Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:24, контрольная работа

Краткое описание

К середине XVIII века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию. Хотя Германия – в экономическом и политическом отношениях – оставалась по–прежнему страной крайне отсталой, раздробленной, она вышла на передовые рубежи в развитии духовной культуры – в философии и искусстве.
Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом, который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М. В. Ломоносов, учились у Х. Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Философия Иммануила Канта…………………………………………….4
Философия Георга Гегеля…………………………………………………8
Философия Людвига Фейербаха………………………………………....10
Значение немецкой классической философии………………………….12
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………..15

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 36.65 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Философия Иммануила Канта…………………………………………….4
  2. Философия Георга Гегеля…………………………………………………8
  3. Философия Людвига Фейербаха………………………………………....10
  4. Значение немецкой классической философии………………………….12

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

К середине XVIII века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию. Хотя Германия – в экономическом и политическом отношениях – оставалась по–прежнему страной крайне отсталой, раздробленной, она вышла на передовые рубежи в развитии духовной культуры – в философии и искусстве.

Начало Просвещения в  немецкой философии теснейшим образом  связано со знаменитым Христианом Вольфом, который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М. В. Ломоносов, учились у Х. Вольфа,   который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры. Выдающуюся роль в развитии немецкой философской культуры сыграли Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, крупные ученые – мыслители В. и А. Гумбольдты и др. Однако в философии особенно плодоносным было столетие 1750 – 1850 гг. Это и есть время, когда творилась классическая немецкая философия. Основоположником её был Иммануил Кант, а также основные представители её – это Г. Гегель (1770-1831), Л. Фейрбах (1804-1872) и другии.

Целью данной контрольной  работы является изучение немецкой классической философии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть философию И. Канта (учение о противоречивости разума; «вещь в себе»; теория познания; нравственность и мораль).
  2. Ознакомиться с философией Г. Гегеля (мировой дух; триада; периодизация всемирной истории).
  3. Изучить философию Л. Фейербаха (свобода как главная человеческая ценность; антропологический материализм).
  4. Проанализировать значение немецкой классической философии.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1 ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) – поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего  времени. Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития.

Философия И. Канта, по сути, начинается не в той последовательности, как она излагается, а с учения о противоречиях разума. Кант показал, что если человек с его разумом  начинает рассуждать о всеобщем, выходящем  за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает  в противоречия.

Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения  могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба не доказуемы. Всеобщие утверждения о мире в  целом, о Боге, о свободе Кант сформулировал в антиномичной форме тезисов: «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве»; «всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого» и т.д. и антитезисов: «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен во времени и пространстве»; «ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого» и т.д. Формулируя и решая эти антиномии разума, Кант выявил особую категорию всеобщих понятий. Чистый или теоретический разум, вырабатывает такие понятия, как «Бог», «мир как целое», «душа», «свобода» и др. Их особенность заключается в том, что они по природе своей не имеют и не могут иметь предметного характера. Что можно сказать о таком предмете познания, как мир в целом? Ни в каком опыте предмет этого понятия никогда не может быть дан: никогда нельзя увидеть бесконечность, нельзя эмпирически проводить непрерывное деление на части и т.д. Или, например, понятие – «Бог». В реальном опыте нельзя обнаружить того предмета, который соответствует понятию Бога. Но человечество уже тысячелетия не только имеет понятие Бога, но и пользуется им. То же относится и к понятию свободы. Таким образом, Кант выявил ряд понятий, которые из опыта не выводимы, не имеют предметного аналога, но мыслить которые можно. Разум, произведя понятия, не имеющие предметного содержания, затем истолковывает их как предметные. Кант показывает, что, когда представляется в качестве предмета то, что предметом не является, тогда и возникают антиномии разума, который с одной стороны, восходит к умопостигаемому и рассуждает о нём, а с другой стороны, уподобляет умопостигаемое чувственному, «низводит» его к явлениям.

Антиномии разума решаются Кантом путём различения мира явлений и мира вещей в себе. Кант предлагает метод двойственного рассмотрения, который он назвал экспериментальным методом в философии. Каждый предмет нужно рассматривать двойственно – как элемент мира причинно – следственных связей, или мира явлений, и как элемент мира свободы, или мира вещей в себе. Исходный смысл кантовского термина – «вещь в себе» означает спонтанное самовоздействие, проявление абсолютного, симптомами которого в области чистого, или теоретического, разума являются понятия, не выводимые из опыта, а в области практического разума – моральные поступки. Вещь в себе, или абсолют, спонтанная сила, действующая в человеке, не может быть прямым объектом познания, поскольку человеческое познание не связанно с задачей познания абсолюта. Человек познаёт не вещи в себе, а явления – именно это утверждение И. Канта послужило поводом для обвинения его в агностицизме, то есть в отрицании познаваемости мира. И. Кант как подлинный философ понимал, что человек в принципе не может сделать вещь в себе прямым объектом познания. Для этого ему нужно было бы оказаться вне себя и встать на какую – то внешнюю и ему и миру точку зрения, с которой он мог бы обозревать и себя, и мир, что не возможно.

