Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций

Краткое описание

Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 98.05 Кб (Скачать)

     Эклектика в переводе с греческого способный выбирать, выбирающий соединяет разнородные взгляды, идеи, принципы, теории. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания. Эклектика нарушает принципы: целостности, объективности, конкретности рассмотрения и исследования объектов в процессе познания. Эклектика подделывается  под диалектику, но нарушение указанных принципов приводит к извращению процесса познания. 

     5.3 Общее и различия  в характеристике  диалектики и метафизики  как методов исследования 

     Общее для обеих методов  состоит  в том, что они позволяют выстроить  ход исследования о сущности явлений  природного и социального мира. Противоположность  диалектики и метафизики состоит  в различии:

  • Подходов к объекту исследования: диалектика  исследует объект на основе анализа её взаимоотношений  и взаимосвязей с другими объектами; метафизика отграничивает  объект от других объектов и исследует его  преимущественно на основе эксперимента.
  • В объяснении причин изменения, движения и развития объекта: диалектика объясняет движение как самодвижение объекта, импульс которому дает разрешение  диалектического противоречия присущего данному объекту; метафизика ищет источник движения вне объекта, рассматривая его как механическое воздействие, а потому логически приходит к идее Божественного первотолчка.
  • В объяснении механизма изменения и развития вещи: диалектика выявляет механизм развития в разрешении  диалектического противоречия, определяющего сущность данного объекта; это разрешение осуществляется благодаря  взаимодействию и изменению  его противоположных сторон, что определяет переход объекта в новое качество, но с сохранением своей сущности; поэтому процесс развития объекта выступает как раскручивающаяся в высоту спираль. Метафизика рассматривает развитие как накопление информации  при сохранении старого качества.
 

     Рисунок 8 Диалектика и метафизика

 

    5.4 Исторические формы  диалектики и метафизики

      

     Философский метод есть форма теоретического мышления. «А теоретическое мышление каждой эпохи, как писал Энгельс в фрагменте «О диалектике», есть исторический процесс, принимающий в различные времена очень различные формы и вместе с тем различное содержание». Следовательно, философский метод (как наука о мышлении) «как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления». Она развивается с развитием социальной практики  и эмпирических наук. В то же время, философский метод как теория законов мышления дает  направление развитию, как практики, так и конкретным наукам.

     Будучи  исторической наукой, философское мышление, как диалектика, так и метафизика проходит определенные стадии развития и выступает в исторически определенных формах. Причем, более изменилась  и обогатилась в ходе исторического развития диалектика. Она представляет собой аналог и тем самым  метод объяснения всеобщих связей в природе и происходящих в ней   процессов развития и переходов от одной области исследования к другой. А потому она  очень много дала развитию естественных наук и сама развивалась вместе с их развитием. Энгельс выделяет три исторические формы диалектики:

  • Античная диалектика, которая сложилась, во-первых, на основе стихийного материализма древних философов, таких как Гераклит, Демокрит, Эпикур, Аристотель и во вторых на основе идеализма Сократа и Платона.
  • Диалектика немецкой  классической философии (Кант, Фихте, Гегель)
  • Материалистическая диалектика, выстроенная в философии марксизма на основе применения принципов материализма и диалектики к анализу общественной жизни. (Материалистическое понимание истории).

     Метафизика  также имела свои исторические формы. И хотя в древнегреческой философии  она не имела  приоритетного значения, однако элементы метафизики имеет место  в философской концепции Платона, утверждавшего незыблемость и неизменность мира идеальных сущностей.  Приоритетное значение метафизика начинает приобретать  в 17 столетии, что обусловлено интенсивным  развитием естественных наук. Как  указывает          Ф. Энгельс в работе «Общие замечания  к Анти-Дюрингу», чтобы познать  отдельные стороны природы, общества, их нужно было вырвать «из их естественной или исторической связи и исследовать  каждую в отдельности по её свойствам, по её особым причинам и следствиям». Приобретя приоритетное значение  в Новое время (17-1/3 19 столетий), метафизика в середине  19 столетия снова уступает свои позиции диалектике. Это было обусловлено  развитием естественных наук, что привело к трем важнейшим  открытиям: закону сохранения и превращения  энергии; теории эволюционного развития живой природы (Ч.Дарвин); открытию клетки, как исходного элемента живой  материи, а также потребностями  социальной практики. Именно они выдвигали  перед учёными задачу теоретического обобщения этих открытий и создания целостной картины природы и  общества.

