Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:02, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Философия"
Тема 5.
Леонтьев Константин
Николаевич (1831–1891)
Гениальный
русский мыслитель, писатель и публицист,
дипломат, врач, ставший в конце
жизни монахом - пережил в середине
XIX в. единственную в своем роде философскую
и духовную эволюцию.
Родился
13 (25) января 1831 в с. Кудиново Калужской
губ., в потомственном имении, был
седьмым (последним) ребенком в семье.
В 1849 Л. окончил семь классов Калужской
гимназии с отличными отметками
по всем предметам, кроме физики и
математики, продолжил учебу в
ярославском Демидовском
Медицинская
деятельность Леонтьева, начавшаяся в
период Крымской войны, куда Л. отправляется
добровольцем с 5–го курса, продолжалась
семь лет: в егерском полку, в госпиталях
(1854 -1857) и по окончании войны в
имении барона Д.Г. Розена домашним доктором
(1858 — 1860). В начале 1861 г. К. Н. оставляет
медицину и полностью переключается
на литературную работу.
В 1862 году
после тяжелого кризиса происходит
решительный и окончательный
разрыв с либеральными иллюзиями. В
1864 г. был опубликован роман “В
своем краю”, отразивший радикальный
эстетизм и новые антидемократические
взгляды автора. Устроившись по протекции
на службу в Министерство иностранных
дел, Л. около года работал в архивах,
затем был направлен секретарем
русского консульства на о. Крит. В
течение десяти лет (1863 –1872) занимал
различные должности в
Его дипломатическая
карьера складывалась удачно: отчеты
нравились в Министерстве, его
лично ценил сам канцлер кн.
А.М. Горчаков. Пребывание на Крите было
неожиданно прервано дипломатическим
инцидентом. Л. ударил хлыстом французского
консула, который позволил себе оскорбительно
отозваться о России. У Л. проявляется
интерес к публицистике, им написана
и опубликована в газете “Заря”
первая статья на политические и общеисторические
темы “Грамотность и народность” (1870).
В Тульче
у жены его появились первые признаки
помешательства, которое впоследствии
он расценивал как наказание за его
постоянные измены. В Янине его
самого начали преследовать болезни, ухудшилось
состояние жены. В Салониках в
1871 произошло центральное
Началась
новая “переоценка ценностей”:
Л. отрекся от некоторых прежних,
“в высшей степени безнравственных”
сочинений, сжег рукописи цикла романов
“Река времен”, отказался от дальнейшей
службы (т.е. и от материальной обеспеченности)
по религиозным мотивам. Получив
отставку, переехал на о. Халки и
продолжил работу над главным
своим трактатом “Византизм и
славянство”, начатым ещё на Афоне
и в Константинополе в 1872 — 1873,
а завершенном уже в России
(Л. возвратился на родину в 1874 г.) Желая
исполнить обет, он становится послушником
в Николо-Угрешском монастыре. Однако
аристократизм и слабое здоровье
не позволяют выдержать тягот
монашеской жизни, и весной 1875 Л. покидает
обитель.
В июне 1875
г. он приехал в родное Кудиново,
к тому времени заложенное, и в
следующие годы целиком посвятил
себя историософской, социально-философской
публицистике и литературной критике.
В 1875 в малочитаемом журнале “Чтения
в Императорском обществе истории
и древностей российских” вышел
трактат “Византизм и славянство”
(М.Н. Катков не решился на публикацию
в “Русском вестнике” из-за “антиславизма”
автора). В 1876 Катковым же изданы три
тома леонтьевских повестей и рассказов
60-х-70-х гг. под общим заголовком
“Из жизни христиан в Турции”.
В 1880 году
К. Н. на полгода стал помощником редактора
газеты “Варшавский дневник”, где
им опубликован ряд статей по принципиальным
вопросам.
В 1881 — 1887
он вновь на государственной службе
— в Московском цензурном комитете.
Две важные статьи “Записка о необходимости
большой газеты в С. — Петербурге”
и “Средний европеец как идеал
и орудие всемирного разрушения”, написанные
в этот период, увидели свет только
после смерти автора.
В 80-е
годы окончательно оформляется идейно-
В 1887 Л. вышел
в отставку. Кудиново ещё в 1882 пришлось
продать, но он приобрел домик за оградой
Оптиной Пустыни, где и поселился
с супругой и верными слугами.
