Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций
Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.
ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы
Итак, собственное «Я» (самотождественность «Я» есть «Я») человек приобретает собственным действием-напряжением; «Я» как бы само себя вызывает к бытию, само себя порождает. Человеческое «Я», по Фихте, рождается из глубины души человека, и этот акт не пассивный. «Я есть» «Я» – это призыв-действие, призыв к активности человеческого духа: «Осознай свое «Я»!».
Человеческому «Я» противостоит «не-Я», окружающий мир, природа. Важнейшей характеристикой «Я», кроме его абсолютной автономности, является деятельность. Основные формы деятельности «Я»: стремление, побуждение, влечение к удовлетворению чувственных потребностей или к власти над объектом. Под их влиянием «Я» выходит из своей сферы и наталкивается на «не-Я», другое. При этом необходимо преодолеть сначала инерцию собственного природного начала (лень, инертность, рутину, тягу к покою, косность и пр.), и подчинить свои природные склонности собственной воле. Природа (внутренняя и внешняя) косна, пассивна; дух деятелен, активен. Необходимо стать господином собственной природы, а значит, и природы вообще. Природное должно быть подчинено нравственным целям. Оно может рассматриваться только как препятствие для преодоления человеком чувственного, эгоистического начала.
Положительным началом в мире Фихте считал принцип деятельности, активности. Человек своей деятельностью вносит в свою жизнь и в мир природы порядок, гармонию, смысл. Фихте обожествляет сверхчувственное начало в человеке, его нравственную волю, его дух. Он различает «Я» индивидуальное или эмпирическое и абсолютное «Я». Эмпирическое «Я» – это наличная, актуальная воля человека. Она конечна. Абсолютное «Я» есть бессознательное и бесконечное, божественное в человеке. Диалектика их состоит в следующем. Индивидуальное «Я» в своей деятельности наталкивается на препятствие и обнаруживает при этом свою конечность, ограниченность. Выйти за пределы этой конечности ему помогает бесконечное, абсолютное «Я», которое сообщает импульс для преодоления препятствия. Взаимодействие эмпирического и абсолютного «Я» есть диалектика конечного и бесконечного в человеке, человеческого и божественного. И процесс этот бесконечен.
Так как свобода присуща человеку не от природы, а является продуктом его собственной духовной деятельности в обществе, то и реализация свободы «Я» возможна только в сообществе с другими людьми. Но в сообществе же возникает и необходимость ограничения свободы «Я», т.к. здесь сосуществуют многие «Я», которые также свободны. Отсюда вывод: «…ограничивай свою свободу понятием о свободе всех остальных лиц, с которыми ты вступаешь в контакт». (И.Г. Фихте). Фихте создает философию права, где обосновывает необходимость ограничения свободы человека в обществе: свобода каждого ограничивается свободой другого. Право не требует доброй воли, оно требует поступков, соответствующих закону. Оно ограничивает произвол. Право впервые возникает в обществе как гарантия прав отдельной личности. Государство есть результат договора, по которому люди обязаны подчиняться закону, а государство должно обеспечить им гражданские права. Фихте поддерживает и развивает далее договорную теорию происхождения государства.
Значение И. Фихте в истории философии определяется тем, что он развил в философии принцип деятельности, активности человеческого духа. Философия свободы И. Фихте исходит из самостоятельности мышления и действия человеческого «Я». Он призывает обрести свободу собственными усилиями. Божественное начало, считает Фихте, находится внутри человека. Это его свободная нравственная воля. Нравственный миропорядок устанавливается благодаря самополаганию божественного бесконечного «Я» человека.
Вершиной немецкой классической философии и, в целом, рационализма XVIII–XIX вв. является философия Г.В. Гегеля. Он довел многие идеи и принципы рационализма до логического завершения, придав им завершенные формулировки. При этом он «…впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Энгельс Ф.).
Георг Вильгельм Гегель (1770-1830 гг.) – из семьи высокопоставленного чиновника. Изучал теологию и философию в Тюбингемском университете. В молодости приветствовал революционные события во Франции, в зрелые годы создал консервативную философскую систему и поддерживал прусское правительство. В последние годы жизни, будучи профессором и ректором Берлинского университета, находился в зените славы и всеобщего поклонения. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Основной вклад Гегеля в философию – это создание им диалектики. Он ставит задачу исследовать рациональное познание, считая, что именно оно позволит выяснить сущность глубинного процесса: как из Единого рождается многое. Единое у Гегеля называется «Абсолютная идея», которая может быть понята как Мировой разум, иносказание (изречение) Бога. Существование и развитие природы, культуры и познания Гегель представляет как развертывание во времени и пространстве мировой разумности, рациональности, как шествие мирового духа, проявление мирового разума. Такая мировоззренческая позиция называется объективным идеализмом.
Для решения поставленной Гегелем задачи не годилась формальная логика, идущая от Аристотеля, с ее законом непротиворечия. Гегель создает диалектическую логику, в основе которой лежат признание и анализ противоречия.
Исследуя логическое мышление как средство (инструмент) рационального познания, Гегель, прежде всего, анализирует его исходную форму – понятие. При этом он берет не индивидуальное, субъективное понятие, которым мыслит конкретный человек, а «Понятие» с большой буквы, «чистое понятие», в котором заключена сущность мира. Развертывание этой сущности может быть исследовано только диалектической логикой, которая законы диалектики формулирует через анализ процесса саморазвития Понятия (т.е. сущности вещей). Поэтому Гегелю и удается показать весь природный, общественный и духовный мир в развитии. Процесс этот он исследует через созданную им систему категорий и сформулированные им законы диалектики.
