Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

А.Камю (1913-1960) – французский философ и писатель. Участвовал в движении Сопротивления. Лауреат Нобелевской премии (1957), имел большой моральный авторитет у современников. В своих сочинениях исследовал понятие бытия, проблемы личностного существования человека, абсурдность мира и стремление человека через бунт уйти от абсурдности мира и попытаться преодолеть её. Его принцип самосознания:"бунтую, значит существую". Бунт у Камю имеет две формы: революционную и творческую.  Сам он на стороне не политической революции, а культурной, так как она имеет нравственное гуманистическое содержание. В ряде своих произведений он призывает людей к солидарности, чтобы выступить против мирового зла, прежде всего, против фашизма (публицистические "Письма к немецкому другу", повесть "Чума", речь при вручении ему Нобелевской премии). Сартр и Камю большое внимание уделяют индивидуализму человека, разобщенности людей, подчеркивают фальшь и ханжество в отношениях между людьми. Они призывают людей к единению и очищению.

В конце 20 столетия  доминируют следующие направления в философии: а) аналитическая философия, опирающаяся на строгий рационалистический стиль мышления и продолжающая традиции философии науки; б) философская антропология с проблемами человеческой природы и человеческого бытия; в) распространяются идеи психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм); г) постмодернизм, который исследует социальные, личностные и культурные проявления постиндустриального общества.

 

 

ТЕМА 9. ОНТОЛОГИЯ

 

Понятие бытия. Исследований проблемы бытия в истории философии. Категория бытия самая общая в философии. «Бытие» означает «существование». Это понятие о существующем, о сущем. Гак как существование присуще всему в мире, то сам факт существования объсдинясг мир, создает его целостность. Мир объединен самим фактом существования. Он мыслится как единый. Категория бытия не прикладывается к существованию отдельных конечных эмпирических предметов. Это существование как таковое, его причины находятся в нем самом. Существование  мира  в целом означает сам процесс его  существования вечность и бесконечность этого процесса. Под бытием человеческой личности мы подразумеваем внутреннюю духовную жизнь человека, процесс поиска человеком самого себя. Это постоянное стремление человека осмыслить свою жизнь, не просто «жить», а «жить осмысленно». В поисках смысла своего бытия человек противопоставляет своей обыденной, повседневной жизни другую жизнь, не всегда хорошо представляя, какая она должна быть. Мы стремимся вырваться из определенных рамок к чему-то более высокому, к «истинному». Это стремление к другому состоянию, попытка уловить момент истины, поиск смысла жизни, поиск собственного человеческого бытия придает осмысленность нашей жизни и выражает наше существование – наше бытие.

Категория бытия является одной из основных в философии. Раздел философии, который изучает проблемы бытия, называется онтология (от греч. ontos-бытие). Антитезой «бытия» является «небытие», «ничто». Ею нельзя ни помыслить, ни определить, так как все есть бытие. В ходе разрушения один вид бытия превращается в другой.

В истории  философии понятие «бытие» было введено древнегреческим философом Парменидом. «Бытие», по Пармениду, есть запредельный, сверхчувственный, умопостигаемый мир. Наш видимый повседневный мир изменчив, текуч. Все предметы и явления в нем временны, конечны: гибнут государства, идут войны, трагична и конечна человеческая жизнь, сменяются события, уничтожается культура. Однако мир держится, какая-то его основа.

Материалистические  и идеалистические представления  о первоначале мира. Проблема первоначала мира, ее различная трактовка и противоположные решения стали критерием разграничения мировоззренческих позиций в философии: материализма и идеализма. Эти позиции оформились еще в древнегреческой философии. Материалистическая трактовка первооснов бытия (Фалес, Демокрит) исходит из того, что основу мира составляют материальные образования (вода, мельчайшие частички вещества атомы). Это были первые попытки решить вопрос о единстве мира, в данном случае материальном единстве мира.

Идеалистическая трактовка первооснов бытия представлена философией Платона. Он, как уже отмечено, ввел понятие «зйдос» (идея). Идея есть духовная сущность предметов и явлений, проект вещи, понятие сущности вещи, которая отделена от самих вещей, находится в сверхчувственном мире и является основой для их образования и существования. Мир идей, умопостигаемый мир первичен, он есть истинное бытие, по Платону.

К представителям идеалистической линии в философии относятся также Фома Аквинский, Г.Гегель, А.Бергсон и другие. Материалистическую традицию в Новое время продолжали Б.Спиноза, Л.Фейрбах, К.Маркс и другие. К.Маркс создал материалистическое понимание истории, где приоритетное   внимание   уделяет экономическим процессам в обществе, которые определяют, по его мнению, социальную и политическую жизнь в обществе.

