Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций
Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.
ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы
К становлению новой духовной культуры были привлечены ценности античного мира. Началось их возрождение. Культурные ценности античного мира уже не воспринимались в интерпретации средних веков; им стремились возвратить их первоначальный, истинный духовный смысл. Античные ценности становились теперь идеалом, к которому необходимо было стремиться.
Термин «возрождение», однако, не сводится только к возрождению античной культуры. «Возрождение» как название эпохи означает возрождение духовности, рождение новых духовных поисков, возрождение самого смысла культуры, активности человеческого духа. Эпоха Возрождения закладывала новый, новоевропейский тип культуры.
Философия Возрождения была тесно связана с искусством и гуманитарным знанием. Философские идеи развивали поэты, художники, писатели, деятели искусства. Философскими поисками было проникнуто все гуманистическое искусство. Особенно наглядно это видно на картине Рафаэля Санти «Афинская школа», в центре которой находятся фигуры Платона и Аристотеля, олицетворяющие разные направления в философии. Пафос картины – в стремлении синтезировать разные учения, представители которых изображены на картине (орфики, пифагорейцы, Зороастр, Платон, Аристотель и их ученики – современники Рафаэля). Картина Леонардо да Винчи «Джоконда» и скульптура Микеланджело «Давид» дают представление о духовном величии человека, его благородстве и достоинстве.
В учении о человеке философия Возрождения первостепенное значение придавала деятельной стороне человеческой личности. Один из гуманистов, Л.Б. Альберти (1404–1472 гг.), писал: «Человек рождается … для того, чтобы производить. Человек родился не для того, чтобы изнывать в безделии, но для того, чтобы упражняться в вещах великих и славных, которым он может радоваться и посредством которых может прославлять богов, а также для того, чтобы использовать совершенства добродетели и таким образом добывать счастье». И далее: «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться». Сам Л.Б. Альберти был философом, теоретиком искусства, математиком, архитектором, исследователем античного наследия.
Эпоха Возрождения ценила
людей разносторонних, способных
к проявлениям различных
Наиболее яркое воплощение учение о человеке содержится в трактате Джованни Пико делла Мирандолы (1463–1494 гг.) «О достоинстве человека». Это настоящий манифест гуманизма, в котором человек провозглашается творцом самого себя. Величие человека состоит в том, что он сам – кузнец своего образа, своей судьбы и своего счастья. По мнению Пико, Бог, создав человека и отправляя его на землю, напутствовал следующими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определяешь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные». (По кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 4 т. Т. 1. – М., 1962. – С. 507–508.)
В эпоху Возрождения
сложилась целая плеяда личностей,
которые разработали и ввели
новые основания для
Эразм Роттердамский (1466–1536 гг.) – один из самых образованных и элитарно настроенных гуманистов. Наиболее известная его книга «Похвала глупости» критически анализирует человеческую душу. Здесь показаны истинные мотивы человеческих поступков, которые тщательно скрываются людьми под повседневной маской.
Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) – представитель социально-политической мысли Возрождения. Макиавелли ввел новые принципы политического мышления. Его «Государь» дает характеристику политических реалий того времени, а также советы, как действовать государю, чтобы создать сильное государство и успешно управлять подданными. Согласно Макиавелли, политическое мышление и деятельность государя должны быть основаны на принципе целесообразности, который может (когда это необходимо в интересах государства) попирать принцип добродетели. Отсюда понятие «макиавеллизм», близкое к принципу: «Цель оправдывает средства».
Томас Мор (1478–1536 гг.) – писатель-гуманист, блестящий ум, автор «Утопии», политик. Как убежденный католик отказался признать Генриха VIII (английского короля) главой церкви и был казнен. В XX веке признан святым Римской церковью.
Всемирно известная книга Т. Мора «Утопия» дает резкую критику положения Англии в период первоначального накопления и в противовес этому рисует новое устройство государства и социальной жизни на началах общественной собственности. «Утопия» Т. Мора стала смелым вызовом времени с точки зрения идеала. Она представляла собой поиск идеала.
