Немецкая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:02, реферат

Краткое описание

Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско-платоническо-христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской мистике, в письмах и нравоучительных произв. Хильдегарды Бингенской и др. рейнских и фландрийских монахинь. Наиболее значительной среди них была Мехтильд Магдебургская. Благочестие братьев по совместной жизни или др. братств лежало в основе деятельности крупных нем. мистиков: Мейстера Экхарта, Генриха Сузо и Иоганна Таулера. К ним относятся также: Гирт Грот, Фома Кемпийский и неизвестный автор "Немецкой теологии"; см. также Мистика. Ведущим нем. философом эпохи Возрождения является Николай Кузанский; он предвосхитил некоторые черты философии Лейбница и Гегеля – особенно своим частью еще магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей».

Файлы: 1 файл

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИ1.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Фейербах –  крупнейший представитель домарксовского материализма в Германии. Историч. значение его философии заключалось, прежде всего, в том, что он подверг основат. критике философию Гегеля и идеалистич. спекуляцию вообще. То обстоятельство, что он не смог материалистически переработать диалектику Гегеля, было неизбежно в силу бурж. ограниченности этого мыслителя. Диалектика в ее рациональном, т.е. материалистич. виде, как указывал Маркс, принципиально несовместима с бурж. идеологией даже в ее наиболее прогрессивной форме. Фейербах был идеологом бурж.-демократич. революции в Германии. Его философия завершила развитие нем. классич. философии, его материализм послужил отправным пунктом дальнейшего развития филос. мысли. Этим объясняется то влияние, к-рое философия Фейербаха (как и философия Гегеля) оказала на Маркса и Энгельса в период формирования их взглядов.

Великое историч. значение нем. классич. философии, ее выдающаяся роль в истории философии заключается  в том, что она стала одним  из идейных источников марксистской философии, созревшей в 40-х гг. 19 в. (изложению ее истории в Германии посвящен спец. раздел настоящей статьи).

Т. Ойзерман. Москва.

Бурж. философия  и социология 2-й пол. 19–20 вв.

Поражение бурж.-демократич. революции 1848–49 привело к глубоким изменениям в бурж. Н. ф. С сер. 19 в. в Н. ф. воцарился "скудоумный эклектизм" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 317) и наступила, по признанию Риккерта, "эпоха философского малодушия...", когда была "сломлена отвага познавания..." (см. "Границы естественно-научного образования понятий", СПБ, 1903, с. 15, 16). Н. ф. дробится на различные эпигонские школы. Пессимизм, агностицизм и иррационализм овладевают сознанием бурж. философов. В канун империалистич. эпохи эти веяния в Н. ф. оказывают сильное влияние на филос. мысль в Австрии и немецкоязычной части Швейцарии.

В бурж. Н. ф. предимпериалистич. и империалистич. периодов можно  выделить четыре осн. направления:

1) метафизически-материалистическое;

2) агностически-позитивистское;

3) волюнтаристски-иррационалистическое и

4) объективно-идеалистическое  (религиозное). Отдельно следует  характеризовать социологию этого  периода и всю бурж. Н. ф.  в период после окончания второй  мировой войны.

М е т а  ф и з и ч е с к и - м а т е р и а л и  с т и ч. мысль, далекая от диалектики и материалистич. понимания истории и в основном связанная с развитием естеств.-науч. теорий, не играла существ. роли в определении общей картины Н. ф. 19 в. Представители этого течения нередко колебались между бурж.-просветит. атеизмом и агностицизмом полупозитивистского толка. Однако нельзя отрицать заслуги, к-рая принадлежит вульгарному материализму, появившемуся в сер. 19 в. как реакция на крушение великих идеалистич. систем и как выражение заинтересованности нем. буржуазии в естеств.-науч. знании, в пропаганде этих знаний и в борьбе с религией. Вульгарные материалисты – Бюхнер, Фохт и Молешотт – понимали объективную обусловленность сознания в духе физиологич. антропологизма. Становлению этой философии способствовало разложение классич. формы антропологич. материализма Фейербаха. Вульгарный материализм, стиравший различие между философией и частными науками, в конце концов растворился в позитивизме.

