Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Основоположником рационализма в новоевропейской философии является Рене Декарт. Р. Декарт (1596–1650 гг.) – латинизированное имя – Картезий, поэтому его последователи называются картезианцами. Французский философ и энциклопедически образованный ученый; один из творцов аналитической геометрии; занимался также космологией, физикой, физиологией и психологией.

Декарт по происхождению – из родовой знати. Образование получил в привилегированной иезуитской школе и университете. После этого выбрал военную карьеру, участвовал в Тридцатилетней войне. Большое влияние на него оказали путешествия по различным странам Европы. В 1629–1644 гг. он жил в Голландии, где усиленно занимался научными исследованиями. В 1649 г. был приглашен ко двору шведской королевой Христиной, где вскоре умер от простуды. Наиболее известные его работы – «Рассуждение о методе», которое стало «великой хартией» новой философии, «Размышления о первой философии» и «Начала философии», где обобщены его философские воззрения.

Р. Декарт, как  и Ф. Бэкон, огромную роль отводит  научному знанию и назначением философии  считает определение задач и методов познания. Он отрицал изощренную схоластическую ученость и создал новый тип мышления – рационалистический. Задачей науки он считал достижение господства человека над природой, присвоение человеком ее сил. Наука даст возможность преобразовать на рационалистических началах общественные отношения, создать новый тип общества, новый тип культуры – рационалистический. В ходе этих преобразований, считал Р. Декарт, будет формироваться новое, рационалистическое мышление, которое, в свою очередь, станет источником совершенствования общества и формирования добродетельного человека.

Декарт исследует и  разрабатывает методы рационалистического мышления. К данным чувственного опыта он относится скептически, так как чувства могут ошибаться и обманывать нас. На это указывала гелиоцентрическая система. Эксперимент в научном познании должен направляться разумом, так как именно разум, по мнению Декарта, обеспечивает научное открытие. Разум является основой познания – это основная посылка рационализма в теории познания.

Так как получению  истинного знания мешают различные  схоластические предрассудки, то против них Декарт выдвигает принцип сомнения. Но «сомнение» Декарта не является нигилистическим отрицанием знания; сомнение у него не цель, а средство. Сомнение Декарта есть методологический прием для проверки общепризнанного знания, для борьбы с предрассудками, обязательный, хотя и временный этап на пути к истине. Принцип сомнения опирается при этом на исходную достоверную истину, которую нельзя подвергнуть сомнению: это уверенность в моем собственном существовании. Ведь сомнение есть акт мышления, и, сомневаясь, я утверждаю себя в качестве мыслящего.  Отсюда знаменитое Декартовское: «Я мыслю, значит, я существую!» – «Cogito ergo sum». «Я мыслю», мое самосознание есть абсолютная достоверность, исходная аксиома. Из нее вырастает, по Декарту, вся система научного знания. Гегель отмечал, что Декарт «…исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя».

Декарт разработал рационалистический метод, в основе которого лежат:

1) интеллектуальная интуиция как исходный пункт познания;

2) дедукция (ход мысли от общего к частному) как средство выведения из интуитивных посылок нового знания. Эталоном научного знания при этом считается математика как образец точного и строгого знания. Философия тоже должна стать наукой с научными методами познания.

Правила рационалистического метода Декарта.

1. За истинные необходимо принимать только те суждения, которые настолько ясны и отчетливы, что не могут быть подвергнуты сомнению. Очевидность состоит в ясности и отчетливости и постигается интуитивно.

2. Каждую изучаемую сложную проблему  необходимо разделить на более частные и простые и на столько, сколько нужно для наилучшего ее решения. Такое расчленение изгоняет двусмысленность, т.к. для интуиции необходима простота.

3. Располагать свои мысли в  определенном порядке, идя от  простого к сложному, от доказанного к недоказанному.

4. Необходимо контролировать все  этапы работы, чтобы не пропустить ни одного звена в логической цепи доказательств и исследований.

Данные правила – это типичные для геометрии операции в доказательстве теорем. Декарт считал их моделью получения любого знания.

Рационалистический подход применяется  Декартом не только к процессу познания, но и к организации всей научной деятельности. Он же становится руководством в практической жизнедеятельности человека и общества в целом. Декарт считал рационализм универсальным методом преобразования всех форм общественной жизни. Тем самым Декарт определил тип философии Нового времени – рационалистический – и заложил основания для специфики Новоевропейской культуры – рационалистической.

