Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 23:39, реферат
Классическая немецкая философия представляет собой преемственный ряд философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, в которых получила дальнейшее развитие и решение центральная проблема рационалистической философии - проблема тождества объекта и субъекта.
Оригинальность подхода немецких философов к этой проблеме состоит в том, что она была трансформирована в проблему тождества субъекта и объекта и решалась в рамках идеалистической традиции.
Немецкая классика считается вершиной западной философии и одновременно - началом кризиса её основополагающего принципа рационализма. Исторические рамки этой философии - вторая половина 18 века - первая треть 19 столетия.
Классическая немецкая
философия
Классическая немецкая философия
представляет собой преемственный ряд
философских учений Канта, Фихте, Шеллинга
и Гегеля, в которых получила дальнейшее
развитие и решение центральная проблема
рационалистической философии - проблема
тождества объекта и субъекта.
Оригинальность подхода немецких
философов к этой проблеме состоит в том,
что она была трансформирована в проблему
тождества субъекта и объекта и решалась
в рамках идеалистической традиции.
Немецкая классика считается
вершиной западной философии и одновременно
- началом кризиса её основополагающего
принципа рационализма. Исторические
рамки этой философии - вторая половина
18 века - первая треть 19 столетия.
Культурно исторические
предпосылки немецкой философской классики
* Своеобразие немецкого менталитета.
* Предрасположенность немецкого
духа к занятиям философией;
* Европейское и немецкое Просвещение;
Становление и развитие буржуазных
отношений в окружающих Германию странах.
Теоретические предпосылки
КНФ
* Рационализм Р.Декарта.
* Скептицизм Д.Юма.
* Открытия в естествознании
того времени;
* Французский материализм 18
века.
Этапы развития классической
немецкой философии
* Формирование предпосылок
КНФ - начало XVIII века.
* Философская деятельность
И.Канта. Формулировка проблемы тождества
субъекта и объекта.
* Развитие идеи активности
субъекта в философии Фихте.
* Система трансцендентального
идеализма Шеллинга.
* Решение проблемы тождества
объекта и субъекта в системе абсолютного
идеализма Гегеля;
* Послегегелевская философия
в Германии в 30-50-е годы XIX-го столетия.
Значение классической
немецкой философии
Классическая немецкая философия
завершает историю западной философии
от Сократа до Гегеля. Она продемонстрировала
возможности и границы рационально-логического
философствования. Последующая западная
философия второй половины 19 века и всего
20 столетия лишь уточняла и шлифовала
основные интуиции, принципы и понятия
немецкой классики.
Иммануил Кант
(1724 - 1801)
Вклад Канта в философию сравнивают
по значению с коперниканским переворотом
в науке. Многие специалисты делят историю
философии на до - и после-кантовскую. Главная
заслуга Канта - в новом подходе к природе
познания, его возможностям и границам.
Он впервые предложил понимать знание
не как отражение действительности, а
как её конструирование сквозь призму
присущих разуму и рассудку априорных
схем и принципов. Кант был убежден, что
одних средств науки недостаточно для
создания полной и адекватной картины
мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает
самостоятельность эстетического и нравственного
мышления.
Идея автономии морали, выдвинутая
Кантом, имеет принципиальное значение
для этики и философии права. Без Канта
были бы невозможны более поздние течения
западной и русской философии, особенно
такие, как экзистенциализм, феноменология,
неокантианство.
Периодизация творчества
Канта
Докритический период: до 1780
года. Кант занимался вопросами естествознания,
одновременно и независимо от Лапласа
создал космогоническую гипотезу о происхождении
Вселенной из первоначальной туманности
путем сгущения. В области философии в
этот период ничего выдающегося им создано
не было.
Критический период: после 1780
года. Получил такое название отчасти
из-за подчеркнуто критического отношения
к предшествующей философии, но главным
образом из -за того, что изложил основные
идеи своей философии в книгах, название
которых начинается со слова "Критика...".
Основные работы
Канта
* "Всеобщая естественная
история и теория неба" (1770);
* "Критика чистого разума"
(1781);
* "Основы метафизики нравов"(1775);
* "Критика практического
разума" (1787);
* "Критика способности суждения"
(1790);
* "Религия в пределах только
разума" (1793).
Теоретические истоки кантовой
философии
Кант признавал, что основные
идеи его философии инициированы скептицизмом
Юма. Если цель познания - всеобщее и необходимое
знание, то, очевидно, что опыт не может
дать нам такое знание. Поэтому, утверждал
Юм, Локк с его концепцией чувственного
знания, был не прав. Следовательно, критерии
всеобщности и необходимости содержатся
в разуме и присущи ему априорно, то есть
до всякого опыта. Знание должно быть ограничено
возможностями разума и рассудка, а для
этого разум и рассудок нужно изучить,
подвергнуть критике.
