Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:31, реферат
Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).
Немецкая классическая
философия - это значительнейший
этап в развитии философской мысли
и культуры человечества. Она представлена
философским творчеством
Каждый из названных
философов создал свою философскую
систему, отличающуюся богатством идей
и концепций. Вместе с тем немецкая
классическая философия представляет
собой единое духовное образование,
которое характеризуется
1. Своеобразным пониманием
роли философии в истории
2. Исследовались
не только человеческая
3. Все представители
классической немецкой
4. Классическая немецкая
философия разрабатывает
Кантовская диалектика
- это диалектика границ и возможностей
человеческого познания: чувств, рассудка
и человеческого разума.
Диалектика Фихте
сводится к исследованию творческой
активности Я, к взаимодействию Я
и не-Я как противоположностей, на основе
борьбы которых происходит развитие самосознания
человека. Шеллинг переносит на природу
разработанные Фихте принципы диалектического
развития. Природа у него - становящийся,
развивающийся дух.
Великим диалектиком
является Гегель, который представил
развернутую, всестороннюю теорию идеалистической
диалектики. Он впервые представил
весь естественный, исторический и
духовный мир в виде процесса, т.е.
исследовал его в беспрерывном движении,
изменении, преобразовании и развитии,
противоречиях, количественно-качественных
и качественно-количественных изменениях,
прерывах постепенности, борьбе нового
со старым, направленном движении. В логике,
философии природы, в истории философии,
в эстетике и т.д. - в каждой из этих областей
Гегель стремился найти нить развития.
Вся классическая немецкая
философия дышит диалектикой. Особо
надо сказать о Фейербахе. До последнего
времени в советской философии
данная Ф. Энгельсом оценка отношения
Фейербаха к диалектике Гегеля трактовалась
как отрицание Фейербахом всякой
диалектики вообще. Однако следует
разделить этот вопрос на две части:
первое - отношение Фейербаха не
к диалектике только, а в целом
к философии Гегеля; второе - Фейербах
действительно, критикуя гегелевскую
систему объективного идеализма, "выплеснул
с водой и ребенка", т.е. не понял
диалектики Гегеля, ее познавательного
значения и исторической роли.
Однако сам Фейербах
в своих философских
5. Классическая немецкая
философия подчеркивала роль
философии в разработке
Можно определенно
сказать, что представители классической
немецкой философии пошли вслед
за просветителями XVIII в. и прежде всего
французскими просветителями, провозгласив
человека господином природы и духа,
утверждая могущество разума, обратившись
к идее закономерности исторического
процесса. Одновременно они явились и
выразителями той социально-экономической,
политической и духовной атмосферы, которая
их окружала непосредственно, выступала
в качестве их собственного бытия: феодальная
раздробленность Германии, отсутствие
национального единства, ориентация развивающейся
буржуазии на различные компромиссы, так
как она после Великой французской революции
испытывала страх перед любым революционным
движением; желание иметь сильную монархическую
власть и военную мощь.
Именно этот компромисс
находит свое философское обоснование
в работах Канта, Фихте, Шеллинга,
Гегеля и Фейербаха. И хотя последний
является представителем другой мировоззренческой
ориентации - материалистической, но и
он рассматривает решение
Классическая немецкая философия - одно из важнейших выражений духовной культуры XIX в.