Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Нюрнбергский судебный процесс 1945-46г. над главными нацистскими военными преступниками осудил планы и практику германского фашизма по уничтожению целых государств и народов, впервые в истории агрессия была признана преступлением против человечества. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, где провозглашаются права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу вероисповедания и др.), а также социально-экономические права (право на труд, социальное обеспечение, отдых и др.). По резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1948) 10 декабря отмечается в мире как День прав человека. 4 ноября 1950 года Совет Европы, опираясь на эту Декларацию, принял Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека. Цивилизованные страны стремятся к беспрекословному выполнению этих документов.

Интересную историю  прошло понимание взаимоотношений  между полами, чьи различия биологически обусловлены. В течении многих веков женское начало рассматривалось как «низшее» по отношению к мужскому началу («высшему»). Со средины XIX в. начались процессы женской эмансипации. В течении XX столетия в связи с вовлечением женщин в производство, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня, участием в политической деятельности возросла в целом социальная роль женщины. При этом, однако, возникло острое противоречие между социально-производственной функцией женщины (женщина-работница, женщина-политический деятель, женщина-ученый и т.д.) и ее функцией как матери и воспитательницы детей, женщиной-хранительницей домашнего очага. Противоречие это имеет негативные последствия, в том числе и в развитых странах (снижение рождаемости, увеличение разводов и т.д.)

Проблема  человека как биологического вида остро  стала обсуждаться в условиях научно-технической революции, в результате которой созданы многообразные средства, загрязняющие среду обитания человека и отрицательно влияющие на биологическую структуру человека. Научно-техническая революция ускорила темпы общественного развития и тем самым создала очень напряженный ритм жизни для человека. Европейская техногенная цивилизация, сделав акцент на материальном богатстве и благополучии людей, вовлекла их в постоянную, непрерывную борьбу за жизненные блага. В результате этих процессов выявилась не только исчерпаемость природных ресурсов и конечность природы как фактора существования человечества, но также и конечность адаптации человеческого организма как биологической структуры к быстроизменяющимся социально-экономическим и природным условиям. Увеличение физических и нервно-психических нагрузок привело к стрессовым состояниям, возможны также нежелательные мутации в организме человека. В середине XX века появилось понятие «болезни цивилизации», к ним относят сердечно-сосудистые заболевания, нервные и психические растройства, нарушение иммунной системы и д,р. Имея ввиду, что организм человека является носителем его социальной деятельности, мы должны сделать вывод, что слабость организма, его заболевания, непосредственно влияют на человеческую деятельность, снижают ее результативность, ухудшают самочувствие человека, затрудняют общение между людьми.

Человек и  общество. Вопросы свободы и ответственности человека в философии XXв. (Н.А.Бердяев, Ж.-П.Сарт, А.Камю)

Человек, взрослея, осознает конкретные условия своего существования, которые задаются обществом, в котором он родился, эпохой, семейными обстоятельствами и т.д. Процесс вхождения в общество, социализация человека, предполагает усвоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе, его традиций, культурных достижений, наличного социально-экономического уровня развития, понимания истории данного общества, его прошлого и нацеленности в будущее. Люди в своей жизни сталкиваются с уже готовыми, объективными условиями жизни и деятельности,  которые во многом определяют формы и способы их деятельности, круг интересов, их надежды и чаяния. Однако в одинаковых социально-исторических условиях люди ведут себя по-разному, у них разные цели в жизни, они выбирают различные средства для их достижения, по-разному используют предоставленные обществом возможности для собственного развития. Свобода выбора, изначально присущая человеку, дает целый спектр разнообразных человеческих судеб, ярких индивидуальностей, высоких интеллектуальных и нравственных порывов, способных раскрывать потенциал каждой личности. Из многих общественных ценностей люди наиболее высоко ценят свободу. Однако известно положение: «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Вспомним и принцип И.Г.Фихте: «свобода каждого ограничивается свободой другого». В XX в.  существуют ситуации, характеризующиеся как «бегство от свободы» (Э.Фромм). В философии XXв. остро обсуждаются вопросы не только свободы, но и вины, и ответственности человека. Ответственности перед собой, другими людьми и обществом в целом. Наиболее обстоятельно эта проблематика разрабатывалась в персонализме и экзистенциализме.

Персонализм Н.А.Бердяева. Персонализм (от лат.persona-личность)- направление в философии (в основном теистическое), в котором личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации. В западной философии XX в. наиболее известны течения американского персонализма. В отечественной философии идеи персонализма развивали Н.А.Бердяев, Л.Шестов, которые очень ценили постановку персоналистских (религиозно-философских) проблем в художественных произведениях Ф.М.Достоевского (свобода и ответственность человека, власть и насилие, вина, смирение, страдание, отчаяние и др.)

