Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций
Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.
ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы
Пифагорейцы считали, что в гармонии чисел отражена гармония мира, и стремились через числа понять сущность мира. Они активно развивали рациональное мышление и тем самым давали толчок становлению философии.
Элейская школа ( к.VI – нач. V в. до н.э.). Самый известный ее представитель Парменид ввёл понятие “бытие”. Его считают основателем западной онтологии (учения о бытии). Парменид различает мир, воспринимаемый чувствами, и тот, который постигается только мышлением, разумом. Первый состоит из вещей изменчивых, временных, текучих, непостоянных. Мир же, постигаемый мышлением, вечен. У него нет ни начала, ни конца. Он есть везде. Это и есть «бытие». «Бытие есть, а небытия нет». Мир бытия постигается только мышлением, отсюда афоризм Парменида: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». Бытие невидимо и неосязаемо, оно улавливается только разумом. Это умопостигаемый мир.
Школа элеатов четко разграничивает истинное знание (или просто «знание») и мнение. Мнение – это наши повседневные чувственные представления, изменчивые, поверхностные, непостоянные. Знание же дает только мышление, которое способно постигать сущность вещей, их единство, в противовес чувствам, которые схватывают единичное, многообразие, разрозненные признаки. В учении элеатов четко прослеживается складывающаяся специфика древнегреческой философии: ее рационалистический характер, доверие к разуму.
Демокрит из Абдер (V в. до н.э.). Наиболее универсальный ум из досократиков. Он создал атомистическое учение о бытии.
Вечное бытие, по Демокриту, множественно. Оно состоит из мельчайших, далее неделимых частичек – атомов (атом – «неделимое»). Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Эти частички разные по форме, по конфигурации, есть даже с крючочками. Они находятся в постоянном движении. При этом они соединяются в самых разных вариантах и дают видимые, чувственно воспринимаемые предметы.
Атомистическая гипотеза Демокрита быстро стала работающей: движением и отрывом атомов объясняли испарение воды, распространение запахов и т.п. Интересно отметить, что атомисты выделяли особые атомы: гладкие, легко воспламеняющиеся. Из них образованы душа и ум. Их называли божественными.
Демокрит, как и элеаты, отличал чувственное познание, которое способно дать только поверхностное знание – мнение, от умопостигаемого – знания, добытого умом, разумом, мышлением. Догадка об атомах (экспериментальной науки не было) подтверждала значение разума и постигаемой разумом истины.
Софисты. Сократ
Деятельность софистов относится к V. в до н.э. Софист – мудрый, знающий. Софистами в V в. до н.э. называли учителей – «разносчиков знаний», учителей мудрости. Позже понятие «софист» приобрело негативный смысл, как и «софистика», и «софизм». Софистами стали называть спорщиков, которые пользовались софизмами – ложными умозаключениями, хитрыми уловками; передергивали доказательства, выдавали ложное за истинное. Совокупность таких приемов получила название «софистика».
Софисты же V в. до н.э. несли
знания рядовому гражданину, были просветителями.
Их время можно считать
Софисты провозгласили
критическое отношение к
Сократ (469–399 гг. до н.э.) начинал как софист, но позже отошел от них, создал собственное учение. Сократ ничего не писал, учил и вел беседы на улицах и площадях, имел очень большое влияние, особенно на молодежь. Привлекательность его учения, его диалогов с учениками, обаяние его личности и образа мыслей позволяют считать его символом философии. Истинным призванием философии он считал познание человека. В чем сущность человека? Сущность человека, по Сократу, заключена в его душе. Именно душа обеспечивает активность мысли и нравственное совершенствование, которые нужны человеку, чтобы стать доблестным гражданином в полисе (городе-государстве). Задача воспитателя – научить этому. «Не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде, чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей». Известны слова Сократа, сказанные им на рынке: «Как много здесь ненужных мне вещей!».
Какова же шкала ценностей, к которой должен стремиться человек? Это, прежде всего, знание. «Добродетель – это знание! Знание есть добродетель!» Зло, порок – это невежество. Человек от природы, считал Сократ, добр и разумен. Откуда же злые поступки? От незнания. «Ибо никто не зол по собственной воле, а только по невежеству». Этот сократовский интеллектуализм и оптимизм задавали тон классической греческой философии.
Понятие свободы человека Сократ связывал с наличием у него самообладания, которое он считал проявлением разумности, превосходства разума над инстинктами, над чувственностью. Свободен тот, кто знает, как управлять своими страстями; раб тот, кто подчиняется им. Деятельность Сократа связана с распространением им девиза: «Познай самого себя!» Он постоянно обращал внимание на этот призыв своих слушателей.
Сократ довольно скептически относился к местным богам и пользовался понятием Бога как разумного начала, которое пронизывает весь мир, организует и упорядочивает его. Не все жители Афин понимали такого Бога, что и было отражено в жалобе, поданной в суд на Сократа. Второй пункт обвинения: развращение молодежи.
В беседах с учениками и в речи на суде Сократ употребляет слова «даймон», «даймонион». «Часто в разных обстоятельствах мне был слышен голос, знакомый с детства, божественный и демонический, который мне запрещал делать то, что я уже почти готов был сделать». Что этот внутренний голос означает? «Божественное откровение»? Совесть великого человека? Прозрение мудреца? Логос философа? Интуицию гения?
Сократ ничего не писал. Он считал, что задача учителя – не передавать другому готовое знание, а разжечь внутреннюю интеллектуальную активность, активизировать мысль собеседника, его готовность к поиску истины. Для этого он вводит метод диалога, совместного поиска истины через столкновение разных, порой противоположных мнений.
