуждении личности.

Информация о работе Немецкая философия