Немецкая
классическая философия.
Иммануила
Канта (1724-1804) считают родоначальником
немецкой классической философии — грандиозного
этапа в истории мировой философской мысли,
охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального
развития — напряженного, очень яркого
по своим результатам и чрезвычайно важного
по своему воздействию на человеческую
духовную историю. Он связан с поистине
великими именами: наряду с Кантом это
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм
Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770-1831) — все в высшей степени оригинальные
мыслители. Каждый настолько своеобразен,
что трудно не задаться вопросом, а можно
ли вообще говорить о немецкой классической
философии как относительно едином, целостном
образовании? И все-таки это возможно:
при всем богатом разнообразии идей и
концепций немецкую классику отличает
приверженность ряду существенных принципов,
которые преемственны для всего этого
этапа в развитии философии. Они-то и позволяют
рассматривать немецкую классическую
философию как единое духовное образование.
Первая особенность учений мыслителей,
причисляемых к немецкой классике, — сходное
понимание роли философии в истории человечества,
в развитии мировой культуры Философии.
они вверяли высочайшую духовную миссию
— быть критической совестью культуры.
Философия, впитывая живые соки культуры,
цивилизации, широко понятого гуманизма,
призвана осуществить по отношению к человеческой
жизнедеятельности широкую и глубокую
критическую рефлексию (отрежение). Это
была очень смелая претензия. Но немецкие
философы XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении
несомненного успеха. Гегель сказал: "Философия
есть... современная ей эпоха, постигнутая
в мышлении". И представителям немецкой
философской классики действительно удалось
запечатлеть ритм, динамику, запросы своего
тревожного и бурного времени — периода
глубоких социально-исторических преобразований.
Они обратили свои взоры и к человеческой
истории как таковой, и к человеческой
сущности. Конечно, для этого потребовалось
разработать философию весьма широкого
проблемного диапазона — охватить мыслью
существенные особенности развития мира
природы и человеческого бытия. При этом
через все проблемные разделы красной
нитью была проведена единая идея высочайшей
культурно-цивилизующей, гуманистической
миссии философии. Кант, Фихте, Шеллинг,
Гегель еще и потому так высоко возносят
философию, что мыслят ее как строгую и
систематическую науку, правда, науку
специфическую по сравнению и с естествознанием,
и с дисциплинами, более или менее конкретно
изучающими человека. И все-таки философия
питается живительными истоками научности,
ориентируется на научные образцы и стремится
(да и должна) строить себя как науку. Однако
философия не просто опирается на науку,
подчиняясь критериям научности, но и
сама дает науке и научности широкие гуманистические
и методологические ориентации.
Вместе
с тем, было бы неверно представлять
дело так, будто другие области
человеческой жизнедеятельности
и культуры только от философии
обретают саморефлексию. Критическое
самосознание — дело всей культуры.
Вторая особенность немецкой классической
мысли заключается в том, что ей выпала
миссия придать философии облик широко
разработанной и значительно более дифференцированной,
чем раньше, специальной системы дисциплин,
идей и понятий, системы сложной и многоплановой,
отдельные звенья которой увязаны в единую
интеллектуальную цепь философских абстракций.
Не случайно немецкая философская классика
чрезвычайно трудна для освоения. Но вот
в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональная,
крайне абстрактная, трудная для понимания
философия смогла оказать огромное воздействие
не только на культуру, но и на социальную
практику, в частности на сферу политики.
Итак, немецкая
классическая философия представляет
единство также и в том отношении,
что ее представители Кант, Фихте,
Шеллинг, Гегель строят свои
очень сложные и разветвленные
учения, системы, включающие философскую
проблематику весьма высокой
обобщенности. Они прежде всего философски
рассуждают о мире—о
мире в целом, о закономерностях
его развития. Это так называемый онтологический
аспект философии —
учение о бытии. В тесном единстве с
ним строится учение
о познании, т.е. теория
познания, гносеология. Философия разрабатывается
и как учение о человеке,
т.е. философская антропология. Вместе
с тем, классики немецкой мысли стремятся
рассуждать о человеке, исследуя различные
формы человеческой деятельности, в том
числе социальную
жизнедеятельность
человека. Они размышляют об обществе,
общественном человеке в
рамках философии права,
нравственности, всемирной
истории, искусства,
религии — таковы были в эпоху Канта
различные области и Дисциплины философии.