Сущность теории
познания Канта
Кант утверждал, что наш ум может
познавать предметы окружающего мира
лишь потому, что все познаваемое в этих
предметах, создается этим же самым умом
по присущим ему априорным принципам и
схемам. Мы познаем не вещи сами по себе,
а их явления сознанию.
Кант делит окружающую действительность
на ту, что доступна познанию, и ту, что
не может быть познана человеком. Познаваемая
реальность называется сферой явлений,
"вещей-для-нас", "феноменов".
Непознаваемые объекты называются "вещами
- в - себе", "ноуменами". Мир делится
не по онтологическому, а по гносеологическому
принципу. Такая позиция получила название
"теоретико - познавательного дуализма".
Учение Канта об
априорных принципах познания
Предмет познания создается
операцией априорного синтеза материала
чувственного восприятия с помощью коренящихся
в разуме и рассудке правил и принципов.
С помощью категорий пространства и времени,
априорно данных рассудку, создается мир
чувственных явлений. Затем, этот мир чувственных
явлений, с помощью априорных правил рассудка,
преобразуется в мир опыта, подлежащий
научному рассмотрению.
Основоположения чистого рассудка
Кант делит на четыре рода: категории количества;
категории качества; категории отношения;
категории модальности. Помимо условий
и основоположений рассудка необходимо
еще само действие, с помощью которого
данные чувств могли бы преобразовываться
в истинное знание. Это действие Кант назвал
"трансцендентальной апперцепцией".
Учение об априорных принципах
чувственного познания названо "трансцендентальной
эстетикой". Учение об основоположениях
чистого рассудка есть область трансцендентальной
аналитики. Трансцендентальная диалектика
исследует идеи и принципы и разума и показывает
невозможность философии как науки.
Кант об антиномиях
чистого разума
Разум как способность Кант
подразделяет на чистый (спекулятивный)
разум и практический разум. Чистый разум
ограничивается пределами мира явлений,
практический разум нацелен на "вещи-в-себе".
Пределы чистого или спекулятивного разума
Кант демонстрирует на примере доказательства
космологической идеи. В попытке осуществить
такое доказательство, разум запутывается
во внутренних противоречиях, которые
названы Кантом антиномиями чистого рассудка".
Всего таких антиномий четыре:
Первая антиномия. Тезис: Мир
имеет начало во времени и пространстве.
Антитезис: Мир не имеет начала во времени
и бесконечен в пространстве.
Вторая антиномия. Тезис: В мире
все состоит из простого и неделимого.
Антитезис: В мире нет ничего простого,
а есть только сложные тела.
Третья антиномия. Тезис: В мире
есть свобода. Антитезис: В мире нет свободы,
а все необходимо и причинно обусловлено.
Четвертая антиномия. Тезис:
Бог есть. Антитезис: Бога нет.
И тезис, и антитезис могут быть
одинаково истинными, следовательно, объекты
их не могут служить предметом научного
познания. Но они могут быть предметом
практического разума
Сущность практического
разума
Практический разум у Канта
регулирует сферу человеческой свободы.
Он означает право на свободу выбора. Часто
практический разум отождествляется с
нравственностью. Говоря об отношениях
чистого и практического разума, Кант
отдает предпочтение последнему. Это означает,
что в затруднительных ситуациях человек
в первую очередь должен прислушиваться
к голосу сердца, совести, даже если это
идет вразрез с требованиями логики.
Сердцевина теории практического
разума - учение Канта об автономии человеческой
воли.
Учение Канта об априорных принципах
нравственного сознания
Нравственное учение Канта
основано на удалении из человеческой
деятельности всех чувственных элементов
с тем, чтобы получить чистую сущность
нравственности. Эта сущность состоит
в полной независимости человека от внешних
детерминант его поведения, что означает
автономию, то есть самодостаточность
человеческой воли.
Главное в нравственности -
это идея долга, которая непосредственно
дана нашему сознанию и неразложима далее:
"Ты должен, потому что ты человек".
Мораль Канта имеет формальный характер.
Нравственность, изменяясь по содержанию,
всегда имеет одну и ту же форму всеобщих
и необходимых законов.
Категорический
императив в этике Канта
Правила нравственной деятельности
должны иметь, по Канту, характер категорического
императива, то есть всеобщей, независимой
от каких-либо внешних побуждений формы
долженствования. Этот категорический
императив представляет всего лишь модификацию
известного "золотого правила". У
Канта звучит так: "Действуй лишь по
тому правилу, следуя которому ты можешь
хотеть, чтобы оно стало всеобщим за коном".
Категорический императив имеет
три формулы. Первая была приведена выше.
Вторая формула: "Действуй
так, чтобы человеческое как в твоем лице,
так и в лице всякого другого употреблялось
тобой как цель, но не как средство.