Источник всякого развития (природы, общества и человеческого мышления) Гегель видит в саморазвитии Понятия. Начало его обусловлено тем, что Понятие (суть вещей и мира в целом) по своему содержанию есть тождество противоположностей, которое неустойчиво. Его движение приводит к расхождению этих противоположностей и образованию противоречия. Противоречие является рычагом развития. Эта идея есть закон единства и борьбы противоположностей, он составляет ядро диалектики.
Движение (развитие) каждой
противоположной стороны
Общая схема развития рассматривается Гегелем в виде триады: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис), отрицание отрицания (синтез).
Синтез представляет собой новое качественное состояние, в котором в снятом виде содержится все необходимое для дальнейшего развития, удержанное из предыдущих стадий.
Этот синтез становится новым утверждением (тезисом), т.е. исходной ступенькой для следующей триады, и т.д. В идеале должен быть получен высший синтез. В цикле развития каждая предыдущая стадия является необходимой предпосылкой для последующей, которая иначе и не может появиться. Но когда она появляется, предыдущая с такой же необходимостью уничтожается. В этом «железная» логика развития.
В работе «Феноменология духа» (1806 г.) Гегель исследует индивидуальное сознание. Интеллектуальное развитие индивида он выводит из духовного развития всего человеческого рода. Он считает, что в своем становлении и развитии индивидуальное сознание воспроизводит логику и этапы духовного развития человечества за всю его историю. Человек должен воспринять человеческую культуру как результат совместной деятельности людей и приобщиться к этой деятельности.
Раскрывая процесс развития истории и логику исторического знания, Гегель вводит и обосновывает принцип: чтобы понять результат, нужно исследовать историю его становления и основные этапы развития.
Гегель разрабатывал диалектический метод для построения своей философской системы. Но, в конце концов, его метод и его система пришли в противоречие, так как метод знаменовал собой развитие, а система предполагает завершенность, а значит, должен быть достигнут познавательный идеал, абсолютная истина. Такой завершенной системой Гегель представил свою философию как универсальную, в которой разрешены все противоречия. А социально-правовым идеалом оказалась прусская монархия, которая венчала собой историческое развитие.
Это противоречие разделило его последователей на правых гегельянцев, которые, будучи сторонниками его системы, поддерживали его учение о государстве и праве, и левых гегельянцев, делающих из философии Гегеля прямо противоположные выводы. Среди последних был Фейербах.
Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) – из семьи юриста. Его взгляды сформировались во время учебы в Берлинском университете, где он слушал лекции Гегеля. В начале преподавательской деятельности он издал работу «Мысли о смерти и бессмертии», где выступил против веры в бессмертие души, за что был лишен права преподавания. Оставшуюся жизнь провел в сельской местности, занимаясь философией. Основной труд – «Сущность христианства».
После увлечения философией Гегеля Фейербах разработал свое учение, где дал резкую критику идеализма Гегеля. Идеализм он считал рационализированной религией. Религия же, по его мнению, не имеет ничего общего с философией, так как она основана на вере, а философия – на рациональном мышлении. Религиозное сознание иллюзорно, и задача философии – вскрыть эту иллюзорность. Фейербах делает вывод, что образ Бога создан самим человеком как отчуждение своей духовной сущности. Потребность в Боге вытекает из «природы человека» и условий его жизни, которые рождают неудовлетворенность и стремление к счастью. В «Лекциях о сущности религии» Л. Фейербах пишет: «Человек верит в Бога не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым… Он верит в совершенное существо потому, что он сам не желает умирать». Так происходит обособление (отчуждение) от человека его духовной сущности, абсолютизация ее и превращение в самостоятельное существо.
Культу Бога Фейербах
противопоставляет культ челове
Возвышая природно-
Основным отношением в обществе Фейербах считает отношение Я – Ты. Он переосмысливает понятие объекта, считая, что основным объектом для человека является другой человек. Отношение к другому человеку складывается изначально, в процессе человеческого общения. Оно лежит в основе общественных связей и является исходным пунктом нравственности. Движущей силой человеческой воли и человеческого общения Фейербах считал стремление к счастью. Оно возможно только через любовь к другому человеку. Любовь к Богу он рассматривал как отчужденную любовь одного человека к другому. Надо устранить эту иллюзию и обратить свою любовь на человека. Призывая облагородить отношения между людьми, Фейербах, по сути дела, создал новую религию – религию альтруизма, основанную на стремлении к счастью и любви.
Так Фейербах перенес
акценты философских
На основе немецкой классической философии и одновременно с ее критикой формировалась философия К. Маркса.
Карл Маркс (1818-1883 гг.) родился в семье адвоката. После окончания Берлинского университета занимался публицистикой, был редактором газеты. Основным своим делом считал создание учения, которое бы стало теоретической базой освобождения пролетариата. Основная работа – «Капитал». Задачей философии считал ее практическую направленность. «Философы лишь различным образом объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).
Основной вклад К. Маркса в философию – создание им материалистического понимания истории. Уже в ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Маркс материалистически переосмысливает понятие «отчуждения». «Отчуждение» он понимал как «отчужденный труд», т.е. труд подневольный, в котором и средства производства и результаты труда не принадлежат работнику.
Преодоление отчуждения Маркс связывал с преобразованием собственности и характера труда. Причиной отчуждения он считал частную собственность, но при этом выступал против уравниловки, резко критиковал все формы «казарменного коммунизма». Частная собственность, по его учению, есть необходимый закономерный этап в развитии общества, она на определенных этапах стимулирует развитие производства. И только на высоком уровне своего развития производительные силы общества требуют более широких рамок: обобществления средств производства и уничтожения противоречия между трудом и капиталом.