Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:02, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Философия"
 Тема 5. 
Леонтьев Константин 
Николаевич (1831–1891) 
 Гениальный 
русский мыслитель, писатель и публицист, 
дипломат, врач, ставший в конце 
жизни монахом - пережил в середине 
XIX в. единственную в своем роде философскую 
и духовную эволюцию. 
 Родился 
13 (25) января 1831 в с. Кудиново Калужской 
губ., в потомственном имении, был 
седьмым (последним) ребенком в семье. 
В 1849 Л. окончил семь классов Калужской 
гимназии с отличными отметками 
по всем предметам, кроме физики и 
математики, продолжил учебу в 
ярославском Демидовском 
 Медицинская 
деятельность Леонтьева, начавшаяся в 
период Крымской войны, куда Л. отправляется 
добровольцем с 5–го курса, продолжалась 
семь лет: в егерском полку, в госпиталях 
(1854 -1857) и по окончании войны в 
имении барона Д.Г. Розена домашним доктором 
(1858 — 1860). В начале 1861 г. К. Н. оставляет 
медицину и полностью переключается 
на литературную работу.  
 В 1862 году 
после тяжелого кризиса происходит 
решительный и окончательный 
разрыв с либеральными иллюзиями. В 
1864 г. был опубликован роман “В 
своем краю”, отразивший радикальный 
эстетизм и новые антидемократические 
взгляды автора. Устроившись по протекции 
на службу в Министерство иностранных 
дел, Л. около года работал в архивах, 
затем был направлен секретарем 
русского консульства на о. Крит. В 
течение десяти лет (1863 –1872) занимал 
различные должности в 
 Его дипломатическая 
карьера складывалась удачно: отчеты 
нравились в Министерстве, его 
лично ценил сам канцлер кн. 
А.М. Горчаков. Пребывание на Крите было 
неожиданно прервано дипломатическим 
инцидентом. Л. ударил хлыстом французского 
консула, который позволил себе оскорбительно 
отозваться о России. У Л. проявляется 
интерес к публицистике, им написана 
и опубликована в газете “Заря” 
первая статья на политические и общеисторические 
темы “Грамотность и народность” (1870).  
 В Тульче 
у жены его появились первые признаки 
помешательства, которое впоследствии 
он расценивал как наказание за его 
постоянные измены. В Янине его 
самого начали преследовать болезни, ухудшилось 
состояние жены. В Салониках в 
1871 произошло центральное 
 Началась 
новая “переоценка ценностей”: 
Л. отрекся от некоторых прежних, 
“в высшей степени безнравственных” 
сочинений, сжег рукописи цикла романов 
“Река времен”, отказался от дальнейшей 
службы (т.е. и от материальной обеспеченности) 
по религиозным мотивам. Получив 
отставку, переехал на о. Халки и 
продолжил работу над главным 
своим трактатом “Византизм и 
славянство”, начатым ещё на Афоне 
и в Константинополе в 1872 — 1873, 
а завершенном уже в России 
(Л. возвратился на родину в 1874 г.) Желая 
исполнить обет, он становится послушником 
в Николо-Угрешском монастыре. Однако 
аристократизм и слабое здоровье 
не позволяют выдержать тягот 
монашеской жизни, и весной 1875 Л. покидает 
обитель.  
 В июне 1875 
г. он приехал в родное Кудиново, 
к тому времени заложенное, и в 
следующие годы целиком посвятил 
себя историософской, социально-философской 
публицистике и литературной критике. 
В 1875 в малочитаемом журнале “Чтения 
в Императорском обществе истории 
и древностей российских” вышел 
трактат “Византизм и славянство” 
(М.Н. Катков не решился на публикацию 
в “Русском вестнике” из-за “антиславизма” 
автора). В 1876 Катковым же изданы три 
тома леонтьевских повестей и рассказов 
60-х-70-х гг. под общим заголовком 
“Из жизни христиан в Турции”.  
 В 1880 году 
К. Н. на полгода стал помощником редактора 
газеты “Варшавский дневник”, где 
им опубликован ряд статей по принципиальным 
вопросам.  
 В 1881 — 1887 
он вновь на государственной службе 
— в Московском цензурном комитете. 
Две важные статьи “Записка о необходимости 
большой газеты в С. — Петербурге” 
и “Средний европеец как идеал 
и орудие всемирного разрушения”, написанные 
в этот период, увидели свет только 
после смерти автора.  
 В 80-е 
годы окончательно оформляется идейно-
 В 1887 Л. вышел 
в отставку. Кудиново ещё в 1882 пришлось 
продать, но он приобрел домик за оградой 
Оптиной Пустыни, где и поселился 
с супругой и верными слугами. 
