Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Августин разработал и ввел в философию проблему самодостоверности человеческого мышления. Его тезис: «Я сомневаюсь (или ошибаюсь), следовательно, я существую». Бытие Бога он также выводит из самосознания человека (онтологическое доказательство бытия Бога). Через способности, состояния и установки человеческой души он дает определение времени: памяти соответствует прошлое; настоящему – созерцание, внимание; будущему – ожидание, надежда.

Заслугой Августина является то, что он открыл и ввел в философию понятие уникальной, неповторимой человеческой личности. В центре его учения находится человек и его отношение к Богу и к миру. Августин дает анализ динамики человеческой души на автобиографическом материале. Этой проблеме посвящена его работа «Исповедь». В ней Августин с большой искренностью описывает свое внутреннее духовное развитие от детства до окончательного принятия христианства. Процесс становления личности показан здесь во всей его противоречивости: высокие стремления и темные страсти души, заблуждения молодости, поиски и тревоги, греховность человека.

Идею спасения Августин разрабатывал как главную установку  морали средневекового человека. Сам человек, по мысли Августина, не может спастись, так как слишком слаб. Спасение может придти только через божественную благодать, путь к ней лежит через покаяние и очищение души, которые, в свою очередь, основываются на вере. Веру Августин ставит выше разума; он делает веру универсальным принципом христианского сознания. Разуму он отводит важную роль, но разум, по его утверждению, не равен вере. Вера является высшим авторитетом, она путеводная звезда для интеллекта. Девиз Августина: «Верую, чтобы понимать!». Вера задает также и нравственные ориентиры для человека. Нравственная свобода, по Августину, дана человеку изначально, от Бога. Развитие человека есть реализация  нравственной свободы.  В максимальном уподоблении Богу состоит глубинное стремление человека, «сердце» его духовности.

Работа Августина «О граде Божьем» посвящена анализу человеческой истории. Работа написана под впечатлением взятия Рима войском Алариха в 410 году. В этой работе Августин различает два вида человеческой общности: 1) «град земной» – государственность, основанная на «…любви к себе, доведенная до презрения к богу»; 2) «град Божий» – духовная общность, основанная на «любви к богу, доведенная до презрения к себе».

Град земной – это Римская империя, где господствуют «каиновский» дух, потребительство, бездумность, стремление завоевать и подчинить другие народы. Град Божий – это церковь, община избранных, любящих Бога. Жизнь общества есть борьба этих двух общностей. Исторический процесс Августин рассматривает как борьбу темных сил (язычество) и светлых (христианство). Любое насилие, будь то насилие над ребенком в школе или государственное насилие, он считал злом. Источником зла является греховная испорченность человека. Обуздать зло в определенной мере может государственная власть, поэтому она все-таки необходима. Государственную власть Августин называл «большой разбойничьей шайкой», поэтому она должна существовать только в подчинении к церкви. Приоритет над государственной властью должна иметь, по мнению Августина, власть духовная, поэтому церковь он ставил выше государственных учреждений.

Познание Августин понимал  как восхождение разума под руководством веры к Богу, в котором сосредоточены всеобщие истины. Так как Августин считал, что Бог есть везде, в том числе и в душе человека, то и «…истина находится во внутреннем человеке», оттуда (из души человека) «…возгорается свет разума». Высшее знание, по Августину, дает мистическое озарение. Он согласен с Платоном, что «…познание есть припоминание, открытие уже имеющегося в душе». Знание  возникает в результате рефлексии разума над содержанием «внутреннего чувства». Достижение высших, божественных истин требует максимального, предельного напряжения умственных сил человека, и потому сам процесс познания есть развитие духовных сил человека.

Фома Аквинский (1225–1274 гг.) – итальянский философ и теолог, крупнейший представитель и систематизатор схоластики, монах-доминиканец. Его учение – томизм. Он восхищал современников масштабом и глубиной ума, непреклонностью в борьбе с инакомыслием. Родился в семье знатного графа; учился в Неаполе, Париже и Кельне. Преподавал в Париже, Риме и Неаполе. Известна его упорная борьба в Парижском университете против аверроистов (последователей Аверроэса).   За заслуги перед католической церковью в 1323 году был причислен к лику святых. В ХХ столетии обновленное учение Фомы Аквинского – неотомизм – является официальной философией католической церкви. Основные работы – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (или «Сумма философии»).

С самого начала своей  деятельности Фома активно включился  в дискуссии о соотношении веры и разума. Эти дискуссии были актуальными и очень важными для католической церкви, которая вела борьбу за главенство религии над светской духовной жизнью, за приоритет священного писания, за превосходство откровения перед знанием, наукой. Духовенство стремилось подчинить себе интеллектуальную жизнь общества.