Итак, философия каждого
из представителей немецкой
классики — разветвленная
система идей, принципов,
концепций, связанных
с предшествующей философией
и новаторски преобразующих
философское наследие. Всех их объединяет
еще и то, что проблемы философии решаются
ими на базе весьма широких и фундаментальных
мировоззренческих размышлений, всеобъемлющего
философского взгляда на мир, человека,
на все бытие.
Еще задолго
до Канта такое широкое и
фундаментальное размышление охватывалось
понятием "метафизика". Немецкая
классическая философия критикует
и в то же время преобразует
метафизику, давая образцы "метафизической",
т.е. общемировоззренческой культуры,
образцы концептуальной целостности,
"сплачиваемой" метафизическим
подходом. Немецкой классической
философии была присуща метафизика
в смысле целостного мировоззренческого
подхода, но отнюдь не в смысле
отличного от диалектики метафизического
(или механического) метода.
Напротив,
третья особенность немецкой
классической философии как раз
и заключается в том, что
благодаря ей господство метафизического
— недиалектического — метода было поколеблено.
Именно немецкая классическая философия
проложила путь новому по отношению к
метафизике методу мышления и познания
— методу диалектическому, разработала
целостную и разветвленную диалектическую
концепцию развития, приложимую к исследованию
всех областей человеческой жизни: мира
природы, общества и человека, познания,
науки, культуры, нравственности. Тем самым
открылись поистине грандиозные возможности
применения диалектического метода.
Диалектические
идеи проходят через всю немецкую
классическую философию, обогащаясь
и развиваясь от одного философского
учения к другому. Хотя самую,
пожалуй, развитую форму диалектическому
методу, идеям диалектики придал
Гегель, у истоков диалектической
мысли — в форме порой и
более интересной, чем гегелевская,
— лежали размышления именно Канта.
Четвертый
момент, который нельзя обойти, характеризуя
немецкую классическую философию
как относительно единое образование,
— это некоторые общие принципы
в подходе к проблеме исторического
развития. Несмотря на довольно
существенные различия в трактовке
развития истории общества Кантом,
Фихте, Шеллингом и Гегелем,
главное состоит в том, что
к истории и ее пониманию
прилагаются рациональные мерки
и критерии: историческое развитие
предполагается исследовать не
с помощью прозрения — интуиции,
а научно-теоретически; считается возможным
выделить некоторые закономерности истории.
Законы истории понимались как принципы
исторической "разумности". Вместе
с тем, немецкие философы полагали, что
главным двигателем истории являются
взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные
мотивы, объединяемые в понятия сознания,
"духа"', мышления, познания, центральных
для немецкой классической философии.
И наконец,
последнее, что объединяет немецкую
классику в единое целое: в
своем рассмотрении человека
и истории эта философия четко
и ясно сконцентрирована вокруг
принципа свободы и других
гуманистических ценностей. При
этом она не просто прокламирует
гуманистические принципы (что само
по себе было несомненной заслугой
мыслителей в те времена, когда
только началось освобождение
народов Западной и Центральной
Европы от крепостного права),
но и пыталась проанализировать
противоречия и трудности, которые
возникали на пути реализации,
воплощения в жизнь этих принципов.
Немецкая
классическая философия остается
непреходящим достижением философской
мысли, к которому примыкают
и многие другие философские
достижения человечества после
немецкой классики. Она потому
имеет общечеловеческое значение,
сходное со значимостью искусства
и науки, что пыталась ответить
на вопросы, которые человечество
задавало себе с самого начала
развития философии, на те вопросы,
которые оно задает себе и сегодня. То
был временем, эпохой обусловленный ответ,
но ответ, который выходит за пределы эпохи.
Он обращен и к нам, людям сегодняшнего
дня. В немецкой классике есть очень много
проблем, которые весьма актуальны. Есть
много вопросов, которые не могут не проникнуть
в сердце современного человека, в наше
сердце, потому что они — общечеловеческие
вопросы. И немецкие классики по большей
части предлагают на них общечеловеческий
тип ответов.
Философия
немецкой классики и в наши
дни продолжает свою жизнь
как относительно единое образование.
Но немецкая классическая философия
— созвездие, которое состоит
из ярчайших звезд. На всю
последующую жизнь человечества
они зажглись на небосклоне
немецкой, европейской, мировой культуры.
И одна из самых ярких звезд
— Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные
идеи Канта станут предметом наших дальнейших
размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный,
постепенный, основательный, систематический,
поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей
современной жизни и погрузиться в прекрасный,
интеллектуально богатый, хотя и сложный
мир кантовских идей. С каждым существенным
шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит
свое понимание вечных для человечества
проблем.