Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

 

 

ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ  НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Социально-политическая и духовная ситуация в Западной Европе в XYII –XYIII вв.                                                                  

В XVI–XVII в. в  странах Западной Европы отчетливо  проявился кризис феодальной общественной системы, падали авторитет земельной аристократии и престиж королевской власти, рос скептицизм по отношению к  абсолютизму. Активно нарастали процессы развития новых буржуазных отношений: росли города, развивалось мануфактурное производство, шло первоначальное накопление капитала и рост товарно-денежных отношений. Складывался слой предприимчивых деловых людей, новое сословие предпринимателей – средний класс, которые активно требовали для своей деятельности политических прав и свобод. Они вносили новые представления о положении человека в обществе, нетрадиционные моральные и религиозные установки.

XVI век – век Реформации. Начавшись в Германии, Реформация захватила Швейцарию, Нидерланды, Англию, Францию, скандинавские страны. Реформация была направлена против католической церкви – оплота феодализма. Она привела к оформлению новой конфессии – протестантизма, который формировал сознание верующих в духе потребностей нового времени. Основные принципы протестантской веры – Бог, семья, труд; акцент на личную веру в Бога (а не преданность церкви) – формировали нового человека: делового, стремящегося к личному успеху, дисциплинированного, уверенного в себе и ответственного перед семьей.

В конце XVI – начале XVII вв. под протестантскими лозунгами прошла буржуазная революция в Нидерландах, которая освободила страну от господства Испании и дала толчок развитию буржуазных отношений. Нидерланды стали самым передовым европейским государством. В течении всего XVII в. шли буржуазные преобразования в Англии: гражданская война, казнь короля, диктатура Кромвеля, реставрация Стюартов, наконец, «Славная революция» 1688–1689 гг., которая установила в Англии современное государственное устройство (конституционную монархию). Ранние буржуазные революции были победой активно развивающегося нового класса предпринимателей над земельной аристократией.

В ходе этих преобразований шла одновременно перестройка всей духовной жизни общества, вырабатывались новые социально-нравственные установки, менялось сознание людей. В общественном сознании на первое место вышла наука (естествознание). XVII в. – век научной революции.

Научная революция XYII в. и ее влияние на мировоззренческие установки эпохи

Развитие научной революции XVII в. определил выход в свет книги Николая Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543 г.); ее кульминацией стала работа Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», опубликованная в 1687 г. Эпоха научной революции представлена именами выдающихся ученых: Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, Тихо Браге, Н. Кеплера, Б. Кавальери, Э. Торричелли, Р. Бойля, Р. Гука, И. Ньютона. В результате их деятельности были разрушены основания аристотелевско-птолемеевской картины мира и созданы новые.

Общие достижения научной революции  следующие.

1. Разработаны новые  мировоззренческие принципы, на  основе которых создавалась научная картина мира. Гелиоцентрическая система Коперника, которая в центр Вселенной поставила Солнце, Земле отводила место, рядовое среди других планет. Тем самым, устранялась исключительность творения человека на Земле, и появился вопрос о возможности обитания других планет. Этот вопрос будировался фактом открытия Америки – открытия другой культуры, которая также формировала проблему множественности культур, наличия других, отличных от европейской типов культур.

2. В ходе научной революции  сформировался образ современной науки – науки, основанной на эксперименте. Эксперимент был признан основным методом получения достоверных данных для адекватного разграничения кажущегося и действительного.

3. Целью получения научного знания  становится практика. В ходе научной революции была обоснована и начала реализовываться практическая значимость науки. Девиз эпохи – «Знание – сила» (Ф. Бэкон). Научное знание должно было обеспечить человеку власть над природой, развить производства и усовершенствовать самого человека.

4. Идеалом ученого перестает  быть созерцательная жизнь, высоко ценимая Аристотелем. Реальностью стала активная практическая деятельность. Ученый XVII в. – это исследователь-практик. Он применяет в научном исследовании различные технические устройства, приборы; постоянно совершенствует инструментарий.

5. В результате сближения  науки с техникой создается  союз теории и практики – взаимозависимость научных и технических достижений, что не только способствовало развитию научной революции, но и становилось базой для промышленной революции.