Материалистич. линия в Н. ф. 2-й пол. 19 в. в значит. мере поддерживалась традициями, шедшими  от А. Гумбольдта (1769–1859), автора "Космоса" ("Kosmos", Bd 1–5, Stuttg. – Tübingen, 1845–62), в  к-ром содержались значит. элементы диалектики в связи с трактовкой Вселенной как гармонич. системы, находящейся в развитии. С именем Гумбольдта Энгельс связывал появление одной из диалектич. "брешей" в метафизич. миропонимании (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 510). Пафос всеобщего единства природы приобретал у Гумбольдта поэтич. характер, утверждая также гуманно-нравств. взгляд на мир. Своеобразную поэтич. картину мира, близкую материализму, но затем перетолкованную в духе телеологич. панпсихизма, набросал в "Новом изложении сенсуализма" ("Neue Darstellung des Sensualismus", Lpz., 1855) Г. Чольбе (1819–73), к-рый рассматривал всю духовную жизнь как продукт ощущений, а последние – как особые силы, высвобождаемые из материальной протяженности деятельностью мозга. Как и Кирхман, он оценивал познават. содержание ощущений в духе наивного реализма. Традиции "Космоса" Гумбольдта получили дальнейшее развитие в философии Геккеля, к-рая была не свободна от гилозоистич. мотивов и примирительных по отношению к религии тенденций. Но объективно Геккель в "Мировых загадках" ("Die Welträtsel", Jena, 1899) и др. соч. отразил "...н е и с к о р е н и м о с т ь естественно-исторического материализма, н е п р и м и -римость его со всей казенной профессорской философией и теологией" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 335). Основанный Геккелем "Союз монистов" (1906) стал центром атеистич. и антиклерик. пропаганды. С 1912 союз развернул свою деятельность под руководством преемника Геккеля австр. ученого Оствальда. Роль Оствальда в историко-филос. борьбе была чрезвычайно противоречивой: его попытки, подвергнутые критике Лениным, рассматривать энергию как более широкую категорию, чем материя и сознание, приближали его к махизму, но истолкование им энергии как объективно существующего начала ограждало от последовательно идеалистич. выводов. Нек-рая аналогия этому возникла в философии Э. Левенталя (1836–1917), к-рый искал всеобщую субстанцию в нематериальном и неидеальном, но в то же время вполне объективном "эфире", с тем, однако, фантастич. добавлением, что не только материя, но и человеч. души суть сгущения этой субстанции, к-рые после смерти индивидуума возвращаются в свое "эфирное" лоно, на чем Левенталь основывал предложенную им "земную религию" сознающего эфира. Наиболее настойчиво борьбу Геккеля и Оствальда против фидеизма продолжал в "Союзе монистов" биолог Г. Шмидт, автор книги "Монизм и христианство" ("Monismus und Christentum", Jena, 1906). Его материализм был непоследовательным: физическое и духовное для него – "две стороны" единого бытия. И. Фишер в кн. "Сознание" ("Das Bewusstsein", Lpz., 1874) доказывал, что сознание есть функция мозга, но Ф. Вольны в работах "Материализм в его отношении к религии и морали" ("Der Materialismus im Verhältniß zu Religion und Moral", Lpz., 1886) и "Апология материализма" ("Apologie des Materialismus", Lpz., 1890) стремился перебросить от этого правильного тезиса мостик к телепатии, пытаясь трактовать сознание как продукт непосредств. взаимодействия мозга с пространственно примыкающей к нему средой. Близки к естеств.-науч. материализму были физики Г. Герц (1857–94) и М. Ферворн (1863–1921), а также Планк и (в Австрии) Л. Больцман (1844–1906). В этике сильное влияние Фейербаха испытал Ф. Йодль (1849–1914), определявший свои воззрения как "натуралистический монизм"; однако он разделял слабости "монизма" Геккеля и перетолковывал фейербахианство в духе позитивизма. Агностич. и идеалистич. колебания многих из перечисленных выше мыслителей послужили, так же как и вульгарный материализм, питат. средой для развития в Германии 2-й пол. 19 в. позитивизма.

Помимо перерождающегося метафизич. материализма, источником а г н о с т и ч е с к и - позитивистского течения служила интерпретация критицизма Канта.

Неокантианство, в широком смысле слова, как движение, соединяющее механико-математич. истолкование природы с агностицизмом и ценностным подходом к обществ. явлениям, возникло в 60-х гг. 19 в. (Либман, Ф. Ланге). Позднее, в 80–90-х гг., оно конституировалось в две школы – марбургскую и баденскую школы, не считая более мелких разновидностей – психологизма Нельсона и близкой к позитивизму концепции Риля. Марбургская школа – Коген, Наторп, Кассирер и др. (из нее вышли также неогегельянец Либерт и ревизионисты марксизма Штаммлер и Форлендер) – трансформировала учение Канта в направлении субъективного идеализма и волюнтаризма.

