Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций
Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.
ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы
Общепризнанным критерием истинности знания считается практика. Именно в практике проверяет человек истинность своих суждений, практика раскрывает силу и мощь человеческого мышления. В практике человеческое мышление совершенствуется, здесь логика мысли сверяется и шлифуется «логикой вещей», сверяется с логикой практических действий человека. Однако сама практика не стоит на месте. Положение Демокрита о неделимости атома подтверждалось практикой античного мира и последующих веков, а потому считалось истинным. Практика к. XIX в. – н. XX в. опровергла это положение. Сама практическая деятельность человека постоянно развивается, углубляется, совершенствуется. Человек выходит за пределы наличной практики в неизведанные ранее сферы. Движение это идет на основе научного познания, новых открытий и достижений науки. Практика же в свою очередь предоставляет науке новые познавательные средства: нпр, для естествознания синхрофазотроны, ЭВМ, мощнейшие телескопы и т.д. Научное познание входит и в практику общественной жизни, создавая новые возможности для ее реорганизации и совершенствования.
Итак, мы можем сделать вывод, что практика как критерий истины имеет относительный характер, так как сама подвижна, изменчива, противоречива и постоянно развивается. Но история науки и история практической деятельности людей показывает, что найденная в определенное время объективная истина не остается раз и навсегда данной, она сама развивается, изменяется; частично, а иногда и полностью опровергается последующими поколениями ученых и другими формами практики. Это связано с тем, что, во – первых, объективный мир, который мы познаем, постоянно изменяется; во – вторых, как уже отмечено, развивается сама практика, на основе которой ведется познание; изменяются, совершенствуются методы и познавательные средства, которые применяются в познании; в – третьих, само знание постоянно развивается, решая внутренне присуще ему противоречия. В связи с этим изменяется и объективная истина. Она сама есть процесс.
Для анализа истины как процесса в философии применяются понятия относительная истина и абсолютная истина, или относительное и абсолютное в истине. Относительной истиной называют конкретный уровень знаний, достигнутый наукой на данном уровне познания и в данных исторических условиях. Здесь имеется в виду, что дальнейшее развитие науки и практики может показать ограниченность знания этого времени, добавить его, изменить, усовершенствовать, сделать более полным. Но и этот дополненный запас знания может оказаться в дальнейшем недостаточным или вовсе неверным для понимания исследуемых явлений или событий, будь то в природе или в обществе или в самом человеке. Все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, которые более полно и точно отражают объективный мир.
Абсолютной истиной называется полное и точное, исчерпывающее знание об определенном предмете, явлении, процессе или событии. Само понятие абсолютной истины ко многому обязывает и ставит вопрос о возможности ее достижения. Можно говорить о точном и достоверном знании какого – то факта, которое не может быть опровергнуто в дальнейшем. Но по отношению к сложным явлениям и процессам мы проявляем осторожность и сомнения, иногда скептицизм в оценке точности или полноты знания. Мы исходим из того, что познание есть процесс, а значит он состоит из целого ряда сменяющих друг друга относительных истин. Мы исходим также из того, что процесс познания бесконечен, как бесконечна Вселенная. А потому абсолютная истина есть цель, к которой стремится человечество, и признание абсолютной истины есть выражение познавательного оптимизма, веры человека в собственный разум. Каждая полученная человеком относительная истина есть ступенька, приближающая нас к истине абсолютной. Диалектика относительной и абсолютной истин состоит в том, что каждая относительная истина есть крупинка, доля абсолютной истины. Мы переходим от одной относительной истины к другой на пути к истине абсолютной – цели нашего познания.
Роль науки в современном мире. Социально – нравственные проблемы современной науки. Современное общество немыслимо без науки и научной деятельности. С конца ХХ столетия развитые страны мира начали переходить от индустриального к постиндустриальному (информационному) типу общества, которое предполагает онаучивание всех сфер жизнедеятельности общества, широкое внедрение науко – и информационноемких технологий, быстрый рост индустрии знаний. Интеллектуальный капитал каждой страны становится ее важнейшим достоянием, человеческий ресурс – профессионализм и образованность работников страны определяет ее экономическое развитие и соответственно благосостояние народа. Высокообразованные и квалифицированные люди создают знания, оно воплощается в технологии и далее – в богатство страны и каждого человека.
