Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:02, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Философия"
Данилевский
и Леонтьев по праву считаются
открывателями “
Эсхатология
Цивилизация
рождается, страдая, растет, достигает
сложности и цветения и, страдая,
умирает, как правило, не превышая возраста
в 1200 лет (меньше — сколько угодно,
больше — никогда).
Это, по
словам В. Соловьева, не христианская схема
истории, но эстетическая и биологическая.
Леонтьев применяет к истории
медицинский, биологический подход
врача-патологоанатома. Биологический
подход к истории как органическому
развитию человечества Леонтьев заимствовал
у Данилевского. Однако, как отмечает
С.Г. Бочаров, “в плане религиозного
сознания патология смыкалась с
эсхатологией, острым чувством исторического
конца”. Л. ощущал подчиненность мирового
процесса “космическому закону разложения”.
Т.е. разложение, гниение для Л. —
понятия метафизические. Лишь на первый
взгляд правы В. Соловьев и Г. Флоровский,
утверждавший, что "Леонтьев не видел
религиозного смысла истории", расходясь
в этом и со святоотеческой традицией,
и с традициями русской философии.
Во-первых, несправедливо и неисторично
требовать “видеть” религиозный
смысл истории от мыслителя 19 столетия
— был ли хоть один пример подобного?
Сама эта “традиция” в русской
философии сложилась только в
ХХ в. Во-вторых же, упрек и несправедлив,
потому что “религиозный смысл” в
историософской концепция Л., хотя она
и является “естественно-органической”
по виду, есть. На самом деле все составляющие
“разнопородные” начала философии
Л. взаимопроникают, и даже в чисто
органическое проникает религиозно-
Начать
с того, что Л. полагает осуществление
религиозного идеала целью истории.
В современности он видит два
таких идеала, которому соответствуют
два типа цивилизации. Первый — византийский,
аскетический, потусторонний, исходящий
из “безнадежности на что бы то ни было
земное” и утверждающий апокалиптические
“новую землю" и “новое небо”. Второй
(и здесь мыслитель настаивает
на том, что это идеал тоже религиозный)
— современный европейский, либеральный,
прогрессистский, посюсторонний, обещающий
“всебуржуазный, всетихий и всемелкий
Эдем”. Все западные модернистские
социальные движения Л. объединяет термином
эвдемонизм: ”Эвдемонизм — вера
в то, что человечество может достичь
тихого, всеобщего блаженства на этой
земле”. С этой главной “ересью”
XIX столетия Леонтьев как христианин
и ведет неустанную двадцатилетнюю
борьбу, обнаруживая её следы даже
в пушкинской речи уважаемого им и
близкого идейно Ф. М. Достоевского; с
ним вступает Л. в нелицеприятный
спор, заведомо проигрышный, т.к. речь Достоевского
имела массовый успех, и любые
возражения воспринимались как неадекватные
и неуместные. Между тем Л. был
прав: в пушкинской речи были скрытые
черты христианского
“Прогресс”
неуклонно ведет историю к
концу. Конец европейской цивилизации
станет концом цивилизации мировой:
“средний европеец — орудие всемирного
уничтожения”. Однако, нельзя сказать,
что К. Л. с его органической теорией
был детерминистом. Процессу всеобщего
смешения, упрощения и разложения
противостоит прежде всего у Л. “эстетика
жизни”. Свободная воля человека может
влиять на историю — правда, исключительно
негативно: оказывая сопротивление, препятствуя
распространению прогресса и религии
эвдемонизма. В качестве альтернативы
разрушительному ходу истории Л. выдвигал
“охранительный” принцип государства
и религии, укрепление семьи как “малой
церкви”, принцип красоты в искусстве
и монашеский путь личного спасения. Все
эти факторы, безусловно, связаны у Л. на
религиозной основе как сопротивление
неизбежной апостасии. ( Апостасия — православное
учение о неизбежности постепенного ухудшения
состояния мира вследствие “отступления”
человечества от Христа и христианских
начал жизни). Даже один монах своим выбором
аскетического идеала противостоит прогрессивным
тенденциям и тем самым “отсрочивает”
конец. Что же говорить о целом охранительном
государстве! Только вот что это за государство?
В начале 70-х Л. не сомневается: Россия.