По проблеме соотношения  веры и разума к этому времени  сложилось три точки зрения.

1. Абсолютное значение  веры и ее превосходство перед разумом были определены в известной формуле Тертуллиана (160–240 гг.) «Верую, ибо это абсурдно!». Эта позиция подчеркивает не только противоположность веры и разума, но и опасность рационального мышления для веры, которое может стать основой для ереси и греха. Церковь боялась рационалистической философской мысли, которая ставила под сомнение истинность догматов религиозной веры.

2. Рационалистическая  точка зрения по вопросу соотношения  веры и разума была сформулирована  П. Абеляром и развита его учениками.

Абеляр (1079–1142 гг.) – французский философ и писатель, многогранный и тонкий мыслитель, спорщик и властитель умов своего времени. Драматична его жизнь и история его любви к Элоизе. Эта любовь, вопреки их воле, закончилась для обоих монашеством. Свою автобиографию Абеляр озаглавил «История моих бедствий». Он посвятил свою жизнь определению роли разума в исследовании христианских истин. Именно Абеляр ввел употребление термина «теология» в значении синтеза христианской доктрины. Абеляр и его ученики считали разум высшим критерием при разграничении истины и заблуждения и поэтому требовали подвергать догматы веры оценке разума. В случае конфликта между верой и разумом решающий голос, по мнению Абеляра, должен принадлежать рациональному мышлению. Человек может принять только те истины веры, которые согласуются с разумом. Эту точку зрения продолжил английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1294 гг.), который отстаивал примат разума над верой, превосходство логических суждений над религиозным сознанием.

3. Арабский философ Аверроэс (Ибн Рушд) (1126–1198 гг.) и его сторонники выработали концепцию двойственной истины. Они признавали две истины: теологическую и научную. Аверроисты исходили из того, что противоречия между теологией и наукой основываются на том, что теология опирается на истины откровения, заложенные в Священном писании; наука же – на данные исследований и рациональное мышление. Аверроисты стремились отделить науку от влияния теологии, доказать самоценность науки и добиться для себя свободы в научных исследованиях. Философские идеи они также обосновывали рационалистически и считали, что науке и философии не надо стремиться к одобрению церкви.

Католическую церковь  не устраивало ни одно из этих учений, т.к.:  1) рационалистическая позиция ставила под сомнение истинность догматов веры; 2) учение о двойственной истине вело к независимости науки от теологии и, в конечном счете, к независимости земного от сверхъестественного; 3) однако и отрицание роли знания не соответствовало уже духу времени, препятствовало влиянию церкви на научную жизнь, обедняло ее интеллектуально.

 Новый  подход в решении данной проблемы  разработал Фома Аквинский. Он приравнял вопрос о первоосновах материального бытия (взятый у Аристотеля) к учению об абсолютном бытии, о Боге, и этот вопрос стал частью теологии. Человеческое стремление к познанию окружающего мира превратилось в стремление познать высшее Бытие, созерцать Бога. Аквинат выработал следующие  принципы, которые должны были доказать, что любая человеческая деятельность определяется теологией и подчиняется ей:

1) теология является  высшей мудростью, так как ее  объектом является Бог – первопричина Вселенной.  Философия и частные науки обязаны выполнять по отношению к теологии подчиненную роль. Теология «..прибегает к другим наукам как к подчиненным ей служанкам» и использует их для более глубокого понимания и распространения истин Священного писания и догматов церковной веры;

2) истины рационального  мышления не должны противоречить  догматам веры, разум может только подтверждать эти догматы и доказывать соответствие истин откровения данным науки. Задача философии и частных наук – убеждать людей в истинности и справедливости церковных догм;

3) так как подлинной  мудростью  является стремление  познать Бога, то функцией философии должна быть разработка с опорой на физику доказательств существования Бога;

4) научные данные должны  развиваться на основе их соответствия  истинам откровения. В случае  конфликта решающими являются  истины откровения  как более  ценные.

Итак, Фома подчинил философию и научное знание теологии. В Парижском университете он вел борьбу с аверроистами, отстаивающими рационалистическую точку зрения, и добился их осуждения. Парижский университет надолго стал центром ортодоксальной теологии и схоластики. На принципах, разработанных Фомой Аквинским, основывалась деятельность церковной инквизиции, которая преследовала ученых, стремящихся к самостоятельным научным исследованиям. По словам Фомы: «…фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси».