Понятие материи. Движение, пространство и время  как атрибуты материи. Сильной стороной материалистической традиции в философии является ее опора на естествознание, подтверждение ее принципов фактами естественных, наук. Но в конце XIX – начале XX веков в.развитии естествознания, прежде всего в физике, появились новые явления, которые вызвали кризисную ситуацию и в самой физике, и в философии. В 1896г. было открыто явление радиоактивности, которое невозможно было объяснить имеющимися физическими законами (закон сохранения и превращения энергии, неделимость атома, конечность массы атомов, постоянство их количества и др.). В 1902г. была признана делимость атома. Э.Резерфорд и Ф.Содди доказали, что радиоактивность есть результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Вместе с понятием делимости атомов в научную картину мира был введен также принцип структурности материи. Делимость атома – «первокирпичика мира» перестали отождествлять с исчезновением материи, было введено понятие неисчерпаемости материи. Методологическим ориентиром для анализа кризисных ситуаций в науке и описаний новых открытий стало разграничение естественнонаучных представлений о материи и философского понятия материи. Естественнонаучные представления описывают различные виды материи (вещество, поле, физический вакуум и др.) и различные их свойства, как открытые, так и потенциально возможные. Современная наука и философия признают разные уровни организации и строения неживой природы (микромир, макромир, мегамир). Рассматривается также вопрос об организации и строении материи на биологическом и социальном уровнях.

Философское определение материи указывает  на то, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В философском определении материи фиксируется только то, что она первична и познаваема нашими органами чувств.

Атрибутами материи, т.е. общими и неотъемлемыми ее свойствами являются движение (в разных формах), пространство и время. Пространственно-временные характеристики также различны на разных уровнях материи.

Понятие движения в философии включает в себя не только механическое перемещение тел в пространстве и их взаимодействие. Движением называются также любые изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями или внутренне присущи объектам. Движение изначально присуще материи, вне движения она не может существовать. Движение как постоянное изменение свойств и состояний предметов может приводить к изменению качественного состояния предмета, к развертыванию его  потенциальных возможностей, к появлению  новых и ритмы работы всей биологической системы человека выработались в процессе всей биологической эволюции, в ходе приспособления организма к внешней среде.

Итак, категории  пространства и времени, в которых  зафиксированы структурная организация и изменчивость бытия являются формами бытия материи. Вне этих форм материя не существует, как и пространство и время не существуют без материи. В XX в. теорией относительности А. Эйнштейна была вскрыта связь между пространством и временем, существование единого пространства времени. Выяснено также, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи, зависят от характера движения материи.

Классификация форм бытия в философии 20 в. В философии выделяют различные формы бытия: бытие сверхчувственного; бытие природы; социальное бытие; бытие человека (в триединстве его сторон: природного начала, социального и духовного); бытие объективно духовного (существование и функционирование духовной культуры человечества).

Бытие сверхчувственного – это существование сверхчувственной реальности, того, что находится за пределами нашего чувственного опыта, эксперимента, наблюдения (прямого и косвенного). Исследованием этой реальности занимается особая часть философии -метафизика (мета – с греч. «сверх», «над»). Метафизика ставит вопросы о мире в целом, о Bore, о свободе воли, о бессмертии человеческой души, о вечности и бесконечности бытия и т.д.. Эти проблемы всегда интересовали людей, поиск их решения для многих становится поиском смысла жизни.

В существовании  человечества XX столетия произошли  многие грагические события, обозначились острые проблемы бытия. В данной теме будут рассмотрены наиболее острые вопросы личностного бытия, исследованные в философии XX в. Остальные формы бытия будут представлены в соответствующих темах.

Проблема  личностного бытия в философии XX в. М. Хайдеггер. Н.А. Бердяев. В философии XX столетия проблема бытия рассматривается в основном как проблема личностного бытия, бытия человеческого Я. При этом высказывается большая тревога по поводу бытия человеческой личности.

XX век называют часто «веком масс», «веком толп», подчеркивая при этом факт выхода к активной общественной жизни широких народных масс и господства массового сознания. «Восстание масс» (1930) назвал свою книгу испанский философ Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955г.г.), он употребляет понятие «человек – масса» для обозначения представителя массы, омассовленного человека, неблагодарного ко всему, что создано обществом.

