Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Среди других наиболее видных представителей постпозитивизма  наиболее известен также американский философ и методолог науки Пол Фейерабенд (1924 – 1994). Он выдвинул концепцию «методологического анархизма», где в прагматическом духе считает приемлимой любую позицию и любую идею в науке, если только они способствуют успеху. Он провозгласил свободу духа и действия как высшую ценность человеческого бытия; любая система ограничений творчества и интеллектуальной свободы должна быть отвергнута. Свободное, по его терминологии, «анархическое» познание может идти только в русле творческих импульсов, без жестких рационалистических установок и норм (догм). Эти идеи П. Фейерабенда отражают направление эволюции позитивистского духа в философии науки и во всей духовной жизни современного европейского общества.

 

 

ТЕМА 11. АНТРОПОЛОГИЯ

 

Проблема происхождения  человека. Антропосоциогенез. Вопрос о происхождении человека по-разному решается в религии, религиозной философии (человек создан Богом) и в материалистической философии и естествознании. Есть утверждения, что человек пришелец из Космоса. Однако достижения естественных наук XIX – XX столетий создали прочную основу для вывода, что человек является продуктом биологической эволюции на Земле. Данные археологии, антропологии, этнографии и биологии дают картину первых шагов становления и развития человека. При этом  возникает много вопросов о причинах и условиях протекания этих процессов, о качественном отличии поведения человека от поведения высших животных, об общественной обусловленности человеческого сознания и т.д. Современная антропология считает, что основным и суммарным признаком, отличающим человека и все человеческое сообщество от животных, является созданная человечеством культура. Понятие культуры здесь понимается в самом широком смысле – как искусственно созданного человеком в отличае от естественного, природного. Поведение человека регулируется системой культурных норм и ценностей, созданных самими же людьми. Этот факт говорит о том, что человеческое сообщество есть объединение надбиологическое, опирающееся не на инстинкты, а на систему культуры. Но какие процессы изначально приводили предка человека к созидательной деятельности? О них можно говорить только предположительно. Безусловно, предыстория человечества – величайший скачок, качественное изменение по многим параметрам становления человека.

Выделение предка человека из природного состояния связано  с началом производствельной деятельности, т.е. создания необходимых для жизни средств существования. Человек начал постепенно не только приспосабливаться к природе, но и активно перерабатывать вещество природы, приспосабливая его к своим потребностям. Производственная, материальная деятельность человека лежит в основе становления общественных связей, она же является условием формирования, становления и совершенствования самого человека. Процесс становления человека есть  одновременно и процесс становления общества, что выражено в самом термине «антропосоциогенез» (antropos человек, sozium – общество, генез – происхождение). Процесс антропосоциогенеза очень длительный, по подсчетам антропологов, он шел 3-3,5млн. лет. В настоящее время этот процесс принято рассматривать по трем направлениям:

  1. Производственно-орудийная деятельность человека;
  2. Формирование сознания, мышления и языка;
  3. Развитие семейно-брачных отношений;
  4. Формирование нравственно-социальных норм;

Американский  просветитель XVIIIв. Б.Франклин определял  человека как «животное, создающее  орудия труда». Это определение использовал и К.Маркс. Изготовление орудий труда, а так же изготовление орудий для создания других орудий – это тот водораздел, который начал отделять предка человека от животного состояния. Археологи нашли доказательства, что самые древние орудия труда несут на себе свидетельства того, что навык изготовления орудия (первичная обработка камня) закреплялся и передавался другим людям и поколениям. Этот элемент культуры – создание и передача навыка другим людям есть социальная, общественная связь. Далее этот навык усложнялся, происходила дифференциация и специализация орудий труда; скреплялись орудия из разных частей и т.д. Этот постоянно возобновляющийся процесс труда, который нес в себе и преемственность культуры, есть производственный процесс. Он лежит в основе новой общности – первобытной общины – рода, он есть также характеристика существа производящего как общественного существа. Становление общества невозможно без производства, создателем же производства стал предок человека.

В процессе материально-предметной деятельности и вместе с ней шло формирование сознания, мышления и языка. Материально-предметная деятельность предполагает знание окружающей действительности, целеполагание в освоении мира, первоначально методом проб и ошибок. Материально-предметная деятельность порождает поиск нужных материалов, избирательность в их использовании, накопление знаний и необходимость анализировать действия и результат действия.