Учения Дж. Бруно и  Ванини расходились с взглядами  католических теологов, и эти великие  ученые были отправлены на костер. В  индекс запрещенных книг попали произведения Н. Коперника, Р. Декарта, Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Т. Гоббса и др.

Учение о  бытии. Фома Аквинский истинным и совершенным бытием считал Бытие Бога, неиссякаемая духовная деятельность которого делает возможным существование мира. Все, что существует в мире, создано Богом и зависит от него. Он есть первопричина и цель мироздания. Фома сформулировал пять доказательств Бытия Бога:

1) доказательство от  движения. Все в мире находится  в движении. Идя от движения  к движению, мы должны дойти  до первого источника движения – перводвигателя, который никем не движется, но сам все движет. Этот первоисточник движения есть Бог;

2) доказательство от  производящей причины. В материальном  мире существует определенный  причинный порядок, который начинается  от первой причины, от Бога;

3) доказательство от  необходимости и случайности.  Единичные вещи временны, возникают  и исчезают, но с необходимостью  остается первая сущность, из которой все вытекает, целесообразно распределяется и снова возвращается. Эта необходимая сущность и цель есть Бог;

4) доказательство от  степени совершенства. Во всех  вещах мира проявляются различные степени совершенства в форме бытия, истины, добра и красоты. Об этих степенях можно говорить, если у нас есть мерило, критерий совершенства: абсолютная, высшая справедливость, абсолютная истина, абсолютная красота. Это абсолютное, высшее Бытие есть Бог; 

5) доказательство от  божественного руководства миром.  В мире существуют целесообразность и гармония, стремление к совершенству. «Следовательно, – считает Фома, – есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом».

Формулировка доказательств  Бытия Бога есть попытка рационализации религии. Эти доказательства в разных модификациях используются неотомизмом и католической церковью в настоящее время.

При разработке теории познания Фома активно участвовал в споре об универсалиях. Универсалии – общие понятия, в которых выражена сущность вещей. Средневековые философы вели споры о том, где и как существуют общие понятия: до вещей? Или после вещей как обобщение их существенных признаков? По существу, это была разработка проблемы соотношения общего и единичного, хотя и в схоластизированном виде. В решении этой проблемы выделились два направления: реалисты и номиналисты. Реалисты доказывали существование общих понятий до вещей. Номиналисты считали, что в действительности существуют конкретные вещи, а общие понятия являются обобщением знания об этих вещах. Фома Аквинский был умеренным реалистом. Согласно его учению, всеобщее существует в трех вариантах: 1) «до вещей», в разуме Бога – это идеи, прообразы будущих вещей, всего сущего; 2) «в самих вещах» как те же идеи, получившие конкретную реализацию; 3) «после вещей», в мышлении человека как результат абстрактного мышления.

 В учении о государстве Фома предпочтение отдает монархии. Все виды власти, по его мнению – от Бога. Но церковная власть выше государственной, т.к. светские правители заботятся о текущих, преходящих целях людей, а церковь – о высших целях, о вечных ценностях. Отсюда Фома делает вывод, что светские государи должны подчиняться римскому папе.

 

 

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ  ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

 

Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.) – это эпоха становления раннебуржуазных общественных отношений в Западной Европе. Философские идеи Возрождения отчетливо проявляются уже в XIV в. в форме гуманизма. Гуманизм (от греч. – «человеческий», «человечный») – система взглядов, которая признает самоценность человеческой личности, ее право на свободу, земное счастье, развитие всех своих способностей. В эпоху Возрождения гуманистические идеи становятся широким общественным движением, которое вызвало переворот в культуре и мировоззрении людей того времени и заложило основы новоевропейской культуры.

Общая характеристика философии Возрождения

Экономическое оживление  раннебуржуазной эпохи сформировало новые социальные слои, в которые  входили горожане, ремесленники, торговцы, мореплаватели. В это время формировался новый тип человека: активного, деятельного, стремящегося к самоутверждению, практическому действию и готового ради этого идти на риск.

Культура Возрождения  освобождалась постепенно от засилья  церкви, от религиозных догм и приобретала светский характер. Основой для этих процессов стало распространение гуманитарного знания (поэзии, истории, этики, грамматики) в противовес средневековой схоластике. Усвоение гуманитарного знания должно было обеспечить человеку образованность и воспитанность – те характеристики, которые теперь рассматривались как обязательные для развития и совершенствования личности. Гуманистическая литература и философия призваны были совершенствовать человеческую природу, обновлять и активизировать человеческий дух. Начало распространению гуманитарной литературы положил Ф. Петрарка (1304–1374 гг.). Он поставил проблему исследования природы человека. Кто мы? Откуда и куда идем?

Информация о работе Лекции по "Философии"