Баденская школа  – Виндельбанд, Риккерт, Баух, Ласк, Мюнстерберг и др. [близки к этой группе М. Вебер и И. Кон (1869–1947), логики Зигварт и Эрдман и др. ] – придала  кантианству аксиологич. трактовку (см. Аксиология).

Позитивизм получает еще более широкое распространение в Н. ф. конца 19 в. Посредствующую роль между вульгарным материализмом и позитивизмом сыграли взгляды Дюринга, нередко приближавшегося к объективному идеализму, а между позитивизмом и неокантианством – фикционализм Файхингера и "критицизм" Риля. Впрочем, относя к числу фикций все понятия и категории философии, идеалы, ценности и саму объективную реальность, Файхингер оказался близок, с одной стороны, к прагматизму, с другой – к философии жизни. Позитивистски настроены были Лаас и Т. Циглер (1846–1918). Но гл. формой позитивизма стал в 70–90-х гг. 19 в. эмпириокритицизм, прокламирующий т.н. "средний путь" между материализмом и идеализмом. Возникнув первоначально в Швейцарии (Авенариус) и Австрии (Мах), эта, "вторая", форма позитивизма получила распространение и в Германии. В русле махизма развились имманентная философия (Шуппе, Шуберт-Зольдерн, Ремке и др.), новый вариант берклианства у Петцольдта и близкое к неопозитивизму учение Корнелиуса о законах науки как конструкциях. С махизмом позитивистские претензии "очистить" опыт от метафизики вступили в новую фазу, а на смену "физиологическому идеализму" пришел "физический идеализм". Все осн. идеи эмпириокритицизма (критика "интроекции", принципиальная координация, экономия мышления) зародились уже в 70-х гг. 19 в. на базе метафизич. и субъективно-идеалистич. истолкований термодинамики и учения об энергии в рамках классич. физики. Переворот в естествознании начала 20 в. послужил основой для формирования новейшей, "логической", разновидности позитивизма. Приняв форму неопозитивизма, последняя соединила в себе тенденции, идущие от субъективно-идеалистич. сенсуализма махистов, от логистич. рационализма марбургских неокантианцев и от конвенционализма Файхингера.

Филиалом Венского кружка неопозитивистов [Шлик, Карнап, Нейрат, Г. Ган (1880–1931) и др. ], делившим в 20-х гг. с психоанализом Фрейда власть над умами австр. бурж. интеллигенции, явилось в Берлине "Общество эмпирической философии" [Рейхенбах, Ф. Краус, В. Дубислав (1895–1937), Мизес, К. Греллинг и др. ]. Неопозитивизм в Австрии и Германии складывался по форме как реакция на гуссерлианство, ранний экзистенциализм и неосхоластику. По своей сущности это было течение, ограничивающее познават. возможности человеч. разума и глубоко враждебное диалектич. материализму. Если экзистенциалисты определяли философию как "водоворот первоначального вопрошения" без ответов (Хейдеггер), то логич. позитивисты увидели во всей прежней философии лишь хаос псевдопроблем и бессмысленных ответов (Карнап, Рейхенбах). Их попытка создать новую философию как логич. анализ языка науки оказалась лишь новым вариантом отчуждения продуктов мыслит. деятельности от реальной действительности. Элементы языка и вообще знаки, "факты" (восприятия) и "чувственные данные" (ощущения) приобрели характер фетишизированных сущностей, отгораживающих субъект от внеш. мира и деформирующих его содержание. Порочные черты "физического идеализма" были распространены неопозитивистами на математику, логику и вообще на всю систему знания, что "устранило" объективную действительность как предмет науч. и филос. исследования и заменило кантовскую априористскую "объективность" субъективно-идеалистич. конвенционализмом.

В бурж. Н. ф. конца 19 – нач. 20 вв. сильное развитие нашло  ощущение кризиса капитализма и его духовных ценностей. Пессимизм и настроение безысходности создают благоприятную почву для широкого распространения в о л ю н т а р и с т с к о -и р р а ц и о н а л и с т и ч. направления – иррационалистич. вчувствования в "жизнь" и "судьбу", упразднения разума и науки, волюнтаристич. авантюризма. Магистральная линия развития нем. иррационалистич. волюнтаризма в 19–20 вв. шла от Шопенгауэра и Кьеркегора через Ницше к философии жизни и неогегельянству, а далее к экзистенциализму. На место рационалистически истолковываемого сознания "Я" или "Идеи" и т.п. выдвигается бессознат. воля, слепой порыв. В 50-х гг. 19 в. выросла известность Шопенгауэра с его пессимистич. концепцией мира. В русле идей Шопенгауэра, соединенных с элементами гегелевской системы, сложилась философия Э. Гартмана, а также П. Дёйсена (1845–1919). Непосредств. преемником Шопенгауэра и Э. Гартмана явился Ницше, предпринявший попытку обновления идеалов бурж. общества (см. Нигилизм). Провозгласив "переоценку ценностей", он развил взгляды, во многом противоположные баденской школе неокантианцев: высшей ценностью у Ницше оказывается не "святость" и "истина", как это имело место у баденцев, а сила самопроявления личности. Его апология "сверхчеловека" и "воли к власти" впоследствии послужила одним из источников идеологии герм. фашизма.

