Немецкая 
классическая философия. 
 Иммануила 
Канта (1724-1804) считают родоначальником 
немецкой классической философии — грандиозного 
этапа в истории мировой философской мысли, 
охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального 
развития — напряженного, очень яркого 
по своим результатам и чрезвычайно важного 
по своему воздействию на человеческую 
духовную историю. Он связан с поистине 
великими именами: наряду с Кантом это 
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм 
Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих 
Гегель (1770-1831) — все в высшей степени оригинальные 
мыслители. Каждый настолько своеобразен, 
что трудно не задаться вопросом, а можно 
ли вообще говорить о немецкой классической 
философии как относительно едином, целостном 
образовании? И все-таки это возможно: 
при всем богатом разнообразии идей и 
концепций немецкую классику отличает 
приверженность ряду существенных принципов, 
которые преемственны для всего этого 
этапа в развитии философии. Они-то и позволяют 
рассматривать немецкую классическую 
философию как единое духовное образование.  
 
Первая особенность учений мыслителей, 
причисляемых к немецкой классике, — сходное 
понимание роли философии в истории человечества, 
в развитии мировой культуры Философии. 
они вверяли высочайшую духовную миссию 
— быть критической совестью культуры. 
Философия, впитывая живые соки культуры, 
цивилизации, широко понятого гуманизма, 
призвана осуществить по отношению к человеческой 
жизнедеятельности широкую и глубокую 
критическую рефлексию (отрежение). Это 
была очень смелая претензия. Но немецкие 
философы XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении 
несомненного успеха. Гегель сказал: "Философия 
есть... современная ей эпоха, постигнутая 
в мышлении". И представителям немецкой 
философской классики действительно удалось 
запечатлеть ритм, динамику, запросы своего 
тревожного и бурного времени — периода 
глубоких социально-исторических преобразований. 
Они обратили свои взоры и к человеческой 
истории как таковой, и к человеческой 
сущности. Конечно, для этого потребовалось 
разработать философию весьма широкого 
проблемного диапазона — охватить мыслью 
существенные особенности развития мира 
природы и человеческого бытия. При этом 
через все проблемные разделы красной 
нитью была проведена единая идея высочайшей 
культурно-цивилизующей, гуманистической 
миссии философии. Кант, Фихте, Шеллинг, 
Гегель еще и потому так высоко возносят 
философию, что мыслят ее как строгую и 
систематическую науку, правда, науку 
специфическую по сравнению и с естествознанием, 
и с дисциплинами, более или менее конкретно 
изучающими человека. И все-таки философия 
питается живительными истоками научности, 
ориентируется на научные образцы и стремится 
(да и должна) строить себя как науку. Однако 
философия не просто опирается на науку, 
подчиняясь критериям научности, но и 
сама дает науке и научности широкие гуманистические 
и методологические ориентации.  
 Вместе 
с тем, было бы неверно представлять 
дело так, будто другие области 
человеческой жизнедеятельности 
и культуры только от философии 
обретают саморефлексию. Критическое 
самосознание — дело всей культуры.  
 
Вторая особенность немецкой классической 
мысли заключается в том, что ей выпала 
миссия придать философии облик широко 
разработанной и значительно более дифференцированной, 
чем раньше, специальной системы дисциплин, 
идей и понятий, системы сложной и многоплановой, 
отдельные звенья которой увязаны в единую 
интеллектуальную цепь философских абстракций. 
Не случайно немецкая философская классика 
чрезвычайно трудна для освоения. Но вот 
в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональная, 
крайне абстрактная, трудная для понимания 
философия смогла оказать огромное воздействие 
не только на культуру, но и на социальную 
практику, в частности на сферу политики.  
 Итак, немецкая 
классическая философия представляет 
единство также и в том отношении, 
что ее представители Кант, Фихте, 
Шеллинг, Гегель строят свои 
очень сложные и разветвленные 
учения, системы, включающие философскую 
проблематику весьма высокой 
обобщенности. Они прежде всего философски 
рассуждают о мире—о 
мире в целом, о закономерностях 
его развития. Это так называемый онтологический 
аспект философии — 
учение о бытии. В тесном единстве с 
ним строится учение 
о познании, т.е. теория 
познания, гносеология. Философия разрабатывается 
и как учение о человеке, 
т.е. философская антропология. Вместе 
с тем, классики немецкой мысли стремятся 
рассуждать о человеке, исследуя различные 
формы человеческой деятельности, в том 
числе социальную 
жизнедеятельность 
человека. Они размышляют об обществе, 
общественном человеке в 
рамках философии права, 
нравственности, всемирной 
истории, искусства, 
религии — таковы были в эпоху Канта 
различные области и Дисциплины философии. 
