Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Пифагорейцы считали, что  в гармонии чисел отражена гармония мира, и стремились через числа понять сущность мира. Они активно развивали рациональное мышление и тем самым давали толчок становлению философии.

Элейская школа ( к.VI – нач. V в. до н.э.). Самый известный ее представитель Парменид ввёл понятие “бытие”. Его считают основателем западной онтологии (учения о бытии). Парменид различает мир, воспринимаемый чувствами, и тот, который постигается только мышлением, разумом. Первый состоит из вещей изменчивых, временных, текучих, непостоянных. Мир же, постигаемый мышлением, вечен. У него нет ни начала, ни конца. Он есть везде. Это и есть «бытие». «Бытие есть, а небытия нет». Мир бытия постигается только мышлением, отсюда афоризм Парменида: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». Бытие невидимо и неосязаемо, оно улавливается только разумом. Это умопостигаемый мир.

Школа элеатов четко разграничивает истинное знание (или просто «знание») и мнение. Мнение – это наши повседневные чувственные представления, изменчивые, поверхностные, непостоянные. Знание же дает только мышление, которое способно постигать сущность вещей, их единство, в противовес чувствам, которые схватывают единичное, многообразие, разрозненные признаки. В учении элеатов четко прослеживается складывающаяся  специфика древнегреческой философии: ее рационалистический характер, доверие к разуму.

Демокрит из Абдер (V в. до н.э.). Наиболее универсальный ум из досократиков. Он создал атомистическое учение о бытии.

Вечное бытие, по Демокриту, множественно. Оно состоит из мельчайших, далее неделимых частичек – атомов (атом – «неделимое»). Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Эти частички разные по форме, по конфигурации, есть даже с крючочками. Они находятся в постоянном движении. При этом они соединяются в самых разных вариантах и дают видимые, чувственно воспринимаемые предметы.

Атомистическая гипотеза Демокрита быстро стала работающей: движением и отрывом атомов объясняли испарение воды, распространение запахов и т.п. Интересно отметить, что атомисты выделяли особые атомы: гладкие, легко воспламеняющиеся. Из них образованы душа и ум. Их называли божественными.

Демокрит, как и элеаты,  отличал чувственное познание, которое способно дать только поверхностное знание – мнение, от умопостигаемого – знания, добытого умом, разумом, мышлением. Догадка об атомах (экспериментальной науки не было) подтверждала значение разума и постигаемой разумом истины.

Софисты. Сократ

Деятельность софистов относится к V. в до н.э. Софист – мудрый, знающий. Софистами в V в. до н.э. называли учителей – «разносчиков знаний», учителей мудрости. Позже понятие «софист» приобрело негативный смысл, как и «софистика», и «софизм». Софистами стали называть спорщиков, которые пользовались софизмами – ложными умозаключениями, хитрыми уловками; передергивали доказательства, выдавали ложное за истинное. Совокупность таких приемов получила название «софистика».

Софисты же V в. до н.э. несли  знания рядовому гражданину, были просветителями. Их время можно считать древнегреческим  Просвещением. Именно софисты перенесли акценты с философии природы на гуманитарное знание, поставили в центр философии проблему человека, жизнь человека в обществе. Они занимались этикой, риторикой (умением убеждать), искусством, разрабатывали нормы литературного греческого языка, занимались воспитанием юношей. Эта деятельность софистов была вызвана соответствующими социально-экономическими и культурными условиями: ростом городов, расцветом после греко-персидских войн Афин, расширением торговли и культурных контактов. В Афинах после долгой борьбы аристократии, тирании и демократии победила демократия (власть народа); рушились традиционные и аристократические ценности. Демократия требовала для участия в управлении знающих людей, умеющих убедительно говорить, аргументировать свою позицию, сознательно ее отстаивать. Эту потребность в знании и воспитании уловили софисты, они имели большой успех, особенно у молодежи.

Софисты провозгласили  критическое отношение к традиции, к установившимся нравам и обычаям. Старые нормы нужно было осмыслить критически, провести через собственное сознание, найти доказательства для их существования или отбросить как устаревшие. Самый известный из софистов, Протагор, дал принцип: «Человек есть мера всех вещей!». Критерий для всего – человек. «Каковы отдельные вещи предстают передо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя”. Софисты ориентируются на мнение и позицию отдельного человека, придают вес и значение каждой точке зрения. Отсюда следует, что нет единой для всех истины и нет абсолютных моральных ценностей. Мудрец тот, кто понимает относительность истины и полезность относительного. Софисты в морали и  теории познания дали начало субъективизму и релятивизму. Мир мнений для них и есть истина, а истинное бытие – это изменчивый чувственный мир. Такая позиция вела к обоснованию и оправданию произвола индивида, чье субъективное восприятие становилось последней инстанцией, истиной.

