Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций

Краткое описание

Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 98.05 Кб (Скачать)

      1 Зачем студенту  технического вуза  следует изучать  философию? 

      Философия представляет собой особую форму  духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно  общее знание о мире, в котором  живет человек, и о его интеллектуальных возможностях,  позволяющих ему  познавать и преобразовывать  этот мир. Философское знание – это  предельно общее знание, ориентирующее  человека на понимание закономерностей  всего сущего, что помогает ему  решать конкретные задачи  в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета). Благодаря философским взглядам на мир, у человека формируется культура  разумного мышления, суть которого состоит в способности видеть вещи и явления во взаимосвязи  с другими вещами и явлениями  и тем самым определять истоки их возникновения, а также закономерности функционирования  и перспективы  развития.

      Будучи  фундаментом культуры разумного  мышления, знания по философии развивают  у человека способность самостоятельно мыслить, ставить и решать задачи, способствуя формированию у него творческого потенциала как личности и специалиста.

      Творческий  потенциал человека – это присущая ему способность самостоятельно, опираясь на свои способности, знания, опыт и интуицию ставить и решать задачи, результаты решения которых  позволяют оптимизировать выполняемую  им деятельность. Только творческая ориентированность  деятельности современного специалиста  делает его профессионалом высокого класса, способного работать в условиях инновационно – ориентированной  рыночной экономики.

      Соответственно, занятия философией имеют для  студентов технического вуза следующее  значение:

  1. Формируют культуру разумного мышления творчески мыслящей личности, которым является современный специалист.
  2. Культура разумного мышления открывает для специалиста путь к творчески созидательной деятельности. Он сам ставит и решает задачи в пределах своей профессиональной компетентности.
  3. Знания в области философии формируют у специалиста стратегическое мышление (на перспективу), определяя путь к успеху, как в профессиональной деятельности, так и в его личной жизни; при этом успех достигается неслучайно, а на основе осознанно сформированных целей и программ деятельности.
  4. Знания в области философии расширяют диапазон возможностей специалиста, делают его более свободным в осуществляемой им деятельности. Это происходит потому, что он начинает более глубоко осознавать:
  • свои собственные способности и возможности, заложенные в нем природой;
  • понимать то, как развить эти способности, расширяя диапазон своих профессиональных возможностей, то есть как  на основе этих способностей сформировать свой творческий потенциал;
  • как реализовать этот потенциал, чтобы добиться успеха в своей профессиональной деятельности и в жизни.

      Будущий специалист становится, благодаря изучению философии, более подготовленным к  профессиональной деятельности в сложных  условиях глобализированной системы  мирового хозяйства, функционирующей  на основе инновационно – ориентированной  рыночной экономики, определяющим фактором которой является конкуренция идей, технологий, товаров. Он глубже начинает понимать закономерности и механизмы  функционирования мира, в котором  он живет и своё место в этом мире. Это позволяет ему более  реалистично и правильно ставить  перед собой жизненно важные для  него цели, разрабатывая стратегию  своей жизни. То есть он понимает, чего он хочет добиться в жизни и  как это можно и нужно делать. Он держит свою судьбу под контролем. 

      2 Что изучает философия?  

      2.1 Истоки и смысл  термина «философия» 

        Слово философия древнегреческого  происхождения. Дословно  переводится  как любовь к мудрости (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость, philosophia – любовь к мудрости). Впервые употребил это слово древнегреческий математик и философ Пифагор, живший в VI веке до нашей эры (580-500г.г. до н.э.) Философами он называл людей, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни. Но истолковал и закрепил в европейской культуре  это слово другой античный философ – Платон, живший V-IVв.в. до новой эры (427-347г.г. до н.э.) Под «Софией»  - мудростью Платон понимал объективно существующее качество разумно устроенного и гармоничного мира. Это качество идеально и составляет основу, фундамент мироздания. Оно представляет собой мудрость – знание, определяющее сущность мироздания, и существует объективно как некая данность, независимая от человека, который должен постичь его своим умом. Эта мудрость является высшим благом для человека, поэтому он и должен стремиться к постижению её сущности. Венчает эту мудрость идея Блага, воплощающая в себе высшую истину, которая, по Платону, порождается высшим миром идей, находящимся в надзвездном пространстве. Воплощаясь в земное бытие  и самого человека при помощи его души, которая вселяется в человека с его рождением, идея Блага гармонизирует и упорядочивает мир. Душа человека является частью мира идей и изначально содержит в себе мудрость мира идей. Поэтому, вселяясь в тело человека при его рождении, она пробуждает его к духовной  жизни и формирует  его сознание.

      Мир идей является, по мнению Платона, подлинным  бытием и постижение его сути дано только философу, который стремится  к познанию и позволяет своей  душе сосредоточиться в себе самой, очистившись от всего земного. При  постижении этой мудрости философ мог  бы перейти в род богов, но сделать  этого он не может в силу своей  ограниченности. Ограничивают познавательные возможности философа, во-первых, его телесная оболочка, тело, которое не позволяет его душе сосредоточиться  на умопостигаемом знании,  и во-вторых, краткость человеческой жизни, смертность человека.

      Поэтому, говорит Платон, человек может  только любить «эту мудрость  почтительно  и на расстоянии и стремится к  постижению её сути». В соответствии с этими рассуждениями слово  философия можно определить как  «любовь к Истине», той истине, которая  составляет сущность миропознания. По Платону, занятия философией и  постижение Истины помогают человеку понять смысл жизни, ее цель и предназначение, и строить свою судьбу в соответствии с познанным смыслом. Знание Истины придает жизни человека цельность  и  ясность, поскольку он чувствует  себя в гармонии с окружающим его  миром: природой, обществом, другими  людьми. Постижение Истины пробуждает также в его душе чувства веры, надежды и любви, которые являются дочерьми Софии – мудрости. Эти  идеи Платона затем были восприняты православным христианством – 30 сентября день Ангела (именин) Веры, Надежды, Любви  и их матери Софии.   

      2.2 Время и условия  возникновения первых  философских идей 

      Первые  зачатки философских знаний появляются в VII-VI в.в. до н.э. в эпоху перехода от форм первобытной, родоплеменной организации жизни людей к цивилизованному классовому обществу, которое характеризуется:

    • общественным разделением труда, важной характеристикой которого является  отделение умственного труда от физического, что способствует интенсивному развитию духовной деятельности людей;
    • появлением частной собственности на средства производства;
    • делением общества на классы;
    • появлением государства как силы, стоящей над обществом и выражающей интересы власть имущих.

     Эту эпоху германский философ XX столетия Карл Ясперс назвал «осевым временем», поскольку оно знаменовало качественно новый этап в развитии человечества. Возникающие в этот период в духовной культуре стран Древнего Востока (Египет,  Индия, Китай), а также в Древней Греции первые философские идеи и формировали у людей понимание в необходимости упорядочивания  социальной жизни на основе тех закономерностей, которые они интуитивно угадывали и чувствовали. Все вышеперечисленные черты общественной жизни складывались объективно и, взаимодействуя друг с другом, они формировали у людей потребность в более глубинным чем прежде понимании окружающего мира. Таким образом, зарождение философии исторически обусловлено:

  • накоплением в практической деятельности людей значительного опыта, что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира, источником которой, как они думали, являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы;
  • открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний (эмпирическое знание), которые можно было проверить и которые, как люди предполагали, были связаны с этими глубинными силами;
  • появлением в классовом обществе социальной потребности  в изучении общих принципов бытия и познания, что необходимо было для  регулирования всё усложняющейся социальной жизни.

      Что же побуждало людей философствовать?

      Древнегреческий философ Аристотель (384-322г.г. до н.э.) указывал, что людей побуждает  философствовать удивление. Недоумевающий и удивляющейся человек считает себя незнающим. И чтобы избавиться от своего незнания, порождающего чувство страха и зависимости от окружающего мира, человек начинает размышлять, философствовать, искать первопричину каждой вещи, её начала и конца. И поскольку мир объективно является целостным, он и познается как целостный и единый в своей основе, а приобретаемая при этом мудрость выступает как особого рода знание – «знание единого во многом» (Аристотель). При этом формируется особая духовная установка мыслителей: установить взаимосвязь обретаемой мудрости с жизненным опытом людей, их духовными идеалами и устремлениями, т.е.  сформировать  отношение человека к миру, его мировоззрение.

         Однако философия  возникает в VII-VI в.в. до н.э. не на пустом месте. Ей предшествовали мифология и религия, которые исторически развились раньше, но также как и философия сформировались на основе обобщения и осмысления  в специфических формах общественного сознания социального опыта человека о том мире, в котором он жил,  воплощая в этих формах его отношение к этому миру. Причем в формировании каждой из этих форм  общественного сознания – мифологии, религии, философии – проявлялась своя специфика (особенность).

         Мифология – (греч. миф – предание, логос – учение) – форма духовной деятельности человека, результатом которой являются мифы. В мифах в художественных образах, как наиболее доступной форме обобщенной работы мысли человека, люди первобытного общества  воплощали накопленные ими знания и представления об окружающем их мире. Мифы объединяли зачатки естественно-научных знаний  и представлений, нормы морали, эстетических представлений, мировоззренческих установок. Мифы имеются практически у каждого народа и в них заключены их миропонимание и мудрость. Наиболее известные мифы, отразившиеся в древнеиндийской «Рамаяне», древнегреческих «Илиаде» и «Одиссее», карело-финском эпосе «Калевала», древнерусских былинах и сказках. С угасанием первобытных форм общественной жизни на смену мифологии приходят религия и философия. Причем, эти формы общественного сознания, развиваясь параллельно, идут разными путями в объяснении смысла бытия. Основу религии составляет вера людей в существование сверхъестественных сил, которые играют главенствующую роль в мироздании. В соответствие с религиозными воззрениями на мир, эти силы создали мир и человека и определили принципы их существования. Стремление понять сущность этих сил и преклонение перед их могуществом приводит людей к вере в Богов (политеизм) и единого Бога-Творца (монотеизм). Все мировые религии (буддизм, иудаизм, христианство, ислам) воплощают в понятии Бога-Творца творческое, созидающее  начало – первопричину всего сущего. Возникает вопрос: «Почему практически у всех народов понятие Бога, как Творца, складывается в определенных исторических условиях эпохи перехода от первобытных форм общественной жизни к развитым формам классового общества?».

         Научное объяснение состоит в следующем. В понятие  Бога воплощались в мистифицированной  форме те знания, которые накапливались  людьми в процессе социальной практики, и которые к этому времени  были значительными. Открывая объективные  закономерности в природе, в человеческой жизни, во взаимоотношениях между людьми, и не умея их объяснить, люди считали  их Божественными законами, проявлением  Божественного Разума, сотворившего мир, которому подчиняется как сама природа, так и человек. При этом утверждалась  мысль, что поскольку  человек, как и природа, сотворен Богом, то он должен строить свою общественную и личную жизнь по его заповедям. Эти заповеди были закреплены в Божественных книгах. У евреев в Талмуде, у христиан в Библии, у мусульман в Коране. В сознании  религиозного человека происходит удвоение мира на земной и  небесный, причем земной (природа) рассматривается  как вторичный, производный от небесного. Такое понимание религии существовало уже в античном мире. Так историк  Ксенофан писал: «Люди создают богов  по своему образу и подобию». А в 19 столетии немецкий философ Л.Фейербах попытался ответить на эти вопросы  в своем трактате «Сущность христианства»  с естественно – исторических позиций. Он показал, что основу религии  составляет беспрекословная вера людей  в авторитет Бога, которого они  сами придумали, как Творца всего  сущего.  Эта вера поддерживается культом Бога – системой догматов и канонизированных ритуалов.

         Философия стремится  рационально объяснить сущность бытия, опираясь при этом на научные  и прежде всего естественно-научные  знания. Однако при этом возникает  вопрос: «В чем отличие философии  от науки? Если наука дает научное  объяснение мира, то может быть этим можно и ограничиться?» Суть состоит  в следующем. Науки, как естественные, так и социально-гуманитарные занимаются изучением мира как объективно формирующейся  реальной данности. Они ставят своей  целью выявить те закономерности (как общие, так и частные) по которым  существует этот мир. Философия же изучает  отношение человека к миру, в котором  протекает его жизнь. Поэтому  главной задачей для философии  является  понимание смысла этого  мира. Для философии главное не то, как устроен мир (на этот вопрос отвечает наука), а то, почему он так  устроен, а не иначе. Поэтому для  философа главное его субъективность, т.е. включенность в изучаемый мир, когда он знание о мире и его сущности моделирует, опираясь на эмпирические знания, свои представления о мире и свой жизненный опыт. Но при этом он соотносит свой жизненный опыт с объективным системоорганизующим знанием о мире, которое он интуитивно угадывает. Поэтому философское знание – это особое рефлексивное знание (лат. reflexio-размышляю), благодаря которому формируется отношение человека к миру, его мировоззрение.

Информация о работе Лекции по "Философии"