Теория познания (гносеология) Декарта опирается на его учение о бытии (онтологию). Центральным пунктом онтологии Нового времени было учение о субстанции. Субстанция – первооснова; то сущее, которое не нуждается для своего существования ни в ком и ни в чем. Причина и источник ее существования находятся в ней самой. Такой субстанцией, по Декарту, является Бог, всемогущий и бесконечный. Именно он как Творец гарантирует достоверность человеческого мышления. Ясность и отчетливость нашего мышления, по Декарту, также обеспечены всемогущим творением Бога, который вдохнул в человека свет разума. Он наделил человека интеллектуальными способностями (мышлением) и самосознанием.

Бог есть первичная субстанция; сотворенный  мир – субстанция вторичная, и она делится у Декарта на два вида: материальную  и духовную. Декарта поэтому называют дуалистом: он признает наличие двух самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Основная характеристика материальной субстанции (природы) – протяженность (с ее модусами: фигура, положение, движение) и делимость до бесконечности. Характеристикой духовной субстанции является мышление. Его модусы: воображение, чувство, желание. Обе субстанции (материальная и духовная) объединяются в человеке по воле Бога.

С духовной субстанцией  Декарт связывал наличие у человека врожденных идей, которые существуют наряду с приобретенными человеком или сотворенными им самим. К врожденным идеям Декарт относил идею Бога, идеи чисел и фигур, некоторые общие понятия и аксиомы, например: «Из ничего ничего не происходит». Считая идею Бога врожденной, Декарт писал: «Проблема существования Бога возникает не из внешнего мира, а в человеке или, скорее, в его сознании». Тем самым Декарт восстанавливает онтологическое доказательство Бытия Бога («Я мыслю Бога, значит он существует»).

В духе своего времени, когда возникла и была престижной механика, Декарт человека и мир в целом рассматривал механистически. Мир у него представлен гигантской машиной, механической системой, начавшей свое движение от божественного первотолчка. Человек – есть связанное целое: тело как телесный сложный механизм и мыслящая душа.  В занятиях физиологией Декарт опирался на передовую для своего времени теорию кровообращения У. Гарвея.

Рационалистическую позицию, созданную  Р. Декартом, продолжают далее Б. Спиноза и В. Лейбниц. В их философских системах важное место занимает учение о субстанции.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632–1677 гг.), нидерландский философ, происходил из семьи состоятельных коммерсантов. Рано обнаружил выдающиеся интеллектуальные способности, за что община прочила его в раввины. Он отказался, стремясь сохранить свободомыслие и уже приобретенное критическое отношение к церкви, за что община его изгнала, друзья и родственники отвернулись. Позже он добывал себе средства для жизни шлифовкой оптических стекол, обходясь самым малым для своего существования. От предложений влиятельных и богатых людей отказался, как и от профессуры на университетской кафедре, чтобы сохранить независимость и свободу  мыслителя. Умер в возрасте 44 лет от туберкулеза. Основная работа – «Этика».

В своих философских исследованиях  Спиноза ищет истину. Но его интересует не гносеологический аспект истины, а  этический: в чем состоит та истина, которая приводит человека к счастью и обеспечивает смысл его существования. В своей житейской программе он отказался от стремлений к удовольствиям и богатству. Показателен следующий поступок Спинозы. Он судился с сестрой за отцовское наследство и выиграл процесс, но от наследства отказался. Для него важен был сам принцип справедливости. Он стремился смотреть на мир философски, с точки зрения вечности.

Для обоснования такого взгляда  ему нужно было понять основы бытия. Спиноза пересматривает учение Декарта о субстанции, совершенно справедливо указывая на противоречия в нем. Так как субстанция, по определению, причину и источник своего существования имеет в себе самой, то субстанция, по мысли Б. Спинозы, может быть только одна. И ей является Бог. Бога Спиноза понимал как бесконечную безличную сущность. Бог – субстанция у Спинозы сливается с природой. Бог есть вечный порядок природы. Природа вечна, бесконечна, разворачивается по собственной внутренней необходимости и является причиной самой себя (causa sui). Природа творит самое себя. Это пантеистическая точка зрения на мир.

Бесконечная субстанция имеет множество атрибутов (общих и неотъемлемых признаков), главные из них – «мышление» и «протяженность». Субстанция проявляется в конечных образованиях. Это модусы (видоизменения) субстанции. «Мышление», «мысль» Спиноза трактовал очень широко. Он включал в умственную деятельность все человеческие побуждения, желания и т.д.