Сократ (469–399 гг. до н.э.) начинал как софист, но позже отошел от них, создал собственное учение. Сократ ничего не писал, учил и вел беседы на улицах и площадях, имел очень большое влияние, особенно на молодежь. Привлекательность его учения, его диалогов с учениками, обаяние его личности и образа мыслей позволяют считать его символом философии. Истинным призванием философии он считал познание человека. В чем сущность человека? Сущность человека, по Сократу, заключена в его душе. Именно душа обеспечивает активность мысли и нравственное совершенствование, которые нужны человеку, чтобы стать доблестным гражданином в полисе (городе-государстве). Задача воспитателя – научить этому. «Не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде, чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей». Известны слова Сократа, сказанные им на рынке: «Как много здесь ненужных мне вещей!».

Какова же шкала ценностей, к которой должен стремиться человек? Это, прежде всего, знание. «Добродетель – это знание! Знание есть добродетель!» Зло, порок – это невежество. Человек от природы, считал Сократ, добр и разумен. Откуда же злые поступки? От незнания. «Ибо никто не зол по собственной воле, а только по невежеству». Этот сократовский интеллектуализм и оптимизм задавали тон классической греческой философии.

Понятие свободы человека Сократ связывал с наличием у него самообладания, которое он считал проявлением разумности, превосходства разума над инстинктами, над чувственностью. Свободен тот, кто знает, как управлять своими страстями; раб тот, кто подчиняется им. Деятельность Сократа связана с распространением им девиза: «Познай самого себя!» Он постоянно обращал внимание на этот призыв своих слушателей.

Сократ довольно скептически относился к местным богам и пользовался понятием Бога как разумного начала, которое пронизывает весь мир, организует и упорядочивает его. Не все жители Афин понимали такого Бога, что и было отражено в жалобе, поданной в суд на Сократа. Второй пункт обвинения: развращение молодежи.

В беседах с учениками  и в речи на суде Сократ употребляет  слова «даймон», «даймонион». «Часто в разных обстоятельствах мне  был слышен голос, знакомый с детства, божественный и демонический, который мне запрещал делать то, что я уже почти готов был сделать». Что этот внутренний голос означает? «Божественное откровение»? Совесть великого человека? Прозрение мудреца? Логос философа? Интуицию гения?

Сократ ничего не писал. Он считал, что задача учителя – не передавать другому готовое знание, а разжечь внутреннюю интеллектуальную активность, активизировать  мысль собеседника, его готовность к поиску истины. Для этого он вводит метод диалога, совместного поиска истины через столкновение разных, порой противоположных мнений.

Сократ на суде был  приговорен к смерти. Друзья предлагали побег, но он отказался, давая пример подчинения законам. Так, как он учил других. Сократ – это пример того, когда учение философа и его собственная жизнь совпадают.

  Платон (427–347 гг. до н.э.) – аристократ по происхождению и «аристократ духа», основатель метафизики, самый знаменитый ученик Сократа. Платон тяжело перенес смерть своего учителя, уехал из Афин, много путешествовал. После возвращения основал собственную школу – Академию (по парку, названному в честь местного героя Академа). Сюда стекались самые талантливые люди, особенно молодые. Все произведения Платона написаны в форме диалогов, где главным действующим лицом является Сократ.

 Учение о бытии. Платон ставит вопрос о первичных причинах, конечных основаниях чувственных вещей, всего текучего, изменчивого, многокрасочного чувственного мира. Эти последние причины, считает он, не физические, не материальные. Кроме видимого, являющегося нам чувственного мира, есть иной мир- идеальный. Реальностью там является «идея» («эйдос»), которая улавливается только умом, интеллектом. Это умопостигаемый мир идей. Идея есть сущность вещи, ее модель, ее проект. Идея – понятие вещи, которое существует само по себе. Например: «Прекрасное само по себе», «Справедливость сама по себе» и т.д. В  умопостигаемом мире есть идеи всех вещей: идеи эстетических ценностей, идеи моральных ценностей, идеи геометрических формул и фигур, идеи телесных образований и т.д. Все они составляют иерархически организованную систему, где идеи нижнего яруса подчиняются более высоким. На вершине иерархии находится высшая Идея – Благо, Единое. Оно является условием всех других идей, само же ничем не обусловлено, это Абсолют, который обеспечивает единство и целостность мира, его сущность, порядок и соразмерность. Чувственный мир является порождением мира идеального.