В непосредственной практической деятельности людей возникает потребность  в закреплении и передаче информации. Эта потребность реализуется в языке, который становится и средством общения и через накопленную информацию активно влияет на материальную деятельность, обеспечивая ее результативность.

Становление форм общественной жизни связано с развитием семейно – брачных отношений. Переход от животного стада к первобытно – родовой общине есть одновременно переход от неупорядоченных половых отношений к запретам на внутриродовые брачные отношения и установление экзогамии, т.е. поиску брачных партнеров вне своего рода, в других общинах. Причина внутриродовых запретов на брачные отношения точно неизвестна, есть разные версии. Одной из них является стремление наших предков прекратить постоянную борьбу за брачного партнера внутри своей группы, добиться внутриобщинного мира, сохранить здоровых особей, прекратить между ними конкуренцию.

Какой бы ни была причина  запретов на внутриобщинные брачные  отношения, эти запреты дали важные косвенные результаты. Наши предки устранили инцест (кровосмесительство) и его вредные последствия.

Уничтожение стадной («гаремной») организации брачных отношений, введение экзогамии стало шагом по пути перехода от первобытного стада к первобытнородовой общине, по пути создания социокультурного порядка с первыми (тотемистическими) представлениями о себе и своих ближних. Развитие экзогамии давало расширение пространства мира, порождало начало миролюбия, доверия к дальним, понимания чужих; облагораживало половое чувство. «Зоологический индивидуализм» очень медленно и постепенно вытеснялся «социальным коллективизмом». Начал формироваться человеческий род – сообщество людей.

Важнейшей составной  частью становления человечества –  антропосоциогенеза является формирование социально-нравственных норм жизни – возникновение первых запретов. К ним относятся:

  1. Жестокий запрет на внутриобщинные брачные отношения (кровосмесительные связи);
  2. Строгий запрет на убийство сородича, родственника;
  3. Запрет на «голодную смерть» родственника, т.е. требование прокормить родственника независимо от его физического состояния (больного, раненного, старого, малого и т.д.)

Запреты – требования касались всех членов общины, они проводились в жизнь очень жестко, иногда жестоко. Невыполнение запрета влекло за собой изгнание из рода. Человек превращался в изгоя, в изверга. Один в дикой природе он погибал. Род жил общим интересом, все индивидуальное подчинялось общему. Такая жесткая связь и зависимость позволяла нашим предкам выживать. Как бы далеко не ушла современная мораль по сравнению с первыми социально-нравственными запретами, они остались в фундаменте вечных человеческих моральных ценностей, так как именно с них начиналось нравственное совершенствование наших предков.

Поиски определения  сущности человека в истории философии.

Антропология – учение о человеке (antropos – человек). Человек настолько сложное и многогранное существо, что до сих пор не существует такого определения человека, которое бы полностью выразило его сущность, многогранность и уникальность. Перечисление множества уникальных признаков человека, свойственных только ему, сразу же ставит вопрос: какой из них главный, определяющий все остальные признаки? Выделение главного признака человека позволило бы дать сущностное определение человека и тем самым создать общепринятую концепцию природы человека. Такой поиск шел в истории философии с самых древнейших ее времен.

На ранних этапах развития философии и в мифологии стремление понять человека («микрокосм») связывалось  с попыткой через тайну человека раскрыть тайну Вселенной («макрокосма»). В античной философии уникальность человека связывали с тем, что он владеет разумом. Отличие человека от животного видели в его разумности.

В средние века религиозная  философия и христианская теология создают учение о человеке, свободном в выборе добра и зла. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, обладает самосознанием. Вводится понятие внутреннего духовного мира человека («внутренний человек»).