Мартин Лютер (1483–1546 гг.) – теолог и теоретик Реформации. Бесстрашно выступил за обновление церкви, против засилья власти Папы и священников, создал новый тип религиозности. Он является основоположником нового направления в христианстве – протестантизма. Его девиз: «Не преданность церкви, а верность Богу!»
М. Лютер реформировал немецкий язык, придав ему литературную форму. Он перевел на немецкий язык (с латыни) Библию и издал ее массовым тиражом. Теперь рядовой человек, верующий–протестант мог сам читать Священное писание, толковать его и отчитываться перед Богом за свои дела.
Мигель Сервет (1511–1553 гг.) – врач и теолог, образованнейший человек своего времени; читал лекции по математике, астрономии, географии. Задолго до Гарвея высказал идею о малом круге кровообращения. Сервет выступил против тезиса христианства о триединстве Бога, отвергнув тем самым догмат о божественной природе Иисуса Христа. Христос для него был великим человеком. Сервет отстаивал собственное право на толкование Библии и религиозную терпимость. Он не отказался от своих убеждений и по приказу Кальвина был сожжен на костре.
Мишель Монтень (1533–1592 гг.) – остался в европейской культуре как автор «Опытов», где скепсис по отношению к человеку и одновременно вера в него одинаково изящны, тонки и блистательны. Отличное чтение!
Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.) завершает плеяду великих гуманистов. Он философ, астролог, общественный деятель. Кампанелла участвовал в подготовке восстания за освобождение Италии, был арестован и 27 лет провел в тюрьме. Там он написал свои самые известные произведения «Город Солнца», «Защита Галилея», «Метафизика». «Город Солнца» – утопия. Кампанелла создал образ будущего, опираясь на идеи идеального государства Платона. Общественная жизнь в изображенном им городе построена на основе общей собственности, посредством которой побеждены все пороки. Общественные отношения скрепляются в государстве добродетелями: щедростью, великодушием, чистотой, правосудием, благодарностью, состраданием и т.д. Управляют городом «мощь, мудрость и любовь», во главе их стоит жрец – Солнце. Т. Кампанелла проводит здесь идею духовного обновления общества с точки зрения идеала.
Эпоха Возрождения была поистине «…величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное государство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. …Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества» (Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. В 50 т. Т. 20. – М.: Политиздат, 1961. – С. 346.)
Учение о природе – космология Возрождения
В XVI в. кардинальной переработке подверглось и учение о Вселенной. Были введены новые мировоззренческие подходы в понимании космоса, в результате реализации которых сформировалась новая картина мира. Исходные мировоззренческие принципы в понимании Вселенной разработаны Николаем Кузанским, Николаем Коперником, Джордано Бруно.
Николай Кузанский (1401–1464 гг.) – теолог, философ, математик. Он разработал и ввел в философию и науку своего времени понятия «бесконечность», «совпадение противоположностей», «относительность». Доказательства при этом он берет из математики (если радиус круга продолжать до бесконечности, то окружность превращается в прямую линию и т.п.). Так как, согласно его учению, в бесконечности противоположности совпадают, то в Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противоположности сотворенного мира тоже совпадают. Творец не отделен от своих творений. Вывод Н. Кузанского: «единое есть все» (или «все есть во всем»). Бог присутствует везде. Эта идея позже была развита в пантеистическое учение Дж. Бруно.
Центральной фигурой в создании нового мировоззрения является Николай Коперник. Николай Коперник (1473–1543 гг.) – астроном, государственный деятель, врач. В 1543 г. вышла его книга «Об обращении небесных сфер», где была изложена с математическим обоснованием гелиоцентрическая система мира. Она стала революционным переворотом во взглядах на Вселенную. Вошло в обиход понятие «коперниканский переворот» (или «коперниканская революция») для значительных и глубоких изменений во взглядах на мир, общественную жизнь и на все сферы духовной жизни общества.
