Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

В своем сочинении Чаадаев основное внимание уделяет не общефилософской проблематике (она представлена слабо), а анализу исторического процесса развития России,  ее современного состояния и прогнозу на будущее. Исходя из органичности и закономерности европейской истории, П.Я. Чаадаев отрицательно  оценивает исторической путь России, которая, по его мнению, выпадает из просвещенной Европы, не имеет осмысленной цели в своем развитии. Он резко критикует наличие в России крепостного права с его дикими нравами и отсутствием индивидуальных свобод. Однако позже Чаадаев смягчил свою позицию. Он пришел к выводу, что, т.к. Россия позже других стран вступила на историческую арену, то она может духовно обогащаться результатами развития других народов и к тому же попытаться избежать уже выявленных разрушительных форм жизни и использовать все прогрессивное. Однако при этом возникал вопрос: как приживутся чужие институты на Российской почве? По отношению к человеческой личности П.Я. Чаадаев проводит религиозно-этическую идею о нравственном совершенствовании человека, о самоценности личностного начала.

В философских размышлениях Чаадаева П.Я.  впервые в русской  общественной мысли была поставлена антитеза (противопоставление): Россия – Запад. При этом появились разные течения в решении проблемы особенностей исторического пути развития России: западники и славянофилы.

Западники: Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, М.Н. Грановский и др. Они критиковали славянофилов за идеализацию ими устаревших российских порядков, патриархального быта. В истории Западной Европы  подчеркивали ее сильные стороны: развитие наук и просвещение народа; наличие индивидуальных свобод и общественного прогресса, который способствует гармоничному развитию личности. Место России они видели в общеевропейском процессе, но подчеркивали ее отставание от ведущих европейских держав. Препятствием на пути прогрессивного развития  России западники считали самодержавие и связанное с ним крепостное право. Решение этой проблемы предлагалось и революционно-демократическое (Белинский В.Г., Герцен А.И., Огарев Н.П.) и либеральное (Грановский Т.Н.,   Кавелин К.Д., Боткин В.П. и др.).

Славянофилы: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. В полемике с западниками они акцентировали внимание на различиях в развитии России и Западной Европы, подчеркивали самобытность культуры России и своеобразие ее исторического пути. Основой мировоззрения и духовности на Руси они считали православие, хотя и критиковали русскую церковь за ее пассивность, подчинение власти и недостаточное использование ею возможностей духовного влияния на страну. Особую роль славянофилы отводили крестьянской общине, именно в ней видели самобытность России и тот «нравственный порядок», который идеально объединяет  личные и коллективные интересы, гарантирует гармоничность и духовность внутреннего мира человека. К самобытным чертам России славянофилы относили и самодержавие, которое в идеализированном виде считали наиболее приемлемой политической формой правления, оберегающей народ от всевозможных потрясений и сплачивающей общество.

После реформы 1861 г. дискуссия  между славянофилами и западниками уступила место другим проблемам общественной жизни, но полемичность вопроса о самобытном или европейском пути развития России сохранялась в русском общественном сознания и в XX столетии.

Рост национального  самосознания характерен в XIX веке и  для украинской интеллигенции. В 1845–1847 гг. в г. Киеве существовало тайное «Кирилло-Мефодиевское общество», куда входили Н.А. Гулак, Н.И. Костомаров, В.М. Белозерский, Т.Г. Шевченко, П.А. Кулиш, В.М. Навроцкий и др. В программе общества были требования ликвидации социального и национального неравенства, свержение царского самодержавия и уничтожение крепостничества. В выборе способов достижения намеченных целей позиции членов общества расходились: сформировалось революционно-демократическое крыло (Т.Г. Шевченко, К.И. Гулак) и либеральное (Н.И. Костомаров, В.М. Белозерский, П.А. Кулиш). Члены общества  написали воззвания к польскому народу с призывом создать общеславянскую федеративную демократическую республику с центром в г. Киеве. В программе проводилась идея древнеславянской общины и политического единения всех славянских народов. По доносу члены общества были арестованы и наказаны.  Т.Г. Шевченко отдан в солдаты.

Революционно-демократические, либеральные и национально-демократические идеи во второй половине XIX в. и начале XX в. в Украине разрабатывали и пропагандировали П.А. Грабовский, С.А. Подолинский, И. Франко, Л. Украинка, М. Коцюбинский и др.