6. Медицина XVII в. развивалась  под влиянием успехов механики  и сама формировала представления о человеке как о сложном живом механизме. Английский врач Уильям Гарвей (1578–1657 гг.) в своей работе «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628 г.) изложил теорию кровообращения, которая стала основой экспериментальной физиологии. У. Гарвей доказал, что центром кровообращения является сердце, а потому оно и есть «…основа жизни и солнце микрокосмоса». По Гарвею, сердце работает как насос, вены и артерии – это трубы; кровь как жидкость движется под давлением; венозные клапаны выполняют ту же функцию, что и клапаны механические.

В результате деятельности итальянского врача и биолога М. Мальпиги (1628–1694 гг.), создавшего микроскопическую анатомию, и А. Левенгука (1632–1723 гг.) – изобретателя мощных для своего времени микроскопов, в биологии и медицинских исследованиях начал применяться микроскоп.

Общая характеристика философии Нового Времени

1. В философии XVII в.  была определена социальная роль  и практическая значимость науки. Исходя из этого, философия ориентируется на естествознание. Философы занимаются одновременно математикой, физикой, физиологией, биологией, психологией.

2. В приоритетах философской  проблематики на первое место  выходит теория познания (гносеология).

3. В теории  познания XVII в.  поставлена задача  разработки методов получения истинного знания. Наиболее известная работа Ф. Бэкона называется «Новый Органон», что означает новый подход в противовес «Органону» Аристотеля, который Бэкон считал не имеющим практической пользы для людей. Знаменитая работа Р. Декарта «Рассуждение о методе» так же дает изложение нового (рационалистического) метода получения знания.

4. Разработка теории  познания идет в двух направлениях:

а) эмпирическом, которое опирается на опыт (чувственные данные). Его разрабатывали философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк;

б) рационалистическом, которое на первое место в познании ставит разум (Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц). Разум  рационалисты считали и основой мира (Мировой разум) и основой человеческого поведения (индивидуальный разум).

5. В условиях господства в интеллектуальных кругах приоритета механики и механистического взгляда на мир философы Нового времени и человека рассматривали как сложный механизм. «Человек-машина» – так называется книга французского философа XVIII в. Ж. Ламетри. Механика задавала стиль мышления, формировала новые подходы в понимании исследуемых объектов.

Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) – английский философ, основоположник эмпирического направления в философии Нового времени. Отец       Ф. Бэкона был лордом-хранителем печати при королеве Елизавете. После окончания Кембриджского университета Ф. Бэкон, наряду с занятиями наукой, активно вел политическую деятельность. При короле Якове I  был назначен лордом-хранителем печати и лордом-канцлером (1618 г.), получил титул барона Веруламского. В 1621 г. Палата Лордов обвинила его в коррупции; он был приговорен судом к штрафу и тюремному заключению. Хотя король снял все обвинения, Бэкон отошел от политики и впредь занимался только наукой, а также поисками конкретного применения научных данных. Последняя запись в его дневнике – "Опыт удался!" – говорит о результатах опытов по замораживанию мяса с целью его сохранения. Ф. Бэкон разработал огромный проект под названием «Великое восстановление наук», где первая часть символически называется: «О достоинстве и приумножении наук»; вторая – «Новый Органон»; третья – «Естественная и экспериментальная история для основания философии».

Значение Ф. Бэкона состоит  в том, что он создал новый интеллектуальный облик философии – философии, опирающейся на естественные науки. У философии складывается новая функция по отношению к науке – методологическая. Ф. Бэкон обосновал и новое понимание научного знания: наука – это экспериментальная наука. Поэтому Ф. Бэкон занимает почетное место не только в истории философии, но и в истории науки. Он резко критикует схоластику, потому что она оторвана от практики. На этом же основании он отказывается от схоластизированного в средние века Аристотеля, цитаты из сочинений которого стали последними аргументами в спорах и превратились в догмы.

Ф. Бэкон дал обоснование  социальной роли науки. Он сформулировал девиз эпохи: «Знание – сила!» Задача науки, по его мнению, состоит в том, чтобы открыть тайны природы, вскрыть причины природных явлений, чтобы управлять ими. Природные силы необходимо поставить на службу человеку: для развития производства, для создания новой техники, для развития и совершенствования самого человека. Бэкон разрабатывал практические проекты: создание металлических сплавов для промышленных, военных и бытовых целей; получение небьющегося стекла; способы длительного хранения цитрусовых, мяса и других продуктов и т.д.