Однако с каждым годом он постепенно переосмысливает
русское мессианство. Через трагически-эмоциональное:
“Неужели таково в самом деле попущение
Божие и для нашей дорогой России?! Неужели,
немного позднее других, и мы с отчаянием
почувствуем, что мчимся бесповоротно
по тому же проклятому пути!?” — к тревожно-трезвой
констатации, что как раз Россия и станет
во главе общереволюционного движения,
и пресловутая “миссия” России, о которой
начиная с Чаадаева столько говорили и
славянофилы, и западники, в том, чтобы
-“окончить историю”. Хотя эта мысль вроде
бы и не связана напрямую с “византизмом”,
на самом деле здесь византизм Л. описывает
своеобразный круг, как бы обходя всю русскую
историю и возвращаясь к истокам: высказывание
Л. неожиданно смыкается с византийской
эсхатологией IX в., когда языческая Русь,
часто нападавшая на Империю, отождествлялась
с библейским народом Рош, должным прийти
и разрушить мир в самом конце. Так что
историософия Леонтьева, вопреки Флоровскому
и Соловьёву, соотносима со святоотеческой
традицией — с учением об апостасии и
с православной эсхатологией в целом.
Этика
и Эстетика
Эстетика
жизни — одно из важнейших понятий
Л. Это, в его понимании, сама жизнь
в её существенных формах. Это понятие
вненравственное и даже внерелигиозное.
О. Павел Флоренский называет мировоззрение
Леонтьева в целом “религиозным
эстетизмом”.
В начале
60-х гг., когда Л. делает несколько
попыток сформулировать свои эстетические
принципы, он отталкивается от Добролюбова,
а наследует Ап. Григорьеву с его
“органической критикой”. Идеи Григорьева
о произведениях искусства как
“живых порождениях жизни творцов
и жизни эпохи”, об их органичности
и связи с породившей их почвой,
само понятие “почвы”, столь значимое,
так же, как и понятие “веяния”
(естественное перетекание живой
истории и жизни в искусство),
— вошли в эстетику Л. “Для Л.
форма и стиль имеют свою психологию,
а “дышит” и “веет” в ней
время и место, среда и момент,
эпоха, история” (Бочаров). Эстетика Л.
непосредственно связана с его
философией истории. Так, “избыточные
подробности” в ущерб форме целого,
которые претят его эстетическому
вкусу в романах Л.Толстого, являются
для него одновременно отражением распада
форм общественно-государственного уклада
России в пореформенную эпоху
и шире — отражением разрушительного
всеевропейского “эгалитарного
процесса”, который проявляется
в повсеместном убывании красоты
и к которому Л., по его собственным
словам, испытывал “философскую ненависть”,
а эстетически — “
Понятие
формы
Леонтьев,
эстетизм которого имеет много точек
соприкосновения с античностью,
своеобразно переосмыслил аристотелевское
понятие “формы”. У Л., как у
Платона и Аристотеля, форма выражает
сущность явления. Но если у Аристотеля
форма — это одна из 4 причин движения
материи, то для Леонтьева, напротив:
“форма есть деспотизм внутренней
идеи, не дающей материи разбегаться”,
— т.е нечто, что останавливает
и сдерживает движение. Его понятие
формы универсально и относится
как к биологическим, историческим,
политическим и культурным организмам,
так и к искусству. Причем во всех
этих сферах процессы разложения или,
наоборот, охранения формы (т.е. определенности,
безусловной границы, отчетливых различий)
едины. Явления вне определенной
формы не существует: оно или пребывает
в форме, или ищет форму. Форма
“стесняет”, но это стеснение спасительно,
в то время как вне формы
— смешение, упрощение, гибель. Так,
нет государства без
Главным
психологическим фактором, обеспечивающим
внутреннюю способность “стесняться”
у человека, по Л., является страх. Проповедь
христианской любви, которую в 70-80-е
гг. начали Толстой и Достоевский,
натолкнулась на “догматическое”
возражение Л., который, опираясь на православную
аскетическую традицию, называет это
“односторонним”, “сентиментальным”,
“розовым” христианством. Мы помним,
что именно страх способствовал
быстрому обращению Л. в православие.
