Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций
Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.
ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы
В теории познания Лейбница есть два интересных момента:
1) он разграничивает «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» выводятся дедуктивно-логическим путем на основании логических законов (закона тождества, непротиворечия и исключенного третьего). Такие истины всеобщи и необходимы (это истины логики, математики, а также нормы добра и справедливости). От них отличаются «истины факта» – временные, случайные, обусловленные текучими событиями. Например: «идет дождь», «бежит собака». Это эмпирические, частные факты, связанные с конкретными событиями и уходящие вместе с ними;
2) Лейбниц возвращается к мысли Платона о познании как «припоминании души». Человеческая душа, по Лейбницу, потенциально знает все. Она как глыба мрамора с прожилками (неясный образ), из которой скульптор делает нужный образ. Так и наше познание в процессе опыта превращает идею из виртуального существования в актуальное.
В споре с представителями эмпирического направления в теории познания Лейбниц- рационалист, перефразируя мысль Дж. Локка, дает следующий афоризм: «Нет ничего в разуме, что бы раньше не было в чувстве, кроме самого разума». Это значит, что интеллект и его деятельность предшествуют опыту (аpriori).
Эмпирическое направление в теории познания, начатое Ф. Бэконом, продолжили Т. Гоббс и Дж. Локк.
Дж. Локк (1632–1704 гг.) – из семьи адвоката, образование получил в Оксфордском университете. Всесторонне образованный человек, он в 36 лет был принят в члены Лондонского Королевского общества. В 1672 г. стал домашним врачом и воспитателем, а затем и секретарем лидера английской оппозиции графа Эшли Шефтсбери. Вместе с ним Локк активно включился в политические дела и вместе с ним же разделил взлеты и гонения в ходе Английской буржуазной революции. Слава к Локку пришла после «славной революции» (1688–1689 гг.), когда был достигнут компромисс между английской буржуазией и феодальной аристократией и установлен режим конституционной монархии, идеологом которой был Дж. Локк. Локк был осыпан восторгами, должностями и почестями, но он отказался от всех предложений и занялся литературной деятельностью. Его основное философское произведение – «Опыт о человеческом разуме». Интересна его педагогическая работа «Мысли о воспитании».
Дж. Локк в своих философских исследованиях основное внимание уделял познанию, разрабатывая гносеологию (теорию познания) как специальный раздел философии, четко очертив вопросы: генезис, сущность и значимость человеческого познания. Он также сформулировал проблему о границах и реальных возможностях человеческого разума, которую позже исследовал И. Кант.
В вопросе о происхождении знания Локк четко становится на позиции сенсуализма, согласно которому все наше знание – из ощущений. Максима Локка: «Нет ничего в нашем разуме, чего бы не было сначала в чувствах». С этих позиций он критикует учение о врожденных идеях рационалистов. Локк считает, что не существует ни врожденных идей, ни врожденных принципов. Основой и одновременно пределом разума является «опыт». В работе «Опыт о человеческом разуме» он четко проводит и доказывает на многочисленных примерах свою позицию: «…на опыте основывается все наше знание». Сознание новорожденного есть «чистая доска» (tabula rasa), и только в общении с миром, через опыт (основанный на ощущениях) сознание человека наполняется соответствующим содержанием. Весь материал разума и познания, считал Локк, добывается из опыта. Сам по себе разум без этого материала не может производить даже простые идеи. «Опыт» Дж. Локк понимал расширительно. (Рационалисты же, в свою очередь, мышление, умственную деятельность понимали расширительно). К «опыту» он относил чувственные впечатления, представления, понятия, воображение, интеллектуальные и волевые проявления души, эмоции.
Локк вводит понятие «рефлексии» – внутреннего опыта. Это, по его выражению – наблюдение ума над своей собственной деятельностью. Возникает рефлексия также на основе чувственного опыта. Итак, опыт есть двух видов: 1) ощущения от внешних материальных предметов; 2) восприятие внутренней деятельности нашей души и работа мышления.
В теории познания Локка интересно учение о первичных и вторичных качествах. Первичными он называет те качества, которые объективно присущи предметам (плотность, протяженность, форма, количество, движение и т.д.). При соприкосновении с нашими органами чувств они вызывают в нашем сознании такие идеи, которые являются точными копиями этих предметов. Вторичные качества (цвет, звук, вкус и т.п.) возникают при взаимодействии наших органов чувств с объектами (хотя основа для них – в объекте). Здесь Дж. Локк ставит проблему объективного и субъективного в нашем знании.
Теория познания Локка легла в основу его педагогических взглядов. Учение о tabula rasa и опыте является обоснованием решающего влияния окружающей среды, воспитания на формирование личности. Целью воспитания Локк считал формирование здорового телом и духом гражданина, который получает практически полезные знания для использования их в предпринимательской деятельности. Локк также указывает на необходимость придерживаться в педагогике принципа индивидуального подхода к обучающемуся и опереться при образовании и воспитании на его индивидуальные особенности и способности.
В ходе революционных преобразований в Англии Дж. Локк разработал передовой либерально-правовой идеал. Он сформулировал понятие естественных прав человека: неотчуждаемых, данных человеку от рождения. Это – право на жизнь, свободу и собственность, а также право на защиту этих прав. Государство, по Локку, возникает на основе договорного права и здравого смысла, для защиты естественных прав человека. Если государственная власть не создает условий своим гражданам для реализации их естественных прав, то она должна быть заменена другой. Так проявляется суверенитет народа. Власть должна нести ответственность перед народом. В рамках договорной теории Локк сформулировал также принцип разделения властей (законодательная власть; исполнительная, включая судебную и военную; "федеративная" – внешних отношений).