Эпоха Возрождения рассматривает  человека как деятельное существо, владеющее огромным творческим потенциалом. Идеал человека Возрождения подчеркивал его самобытное индивидуальное начало, его своеобразие и неповторимость. Важнейшим достижением философии Возрождения стала идея гуманизма, которая рассматривала человека как высшую ценность. Эпоха Просвещения продолжила и углубила представления о неисчерпаемых возможностях и перспективах свободного, разумного и просвещенного человека. Свобода человека как духовного существа, его активность находятся в центре внимания немецкой классической философии. Но человек не только мыслящее существо, считает Л. Фейербах и на первое место в понимании человека ставит чувства. А.Шопенгауэр в основании человеческой жизнедеятельности видит волю. К.Маркс анализ человеческой сущности связывал со всей системой общественно-исторических условий существования человека, с его сознательной деятельностью. «Сущность человека», по К.Марксу, можно определить через «совокупность всех общественных отношений».

В XX столетии создается социальная дисциплина – философская антропология, которая стремится дать комплексное исследование проблемы человека. Специфическое понимание человека через понятие бессознательного (индивидуального и коллективного) дали в своих учениях З.Фрейд и К.Юнг.

Экзистенциалисты  разработали вопросы смысла человеческого  бытия, свободы и ответственности человека. В XX столетии проблема человека разрабатывается как комплексная и междисциплинарная, ее исследуют многие социальные и гуманитарные науки, а также естествознание. Накоплен огромный материал по жизнедеятельности человека как биологического, так и социального существа. В середине XX века поставлен вопрос о создании единой науки о человеке, которая могла бы исследовать все свойства человека, все его отношения с внешним миром (природным и социальным).

Взаимосвязь биологического и социального в  человеке. В настоящее время в философской литературе выделяются следующие стороны у человека: биологическое начало, социальное, психическое и космическое. Человек как частичка Космоса понимается в философско-религиозном (Вл.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров) и естественно-научном (Вл.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский) направлениях русского космизма, течения, которое сформировалось в России в к.XIX- пер.пол. XX столетия.

Большое внимание в современной  философии уделяется взаимосвязи  биологического и социального в  человеке. Эти исследования активизировались под влиянием теории естественного отбора Ч.Дарвина (1959). В течении XX столетия огромный материал по функционированию человека и как биологического, и как социального существа накоплен генетикой человека, культурной и социальной антропологией.

Понимание того, что человек относится и к  природному миру, и к миру культуры зафиксировано уже в древнегреческой философии. Аристотель определял человека как политическое (общественное) животное, наделенное разумом. Он подчеркивал общественную природу человека, считая, что только в обществе, в общении с другими людьми человек может стать нравственным существом. Антропологический подход к проблеме человека в XIXв. разрабатывает Л.Фейербах. Он выводит сущность человека из единства его духа и тела, из целостности его организма. Человеческую природу он трактует биологически, отдавая приоритет в трактовке сущности человека его телу. Антропологический принцип Л.Фейербаха рассматривает человека как часть природного мира, ее высшую часть, высшее достижение эволюционного развития.

Итак, сущность человека можно понять через совокупность общественных отношений (он есть социальное существо) и одновременно учитывая, что человек есть часть природы. Носителем всей общественной деятельности человека является его организм. Как биологический вид Homo Sapiens обладает определенными видовыми признаками: продолжительность жизни этого вида составляет 80-90 лет, биологически задана также продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека, биологически обусловлена наследственность каждого отдельного человека, заданы также устойчивые расовые признаки человека и их вариации, половые различия и т.д. Особый интерес представляет биологическая уникальность, неповторимость каждого отдельного человека: неповторимый набор генов каждого человека, отпечатки пальцев и т.д. Неповторимость биологического в человеке в течение его жизни дополняется уникальным жизненным опытом, социальной средой, взаимодействием социальных и биологических факторов. Все вместе они создают индивидуальный жизненный путь человека с его своеобразным духовным миром и с его бесконечным разнообразием личностных проявлений. Признание самоценности каждого человека, человека как высшей ценности на Земле есть сущность гуманизма.

Так как человек функционирует в обществе, то социальные условия накладывают отпечаток на его жизнь, совершенствуют его потребности, создают средства для их удовлетворения. В настоящее время продолжительность жизни в развитых странах составляет 75-77 лет. В XX столетии считается доказанным тезис об исходном биологическом равенстве всех рас (белой, желтой и черной). Хотя еще в XIX столетии были теоретические рассуждения о низших и высших расах. XX век знает также национальный геноцид, холокост, преследование по национальному и расовому признаку.

Информация о работе Лекции по "Философии"