Сократ на суде был приговорен к смерти. Друзья предлагали побег, но он отказался, давая пример подчинения законам. Так, как он учил других. Сократ – это пример того, когда учение философа и его собственная жизнь совпадают.
Платон (427–347 гг. до н.э.) – аристократ по происхождению и «аристократ духа», основатель метафизики, самый знаменитый ученик Сократа. Платон тяжело перенес смерть своего учителя, уехал из Афин, много путешествовал. После возвращения основал собственную школу – Академию (по парку, названному в честь местного героя Академа). Сюда стекались самые талантливые люди, особенно молодые. Все произведения Платона написаны в форме диалогов, где главным действующим лицом является Сократ.
Учение о бытии. Платон ставит вопрос о первичных причинах, конечных основаниях чувственных вещей, всего текучего, изменчивого, многокрасочного чувственного мира. Эти последние причины, считает он, не физические, не материальные. Кроме видимого, являющегося нам чувственного мира, есть иной мир- идеальный. Реальностью там является «идея» («эйдос»), которая улавливается только умом, интеллектом. Это умопостигаемый мир идей. Идея есть сущность вещи, ее модель, ее проект. Идея – понятие вещи, которое существует само по себе. Например: «Прекрасное само по себе», «Справедливость сама по себе» и т.д. В умопостигаемом мире есть идеи всех вещей: идеи эстетических ценностей, идеи моральных ценностей, идеи геометрических формул и фигур, идеи телесных образований и т.д. Все они составляют иерархически организованную систему, где идеи нижнего яруса подчиняются более высоким. На вершине иерархии находится высшая Идея – Благо, Единое. Оно является условием всех других идей, само же ничем не обусловлено, это Абсолют, который обеспечивает единство и целостность мира, его сущность, порядок и соразмерность. Чувственный мир является порождением мира идеального.
Учение о познании. Познание, по Платону, есть воспоминание души. Душа бессмертна и рождается много раз, она видела все, запоминала и совершенствовалась в мире идей. Поэтому она извлекает истину из себя самой, независимо от чувственного опыта, который дает только мнение. Таким способом Платон обосновал наличие у человека эстетических и этических понятий (прекрасное, благое, истинное и т.д.).
Учение о человеке и государстве. Человека Платон понимал как двойственное существо, состоящее из бессмертной души и смертного тела, которое является темницей души, источником всех нездоровых страстей. Высший долг человека – забота о душе. Учение о душе легло в основу теории государства Платона. Он считал, что человеческая душа имеет три начала: разумное, аффективное (страстное, эмоциональное) и вожделяющее (чувственное). В зависимости от того, какое начало преобладает в душе человека, таков и человек, и таковы должны быть его место и род занятий в государстве. Люди, в душе которых преобладает разумное начало, стремятся к высшему Благу. Они привержены истине, справедливости, умеренности. Они интеллектуально и нравственно развиты. Это мудрецы (философы). Они способны и должны быть правителями в государстве. Если у человека преобладает аффективная часть души, он склонен к мужеству, к честному выполнению своего долга. Таким людям надлежит быть стражами государства. Люди, приверженные к телесно-чувственным удовольствиям, должны заниматься физическим трудом. Ими являются крестьяне и ремесленники.
Платон считал, что создал образ идеального, справедливого государства и даже ездил на Сицилию к местным тиранам, чтобы уговорить их реализовать его идеи. Платоновское «совершенное» государство – один из первых утопических проектов государственного устройства.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Сын придворного врача у царя Македонии Филиппа. Молодым человеком ушел в Афины и в течении 20 лет учился и работал в Академии Платона. После смерти Платона ушел из Академии и основал свою школу – Лицей. В сорокалетнем возрасте по приглашению Филиппа становится учителем его сына Александра (Македонского). Аристотелю принадлежит фраза: «Платон мне друг, но истина дороже».
Учение о бытии. Аристотель критиковал учение Платона об идеях как самостоятельных сущностях, оторванных от чувственного мира и сохраняющих устойчивость и неизменность. Аристотель считал, что устойчивое и постоянное находится в чувственном мире и его можно познать. Основным понятием у него является «сущность», так он обозначает любой индивидуальный предмет (человек, дерево, лошадь и т.д.). Единичный предмет обладает самостоятельностью и постоянством; его характеристики зависят от состояния и отношений с другими объектами. Этот самостоятельный предмет, сущность и есть объект научного познания. Характеристики бытия выражены в высказываниях («категориях»). Основная категория – «сущность», она отвечает на вопрос: «что есть вещь?». Далее идут свойства вещи, выраженные в категориях: качество, количество, отношенио, место, время, действие, страдание, состояние, обладание.
Аристотель пользуется понятием «материя», введенным Платоном. Понятие «материя» сопряжено у Аристотеля с понятием «форма». Материя, по Аристотелю, пассивна, она есть только возможность, нечто потенциальное. Активным же началом является форма; соединяясь с материей, она дает многообразный мир предметов. Для живого существа его формой является душа. Наивысшей сущностью и высшей (чистой) формой Аристотель считал «вечный двигатель», который есть первопричина и конечная цель всего сущего. Высшая форма сообщает также целесообразность миру.
Учение о человеке. Аристотель определял человека как политическое (общественное) животное, наделенное разумом. Он считал, что человек изначально связан с общественной жизнью и только в обществе он облагораживается, воспитывает в себе нравственные качества. Государство призвано обеспечить человеку посредством законов справедливость, которую Аристотель считал высшей добродетелью. Человек же, в свою очередь, должен, по Аристотелю, интеллектуально и нравственно совершенствоваться, чтобы стать доблестным гражданином в полисе.