"Философы  жизни" Дильтей, Эйкен и близкий  "ценностному" течению в  неокантианстве (и взглядам Бергсона) Зиммель уже в последней трети  19 в. противопоставили академич. агностицизму свой "стихийный"  субъективный идеализм. Их бунт против рационализма вылился в трактовку мира как совокупности эмоц. переживаний человеч. души и в противопоставление познанию "понимания" как интуитивного "вчувствования" в инстинктивную жизнь. С баденской школой неокантианства "философов жизни" роднили свойственные им противопоставление наук о духе наукам о природе и проводимый под флагом "вживания" в специфику историч. процесса поход против историзма. Этот поход привел Дильтея к подхваченному затем Шпенглером утверждению о плюралистичности и "разорванности" историч. процесса и взаиморазобщенности различных нац. культур, а Зиммеля – к абс. релятивизму в трактовке историч. исследования: история, по его мнению, такова, каково интуитивное мнение о ней данного историка. Философия жизни оказала влияние на экзистенциалистов и на "критиков культуры" Литта, Шпрангера, А. Вебера, Ротхаккера, Трёльча, а также на философов и социологов фашистской формации – Клагеса, Г. Фрайера (р. 1887), Г. Кайзерлинга (1880–1946), Шпанна.

На рубеже 19 и 20 вв. в русле философии жизни появилось новое течение – неогегельянство. В 20-х гг. оно распространилось вширь, но не получило преобладания, а скорее оказалось питат. почвой для экзистенциализма. Апогеем неогегельянства стали два гегелевских конгресса в 1930 и 1931. Осн. чертами неогегельянства, представленного работами Кронера, Глокнера, Литта, Либерта и др., было истолкование философии Гегеля в духе мистич. пантеизма (путем сближения Гегеля с нем. романтиками и философией жизни) и субъективного идеализма (путем сближения с Фихте), искажение диалектики в плане иррационализма и пантрагизма или ее упразднение (см. R. Kroner, Hegel heute, в сб.: Hegel-Studien, Bd 1, Bonn, 1961, S. 141).

Более значительным и устойчивым по своему влиянию, чем  неогегельянство, явлением в Н. ф. стала феноменологич. школа, отчасти подготовленная логич. исследованиями Б. Больцано (1781–1848), Ф. Брентано (1838–1917), Мейнонга, А. Гефлера (1853–1922), К. Штумпфа (1848–1936), Х. Эренфельса (1859–1932) и др. и созданная трудами Гуссерля и его ученика Шелера. Через раннего Брентано от схоластич. философии в феноменологию Гуссерля вошло интенциональное понимание сознания.

Утверждая, что  философия должна быть основана на психологии, Брентано требовал резко  отграничить интенциональные акты психики от их содержания, руководствуясь в качестве критерия истины "очевидностью". Др. осн. положением феноменологии Гуссерля, воспринятым также от Брентано, стало учение об "истинах в себе" как об особых идеальных сущностях. Феноменологич. доктрина Гуссерля сложилась в дальнейшем под флагом критики психологизма в логике и теории познания, но ее антипсихологизм принес лишь видимость объективного исследования и в конце концов завершился иррационализмом. Т. н. трансцендентальная редукция категорий привела к их субъективно-идеалистич. опустошению. Пропагандой учения Гуссерля занялись его ученики Ландгребе в Кёльне и Э. Финк (р. 1905) в Фрейбурге. Шелер видоизменил гуссерлианство, сделав акцент на его аксиологич. аспекты, включив в него антропологич. идеи философии жизни и поставив на службу религ. вере. От Шелера идет линия к философской антропологии Г. Вейна (р. 1912), Ф. И. фон Ринтелена (р. 1898) и др. В русле феноменологии Гуссерля стояли также А. Пфендер (1870–1941), О. Беккер (р. 1889), М. Штейгер (1880–1937), А. Рейнах (1883–1917), Э. Штейн (1891–1942) и др. Немало способствовала она и становлению философии Хейдеггера. Влияние этой филос. школы вышло далеко за пределы Германии.

Информация о работе Немецкая философия