Н.А.Бердяев (1874-1948). По его  биографии можно изучать историю  российской интеллигенции конца XIX-первой половины XX в. Н.А.Бердяев родился  в г.Киеве в аристократической  семье, жил в г.Москве, в 1922г. вместе с другими представителями российской интеллигенции был выслан из страны и умер близ Парижа, за письменным столом. Н.А.Бердяев в молодости примыкал к течению легального марксизма, но позже отошел от него, выработав собственную позицию по проблеме человека. Он считал, что преобразование общества своим отправным пунктом должно иметь совершенствование индивидуального человека, а не активизацию масс. В организованном им сборнике «Вехи» (1909) он ставит вопрос о судьбе русской интеллигенции и негативно относится к ее социально-политической деятельности. Российская интеллигенции, по его мнению, как и западные интеллектуалы, должна заниматься своим профессиональным делом, не выходя за его рамки. Работы Н.А.Бердяева «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества» (1916) определили основную проблематику его дальнейшей творческой деятельности: личность во всей полноте ее духовных проявлений и исканий. Истоки личностного творческого начала он видел в Боге. Бог как верховная личность сотворил мир и мир существует как множество воль, сознаний, судеб конкретных личностей. Личность является, по Бердяеву, единственным субъектом исторического процесса и носителем культуры. Человеку в массе теряет свою неповторимость, свое «Я». Личность как духовное начало он отличал от индивида как частицы природного мира. Личность обладает свободой воли, способом ее самоутверждения является самосовершенствование и творчество, которое может быть художественным, философским, религиозно-духовным и моральным. На этом пути личность сохраняет черты подобия Богу, сохраняет свое человеческое призвание и перед ней открывается возможность общения с Богом. Особое значение Бердяев Н.А. придавал свободе, которая «первична» и «несотворенна». По его мнению, свобода первичнее бытия. Но свобода порождает и зло. Человек, творя свое бытие, творит его в сотрудничестве с Богом, то только так, через Божественную любовь преображается «темная» сторона свободы.

Экзистенциализм. (Ж.-П.Сартр, Ал.Камю) Экзистенциализм (от лат.exsistentia-существование) – философия существования (личностного существования). Различают экзистенциализм религиозный (К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистический (Ж..-П.Сартр, А.Камю). Часто к религиозному экзистенциализму относят Н.А.Бердяева и Л.Шестова, т.к. многие их представления о личностном существовании, о духовном мире человека совпадают или близки к учению экзистенциалистов. В центре внимания экзистенциалистов находится проблема человеческой свободы. Они не признают ни рационалистическую трактовку свободы как познанную необходимость, ни гуманистическую позицию, по которой свобода есть развитие природных задатков человека, раскрытие его «сущностных» сил. Свободу экзистенциалисты выводят из экзистенции человека. Ж..-П.Сартр считает человека свободным постольку, поскольку он сам «проектирует», создает себя через постоянный выбор, который он делает сам, не опираясь ни на кого и ни на что. Это субъективный выбор человека.

Ж.-П.Сартр (1905-1980) – французский философ и писатель. Во время второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления. В 60 – 70 годы XX столетия был идеологом леворадикального движения «новых левых». Исходный пункт его философии – человек, его «Я». Различая сущность и существование человека, Сартр считает, что у человека существование предшествует его сущности. Человек сам создает свою сущность, свой проект. Человек, как уже было отмечено, свободен в своем выборе изначально. И так как он самостоятельно принимает решение, он несет ответственность за свой выбор. Свобода оказывается тяжелым бременем, который несет человек, если он личность. Но отказаться от свободы, значит отказаться от самого себя, перестать быть личностью.

Понимание свободы у  Сартра связано с пониманием отчуждения человека от общества. Он считал, что социальные институты и нормы инертны по своей сути и подавляют человека. Человек оказывается «обреченным» на свободу, он испытывает тревогу, неустойчивость своего существования, чуждость мира. И в этом мире он выбирает себя и тем самым определяет мир, влияя на него. Поступок человека поэтому, его выбор должен быть таким, чтобы он стал примером для другого человека.

А.Камю (1913-1960) – французский философ и писатель. Участвовал в движении Сопротивления. Лауреат Нобелевской премии (1957),имел большой моральный авторитет у современников. В своих сочинениях исследовал понятие бытия, проблемы личностного существования человека, абсурдность мира и стремление человека через бунт уйти от абсурдности мира или попытаться преодолеть ее. Его принцип самосознания: «бунтую, значит существую». Бунт у Камю имеет две формы: революционную и творческую. Сам он на стороне не политической революции, а культурной, так как она имеет нравственное гуманистическое содержание. В ряде своих произведений он призывает людей к солидарности, чтобы выступить против мирового зла, прежде всего, против фашизма (публицистические «Письма к немецкому другу», повесть «Чума», речь при вручении ему Нобелевской премии). Сартр и Камю большое внимание уделяют индивидуализму человека, разобщенности людей, подчеркивают фальшь и ханжество  в отношениях между людьми. Они призывают людей к единению и очищению.