Мышление и протяженность как  атрибуты субстанции скоординированы между собой: все явления физического мира (как модусы протяженности) разворачиваются в той же последовательности, в которой движутся модусы мышления. И Спиноза делает вывод, что порядок и связь идей те же, что и порядок, и связь вещей. Но наши идеи не есть отражение воздействия тел, их соотнесенность задана Богом и выражает его сущность. Параллелизм у Спинозы характерен и для понимания человека: человек состоит из души и тела. Душа есть мышление, познание, идея тела, она способна адекватно понять сущность Бога.

Бог – субстанция – природа, т.е. весь мировой процесс, по учению Спинозы, разворачивается с такой жесткой необходимостью, что человек не в силах влиять на него. Человек может только постичь этот мировой порядок, понять его и согласовать с ним свои действия. Спиноза в XY-XVII вв. воскрешает идеалы стоиков, которые требовали освободиться от страстей; подчиниться неизбежному, будь то судьба или вечный мировой порядок; достичь состояния покоя и умиротворения; быть верным себе, сохраняя свое человеческое достоинство. Известен афоризм Б. Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Здесь «понимание» есть рационалистическое отношение к миру в целом и к каждому человеку в отдельности.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716 гг.) – из семьи университетского профессора, рано проявил выдающиеся способности, ум и трудолюбие. Учился в Лейпцигском и Йенском университетах. Вел активную деятельность объединителя европейской культуры и науки, в связи с этим много ездил по разным странам, был знаком с выдающимися мыслителями и политическими деятелями своего времени (в том числе с Петром I). Лейбниц был членом Лондонского Королевского общества, членом Парижской Академии, а также инициатором создания и первым президентом Берлинской Академии Наук. В 1676–1714 гг. работал в должности библиотекаря при дворе ганноверского герцога. После разрыва с герцогом вел уединенную жизнь и умер в одиночестве, всеми забытый. В его биографии есть тяжелая история его тяжбы с Ньютоном за приоритет в создании дифференциального и интегрального исчисления. Оба ученые пришли к одинаковым результатам, но самостоятельными и разными путями. Лейбниц опубликовал свои выводы раньше, однако Лондонское Королевское общество встало на сторону Ньютона, который выводы сделал раньше Лейбница. Ньютону и был присужден приоритет открытия.

Центральное место в философии  Лейбница занимает учение о субстанции – монадология. Лейбниц считал, что субстанция не едина, а множественна. Она состоит из бесчисленного множества субстанций – монад. Монада – (с греч. – «единица») – духовное образование, это микрокосм, в котором заключена в сильно уменьшенном виде Вселенная в целом, во всем ее богатстве и многообразии. Познавая сущность отдельной монады, мы тем самым познаем природу мира в целом.

Монада является, по Лейбницу, «живым зеркалом мира», в ней как бы закодированы все мировые события. Через нее  можно распознать события прошлые и будущие, через душу–монаду каждого человека проходит связь времен и событий. Отсюда формула Лейбница: «Настоящее всегда несет в себе зародыш будущего».

Монады – центры деятельной силы. Монада – не материальное образование, это сгусток силы. Сущность каждой монады – в ее деятельности, монады постоянно меняют свои состояния. Монада несет в себе восприятие, представление и стремление. В них заключена внутренняя духовная активность мира.  Понимание деятельности монад можно получить из наблюдений над собственной душой. Человеческая душа и есть монада человека. Монадами наделено и все сущее в мире.

При таком понимании  первооснов бытия возникают проблемы (общие для идеалистической трактовки бытия): как появляется материя из нематериальных монад, как образуется телесность монады (она ведь духовная)? В связи с чем и как сложились разные пласты монад, разнокачественные монады и, в связи с этим, разнокачественный, разноуровневый мир? Для ответов на эти вопросы Лейбниц вводит понятие «бессознательных представлений», которыми наделены монады. Разноуровневость монад, их различия между собой определяются степенью приближения их деятельности к осознанной, т.е. насколько она становится четкой и ясной, сознательной (разумной). Это критерий для классификации монад по степени их развитости.

Все монады образуют иерархию, где низшие ступени – это минералы, затем – растения, животные, человек. На вершине этой пирамиды находится высшая монада – Бог. Только он – полностью разумное начало. Даже монады – человеческие души несут в себе больше бессознательных представлений, чем сознательных. При этом степень сознательности (разумности) монады соответствует степени ее свободы.

Такая картина мира, представленная в философии Лейбница, названа им предустановленной гармонией: мир в ней синхронизирован, гармоничен, имеет в себе самом множественную духовную активность, которой снабжена монада. Представленная организация мира – мировой порядок создан, по Лейбницу, всесовершенным божественным разумом.

Информация о работе Лекции по "Философии"