В Оптиной Пустыни Л. переживает
последний период своего почвенничества
и уже почти пророчествует
о грядущей судьбе России. Его политическим
завещанием стали поздние работы
“Национальная политика как орудие
всемирной революции” (1889) и “Славянофильство
теории и славянофильство жизни”
(1891), “Над могилой Пазухина” (1891). Его
духовником с конца 70-х гг. был
знаменитый тогда старец, ныне канонизированный
святой отец Амвросий Оптинский, без
благословения которого Л. ничего не
предпринимал. Даже “критический этюд”
“Анализ, стиль и веяние. О романах
гр. Л.Н.Толстого” (1890), где ему наконец
полно и ясно удалось сформулировать
принципы своей совершенно оригинальной
эстетики, был написан по благословению
старца. 23 августа 1891 года, спустя 20 лет,
К. Н. наконец исполнил свой обет —
принял тайный постриг под именем
Климента, однако, старец Амвросий не благословил
его оставаться в Оптиной пустыни
и направил в Сергиев Посад
— как оказалось, умирать. Поселившись
в начале сентября в лаврской гостинице,
Л. в октябре получил известие
о кончине о. Амвросия, а менее
чем через месяц заболел
Этапы
идейной эволюции
Две даты:
1862 и 1871 делят его творческую биографию
на три отчетливых периода: в 50-е
гг.- либеральный эстетизм и материализм
(словами самого Л.: “естественно-эстетическое
чувство, поддержанное и укрепленное
рациональным идеалом науки”); после
62 г. – ультраэстетизм в сочетании
с политическим консерватизмом и
почвенничеством и, наконец, религиозно-аскетический
трансендентализм, эсхатологизм, византизм
в соединении с неизменным, но как
бы “оцерковленным” эстетизмом в
последний, самый долгий и плодотворный
период, после чудесного исцеления
и обращения к православной вере
1871.
Историософия.
“Византизм” и
“славянство”
Философия
истории Леонтьева, что, конечно
же, неслучайно, в главных своих
чертах сложилась на Балканах и в
Константинополе. Находясь на Афоне, он
формулирует ключевое для себя понятие
византизма. Центральный свой трактат
“Византизм и славянство” он начинает
с определения византизма: “Византизм
в государстве значит — Самодержавие.
В религии он значит христианство
с определенными чертами, отличающими
его от западных церквей, от ересей
и расколов. В нравственном мире...
византийский идеал не имеет... преувеличенного
понятия о земной личности”, он склонен
“к разочарованию во всем земном, в
счастье, в устойчивости нашей собственной
чистоты... византизм... отвергает всякую
надежду на всеобщее благоденствие
народов... он есть сильнейшая антитеза
идее всечеловечества в смысле земного
всеравенства, земной всесвободы, земного
всесовершенства и
Суть
концепции византизма состояла в
следующем. Европа, т.е. романо-германская
цивилизация, дважды встречалась с
Византией: в своем истоке (V-IXв.),
пока окончательно не обособилась от
неё, и в XV в., когда Византийская
цивилизация прекратила свое видимое
существование, и её “семена” упали
на почву Севера (Россия) и Запада.
Это второе сближение, когда европейская
цивилизация сама переживала расцвет,
привело к так наз. эпохе Возрождения,
которую Л. предлагает называть эпохой
“сложного цветения Запада”. “Второе”
византийское влияние приводит, по
Л., к повсеместному усилению монархической
власти в Европе (в противовес “феодальной
раздробленности”), развитию философии
и искусства. В России же XV в. византизм
встретил “бесцветность и простоту”,
что содействовало более
В главе
VI своего сочинения Л. излагает ставшую
впоследствии знаменитой органическую
теорию исторического развития. Как
всё живое на земле, любое общество
в истории проходит три этапа:
1) первичной простоты, 2) сложного цветения
(“цветущей сложности”) и 3) вторичного
смесительного упрощения, за которым
следует разложение и гибель.
Согласно
Леонтьеву, Европа уже вступила в
третью стадию, о чем свидетельствует
прежде всего владычество эгалитарно-
“Россию
надо подморозить”
Только
так — блокируя разрушительные европейские
процессы и при этом держась на
почтительном расстоянии от растленного
либерализмом “славянства”, Россия может
обрести будущность.
Достойными
охранения началами Л. считал: 1) реально-мистическое,
строго-церковное и монашеское христианство
византийского типа, 2) крепкую, сосредоточенную
монархическую