Идеи Дж. Локка создали основу для философии Просвещения.
Философия Просвещения XYII –XYIII вв.
Философией Просвещения называется совокупность философских учений XVII–XVIII вв., объединенных верой в безграничные возможности разума, способного обеспечить прогрессивное развитие человечества. В этой философии выражены идеи активной прогрессивной буржуазии XVII–XVIII вв. И. Кант так определил девиз эпохи Просвещения: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом!» – «Дерзай быть мудрым!».
Английские просветители: Дж. Локк, Дж. Толанд, Б. Мандевиль, А. Коллинз, Э. Шефтсбери.
Французские просветители: Вольтер, Ж. Д'Аламбер, Д. Дидро, К. Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.
Немецкие просветители: Х. Вольф, Г. Лессинг, И. Кант.
Основные черты философии Просвещения
1. Философы–просветители считали разум основным средством познания мира, преобразования общественных отношений и совершенствования человека. Разум был признан способным обеспечить прогресс человечества, уничтожить все отжившее и нелепое в традиции, освободить людей от угнетения («Смерть тиранам!»). Преобразование общественных отношений мыслилось через научно-технический прогресс и промышленную революцию. Просветители верили в науку и прогресс.
2. Источником
истины философы-просветители
3. По отношению к религии и церкви просветители занимали скептическую позицию, они призывали «просветить религию светом разума». Против суеверий и религиозной нетерпимости Вольтер выдвинул лозунг «Раздавите гадину!». Религия и церковь стали пониматься как препятствие на пути прогресса и средство угнетения. П. Гольбах писал, что религия воспитывает в человеке низкопоклонство, подавляет самостоятельность.
Просветители стояли на позициях деизма – светской религиозности, которая соединяется со светской естественной моралью. Они признавали совокупность нравственных принципов, общих для всех религий, и называли их естественной религией. При этом отбрасывали религиозные суеверия и объявляли им войну.
4. Просветители
выступили против сословных
Еще раньше, в 1776 г., была принята Американская «Декларация прав», где в статье 1 записано: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, которые не могут быть ни отчуждены, ни отняты ни при каких условиях (ни в настоящем, ни в будущем) у граждан общества, а именно: право на жизнь и собственность, право добиваться и достигать благополучия и безопасности». «Декларация прав» закрепила также разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной (ст. 5).
Философией и практикой Просвещения были выработаны основы государственного конституционного устройства либерально-демократического типа, которое принято называть правовым государством.
5. Просветители были
идеологами быстро растущей бур
Распространение просветительских идей шло через:
а) академии наук, где было усилено внимание к естественным наукам и математике;
б) масонские общества,
в которые входили
в) светские салоны, где вращались ученые, литераторы, политические деятели, вся интеллектуальная элита общества. Тон задавали салоны Парижа. Через салоны в активную культурную и интеллектуальную жизнь включились женщины;
г) литературные произведения и газеты, насыщенные новыми идеями, очерки и эссе. Они писались ярко, полемично, остроумно, доступно и привлекательно для широкой аудитории. Новые идеи входили в архитектуру (новый стиль – неоклассицизм) и в историческую науку;
д) большое
значение для распространения
В «Энциклопедии» принимали участие инженеры, военные специалисты, врачи, моряки. Большое внимание было уделено вопросам культурного значения техники, применения научных открытий в промышленности, а также ремеслам. Дидро не только привлек ремесленников к изданию, но сам посещал мастерские, изучал опыт мастеров, описывал «механические искусства», чтобы научить других делать различные приспособления и инструменты для совершенствования производственных процессов.
В самой «Энциклопедии» так была определена ее цель и тем самым – значение: «Объединение знаний, разбросанных по земле; изложение их в систематизированном виде для передачи тем, кто придет в мир после нас, для того чтобы труды прошедших веков не оказались бесполезными для веков грядущих, для того чтобы наши внуки, став более образованными, смогли стать и более добродетельными и счастливыми и, наконец, для того чтобы мы не исчезли из рода человеческого, не оставив о себе памяти».
Философские идеи Просвещения стали идеологией Великой Французской буржуазной революции. Свободная и смелая мысль быстро распространялась по всем странам Европы, свободомыслие («вольтерьянство») в XVIII веке пришло и в Россию.
ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
И МАРКСИЗМ
Германия XVIIІ в. отставала
в своем социально-
В Германии XVIII в. уже проявились результаты Реформации: распространялась грамотность, росло уважение к труду и внимание к результативности человеческих действий. Протестантская вера уделяла мало внимания обрядности и ритуалу, но жестко требовала внутренней убежденности, знания текстов Священного писания и личной ответственности перед Богом. Все это способствовало формированию личности в соответствии с требованиями эпохи ранних буржуазных революций.
Просветительское движение в Германии опиралось на философию Лейбница, механику Ньютона, идеи французских просветителей (Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ламетри, Гольбаха). Широкую просветительскую деятельность вел систематизатор лейбницевской философии Хр. Вольф. Ярким представителем немецкого просвещения является Г. Лессинг, вольнодумец, требующий освобождения от сословных, национальных и религиозных предрассудков. По его мнению, религия, не просветленная разумом, есть суеверие. Значимым и разумным в религии он, как и другие просветители, признавали моральные нормы, а также проповедь милосердия и сострадания среди населения. В своих произведениях Лессинг возвышает деятельность труженика, воспевает труд, трудолюбие, честность, здравый смысл, великодушие, любовь к ближнему.