Однако на пути получения  истинного, практически значимого  знания лежат предрассудки и заблуждения людей. Бэкон назвал их «идолами» или «призраками».

1. Идолы рода – это искаженные представления людей об окружающем мире, связанные с самой природой человеческого рода, с ограниченностью человеческого разума и чувств. В связи с этим отражение мира предстает как бы в изогнутом зеркале, «искривленно». Человеческий разум склонен, например, переносить на природу сущностные характеристики человека и искать в природных явлениях цель. Это телеологическое средневековое понимание природы. Природе, по Бэкону, нужно ставить вопрос «почему?» и искать на него ответ.

2. Идолы пещеры – ложные представления людей и ошибки, вытекающие из особенностей восприятия отдельного конкретного человека, из специфики его субъективного мира, ограниченности воспитания и образования, узости общекультурного кругозора.

3. Идолы площади или рынка – неверные суждения людей, связанные с привычным, но неправильным, некритичным употреблением слов. Это софизмы; понятия, которые ничего конкретно не определяют; неверные заключения; привычные банальности и отговорки; путаные и замысловатые выражения.

4. Идолы театра – заблуждения людей, сросшиеся с их преувеличенной верой в авторитеты, стремление обращать внимание на пышность слов, а не на суть. Люди часто склонны верить привычным догмам, а не собственному разуму. Бэкон считал, что развитию науки мешает приверженность схоластике, религиозной вере и авторитету Аристотеля.

От всех «призраков» – предрассудков нужно избавляться, т.к. они, по мнению Ф. Бэкона, стоят на пути получения истинного знания, препятствуют ему. Необходимо очистить ум и постоянно дисциплинировать его через самообразование и самовоспитание. Ф. Бэкон считал, что в обществе должна идти работа по созданию новых приоритетов в духовной жизни и в общественном сознании.

Каковы же пути получения  нового знания по Ф. Бэкону? Новое, истинное знание, по Бэкону, мы получаем из непосредственного соприкосновения наших органов чувств с природой. Данные чувственного опыта далее должны обрабатываться индукцией. Бэкон дает учение об индуктивном методе (движение мысли от частного к общему), который был положен в основу экспериментального естествознания.

Бэкон различает три вида индукции: полную, при которой исследуются все предметы данного класса и на этом основании делается вывод; неполную – исследуется определенная часть предметов, далее вывод делается по аналогии; истинную, при которой сначала изучаются все факты, подтверждающие вывод (гипотезу), а потом – те факты, которые в проведенных экспериментах данную гипотезу опровергают. Результаты сравниваются, анализируются. Только после этого можно делать вывод относительно представленной гипотезы.

В качестве условия успеха познания и деятельности Бэкон провозглашает союз разума и опыта. Интересна следующая его мысль. При получении знания, считает он,  нельзя уподобляться муравью, который собирает на своем пути все разрозненные факты. Так поступают плоские эмпирики. Не следует также уподобляться пауку, который тянет паутину из себя. Так делают догматики-рационалисты, которые извлекают одну мысль из другой. Истину получает тот, кто работает как пчела. Она со всего луга сначала собирает самое ценное, что есть у цветов, затем собственными усилиями его перерабатывает, получая прекрасный мед (истину).

Ф. Бэкон обосновал  необходимость проведения в научном  исследовании эксперимента, данные которого обрабатываются интеллектом. При этом на первое место он ставит те эксперименты («светоносные»), которые дают возможность проникнуть в суть явлений объективного мира, вскрыть их причины и тем самым позволить человеку управлять ими. Есть эксперименты «плодоносные», они направлены на получение конкретного практического результата.

Философия Ф. Бэкона явилась мощным стимулом для развития естествознания XVII в. и активизации практической деятельности людей. Ф. Бэкон сыграл важную роль в создании «Лондонского королевского общества развития естественных наук» (Английская Академия Наук). Его классификация наук легла в основу «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера.

Информация о работе Лекции по "Философии"