Значение науки в современном мире многопланово. Во–первых, наука имеет мировоззренческое значение, так как она формирует научную картину мира. Начало создания научной картины мира было положено Н. Коперником, его книгой «Об обращениях небесных сфер» (1543). Далее она формировалась в ходе научной революции XVII в., высшим достижением которой стали законы механики И. Ньютона (1642 – 1727). Однако, в течении ХХ в. в научную картину мира были внесены существенные дополнения и изменения, связанные с открытиями квантовой механики, теорией относительности, астрономией, генетикой, психологией, и социальной психологией. Наука сформировала современные представления о микромире и мегамире, открыв перед человеком невиданные ранее просторы и возможности. Генетика и психология внесли новые данные в представление человека о себе самом, о строении его организма, о мотивации его поведения, о соотношении наследуемых и приобретенных свойств.
Во–вторых, наибольшее влияние оказывает наука на производство. В современном обществе наука стала непосредственной производительной силой, его производственным ресурсом. Научно – технический процесс ведет к созданию новых технологий, повышает производительность труда, устраняет человека от непосредственного участия во вредном для него производстве. Усвоенное человеком знание, его квалификация, общеобразовательный и профессиональный уровень влияют на качество производимой им продукции и услуг. Во – второй половине ХХ столетия появился термин «вложения в человека», это затраты на его образование прежде всего, а так же на охрану здоровья, повышение качества жизни и т.д. В развитых странах именно «вложения в человека» считаются самыми перспективными, т.к. эффективно окупаются. Современное производство предполагает также научную организацию труда, научный менеджмент.
В–третьих, научное знание необходимо не только для создания материальных и духовных ценностей. Оно имеет большое социальное значение. Каждый гражданин в современном обществе должен иметь определенный минимум знаний по экономике, социальной и политической жизни общества, обладать навыками самостоятельного мышления, чтобы разбираться в социальных и политических проблемах, иметь осмысленную позицию на выборах власти различных уровней. Еще философы – просветители XVIII в. считали, что только просвещенные и добродетельные люди могут создать демократическое государство.
В–четвертых, усвоение человеком научного знания имеет и личностный аспект. Научное знание расширяет кругозор человека, активизирует его духовные силы, развивает его интеллект, дает человеку интеллектуальное удовлетворение.
Однако в средине ХХ столетия в общественном сознании довольно широко распространились антисциентистские настроения, появилась тревога в связи с рядом научных исследований и возможным практическим применением их результатов как в военных, так и в гражданских отраслях производства. Была сформирована проблема социальной ответственности в научной деятельности и социально – нравственной ответственности ученых за свои исследования и применение их результатов во благо или во вред людям. Данная проблема возникла после использования атомных бомб в Хиросиме и Нагасаке. К решению вопроса о возможности использования ядерного оружия были привлечены, кроме военных, ученые – создатели этого оружия. Они так же, как и военные, дали «добро» на использование атомной бомбы, считая, что ученые отвечают только за научную сторону данного проекта.
Во второй половине ХХ столетия на передний край науки вслед за физикой вышли медико – биологические науки, активно развиваются психология, социология, социальная психология, экология. Все они самым непосредственным образом связаны с человеческим существованием, с решением глобальных проблем человечества. Примером здесь может служить генная инженерия, достижения которой могут быть использованы как на благо, так и во вред человечеству. Результаты генных исследований используются для лечения наследственных заболеваний, для создания высокоэффективных лекарств, для выведения новых сортов злаковых культур и новых пород скота. Однако научные открытия могут быть использованы и для создания бактериологического оружия, для уродования психики человека. Поэтому задача общества состоит в том, чтобы подчинить науку и научную деятельность гуманистической ориентации, дать ей гуманистически выверенные мировоззренческие установки. Практическое применение научных разработок должно использоваться во благо, а не во вред людям, что напрямую связано с социально – нравственными идеалами каждого конкретного общества.
Философия науки ХХ в.: неопозитивизм и постпозитивизм. Философия науки изучает природу и структуру научного знания, механизмы и формы его развития. Как особая область философских исследований философия науки начала складываться в средине XIX столетия. В это время наука из деятельности одиночек и небольших научных академий становится профессиональной деятельностью многих людей, возникают научно – исследовательские центры и научные лаборатории. В первой половине ХХ в. в связи с открытиями в физике, биологии и других науках активизируется интерес к философским проблемам научного знания, складываются школы, специально занимающиеся философией науки.
