Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:02, реферат
Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско-платоническо-христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской мистике, в письмах и нравоучительных произв. Хильдегарды Бингенской и др. рейнских и фландрийских монахинь. Наиболее значительной среди них была Мехтильд Магдебургская. Благочестие братьев по совместной жизни или др. братств лежало в основе деятельности крупных нем. мистиков: Мейстера Экхарта, Генриха Сузо и Иоганна Таулера. К ним относятся также: Гирт Грот, Фома Кемпийский и неизвестный автор "Немецкой теологии"; см. также Мистика. Ведущим нем. философом эпохи Возрождения является Николай Кузанский; он предвосхитил некоторые черты философии Лейбница и Гегеля – особенно своим частью еще магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей».
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Нем. мыслители
принимали участие уже в
Философский энциклопедический словарь. 2010.
НЕМЕ́ЦКАЯ ФИЛОСО́ФИЯ
Развитие Η. ф. можно разделить на след. осн. этапы:
1) ср.-век. философия (9–15 вв.);
2) философия эпохи гуманизма и Реформации (15–16 вв.);
3) философия эпохи Просвещения (17–18 вв.);
4) классич. философия (2-я пол. 18 – сер. 19 вв.);
5) бурж. философия (сер. 19–20 вв.);
6) марксистская философия (сер. 19–20 вв.).
Средневековая философия (9–15 вв.)
К середине 9 в. заканчивается процесс обращения германцев в католичество. К этому времени исчезает "миссионерская" лит-ра, вольно и популярно излагавшая христианство, ее место занимает схоластика, в значит. степени лишенная нац. самобытности и следующая рим. богословской традиции. Первыми крупными представителями схоластики были Храбан Мавр (р. ок. 776 – ум. 856), поклонник философии Платона, автор энциклопедич. трактата "De universo" и Ноткер Губастый (ок. 950–1022), переведший на нем. яз. нек-рые соч. Аристотеля и Боэция и сам написавший ряд трактатов по логике. Храбан и Ноткер стремились приобщить немцев к античной филос. культуре, считая, что она способствует изучению и обоснованию христ. богословия. Вершиной ортодоксальной схоластики был Альберт фон Больштедт. Ортодоксальной католич. схоластике противостоял аверроизм, распространившийся гл. обр. в Испании, Франции и Италии, но дошедший и до Германии. Влияние аверроизма заметно в учениях Штернгассе и Дитриха Фрейбергского.
Формой несогласия с офиц. религ. идеологией была мистика. Мистич. искания непосредственного (минуя церковь и духовенство) общения с богом характерны как для крайне индивидуалистически настроенных мыслителей, так и для тех, кто таким путем пытался выразить оппозицию угнетенных социальных слоев господств. строю. В ср.-век. мистике сложным образом сочетались как реакционные, так и прогрессивные тенденции. "Революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания. Что касается мистики, то зависимость от нее реформаторов XVI века представляет собой хорошо известный факт; многое заимствовал из нее также и Мюнцер" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Распространение мистики в ср.-век. Германии отражало специфич. условия социального развития страны. Рост городов и недовольство бюргерства феод. строем, офиц. идеологией к-рого был католицизм, беспрестанные распри между императором и Ватиканом, слабость ортодоксальной христ. традиции в стране, где были еще живы пережитки языч. культов, – все это способствовало расцвету религ.-мистич. исканий. Вместе с тем мистика в Германии была своеобразной формой усвоения античной (неоплатонической) и араб. филос. традиции и в этом смысле также подготовкой гуманистич. философии эпохи Реформации. В противоположность ортодоксальной схоластике, ориентировавшейся на Аристотеля, мистики апеллировали к Платону и Плотину, учение к-рого об эманации устраняло противоположность между природой и богом, открывало путь к пантеизму.
К представителям ранней т.н. "женской мистики" относятся монахиня Хильдегарда Бингенская (1098–1179) – визионерка, записывавшая свои видения, а также занимавшаяся естеств. историей и медициной, и Мехтильда Магдебургская (ок. 1212–83), трактат к-рой "Об истекающем свете божества" ("Das fliessende Licht der Gottheit") окрашен в эротич. тона. В 13 в. мистич. учения все больше становятся идейным знаменем антифеод. движения бегардов и бегинок (Мехтильда была бегинкой). Здесь все решительнее провозглашался разрыв с традиц. ср.-век. мировоззрением, идеалом к-рого было монашеское смирение и выдвигалось требование активного вторжения в жизнь. Человек-тварь христ. религии превращается у мистиков в человека-творца, равного богу, причем это относится ко всем людям, вне различия звания и сословия; добрый человек как таковой имеет качество бога. В основе подобных взглядов лежат протест бюргерства и гор. плебейства против сословного неравенства и феод. господства.
