Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:46, творческая работа
Основные направления немецкой философии: 
• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.); 
• материализм (середина и вторая половина XIX в.); 
• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».
Немецкая философия
Основные 
направления немецкой 
философии:  
• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
• материализм (середина и вторая половина XIX в.);
• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».
Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
• Иммануила Канта (1724 - 1804);
• Иоганна Фихте (1762 - 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
• Георга Гегеля (1770 - 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
• субъективный идеализм (Фихте);
• материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении:
• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
• взглянула на историю как целостный процесс.
Иммануил 
Кант (1724 — 1804) – 
основоположник немецкой классической 
философии  
 
• дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
Георг 
Гегель (1770 — 1831) отождествил 
бытие и мышление 
Иоганн 
Фихте (1762 —1814) 
 
    внес 
большой вклад в разработку концепции 
субъективного идеализма, 
согласно которой единственной и главной 
реальностью для человека является он 
сам, его сознание (так называемая «Я-концепция»).  
Фридрих 
Шеллинг (1775 - 1854)  
    глубоко 
обосновал понимание природы с позиций 
объективного идеализма, выдвинул идею, 
согласно которой свобода и правовой строй 
изначально заложены в природе.  
Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
• философией Людвига Фейербаха;
• марксистской философией;
• творчеством вульгарных материалистов.
Людвиг 
Фейербах (1804 — 1872)  
Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.
Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:
• марксистская философия;
• политэкономия (экономическое учение);
•научный коммунизм (социально-политическая теория).
Основателями 
марксизма были немецкие ученые и 
философы Карл 
Маркс (1818 - 1883) и Фридрих 
Энгельс (1820 - 1895).  
Основы 
марксистской философии:  
•выдвинула материалистическую картину мира;
• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
• рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
• выступала с атеистических позиций.
Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:
• механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
• рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень — желчь»).
Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.
Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником 
иррационализма считается Артур 
Шопенгауэр (1788 - 1860) 
 
  
 
    В целом 
философия Шопенгауэра 
Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Фридрих 
Ницше (1844 — 1900) –  
основоположник 
«философии жизни» 
    были 
выдвинуты идеи о возможности человека 
полностью влиять на свою судьбу, движущих 
силах человеческого поведения ("воля 
к жизни", "воля к власти" — экспансия 
своего "Я"), иллюзорности, неактуальности 
Бога ("Бог умер").  
Список 
используемой литературы 
1. Мир философии. Ч.1,2. - М.: Политиздат, 2001.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 2008.
3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1985.
4. Кант И. Соч.: т.2, т.6.
Спасибо за внимание!