 

ТЕМА 10. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

Проблема познаваемости  мира. Методологическая функция философии. Для успешной деятельности человеку необходимы знания о мире. Понимание мира даёт возможность человеку правильно ориентироваться в окружающем его мире. Знание природного мира позволяет человеку использовать его богатства для приращения своих производительных сил, для рационализации и оптимизации производства; знание общественных отношений – для совершенствования своей деятельности, общества и самого себя. Человек как активное, деятельное существо постоянно стремится преобразовать окружающий его мир и совершенствовать самого себя. При этом для него, действительно, «знание есть сила».

Познавательное отношение  человека к миру ставит мировоззренческие вопросы. Познаваем ли мир? Способно ли человеческое познание дать адекватные представления о мире? Что есть истина? Каков путь её познания? Философия с самых ранних этапов своего развития ставит эти вопросы. Раздел философии, который исследует познавательную деятельность человека (процесс познания) и результаты этой деятельности (само знание), называется гносеологией (от древнегреч. gnosis – познание, знание; logos – учение) – теорией познания. В к. ХХ столетия стал также употребляться термин эпистемология (тоже – учение о знании) вначале для обозначения научного познания, а затем и для всей теории познания.

В процессе научной  революции 17-18 в.в. складывается методологическая функция философии. Методология дословно, учение о методах. Методология занимается исследованием и конструированием методов познавательной и практической деятельности. В новое время на первое место в философии выходит теория познания. Философы (Р. Декарт, Ф. Бэкон) ставят задачу о необходимости разработки методов научного познания, считая, что владение методом познания ускоряет процесс достижения истины и делает его четким и логически выверенным. Ф. Бэкон – разрабатывает и обосновывает метод индукции, а Р. Декарт – дедукции. В процессе познания были выделены объект и субъект познания, поставлена проблема о соотношении объективного и субъективного в истине, о необходимости достижения адекватного, истинного знания о предмете. Вопрос о роли чувств и разума разделил философов того времени на сенсуалистов и рационалистов.

Наиболее сложно решаются вопросы о познаваемости мира, о возможности получить адекватные представления о мире, о доверии к нашим органам чувств. С XVIII в. по этим вопросам философы разделились на два лагеря: тех, кто оптимистически отвечает на эти вопросы, считая, что человеческому разуму нет ничего недоступного, и скептиков, сомневающихся в возможности полного познания мира. И. Кант считал, что сущность мира скрыта от человека. Человек может познать только поверхность мира, то, чем мир нам является. Сам же по себе мир есть скрытая от нас «вещь в себе». В мире есть то, что в принципе не поддается научному познанию, например, идея Бога, идея свободы и бессмертия человеческой души. Позиция И. Канта называется агностицизм (а – отрицательная приставка, гносис – знание) – неверие в полное познание мира, сомнение в познании скрытый от человека сущности мира.

Понятие истины. Критерии истины. Истина как процесс. Целью и результатом познания является нахождение истины. Истина есть адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом. Истина идеально воспроизводит познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. В истине заключено объективное содержание человеческих ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий, проверенных общественной практикой. Проблема истинности наших знаний, т.е. соответствия знаний объективной реальности очень важна для человека, т.к. он руководствуется знаниями в своей деятельности. Знания помогают человеку ориентироваться в окружающей действительности, преобразовывать ее согласно намеченным целям, именно поэтому они должны находиться с ней в соответствии.

Каков критерий истинности знаний? Как истина отличается от заблуждения, такого содержания нашего знания, которое не соответствует реальности? Как истину отличить от лжи – сознательного искажения действительного положения дел, преднамеренного обмана?

В философии Нового времени  философы – рационалисты Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбининц предложили в качестве критерия истинности знания ясность и отчетливость мыслимого. Такая позиция обосновывается верой в разум, в логику нашего мышления, достоверность восприятия им реальности. Однако самоочевидность истины несет в себе и субъективное начало, как, например, уверенность в прошлом в неподвижности Земли, в движении вокруг нее Солнца. Ясность и очевидность сами по себе еще требуют более прочной основы и не могут служить единственным критерием истинности знания, хотя и являются обязательным условием при построении теории.

В к. ХIX в. рассматривалась  также как критерий истины – общезначимость, т.е. за истинное принималось то положение, которое поддерживается большинством. Такая позиция была быстро отвергнута, т.к. научные истины не утверждаются большинством голосов, многие первооткрыватели оказывались в меньшинстве или даже в одиночестве. Философия прагматизма использует узкоутилитарное понимание истины как полезности, как того, что лучше «работает» на нас, лучше удовлетворяет нас в данный момент. Здесь теряется объективная значимость истины.

Информация о работе Лекции по "Философии"