Говоря о непознаваемости  вещи в себе, или сверхъестественного  внутреннего воздействия Кант чётко  уловил дух теоретического естествознания и науки в целом. Ведь наука  начинается с чёткого ограничения  своего предмета, то есть с выделения  того, что на её основе можно познать  и объяснить и чего познать  нельзя. Зарождающаяся наука вырастала  отнюдь не из атмосферы остро переживаемого незнания. Наоборот ей приходилось разрушать это мнимое всезнание. Наука вырабатывала не знание вообще, а логически и эмперически обоснованное знание, которое в каждый момент охватывало достаточно узкий круг явлений. Объём объяснений, которые она доставляла, был просто несоизмерим с тем объёмом псевдообъяснений, которые она отбрасывала. Таким образом, наука несла впервые родившееся осознанное незнание – понимание того, что существуют объективно невозможные события, практически неразрешимые задачи.

Осознав стиль научного мышления, ещё в XVIII в. Кант сформулировал свой знаменитый вопрос «Что я могу знать?» и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания. В своей теории познания он разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. И. Кант делает предположение о том, что существует какая – то соразмерность между сознанием и миром. Он связывает размерность космических процессов с бытиём человека.  Человеческая субъективная организация укоренена в мире, является его частью, и это сращение субъективной организации человека с миром и является основой объективности процесса познания. Зная или понимая нечто из того, как человеческая субъективность вписана в мир, как устроена познавательная ситуация субъекта, можно получить и знание о мире. Прежде чем познавать что – то, нужно выявить условия познания. В качестве условий познания у И. Канта выступают априорные формы познания, то есть не зависящие ни от какого опыта, доопытные, или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность понять мир. Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям мира.

Таким образом, человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок  из хаоса своих чувственных впечатлений, подводит их под общи понятия, создаёт  свою картину мира. Кант впервые  в истории философии выявил специфику  науки и научного знания как конструктивного  и творческого создания человеческого  разума.

В учении о морали и нравственности Кант вводит различие между теоретическим  и практическим разумом: если чистый, или теоретический, разум определяет предмет мысли, то практический разум  призван осуществлять, то есть производить  нравственный предмет и его понятие. Сфера деятельности практического разума – сфера морали.

Мораль, по Канту, - сама бытийственная  основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует  вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность, которой обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определённым поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести. То же самое можно сказать и о долге. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что – то принуждает к этому, а потому, что в нём действует какая – то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого – то действия. Совершая какой – то поступок, человек ответственен не только за себя, но и за всё человечество. Кант полагал, что в самих конкретных нравственных поступках человек должен мыслью приподниматься над обыденностью, понимать, что каждый его поступок, в который вовлечены определённые люди, вещи и обстоятельства, так или иначе отзовётся на всём человечестве.

Таким образом, учение Канта  как раз и было направленно  на выявление внеисторических и  вневременных характеристик морали, и было адресовано всему человечеству, а не какому – то классу или народу. Казалось бы на первый взгляд абстрактные и формальные рассуждения Канта пережили своё время. Кант не просто современен, он всегда современен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ФИЛОСОФИЯ  ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ

 

Вершиной немецкого идеализма  первой половины XIX в. по праву считается творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831). Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развёртывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безразличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Процесс развёртывания богатств мирового духа или абсолютной идеи включает три ступени:

      1. Ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;
      2. Ступень природы, понимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, её противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек, преодолевающий в конечном счёте материальность природы своей духовной деятельностью;
      3. Ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни. В которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т. Е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философии к себе самой, познаёт самое себя. В этом, по Гегелю, и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума – в самопознании.

Таким образом, действительность предстаёт в гегелевской философии, воплощением духа, разума, всеобщего  идеального начала. Составляющая первооснову мира, по Гегелю, абсолютная идея также обязана подчиниться триаде – тезису, антитезису и синтезу: сначала она выступает в виде чистых логических сущностей, затем в форме инобытия или природы и, наконец, в различных формах духа, нравственности, искусстве, религии и т.д.

Поскольку история человечества есть проявление «мирового духа», развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться  как набор случайных событий. В ней также есть определённый порядок, закономерность, т.е. разум. Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель – свободу.

В соответствии с этим критерием  Гегель различает четыре основных периода  всемирной истории: восточный мир; греческий мир; римский мир; германский мир. Страны Востока, по Гегелю, не знают свободы, они знают, что свободен лишь один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьёзно ограничена – ведь свободны только некоторые – те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Этот завершающий этап человеческой истории, по Гегелю, также имеет свою периодизацию. При этом решающими, переломными событиями этой эпохи философ считает Реформацию  в Германии и Великую французскую революцию 1789 г. Такова общая схема всемирной истории, сконструированная Гегелем.

Итак, философия Гегеля –  это классика первой половины XIX столетия. Его стиль философствования именуют классическим, подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в разум, как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убеждённость, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом – в принципе открыт, познаваем, доступен для анализа.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ФИЛОСОФИЯ  ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА

Традицию философствования классического типа продолжил в  Германии в середине XIX в. Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Для Германии 30-х годов философское кредо Фейербаха оказалось не совсем традиционным: он резко и решительно отверг идеализм своих великих предшественников и объявил себя материалистом и атеистом. На общем философском фоне практически безраздельного господства идеализма и более чем уважительного отношения к религиозным традициям столь крутой поворот не мог не привлечь внимания.

Информация о работе Немецкая классическая философия