В Оптиной Пустыни Л. переживает 
последний период своего почвенничества 
и уже почти пророчествует 
о грядущей судьбе России. Его политическим 
завещанием стали поздние работы 
“Национальная политика как орудие 
всемирной революции” (1889) и “Славянофильство 
теории и славянофильство жизни” 
(1891), “Над могилой Пазухина” (1891). Его 
духовником с конца 70-х гг. был 
знаменитый тогда старец, ныне канонизированный 
святой отец Амвросий Оптинский, без 
благословения которого Л. ничего не 
предпринимал. Даже “критический этюд” 
“Анализ, стиль и веяние. О романах 
гр. Л.Н.Толстого” (1890), где ему наконец 
полно и ясно удалось сформулировать 
принципы своей совершенно оригинальной 
эстетики, был написан по благословению 
старца. 23 августа 1891 года, спустя 20 лет, 
К. Н. наконец исполнил свой обет — 
принял тайный постриг под именем 
Климента, однако, старец Амвросий не благословил 
его оставаться в Оптиной пустыни 
и направил в Сергиев Посад 
— как оказалось, умирать. Поселившись 
в начале сентября в лаврской гостинице, 
Л. в октябре получил известие 
о кончине о. Амвросия, а менее 
чем через месяц заболел 
 Этапы 
идейной эволюции  
 Две даты: 
1862 и 1871 делят его творческую биографию 
на три отчетливых периода: в 50-е 
гг.- либеральный эстетизм и материализм 
(словами самого Л.: “естественно-эстетическое 
чувство, поддержанное и укрепленное 
рациональным идеалом науки”); после 
62 г. – ультраэстетизм в сочетании 
с политическим консерватизмом и 
почвенничеством и, наконец, религиозно-аскетический 
трансендентализм, эсхатологизм, византизм 
в соединении с неизменным, но как 
бы “оцерковленным” эстетизмом в 
последний, самый долгий и плодотворный 
период, после чудесного исцеления 
и обращения к православной вере 
1871.  
 Историософия. 
“Византизм” и 
“славянство”  
 Философия 
истории Леонтьева, что, конечно 
же, неслучайно, в главных своих 
чертах сложилась на Балканах и в 
Константинополе. Находясь на Афоне, он 
формулирует ключевое для себя понятие 
византизма. Центральный свой трактат 
“Византизм и славянство” он начинает 
с определения византизма: “Византизм 
в государстве значит — Самодержавие. 
В религии он значит христианство 
с определенными чертами, отличающими 
его от западных церквей, от ересей 
и расколов. В нравственном мире... 
византийский идеал не имеет... преувеличенного 
понятия о земной личности”, он склонен 
“к разочарованию во всем земном, в 
счастье, в устойчивости нашей собственной 
чистоты... византизм... отвергает всякую 
надежду на всеобщее благоденствие 
народов... он есть сильнейшая антитеза 
идее всечеловечества в смысле земного 
всеравенства, земной всесвободы, земного 
всесовершенства и 
 Суть 
концепции византизма состояла в 
следующем. Европа, т.е. романо-германская 
цивилизация, дважды встречалась с 
Византией: в своем истоке (V-IXв.), 
пока окончательно не обособилась от 
неё, и в XV в., когда Византийская 
цивилизация прекратила свое видимое 
существование, и её “семена” упали 
на почву Севера (Россия) и Запада. 
Это второе сближение, когда европейская 
цивилизация сама переживала расцвет, 
привело к так наз. эпохе Возрождения, 
которую Л. предлагает называть эпохой 
“сложного цветения Запада”. “Второе” 
византийское влияние приводит, по 
Л., к повсеместному усилению монархической 
власти в Европе (в противовес “феодальной 
раздробленности”), развитию философии 
и искусства. В России же XV в. византизм 
встретил “бесцветность и простоту”, 
что содействовало более 
 В главе 
VI своего сочинения Л. излагает ставшую 
впоследствии знаменитой органическую 
теорию исторического развития. Как 
всё живое на земле, любое общество 
в истории проходит три этапа: 
1) первичной простоты, 2) сложного цветения 
(“цветущей сложности”) и 3) вторичного 
смесительного упрощения, за которым 
следует разложение и гибель.  
 Согласно 
Леонтьеву, Европа уже вступила в 
третью стадию, о чем свидетельствует 
прежде всего владычество эгалитарно-
 “Россию 
надо подморозить”  
 Только 
так — блокируя разрушительные европейские 
процессы и при этом держась на 
почтительном расстоянии от растленного 
либерализмом “славянства”, Россия может 
обрести будущность.  
 Достойными 
охранения началами Л. считал: 1) реально-мистическое, 
строго-церковное и монашеское христианство 
византийского типа, 2) крепкую, сосредоточенную 
монархическую