 

 

ТЕМА 12. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Социальная философия, наряду с другими социально-историческими  и гуманитарными дисциплинами, изучает человека и мир, который он создает и в котором живет. Примером изучения в социальной философии являются социально-исторические формы и социальные связи. Социальная философия исследует общество как систему вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми. Процесс целенаправленной деятельности людей, сам способ жизни людей которой позволяет наследовать историю и творить ее, называется общественным производством, т.е. производством самого общества. В нем выделяются разные функции. Это:

  1. воспроизводство материальных условий существования;
  2. производство идей (идеологий) и духовных ценностей;
  3. производство самих людей как общественных индивидов;
  4. производство социальных связей и отношений;

Именно производство обусловливает общественный характер истории людей. В процессе общественного воспроизводства воспроизводится и сам человек. Особыми видами производства являются религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д.

В процессе исторического  развития в общественном производстве происходит общественное разделение труда. Оно имеет: а) технологический характер (по профессиям и роду деятельности); б) социальный, когда те или иные виды труда закреплены за определенными социально-организованными группами людей, одни группы берут на себя функции управления, другие подчиняются им. Так происходит разделение на классы и страты. В результате разделения труда складывается социальная структура общества.

Изучая основные формы социальной связи людей, в которых они осуществляют общественное производство, социальная философия дает их типологию: а) традиционное общество; б) современное индустриальное общество; в) постиндустриальное общество.

Человек в доиндустриальном обществе. В доиндустриальном обществе традиция является основным средством общественного воспроизводства. Человек и общество в целом в своей деятельности следуют установленному от века, здесь осуществляется диктат традиции, она определяет ритм и способ жизни. Жизнь традиционных обществ основывается на личной связи. Личная связь – это связь, опирающаяся на личное доверие. Доверие людей друг к другу(основа социальной связи личного типа) выступает как источник легитимности мира. Например, связь личного типа объединяет дворян и крестьян. Крестьяне находятся в личной зависимости от дворян, они разные по внешнему виду, образу жизни, жилищу – но это представители одного общества. В это обществе они находятся в разных социальных пространствах, у них разные социальные функции и разный капитал, который дает им разные возможноти.

В традиционном обществе ценится не индивидуальность, а соответствие социальной роли, которая  воспринимается как данная от века, данная Богом, как судьба. У каждой социальной роли своя мораль. Изменения в традиционных обществах происходят медленно, в течение веков, но они тем не менее происходят.

Человек в современном  индустриальном обществе. Индустриальное общество начинает формироваться на базе изменений в экономической жизни людей и появления новых людей – буржуа. Буржуа – это городские жители, в среде которых появились представления о том, что время можно пересчитать на деньги. Время – деньги. Появились также новые добродетели о профессиональном долге, о связи работоспособности и богатства, об ответственности. В современных обществах жизнь человека неотделима от постоянного выбора и социального творчества. Межличностные отношения становятся независимыми от родственных связей и традиционных. Для человека становится  проблемой самоопределение, он постоянно корректирует свой жизненный проект. Индивид сам отвечает за собственный "Я" – проект. В обществе происходит разделение публичной и частной сфер, растет эмоциональное, психологическое напряжение.

Человек в постиндустриальном обществе (обществе постмодерна). Это общество определяется как "общество всеобщего благосостояния". В нем идет бесконечное умножение объектов, услуг, товаров. Окружение человека практически всё искусственное, он общается не с людьми, он вращается в процессе обмена товарами и сообщениями. Основной формой деятельности становится потребление. Это новый тип вхождения человека в общество, связанный с возникновением новых производительных сил и высокопроизводительной экономической системы. Социальная система все больше нуждается в людях как в потребителях. Потребление становится также важнейшим средством социального контроля. Оно требует интенсификации бюрократического контроля над процессом потребления, хотя оно считается свободным. Уровень потребления становится мерилом социальных заслуг.

Противоречивость этого  общества появляется в феномене молодежной контркультуры, внутри которой есть протест против формальной рациональности, против всех видов планирования и организации. Вызывает опасения также возрождения оккультизма, магии и мистики. Но черты постиндустриального общества даже в самых развитых странах в настоящее время тесно связаны с характеристиками индустриального общества.

 

Список литературы

 

Основная

1. Огородник І.В., Огородник  В.В. Історія філософської думки  в Україні: Курс лекцій. – К.: Знання, 1999. – 198 с.

Информация о работе Лекции по "Философии"