Вторая половина XIX в. отмечена в России целым рядом философов, публицистов и писателей, чьи произведения насыщены философскими идеями. Достоевский Федор Михайлович (1821–1881 гг.), по выражению  Шестова, – «двойник Кьеркегора». Достоевский в своих художественных и публицистических произведениях ставит глубинные вопросы человеческого существования. На восприятие экзистенциальной проблематики, безусловно, повлияли события его личной жизни: смертный приговор (за участие в кружке М.В. Петрашевского), замененный на эшафоте 4-летней каторгой в Сибири с последующей ссылкой и службой рядовым. Философские идеи и нравственно-религиозные искания Достоевского наиболее полно отображены в его романах «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», а так же в речи о А.С. Пушкине, произнесенной в 1880 г. на открытии памятника поэту. Речь имела огромный общественный резонанс.

Гуманистические идеи Достоевского наиболее полно выражены в романе «Братья Карамазовы», где проводится мысль об уникальности и неповторимости каждой человеческой личности и невосполнимости ее утраты. В легенде о Великом инквизиторе звучит тема духовной свободы человека в противовес материальному порабощению. Сила таланта Достоевского позволила ему вскрыть сложные и противоречивые моменты в человеческой душе: высоту помыслов и произвол, добро и зло, своеволие, кураж и т.п. Писатель стремился выявить и понять скрытые мотивы поступков людей, непредсказуемость их действий. Творческая мысль Достоевского с его способностью проникать в глубины человеческой души и выявлять парадоксальность человеческого поведения оказала огромное влияние на западноевропейских философов, писателей и ученых (А. Эйнштейн, Т. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе, А. Жид, Ж.-П. Сартр и др.). Творчество Достоевского является одним из самых высоких взлетов русской культуры.

Юркевич Панфил Данилович (1826–1874 гг.) – религиозный философ, украинец по национальности. Профессор философии Киевской Духовной академии, позже профессор Московского университета,  в   1869–73 гг. – декан историко-филологического факультета Московского университета. По социальной позиции близок  к славянофилам. В общефилософской  проблематике опирался на учение Платона и считал, что духовное начало не может быть выведено из материального. Материальное может быть понято только из взаимодействия с началом духовным и под его главенством. С этих позиций выступал против материализма Н.Г. Чернышевского, ведя полемику с его работой “Антропологический принцип в философии”.

Основное внимание Юркевич  сосредоточивает на антропологии. Его философия – это философия  “любви и сердца”, в ней он продолжает традицию, идущую от Г.С. Сковороды. Наиболее полно эта проблематика выражена в его работе “ Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия” (1860 г.). Здесь Юркевич жизнь сердца с его чувствами и переживаниями противопоставляет работе разума, отвлеченному мышлению. Именно  в сердце он видит источник индивидуальности человека, т.к. оно есть основа человеческого существа, оно определяет деятельность души человека, является источником духовно-нравственного развития личности, поисков осмысленного существования. Антиинтеллектуалистическую позицию он занимает и в гносеологии. Так как только сердце обеспечивает целостность  и гармоничность духа, знание может быть выработано и усвоено  только в процессе деятельности души. Только душа может обеспечить его ценностные ориентации и сформировать соответствующий способ существования человека. Эти идеи позже были развиты в философии жизни и экзистенциализме. 

Будучи учителем В. Соловьева, П.Д. Юркевич оказал глубокое влияние на формирование его философских идей, а через него на всю религиозно-философскую мысль серебряного века в России.    

Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900 гг.) – религиозный философ, поэт, публицист. Сын историка С. М.Соловьева  Образование получил в Московском университете, учился также в Московской духовной академии. После покушения  народовольцев на Александра II (март     1881 г.) он прочитал публичную лекцию против смертной казни и обратился к Александру III с просьбой не казнить цареубийц. За этот поступок  вынужден был уйти в отставку и занимался публицистикой. Основная философская работа – «Оправдание добра».

Сложность его философских  построений в том, что  как религиозный философ он  исследует одновременно и теологические проблемы, проявляя при этом определенные мистические способности. Социально-философская позиция В. Соловьева связана со славянофильским течением общественной мысли. Он стремился создать систему «цельного знания» и рассмотреть человечество как единый организм.  Критикует односторонность основных философских  направлений Запада (особенно позитивизма) и ставит задачу дать органический синтез философского знания на основе эмпиризма, рационализма и мистицизма.

Исторический процесс  В. Соловьев рассматривает как борьбу добра и зла. Зло он понимает как субстанциональное начало, которое в определенные периоды развития человечества побеждает. Однако исторический процесс неизбежно идет к торжеству добра как созидательной силы и созданию, благодаря ему, совершенного человечества – Богочеловечества. Внутренней основой для этого процесса являются духовное объединение человечества, христианизация его через объединение церквей (католической и православной). Находясь под сильным влиянием Ф.М. Достоевского, В. Соловьев дает философское обоснование его афоризма: «Красота спасет мир», понимая под красотой синтез духовности.