Наибольшую известность получили исследования 20 х – 30 х – годов ХХ в. группы философов и ученых Венского университета. В Венский кружок входили М. Шлик (руководитель группы), Р. Карнап, О. Нейрат, К. Гедель и др. В нем принимали участие также Г.Рейхенбах, А. Айер, К. Поппер, Л. Витгенштейн.
После установления в Австрии фашистского режима в 1938 г. участники Венского кружка эмигрировали в Англию и США.
Философская концепция исследований данных философов называется неопозитивизм. Позитивизм (с лат. позитивный, положительный) как философское течение возник в 30 е – годы XIX столетия. Его основоположник французский мыслитель О. Конт (1798 – 1857). Он отказался от общих философских построений и направил внимание на исследование конкретных фактов. Положительное – это практически ориентированное знание, знание прежде всего о природе. Знание это должно быть конкретным, это знание факта, налично данного, без всякой метафизики. «Позитивная философия», согласно О. Конту, есть по сути дела «теория науки». Позитивистская идея легла в основание неопозитивизма, или логического позитивизма. Неопозитивизм ставил задачу проанализировать и решить актуальные философско – методологические проблемы, возникшие в связи с бурным ростом научного знания в начале ХХ столетия и ломкой старых представлений о мире в физике. Выясняя отношения философии и науки, они ставку делали на саму науку, понимая ее как точное математизированное знание, без всякой метафизики, т.е. без традиционной спекулятивной философии. Они исследовали логику и структуру научного знания.
Большое внимание неопозитивисты обратили на исследование эмпирического уровня науки: описанию фактов, налично данного, выяснению вопроса «как?» и соответственно, уточнению методов эмпирического исследования: наблюдению и эксперименту. Они выделили законы эмпирические, которые устанавливаются через обобщение данных наблюдений и экспериментов, и законы теоретические, описывающие объекты, которые невозможно наблюдать непосредственно (атомы, генетический ход и т.п.), а потому эти законы невозможно вывести путем индуктивного обобщения наблюдаемых фактов. В таких случаях через творческое воображение выдвигается теоретическая гипотеза, далее из нее путем дедукции выводятся более частные положения, которыми можно объяснять наблюдаемые объекты и таким способом проверять их на достоверность. Это так называемая гипотетико – дедуктивная модель теории.
Критерием истинности знания, т.е. разграничения науки и не–науки члены Венского кружка выдвинули принцип верифицируемости, по которому понятие или суждение имеют смысл, если оно эмпирически проверяемо. Если же их нельзя зафиксировать эмпирически, значит они бессмысленны. Этот критерий истинности знаний очень жесткий, он позволяет в первом приближении отличить научные суждения от спекуляций и шарлатанских высказываний. В более сложных случаях он дает сбои. В противовес этому принципу Карл Поппер (1902 – 1994) один из участников, а также критиков Венского кружка, предложил критерий фальсифицируемости – возможность опровержения любого научного утверждения. К. Поппер считал, что любую научную теорию в принципе можно опровергнуть, а если ее нельзя опровергнуть, то это ненаучное знание, оно держится на вере. Настоящая наука не должна бояться опровержений, она постоянно корректируется фактами. Само развитие научного знания он представил как непрерывный поток предложений (гипотез) и их опровержений или подтверждений в процессе рациональной критики.
Постпозитивистский этап в развитии философии науки, начатый К. Поппером, продолжили далее Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд и др.
Томас Кун (1922 – 1996), американский историк и философ науки. Самая известная его книга «Структура научных революций» (1962), из которой в язык ученых вошли понятия: «парадигма», «научное сообщество» «нормальная наука». Получение научного знания он рассматривает как коллективный труд группы специалистов, сплоченных единством взглядов и основных идей, «догм», по его выражению. Этот труд ученых есть планомерное и целеустремленное решение конкретных научных задач, – «нормальная наука» в определении Т. Куна.
Парадигма (от др. греч. – образец, программа) – это совокупность основополагающих теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследований, методологических средств, которыми руководствуется данное «научное сообщество». Например, ньютоновская парадигма в физике с конца XVII до конца XIX в., которую принимали все ученые этого времени. Данная парадигма задавала общий контур решения, в ее рамках многие ученые решали конкретные частные вопросы. Однако, существование определенной парадигмы не вечно. Смена парадигм есть революция в науке, которой предшествует период кризиса в науке, дискуссий и споров, расслоений в научном сообществе, противостояний. Но главное, здесь идут поиски новых решений, новых гипотез и теорий, в результате которых идет формирование новой парадигмы и т.д.
Идеи Т. Куна
стимулировали дискуссии и