Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:24, контрольная работа
К середине XVIII века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию. Хотя Германия – в экономическом и политическом отношениях – оставалась по–прежнему страной крайне отсталой, раздробленной, она вышла на передовые рубежи в развитии духовной культуры – в философии и искусстве.
Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом, который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М. В. Ломоносов, учились у Х. Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.
Введение………………………………………………………………………...3
Философия Иммануила Канта…………………………………………….4
Философия Георга Гегеля…………………………………………………8
Философия Людвига Фейербаха………………………………………....10
Значение немецкой классической философии………………………….12
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………..15
Как и во всей немецкой классической философии, в творчестве Фейербаха отчётливо звучит мотив свободы как главной человеческой ценности. Проблемы сущности человека, преодоление отчуждения, разумного устройства общественной жизни должны найти своё решение во имя освобождение человека от всех сковывающих его многочисленных пут, предрассудков и суеверий, в том числе и философских.
Материальный мир существует совершенно независимо от мышления, сознания человека. Сознание же, как и сам человек, есть порождение природы, материи. Главная ошибка идеализма, по Фейербаху, - отождествление бытия и мышления. Однако на самом деле тождества быть не может: мышление не равно бытию хотя бы потому, что самостоятельного, независимого от материального тела мышления нигде и никогда не было. Между мышлением и бытиём существует не тождество, а единство. Причём бытиё предшествует мышлению, которое является всего лишь свойством бытия.
Философию Фейербаха также
обычно квалифицируют как «
Коль скоро человек – наиболее совершенная часть вечной природы и «высший предмет философии, то задача последней, согласно Фейербаху, не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей». Человек прежде всего материальное тело и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать.
Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отдельно от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется человеческим организмом. Однако именно тело в его целостности, а не мышлении составляет сущность человеческого Я. В целом Фейербах толковал человека преимущественно биологически и не дошёл до понимания общественной сущности человека и его сознания, хотя определённые догадки по этому вопросу у него имеются.
Итак, вопреки своей «биологизаторской позиции», Фейербах утверждает, что «только общение создаёт человечество» и что «только общественный человек является человеком». Но эти идеи не были проведены им последовательно. Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно – психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал – демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости.
ГЛАВА 4 ЗНАЧЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Главный итог и значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утверждённого его стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности. Вот лишь несколько примеров.
Благодаря естественно – научной революции XVII в., а также успехам теории и практики естествознания следующего столетия в общественном сознании начал формироваться устойчивый образ идеального образца знания, в качестве которого выступили так называемые точные или строгие науки – математика, механика. Всё остальное «ненаучное» или «полунаучное», т.е. не подвергшееся математической обработке знание, стало третироваться как нечто второстепенное или недоразвитое. Усилиями же классиков немецкой философии было показано, что наука – всего лишь одна из возможных форм знания, и вовсе не исключительная. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. тоже заключают в себе неисчерпаемые богатства и вовсе не собираются уходить в тень науки. Они самоценны и незаменимы.
Другой пример. До XIX в. все теоретики, и философы в том числе, были немножко пророками в том смысле, что они сообщали интересующимся наконец – то найденную окончательную «истину в последней инстанции». Соответственно все прежние идеи оказались в лучшем случае искренними заблуждениями. После же работ классиков немецкой философии такой подход стал дурным тоном. Новые концепции не зачёркивают старых, даже противоположных. Истины относительны, динамичны, многогранны.
Пример третий. Даже сейчас в массовом сознании не исчезло восприятие мира «по греко – римскому типу»: мы, дескать, греки или римляне – цивилизация, а все остальные вокруг нас – варвары. А уж цивилизованная Европа XVIII в. и подавно взирала на остальной мир как на царство тьмы и невежества, коего ещё не коснулись «плоды просвещения». Немецкая классическая философия сломала и этот стереотип. Она показала, что «дух» каждого исторического народа своеобразен, неповторим, имеет своё индивидуальное предназначение, судьбу и роль в пьесе под названием «Всемирная история».
Таким образом, немецкой классической философией была снята однозначность дихотомий «научно – ненаучно», «истинно – ложно», «цивилизованно – варварски» и пр. Картина мира стала несравненно более сложной, объёмной, многоцветной.
Это в огромной степени стимулировало появление в XIX в. массы новых отраслей знания, анализирующих исторические формы культуры человечества. Немецкая классическая философия стала как бы «точкой роста» наук о культуре, гуманитарного знания.
Очень весомыми оказались и собственно философские приобретения. Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей же природы духа, сознания изрядно «встряхнули» философию. Разработка философских понятий, категорий была проведена на таком уровне, что до сих пор для философов немецкая классика – всё равно, что словарь Даля для русских писателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо сказать,
что немецкая классическая философия
– это громадное достижение в
области философии, достижение, значимость
которого трудно переоценить. Рассмотрев,
философские идеи каждого мыслителя
можно отметить, что И, Кант –
оказал огромное влияние на умы всего
мыслящего человечества: многие философские
направления, школы и учения так
или иначе восходят к нему. Его
идеи, подвергаясь постоянному
Гегель свою концепцию
философской истории
И, наконец, Фейербах не только обращал внимание на развитие в природе, но и на то, что оно по существу является саморазвитием – мир заключает свою причину в самом себе. Никакого вне- и внешнепричинного развития природы нет и быть не может. Принцип развития позволил Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания. Фейербах оставался своеобразным лидером философских авторитетов своей эпохи, «властителем дум» недолгий период времени.
Вместе с тем весь период развития классической философии предстаёт как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие и пространство различных концепций, а также их взаимовлияние.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: