Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций
Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).
1
Зачем студенту
технического вуза
следует изучать
философию?
Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета). Благодаря философским взглядам на мир, у человека формируется культура разумного мышления, суть которого состоит в способности видеть вещи и явления во взаимосвязи с другими вещами и явлениями и тем самым определять истоки их возникновения, а также закономерности функционирования и перспективы развития.
Будучи фундаментом культуры разумного мышления, знания по философии развивают у человека способность самостоятельно мыслить, ставить и решать задачи, способствуя формированию у него творческого потенциала как личности и специалиста.
Творческий
потенциал человека – это присущая
ему способность
Соответственно, занятия философией имеют для студентов технического вуза следующее значение:
Будущий
специалист становится, благодаря изучению
философии, более подготовленным к
профессиональной деятельности в сложных
условиях глобализированной системы
мирового хозяйства, функционирующей
на основе инновационно – ориентированной
рыночной экономики, определяющим фактором
которой является конкуренция идей,
технологий, товаров. Он глубже начинает
понимать закономерности и механизмы
функционирования мира, в котором
он живет и своё место в этом
мире. Это позволяет ему более
реалистично и правильно
2
Что изучает философия?
2.1
Истоки и смысл
термина «философия»
Слово философия
Мир идей является, по мнению Платона, подлинным бытием и постижение его сути дано только философу, который стремится к познанию и позволяет своей душе сосредоточиться в себе самой, очистившись от всего земного. При постижении этой мудрости философ мог бы перейти в род богов, но сделать этого он не может в силу своей ограниченности. Ограничивают познавательные возможности философа, во-первых, его телесная оболочка, тело, которое не позволяет его душе сосредоточиться на умопостигаемом знании, и во-вторых, краткость человеческой жизни, смертность человека.
Поэтому,
говорит Платон, человек может
только любить «эту мудрость почтительно
и на расстоянии и стремится к
постижению её сути». В соответствии
с этими рассуждениями слово
философия можно определить как
«любовь к Истине», той истине,
которая составляет сущность миропознания.
По Платону, занятия философией и
постижение Истины помогают человеку
понять смысл жизни, ее цель и предназначение,
и строить свою судьбу в соответствии
с познанным смыслом. Знание Истины
придает жизни человека цельность
и ясность, поскольку он чувствует
себя в гармонии с окружающим его
миром: природой, обществом, другими
людьми. Постижение Истины пробуждает
также в его душе чувства веры,
надежды и любви, которые являются
дочерьми Софии – мудрости. Эти
идеи Платона затем были восприняты
православным христианством – 30 сентября
день Ангела (именин) Веры, Надежды, Любви
и их матери Софии.
2.2
Время и условия
возникновения первых
философских идей
Первые зачатки философских знаний появляются в VII-VI в.в. до н.э. в эпоху перехода от форм первобытной, родоплеменной организации жизни людей к цивилизованному классовому обществу, которое характеризуется:
Эту эпоху германский философ XX столетия Карл Ясперс назвал «осевым временем», поскольку оно знаменовало качественно новый этап в развитии человечества. Возникающие в этот период в духовной культуре стран Древнего Востока (Египет, Индия, Китай), а также в Древней Греции первые философские идеи и формировали у людей понимание в необходимости упорядочивания социальной жизни на основе тех закономерностей, которые они интуитивно угадывали и чувствовали. Все вышеперечисленные черты общественной жизни складывались объективно и, взаимодействуя друг с другом, они формировали у людей потребность в более глубинным чем прежде понимании окружающего мира. Таким образом, зарождение философии исторически обусловлено:
Что
же побуждало людей
Древнегреческий философ Аристотель (384-322г.г. до н.э.) указывал, что людей побуждает философствовать удивление. Недоумевающий и удивляющейся человек считает себя незнающим. И чтобы избавиться от своего незнания, порождающего чувство страха и зависимости от окружающего мира, человек начинает размышлять, философствовать, искать первопричину каждой вещи, её начала и конца. И поскольку мир объективно является целостным, он и познается как целостный и единый в своей основе, а приобретаемая при этом мудрость выступает как особого рода знание – «знание единого во многом» (Аристотель). При этом формируется особая духовная установка мыслителей: установить взаимосвязь обретаемой мудрости с жизненным опытом людей, их духовными идеалами и устремлениями, т.е. сформировать отношение человека к миру, его мировоззрение.
Однако философия возникает в VII-VI в.в. до н.э. не на пустом месте. Ей предшествовали мифология и религия, которые исторически развились раньше, но также как и философия сформировались на основе обобщения и осмысления в специфических формах общественного сознания социального опыта человека о том мире, в котором он жил, воплощая в этих формах его отношение к этому миру. Причем в формировании каждой из этих форм общественного сознания – мифологии, религии, философии – проявлялась своя специфика (особенность).
Мифология – (греч. миф – предание, логос – учение) – форма духовной деятельности человека, результатом которой являются мифы. В мифах в художественных образах, как наиболее доступной форме обобщенной работы мысли человека, люди первобытного общества воплощали накопленные ими знания и представления об окружающем их мире. Мифы объединяли зачатки естественно-научных знаний и представлений, нормы морали, эстетических представлений, мировоззренческих установок. Мифы имеются практически у каждого народа и в них заключены их миропонимание и мудрость. Наиболее известные мифы, отразившиеся в древнеиндийской «Рамаяне», древнегреческих «Илиаде» и «Одиссее», карело-финском эпосе «Калевала», древнерусских былинах и сказках. С угасанием первобытных форм общественной жизни на смену мифологии приходят религия и философия. Причем, эти формы общественного сознания, развиваясь параллельно, идут разными путями в объяснении смысла бытия. Основу религии составляет вера людей в существование сверхъестественных сил, которые играют главенствующую роль в мироздании. В соответствие с религиозными воззрениями на мир, эти силы создали мир и человека и определили принципы их существования. Стремление понять сущность этих сил и преклонение перед их могуществом приводит людей к вере в Богов (политеизм) и единого Бога-Творца (монотеизм). Все мировые религии (буддизм, иудаизм, христианство, ислам) воплощают в понятии Бога-Творца творческое, созидающее начало – первопричину всего сущего. Возникает вопрос: «Почему практически у всех народов понятие Бога, как Творца, складывается в определенных исторических условиях эпохи перехода от первобытных форм общественной жизни к развитым формам классового общества?».
Научное объяснение
состоит в следующем. В понятие
Бога воплощались в
Философия стремится рационально объяснить сущность бытия, опираясь при этом на научные и прежде всего естественно-научные знания. Однако при этом возникает вопрос: «В чем отличие философии от науки? Если наука дает научное объяснение мира, то может быть этим можно и ограничиться?» Суть состоит в следующем. Науки, как естественные, так и социально-гуманитарные занимаются изучением мира как объективно формирующейся реальной данности. Они ставят своей целью выявить те закономерности (как общие, так и частные) по которым существует этот мир. Философия же изучает отношение человека к миру, в котором протекает его жизнь. Поэтому главной задачей для философии является понимание смысла этого мира. Для философии главное не то, как устроен мир (на этот вопрос отвечает наука), а то, почему он так устроен, а не иначе. Поэтому для философа главное его субъективность, т.е. включенность в изучаемый мир, когда он знание о мире и его сущности моделирует, опираясь на эмпирические знания, свои представления о мире и свой жизненный опыт. Но при этом он соотносит свой жизненный опыт с объективным системоорганизующим знанием о мире, которое он интуитивно угадывает. Поэтому философское знание – это особое рефлексивное знание (лат. reflexio-размышляю), благодаря которому формируется отношение человека к миру, его мировоззрение.