Третья формула: "Действуй
по той идее, что все правила в силу собственного
законодательства должны согласовываться
в единое царство целей, которое в осуществлении
явилось бы и царством природы".
Высшее благо является главной
моральной ценностью и согласно требованиям
разума должно быть осуществлено.
Для осуществления высшего
блага необходимы три условия: свобода
воли, бессмертие души, бытие Бога.
Эстетика Канта
Эстетические идеи изложены
Кантом в работе "Критика способности
суждения". Человеческий дух имеет три
способности: познание; желание; чувство
удовольствия или неудовольствия. Эстетическая
рефлексия основывается на третьей способности.
Эстетическое удовольствие
характеризуется чистотой или незаинтересованностью,
необходимостью и всеобщностью, формальностью.
Объектом эстетики выступает не только
прекрасное, но и возвышенное, отличающееся
от прекрасного игнорированием формы
и вниманием к безмерному и бесконечному;
Целесообразность присутствует в произведениях
художника, а также существует объективно,
в природе.
Учение Канта о государстве
Кант был продолжателем линии
Руссо во взглядах на общество. В соответствии
с требованиями разума, он считал, что
начала права должны распространяться
на все человечество. Цель истории - "вечный
мир". Для его достижения необходимо,
чтобы, во - первых, гражданское устройство
в каждом государстве было правомерным,
во - вторых, международное право было
основано на союзе свободных государств,
в-третьих, взаимоотношение народов и
государств определялись бы космополитическим
правом.
Родился в скромной семье ремесленника, в Кенигсберге, в Пруссии (соврем. Калининград).
Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Ката состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).
Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы. Он обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы.
Скромная семья ремесленника, Пруссия. Слаб телосложением, подвержен нервным припадкам.
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»: два основных направления философии Канта.
1. «Звездное небо надо мной»
- механика Ньютона, которая была
для Канта предпосылкой
2. «Моральный закон во мне» -
разработка моральной
В философском развитии Канта различают 2 периода:
- «докритический» до 1770 г. Эмпирик.
Разработка космогонической
- «критический». 1770 г. – защита диссертации «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». Предпосылкой анализа познания является механика Ньютона как образец естественнонаучного познания.
Критика (анализ) познавательных способностей человека. Под критикой онпонимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.
«Критика чистого разума» 1781 – критика всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. «Критика разума, рассуждающего априорно». Чистый, по Канту, значит теоретический разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свободный от всякого опыта.
«Критика практического разума» 1788. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще.
«Критика способности суждения» 1790
Кант хочет прийти к определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем самым к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Критика «силы разума».
Задача ф-фии Канта, им сформулированная, определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Т.к. в качестве образца «научного», т.е. действительного познания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику, то «границы» познания устанавливаются условиями научно достоверного познания, поэтому он ставит вопрос о том, может ли метафизика с ее способами познания «трансфизических» предметов удовлетворить этим условиям.
Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки». Однако из этого не вытекает то, что невозможна философия вообще – она возможна как критика достоверного познания, т.е. установление его границ. Кант кладет конец метафизическому доказательству идей в философии, вместе с тем кончается и господство «математического» метода доказательств в философии.
Мир, в принципе, непознаваем (тетрадь).
В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым.
Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы осмыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».
Кант различает
- не зависящий от наших
- мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.
В нашем знании всегда присутствуют априорные (
Априорная основа познания имеет двойственный характер.
- категории или «
- время и пространствокак
Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение.
Категории (нечувственный элемент опыта) – это схема мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Они не только соединяют чувственные данные, но и вкладывают в них определенные значения, которые образуют составную часть опыта.
Предметы нам должны быть «данными», чтобы они могли быть «мыслимы». Категории являются «синтезами» и «способами действия», которым мы бессознательно подчиняем чувственные данные. Опыт делится на две части: «формальную» или имеющую априорный характер и на содержание, которое является «эмпирическим», т.е. должно быть нам «дано» извне.
Условие познания – общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.
Свою ф-фию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм. Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений»: «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей». Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум).
Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся априорные формы.
Формы чувственности – пространство и время
Формы рассудка – категории (12 шт., разбитые на 4 группы)
- категории кол-ва (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое)
- качества (реальность, отрицание, ограничение).
- отношения (субстанция (принадлежность и самостоятельность), причинность (причина и действие), взаимность (взаимодействие)
- модальности (возможность (возм-ть и невозм-ть), действительность (существование и несущ-е), необходимость (необ-ть и случайность).
Формы разума – идеи: космологическая, теологическая и психологическая.
Ф-я Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т.е. моральную.
Цель ф-фии - анализ условий достижения адекватного, всеобщего знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы. Эта направленность – «трансцендентальный».