Учение о  познании. Познание, по Платону, есть воспоминание души. Душа бессмертна и рождается много раз, она видела все, запоминала и совершенствовалась в мире идей. Поэтому она извлекает истину из себя самой, независимо от чувственного опыта, который дает только мнение. Таким способом Платон обосновал наличие у человека эстетических и этических понятий (прекрасное, благое, истинное и т.д.).

Учение  о человеке и государстве. Человека Платон понимал как двойственное существо, состоящее из бессмертной души и смертного тела, которое является темницей души, источником всех нездоровых страстей. Высший долг человека – забота о душе. Учение о душе легло в основу теории государства Платона. Он считал, что человеческая душа имеет три начала: разумное, аффективное (страстное, эмоциональное) и вожделяющее (чувственное). В зависимости от того, какое начало преобладает в душе человека, таков и человек, и таковы должны быть его место и род занятий в государстве. Люди, в душе которых преобладает разумное начало, стремятся к высшему Благу. Они привержены истине, справедливости, умеренности. Они интеллектуально и нравственно развиты. Это мудрецы (философы). Они способны и должны быть правителями в государстве. Если у человека преобладает аффективная часть души, он склонен к мужеству, к честному выполнению своего долга. Таким людям надлежит быть стражами государства. Люди, приверженные к телесно-чувственным удовольствиям, должны заниматься физическим трудом. Ими являются крестьяне и ремесленники.

Платон считал, что  создал образ идеального, справедливого  государства и даже ездил на Сицилию к местным тиранам, чтобы уговорить их реализовать его идеи. Платоновское «совершенное» государство – один из первых утопических проектов государственного устройства.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Сын придворного врача у царя Македонии Филиппа. Молодым человеком ушел в Афины и в течении 20 лет учился и работал в Академии Платона. После смерти Платона ушел из Академии и основал свою школу – Лицей. В сорокалетнем возрасте по приглашению Филиппа становится учителем его сына Александра (Македонского). Аристотелю принадлежит фраза: «Платон мне друг, но истина дороже».

Учение о  бытии. Аристотель критиковал учение Платона об идеях как самостоятельных сущностях, оторванных от чувственного мира и сохраняющих устойчивость и неизменность. Аристотель считал, что устойчивое и постоянное находится в чувственном мире и его можно познать. Основным понятием у него является «сущность», так он обозначает любой индивидуальный предмет (человек, дерево, лошадь и т.д.). Единичный предмет обладает самостоятельностью и постоянством; его характеристики зависят от состояния и отношений с другими объектами. Этот самостоятельный предмет, сущность и есть объект научного познания. Характеристики бытия выражены в высказываниях («категориях»). Основная категория – «сущность», она отвечает на вопрос: «что есть вещь?». Далее идут свойства вещи, выраженные в категориях: качество, количество, отношенио, место, время, действие, страдание, состояние, обладание.

Аристотель пользуется понятием «материя», введенным Платоном. Понятие «материя» сопряжено  у Аристотеля с понятием «форма». Материя, по Аристотелю, пассивна, она есть только возможность, нечто потенциальное. Активным же началом является форма; соединяясь с материей, она дает многообразный мир предметов. Для живого существа его формой является душа. Наивысшей сущностью и высшей (чистой) формой Аристотель считал «вечный двигатель», который есть первопричина и конечная цель всего сущего. Высшая форма сообщает также целесообразность миру.

Учение о  человеке. Аристотель определял человека как политическое (общественное) животное, наделенное разумом. Он считал, что человек изначально связан с общественной жизнью и только в обществе он облагораживается, воспитывает в себе нравственные качества. Государство призвано обеспечить человеку посредством законов справедливость, которую Аристотель считал высшей добродетелью. Человек же, в свою очередь, должен, по Аристотелю, интеллектуально и нравственно совершенствоваться, чтобы стать доблестным гражданином в полисе.

Информация о работе Лекции по "Философии"