Итак, философия каждого 
из представителей немецкой 
классики — разветвленная 
система идей, принципов, 
концепций, связанных 
с предшествующей философией 
и новаторски преобразующих 
философское наследие. Всех их объединяет 
еще и то, что проблемы философии решаются 
ими на базе весьма широких и фундаментальных 
мировоззренческих размышлений, всеобъемлющего 
философского взгляда на мир, человека, 
на все бытие.  
 Еще задолго 
до Канта такое широкое и 
фундаментальное размышление охватывалось 
понятием "метафизика". Немецкая 
классическая философия критикует 
и в то же время преобразует 
метафизику, давая образцы "метафизической", 
т.е. общемировоззренческой культуры, 
образцы концептуальной целостности, 
"сплачиваемой" метафизическим 
подходом. Немецкой классической 
философии была присуща метафизика 
в смысле целостного мировоззренческого 
подхода, но отнюдь не в смысле 
отличного от диалектики метафизического 
(или механического) метода.  
 Напротив, 
третья особенность немецкой 
классической философии как раз 
и заключается в том, что 
благодаря ей господство метафизического 
— недиалектического — метода было поколеблено. 
Именно немецкая классическая философия 
проложила путь новому по отношению к 
метафизике методу мышления и познания 
— методу диалектическому, разработала 
целостную и разветвленную диалектическую 
концепцию развития, приложимую к исследованию 
всех областей человеческой жизни: мира 
природы, общества и человека, познания, 
науки, культуры, нравственности. Тем самым 
открылись поистине грандиозные возможности 
применения диалектического метода.  
 Диалектические 
идеи проходят через всю немецкую 
классическую философию, обогащаясь 
и развиваясь от одного философского 
учения к другому. Хотя самую, 
пожалуй, развитую форму диалектическому 
методу, идеям диалектики придал 
Гегель, у истоков диалектической 
мысли — в форме порой и 
более интересной, чем гегелевская, 
— лежали размышления именно Канта.  
 Четвертый 
момент, который нельзя обойти, характеризуя 
немецкую классическую философию 
как относительно единое образование, 
— это некоторые общие принципы 
в подходе к проблеме исторического 
развития. Несмотря на довольно 
существенные различия в трактовке 
развития истории общества Кантом, 
Фихте, Шеллингом и Гегелем, 
главное состоит в том, что 
к истории и ее пониманию 
прилагаются рациональные мерки 
и критерии: историческое развитие 
предполагается исследовать не 
с помощью прозрения — интуиции, 
а научно-теоретически; считается возможным 
выделить некоторые закономерности истории. 
Законы истории понимались как принципы 
исторической "разумности". Вместе 
с тем, немецкие философы полагали, что 
главным двигателем истории являются 
взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные 
мотивы, объединяемые в понятия сознания, 
"духа"', мышления, познания, центральных 
для немецкой классической философии.  
 И наконец, 
последнее, что объединяет немецкую 
классику в единое целое: в 
своем рассмотрении человека 
и истории эта философия четко 
и ясно сконцентрирована вокруг 
принципа свободы и других 
гуманистических ценностей. При 
этом она не просто прокламирует 
гуманистические принципы (что само 
по себе было несомненной заслугой 
мыслителей в те времена, когда 
только началось освобождение 
народов Западной и Центральной 
Европы от крепостного права), 
но и пыталась проанализировать 
противоречия и трудности, которые 
возникали на пути реализации, 
воплощения в жизнь этих принципов.  
 Немецкая 
классическая философия остается 
непреходящим достижением философской 
мысли, к которому примыкают 
и многие другие философские 
достижения человечества после 
немецкой классики. Она потому 
имеет общечеловеческое значение, 
сходное со значимостью искусства 
и науки, что пыталась ответить 
на вопросы, которые человечество 
задавало себе с самого начала 
развития философии, на те вопросы, 
которые оно задает себе и сегодня. То 
был временем, эпохой обусловленный ответ, 
но ответ, который выходит за пределы эпохи. 
Он обращен и к нам, людям сегодняшнего 
дня. В немецкой классике есть очень много 
проблем, которые весьма актуальны. Есть 
много вопросов, которые не могут не проникнуть 
в сердце современного человека, в наше 
сердце, потому что они — общечеловеческие 
вопросы. И немецкие классики по большей 
части предлагают на них общечеловеческий 
тип ответов.  
 Философия 
немецкой классики и в наши 
дни продолжает свою жизнь 
как относительно единое образование. 
Но немецкая классическая философия 
— созвездие, которое состоит 
из ярчайших звезд. На всю 
последующую жизнь человечества 
они зажглись на небосклоне 
немецкой, европейской, мировой культуры. 
И одна из самых ярких звезд 
— Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные 
идеи Канта станут предметом наших дальнейших 
размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный, 
постепенный, основательный, систематический, 
поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей 
современной жизни и погрузиться в прекрасный, 
интеллектуально богатый, хотя и сложный 
мир кантовских идей. С каждым существенным 
шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит 
свое понимание вечных для человечества 
проблем.