Религиозно–философская  мысль России развивалась в дальнейшем под влиянием идей и личности В. Соловьева. Он оказал  сильное влияние на духовную атмосферу серебряного века России, особенно на символистов (А. Блока, А. Белого, В. Иванова и др.).

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885 гг.) – философ и естествоиспытатель. В 1870 г. выпустил книгу «Россия и Европа», где рассмотрел ход истории не как единый исторический процесс, а как сосуществование во времени и пространстве обособленных «культурно-исторических типов». Каждый тип в его учении имеет свои культурно-социальные особенности, выступает как органическое целое и проходит в своем развитии все фазы эволюции биологического организма: от рождения до дряхления и смерти. В истории человечества, по его мнению, существовало 13 культурно-исторических типов. Основное внимание в книге он уделил характеристике славянского и германо-романского типов. России он отдавал роль наиболее  полного выразителя и объединителя славянского культурного мира. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского предвосхитила теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби.

Федоров Николаевич Федорович  (1829–1903 гг.) – религиозный философ. В своем сочинении «Философия общего дела» развивал идею создания богочеловечества через взаимодействие божественных и человеческих энергий для спасения человечества. Общественную историю он рассматривал как стремление к органическому прогрессу, а решение противоречия «индивидуализм-коллективизм» – посредством осмысления принципа соборности. Н.Ф. Федоров стоит у истоков концепции русского космизма, в которой человек мыслится, как космическое существо и может быть понят только в его связи с космосом. Космический масштаб человеческой деятельности позволит человеку, по мнению Федорова, овладеть не только пространством, но и временем и выйти в космос. Идеи  Н.Ф. Федорова дали творческий импульс учению о ноосфере в XX в.

Бердяев Николай Александрович (1874–1948 гг.) – философ и публицист. Родился в г. Киеве, учился в Киевском университете, но был исключен за участие в студенческих выступлениях. Известность Бердяеву принесли его книги «Философия свободы» (1911 г.) и «Смысл творчества» (1916 г.). Проблемы свободы и творчества остались ведущими в его философии. Революцию 1917 г. он считал неизбежной, но сам ее не принял. В 1922 г. выслан за границу. Жил в Париже. В 1947 г. ему было присуждено звание доктора теологии Кембриджского университета.

Учение о личности – персонализм Бердяева – во главу угла ставит проблему свободы человека. В работе «О рабстве и свободе человека» он пишет: «Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности». Свобода, считает Бердяев, дана человеку изначально, она «первична». Но свобода может быть  источником и добра, и зла. В книге «Самопознание. Опыт философской автобиографии» Бердяев на опыте собственной духовной жизни и собственного восприятия окружающей его действительности раскрывает экзистенциальные характеристики человеческого бытия. Его философия человека – это философия экзистенциализма XX в. Ряд работ Н.А. Бердяева посвящен историческим судьбам  и проблемам культуры России и Европы: «Философия неравенства» (1923 г.), «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1924 г.) и др.

Философия советского времени (особенно в 30-е – 50-е годы) находилась под сильным прессом идеологии. Ей вменялись в обязанность обоснование политики правящей партии и пропаганда ее идей. Но, несмотря на это, в философии была живая мысль, переводились произведения западноевропейских философов, активно исследовалась история европейской философии, самостоятельно развивалась философская проблематика с оригинальными точками зрения.

Крупной фигурой в  философии советского периода является Лосев Алексей Федорович (1893–1988 гг.) – религиозный философ, переводчик, педагог. Известность за границей, в среде русской эмиграции, ему принесла книга «Диалектика мифа» (1930 г.), но у себя в стране он был осужден и отбывал наказание на строительстве Беломорканала. Основная работа  А.Ф. Лосева – восьмитомная “История античной эстетики”, за которую он в 1986 г. получил Государственную премию СССР. В этом “ восьмикнижии” мир рассматривается как духовное единство, находящееся в постоянном саморазвитии. Формами постижения этого единства Лосев считает философию, миф с его символикой и эстетику. Они взаимосвязаны, что автор и демонстрирует в своей “Истории античной эстетики”, где дан огромный материал по истории античной культуры.

Ильенков Эвальд Васильевич(1924-1979 гг.) работал в институте философии АН СССР. Докторская диссертация – “К вопросу о природе мышления” (1968 г.). Он создал философскую школу, через которую прошли все ведущие философы 60-х – 70-х годов. Ильенков Э.В. занимался теорией диалектики, разрабатывал теорию научного исследования. Известность ему принесло исследование  метода восхождения от абстрактного к конкретному (на примере анализа метода «Капитала» К. Маркса). Оживленная философская дискуссия в 60-е – 70-е годы велась вокруг его концепции “идеального”.

Информация о работе Лекции по "Философии"