Значение этого переворота состоит не только в том, что открытие дало толчок развитию науки: математике, астрономии, физике, географии. Гелиоцентрическая система имеет огромное философское и мировоззренческое значение, т.к. она изменила представления людей о месте человека во Вселенной. Человек освобождался от мифа, согласно которому, он – центр Вселенной и исключительное творение Бога. Человек в новой системе мира оказался жителем на рядовом небесном теле – Земле. Новые представления о Вселенной снимали противоположность земного и небесного, обнаруживали единство законов природы для всей Вселенной и тем самым делали их доступными для изучения человеком.
Гелиоцентрическая система ставила проблему критической проверки данных чувственного опыта, необходимости различения видимого, кажущегося и действительного, реального; тем самым стимулировалось развитие теории познания. Учение Н. Коперника кардинально расходилось с аристотелевско-птолемеевской картиной мира, а также с библейскими представлениями, на которых основывалось религиозное мировоззрение. Новая картина мира давала возможность человеку освободиться от богословского стиля мышления и опереться на могущество человеческого разума в познании Вселенной.
Учение Н. Коперника было развито далее Дж. Бруно.
Джордано Бруно (1548–1600 гг.) – философ, естествоиспытатель, страстный пропагандист свободомыслия, активный борец против схоластики. Его работы – «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме» и др.
Большое влияние на Дж. Бруно оказали учение Н. Кузанского и гелиоцентрическая система Н. Коперника. На их основе он создал своё учение о бесконечном множестве миров во Вселенной. Он пришёл к выводу о непознаваемости Бога, т.к. его сущность невозможно выразить через положительные человеческие определения. Отсюда он делает следующий вывод: нет необходимости для философии ставить задачу познания надприродного Бога. Необходимо познавать природу, которая и есть «Бог в вещах». Дж. Бруно развивает идеи пантеизма (всебожия).
Пантеизм – учение, которое отождествляет бога и природу. Бог, по этому учению, находится в самой природе, он слит с ней. Божественная сила природы – это ее энергетический запас, ее активность, движение, сила. Бесконечное природно-божественное могущество создает и бесконечную Вселенную с бесконечным количеством миров.
Дж. Бруно признавал мировую душу, которая как духовное начало присутствует во всех вещах. По его мнению, мировая душа есть источник движения материи, которая понимается им как активная самодвижущаяся субстанция, порождающая множественность форм.
В Новое время идеи Дж. Бруно продолжили голландский философ Б. Спиноза и немецкие романтики. Сам Дж. Бруно, опираясь на свои идеи «героического энтузиазма», выстоял перед лицом инквизиции, которая требовала, чтобы он отказался от своего учения. По приговору суда инквизиции Дж. Бруно был сожжен на костре в феврале 1600 г.
В духе возрожденческого
мировоззрения развивались
Эпоха перехода от феодального общества к индустриальному, от средневековой религиозной к светской европейской культуре отражена в философских идеях Реформации. Реформация (преобразование) – была направлена на реформирование Римско-католической церкви, чтобы очистить её от искажений и вернуться к ранним христианским ценностям. В Результате возникла новая ветвь христианства – протестантизм. Взгляды лидеров Реформации (М.Лютера, Ж.Кальвина и др.) способствовали новому пониманию человека, общества и церкви. М.Лютер обращался к новым слоям общества, занятым предпринимательством и коммерцией, когда провозгласил "Не преданность церкви, а верность Богу". Устранялись посреднические функции церкви, человек посредством веры через Священное писание сам соотносился с Богом и отвечал перед ним. Разум должен быть направлен на земные дела. Протестантизм признал священной всю повседневную жизнь и деятельность человека и выше всего ставил добросовестное выполнение профессиональных обязанностей и долга в отношении ближнего. Человек становился ответственным и способным опереться на свою совесть. Реформация провозгласила свободу совести и способствовала высвобождению духовных сил и творческой активности человека не только в религиозной сфере, но также в политической и хозяйственной деятельности.