Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:46, творческая работа

Краткое описание

Основные направления немецкой философии:

• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
• материализм (середина и вторая половина XIX в.);
• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

Файлы: 1 файл

Немецкая философия (Штанговец 10-02) (2).pptx

— 406.78 Кб (Скачать)

Немецкая  философия 

Основные направления немецкой философии:  

немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

• материализм (середина и вторая половина XIX в.);

• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

Немецкая  классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

• Иммануила Канта (1724 - 1804);

• Иоганна  Фихте (1762 - 1814);

• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

• Георга Гегеля (1770 - 1831);

• Людвига  Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

субъективный идеализм (Фихте);

материализм (Фейербах).

Немецкая  классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении:

повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

особое внимание уделила проблеме развития;

значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

взглянула на историю как целостный процесс.

Иммануил Кант (1724 1804) – основоположник немецкой классической философии  
 

    •      дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

    •      выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

    • выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
    • сформулировал моральный закон («категорический императив»;
    • выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление 

    • выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной  всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал  концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада;
    • исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоганн  Фихте (1762 —1814) 
 

        внес  большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я-концепция»).  

Фридрих Шеллинг (1775 - 1854)  

        глубоко  обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.  

Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.

Немецкий  материализм XIX в. представлен главным образом:

философией Людвига Фейербаха;

марксистской философией;

творчеством вульгарных материалистов.

Людвиг  Фейербах (1804 — 1872)  

         Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

Классический  материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

• марксистская философия;

• политэкономия (экономическое учение);

•научный  коммунизм (социально-политическая теория).

Основателями  марксизма были немецкие ученые и  философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).  

Основы  марксистской философии:  

выдвинула материалистическую картину мира;

показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);

дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

выступала с атеистических позиций.

Разновидностью  немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты Фохт, Бюхнер, Молешотт смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень желчь»).

Во второй половине XIX в. особое распространение  в Германии получили идеи иррационализма.

Иррационализм направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником  иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 - 1860)  
 
 

        В целом  философия Шопенгауэра наполнена  пессимистическим духом, неверием  в возможности человека влиять  на окружающий мир и собственную  жизнь.

Близкой к  иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Фридрих Ницше (1844 — 1900) –  
основоположник «философии жизни» 

        были  выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" — экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуальности Бога ("Бог умер").  

 

Список  используемой литературы 

1. Мир философии. Ч.1,2. - М.: Политиздат, 2001.

2. Введение в философию:  Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ.  ред. И.Т. Фролова. - М., 2008.

3. Энгельс Ф. Людвиг  Фейербах и конец классической  немецкой философии. С прил.: К.  Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1985.

4. Кант И. Соч.: т.2, т.6.

Спасибо за внимание!

Информация о работе Немецкая классическая философия