Страх Божий (а потом только любовь)
помогает человеку не разложиться в
грехе и достичь религиозного
спасения. Страх уничтожения (или, в
христианской терминологии, “памятование
смерти”) питает с виду бесстрастную
отстраненную историософскую схему
“триединого процесса” у Л. (здесь
— религиозный исток этой теории,
который не заметили В. Соловьев и
Г. Флоровский). Но и исток эстетики
Л., по слову Розанова, -“эстетический
страх”. При таком онтологическом
(пронизывающим все сферы
Леонтьев
и славянофилы
Леонтьев,
которого часто причисляют к “поздним
славянофилам”, на самом деле достаточно
дистанцирован по отношению к
этому течению русской мысли.
Вполне в согласии со своей теорией
формы, Л. достаточно резко обособлялся
ото всего идейно близкого, даже
ближайшего к себе. Лишь на первый поверхностный
взгляд он близок к ним, но и культ
России, и антизападничество его
имеют совершенно иное происхождение.
Он видит вполне слабые стороны славянофильства,
резко отрицательно относится к
“славизму”. В 60-е-70-е гг. Л. ближе
к почвенничеству Ап. Григорьева и
Достоевского, Л., как и других почвенников,
отталкивает от славянофильского учения
его “гладкость”, недостаточная
проблемность: "правда, истина, цельность,
любовь и т. п. у нас, а на Западе
— рационализм, ложь, насильственность,
борьба и т. п. Признаюсь, -пишет Л.,
— у меня это возбуждает лишь
улыбку; нельзя на таких обще-моральных
различиях строить практические
надежды. Трогательное и симпатическое
ребячество это — пережитой уже
момент русской мысли". Почвенники
(см. программную статью Ап. Григорьева
о Пушкине), пережив увлечение
Западом, проповедовали “возвращение
домой”, в то время как московские
славянофилы Хомяков и Аксаковы
как бы и не выезжали из “дома”.
Антизападничество славянофилов основывалось
на узрении некоего “первородного
греха”, изначальной ошибки, легшей
в основу всей Западной цивилизации,
для Л. же (вместе с Данилевским) современное
"разложение" Европы — простое
следствие общего для всех цивилизаций
естественного закона. В Европе он
видит великую цивилизацию —
хотя и вступившую в последнюю
разлагающую фазу своего исторического
развития. Он словно бы призывает Европу
“к барьеру”, его устраивает состояние
некоей “цивилизационной дуэли” между
Россией и Западом, т.к. это борьба,
т.е. “эстетика”, жизнь, сложность, “форма”.
Если же убрать барьер — начнется распад
формы, Л. предостерегает от уравнивания
и смешения, ибо это (он знает) ведет
к гибели цивилизации, а может
быть — на этот раз и всего
человечества. Новая великая будущность
для России зависит, согласно Леонтьеву,
от ряда причин: будет ли усиливаться
византийское начало или восторжествует
“эгалитарный процесс”, что в свою
очередь связано и с “
Любопытно
сопоставить почвенничество Леонтьева
и Достоевского. Публицистика Леонтьева
80-х гг. близка публицистике “Дневника
писателя”, которую он оценивал очень
высоко. Однако речь Достоевского на открытии
памятника Пушкину и возражение
на нее Л. показывает иллюзию близости
их почвенничества. Расхождение идет
по двум основным линиям: народ/государство
и христианство/церковность. Достоевский
(и в 40-е, и в 80-е гг.) оставался
народником. Для него “почва” —
это и есть преимущественно народ.
Русская идея для него — это
прежде всего идея русского народа-богоносца,
к государству же русскому и будучи
социалистом, и будучи почвенником,
он относился с неизменной враждебностью.
Государство — насильственное объединение
людей (здесь Достоевский вполне
славянофил), историческая церковь
исказила учение Христа (здесь он христианский
социалист). Его идеал будущего, о
котором он говорит и в пушкинской
речи, и в заключительных частях
“Дневника писателя”, внегосударствен
и внецерковен — это идеал
“всенародной и вселенской церкви”,
где церковью как всеобщим братским
единением людей является сам
народ — сначала русский, затем,
по его примеру, все остальные. Эта
утопия Достоевского (справедливо
К.Н. Леонтьев
по справедливости является одним из
наиболее актуальных русских философов
XIX столетия. В лице Леонтьева русская
мысль встретила наиболее серьезного
и последовательного апологета
государства и строгой