Как это ни парадоксально, но для средневековой мистики в Германии, особенно для Экхарта, учение к-рого было объявлено еретическим, характерно не принижение, а возвеличивание разума. Учение Экхарта было в дальнейшем развито, с одной стороны, в религ.-мистич. направлении доминиканским монахом Сузо, с другой, – Таулером, искавшим путей к богу в мирской деятельности. Через Таулера эти идеи оказали влияние на вождей Реформации и Крестьянской войны, в частности Лютера, проявлявшего большой интерес к мистике, напр. к анонимному произведению мистич. характера, примыкавшему к кругу Таулера, – "Немецкой теологии" ("Ein deutsch Theologia", 1518). Название книги было дано Лютером, впервые издавшем ее. Среди наиболее известных мистич. произведений 15 в. следует назвать "О подражании Христу" ("De imitatione Christi", 1472), к-рое выдержало (вплоть до наст. времени) более 2000 изданий. Авторство этой книги приписывается монаху Фоме Кемпийскому. Мистика не утратила своего значения и в следующий период истории Н. ф. – период гуманизма и Реформации.
Подготовка Реформации происходила также и в сфере светского свободомыслия. Резким насмешливым отношением к католич. церкви и к религии вообще была проникнута поэзия бродячих певцов – вагантов, к-рые пародировали Евангелие, высмеивали Ватикан и духовенство, прославляли радость жизни. К 13 в. восходят идейные истоки знаменитого атеистич. трактата "О трех обманщиках", в к-ром утверждалось, что основатели трех мировых религий – Моисей, Христос и Магомет – были обманщиками.
Философия эпохи гуманизма и Реформации (15–16 вв.)
Новые веяния усиливаются в 15 в. Развитие производит. сил, обострение социальной борьбы, распространение науч. знаний, воздействие культуры итал. Возрождения влияли на судьбы духовной жизни Германии, все явственнее ощущалась потребность в коренных идеологических переменах. На рубеже двух эпох возвышается фигура Николая Кузанского, римско-католич. богослова, но вместе с тем и натурфилософа, звавшего к изучению природы, к практике. Уже при его жизни в Германии все шире развертывалась деятельность писателей-гуманистов, критиковавших схоластику и ср.-век. аскетизм, выступавших против церк. и феод. опеки над личностью, за ее свободное, гармонич. развитие. Нем. гуманистич. мысль развивалась не в придворных кругах (как это было в Италии), а гл. обр. в стенах ун-тов, в среде бюргерства и мелкого рыцарства. На переднем плане стояли проблемы религии и философии, они широко дебатировались в лит-ре, в устных выступлениях, но критика католицизма и социальных порядков не выливалась в программу практич. действий. Творчество нем. гуманистов было глубоко противоречивым. Это характерно как для Агриколы, сочетавшего интерес к антич. культуре с христ. благочестием, так и для Рейхлина, резко выступавшего против церк. обскурантизма, но находившегося в стороне от развернувшейся политич. борьбы. Особняком стоит Гуттен – выразитель интересов мелкого дворянства, участник рыцарского восстания 1522–23.
Начало Реформации, к-рая явилась для Германии своеобразной формой бюргерской революции, положил Лютер. Выступления Лютера против католич. духовенства и рим. папы нашли широкий отклик не только в среде бюргерства и мелкого дворянства, но и в нар. массах, страдавших от феод. гнета. Однако, когда революция стала перерастать в народную, Лютер, первоначально относившийся сочувственно к борьбе крестьян, резко изменил свою политич. ориентацию, объявил всякий бунт "дьявольским", призывал к уничтожению мятежников и подчинению законной власти. В результате Реформации в значит. части Германии образовалась церковь, приспособленная для бурж. развития страны. Большое значение для Н. ф., культуры и нац. самосознания имела реформа лит. нем. языка, осуществленная Лютером. Собств. филос. искания Лютера ограничивались развитием традиций нем. мистики; культура классич. древности оставалась ему глубоко враждебной.
Филос. программу протестантизма сформулировал Меланхтон, направивший гл. свои усилия на соединение гуманизма и Реформации. От него берет начало протестантская неосхоластика, Аристотеля приспосабливали к нуждам лютеранства. Меланхтон в известной мере продолжил схоластич. традицию, дискредитированную развитием мистики. Этот новый перипатетизм укрепился затем и в протестантских учебных заведениях, и в литературе, образовав протестантскую школьную философию 16–17 вв. Впрочем, и католич. схоластика не утратила в это время известного распространения и влияния. Положит. тенденции в пределах схоластики (см. Номинализм), рационализм к-рой противостоял реакц. линии развития мистицизма, были учтены как гуманистами, так и естествоиспытателями и философами-рационалистами 17–18 вв.
Крестьянская война, пламя к-рой в 1524–25 охватило почти всю Германию, выдвинула ряд революц. деятелей и мыслителей, наиболее выдающимся из к-рых был Мюнцер, в богословской форме проповедовавший пантеистич. учение, соприкасавшееся с атеизмом и коммунистич. идеями. К кругу людей, близких Мюнцеру, принадлежал Иоганн Гергот – предполагаемый автор опубликованного в 1527 утопич. соч. "О новом преобразовании христианской жизни", в к-ром провозглашалось требование общности имуществ. Участником нар. восстания был и Парацельс – знаменитый врач и натурфилософ-пантеист. Отзвуки Крестьянской войны слышны в социальной критике С. Франка, мистика-пантеиста, мечтавшего о мире без войн и имуществ. неравенства.
Экономич. и политич. подъем, к-рый переживала Германия в 1-й пол. 16 в., связанное с ним развитие естеств. наук вызвали к жизни светские филос. учения, вплотную приблизившиеся к материализму. Такой характер, в частности, носило учение Георга Агриколы (1494–1555) – основателя горного дела, врача, историка. Но ведущую роль даже в этот период в Н. ф. все же играли учения, так или иначе связанные с традициями мистики. Влияние мистики усилилось после поражения Крестьянской войны. Эту линию нем. филос. развития представляют Агриппа (Неттесхеймский), В. Вейгель, Бёме. Дань мистике, в к-рой усиливались диалектич. тенденции, отдавали даже такие крупные естествоиспытатели, как Кеплер, сыгравший огромную роль в развитии материалистич. представлений о космосе.
Эпоха, в к-рую жили Бёме и Кеплер, – тяжелая пора в истории Германии. Хозяйств. упадок, вызванный перемещением осн. торг. путей из рек и морей Сев. Европы в Атлантич. океан, усугубился Тридцатилетней войной. К окончанию этой войны страна лежала в руинах, обескровленная, разделенная на множество мелких гос-в. Германия в течение длит. времени пребывала в состоянии полного застоя. Лишь к концу 17 в. появляются признаки нового подъема.
Философия эпохи Просвещения (17–18 вв.)
Для Н. ф. 18 в. характерно внедрение идеи историзма, идеи развития, связанной с подъемом естествознания. Накопление множества фактов, произведенное в предшествовавшую эпоху, ставило вопрос об их истолковании, о рассмотрении природы в развитии, во взаимной связи ее элементов. После открытия Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчислений идеи диалектики стали проникать в наиболее абстрактную из наук – математику. Значительно расширились представления о Вселенной. Кант выдвинул диалектич. гипотезу происхождения солнечной системы. Идея развития рождалась также в недрах биологии. "...Почти одновременно с нападением Канта на учение о вечности солнечной системы, – писал Энгельс, – К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции" ("Диалектика природы", 1964, с. 14–15). В 18 в. идея историзма стала проникать и в обществ. дисциплины. Появляются обобщающие труды по политич. истории, по истории философии. Винкельман положил начало совр. археологии и истории искусств. Однако в целом нем. науч. знание 18 в. оставалось метафизическим, что справедливо даже по отношению к Лейбницу. Соч. Лейбница отмечены гениальными диалектич. идеями, но он в то же время дает метафизич. формулировки о том, что природа не делает скачков и др. X. Вольф явился одним из классич. представителей метафизич. способа мышления в 18 в. с его плоской телеологией, отрицанием противоречия в бытии и мышлении и т.п. Следует отметить, что лейбнице-вольфианской, в основном идеалистич., школе, в особенности воззрениям двух ее крупнейших представителей – Лейбница и Вольфа, были свойственны тенденции механистич. материализма, связанные гл. обр. с естеств.-науч. просветительскими идеями. Вольф и его ученики, считая себя систематизаторами философии Лейбница, догматизировали и вульгаризировали ее.
Философия нем.
Просвещения в социально-