     Наиболее  яркие диалектические идеи были выдвинуты  в эту историческую эпоху И.Кантом и Г.В.Ф. Гегелем. Так, Кант выдвинул идею  развития природы как процесса и применил её при разработке концепции  возникновения солнечной системы  из раскаленных газовых масс. Гегель, в рамках концепции объективного идеализма, «представил весь природный, исторический и духовный мир в  виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть  внутреннюю связь этого движения и развития». Но  у Гегеля «диалектика  стояла на голове» (Энгельс). Нужно было её переосмыслить с материалистических позиций и, в первую очередь, применительно  к истории, что и сделал Маркс. Эти идеи изложены Ф.Энгельсом в  Общих замечаниях к «Анти –  Дюрингу» и Старом предисловие к  «Анти – Дюригу». 
 
 
 

     6 Роль философии  в обществе. Её  социальные функции 

     Философия представляет собой сложно структурированную  систему предельно обобщённых знаний о природе, обществе и человеке. Анализ воздействия философских знаний на общественную жизнь позволяет  выявить её следующие функции.

     1) Познавательная функция  состоит в том, что философия выявляет наиболее общие формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура  или общественно-историческая жизнь людей в целом и аккумулирует (воплощает) их в философских идеях и философских понятиях. Эти идеи и понятия выступают как универсалии культуры. К ним следует отнести такие универсальные понятия как бытие, материя, сознание, познание, причины и следствия и др. Данные категории отражают наиболее общие связи, отношения объектов и в своей совокупности они составляют основу человеческого мышления, интеллекта. Философские категории являются  предельными основаниями, универсальными формами культуры. Идеалистическая философия считает категории вечными формами чистого разума. Материализм видит в них отражение исторического опыта людей, сконцентрированного  в понятиях.  Философия выявляет универсалии,  осуществляет их экспликацию (выявляет глубинную сущность объектов), рационализацию (перевод в логическую, понятийную форму), систематизацию (теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах). Результаты этой работы представляют собой рационально-теоретическую основу мировоззрения. Таким образом, философские знания и составляют ядро мировоззрения.

     2) Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она формирует в сознании человека обобщенный теоретический образ мира и соотносит его с человеческой жизнью, сознанием и соответствующим этапом исторического развития. Этот образ влияет не только  на духовную жизнь общества,  но и на отдельные его проявления – формы общественного сознания, порождая определенные  политические, нравственные, эстетические идеи, и на их основе мировоззренческие установки людей. Соответственно, в мировоззренческой функции можно выделить онтологическую, гносеологическую и социально историческую подфункции.  С мировоззренческой функцией связаны аксиологическая и идеологическая функции философии.

     3) Аксиологическая функция (аксиология - наука о ценностях) философии состоит в выработке определенной системы ценностей человеческой жизни, которые, с одной стороны, определяют его отношение к миру, а с другой – отношение к нему других людей.

     4) Идеологическая  функция философии состоит в обосновании определенных идеалов, целей, ориентирующих общество, социальные группы и отдельных людей на создание определенных форм  общественной жизни. Здесь проявляется конструктивно - критическая направленность философии и её способность к социальному предвидению.

     5) Методологическая функция  состоит в выработке методологических подходов в исследовании природных и социальных процессов, а также научного мышления. Например: диалектико-материалистическая философия выступает как методология познавательной деятельности в области науки и техники. Представляя собой предельно широкое знание о мире, философия раскрывает наиболее общие закономерности, связи, взаимодействия, которые имеют место в природе и обществе, и, соответственно, ориентируюет исследователя на изучение конкретного явления на основе этих общих закономерностей. Это позволяет:

    • правильно поставить научную проблему;
  • с научных, диалектико - материалистических  позиций разработать экспериментальную программу её исследования;
  • проверить правильность и научную достоверность полученных результатов, исходя из научной картины мира и отдельных его сфер.

     Гносеология, как раздел философии, разрабатывает  универсальный мыслительный инструментарий, категории, принципы, различные методы познания. Философия дает ценностное обоснование результатов научной  деятельности и ориентирует учёных в вопросах их социального применения. Это способствует активизации развития той или иной науки в конкретных исторических условиях. Например, развитие физики микромира было связано как  с необходимостью создания супероружия  – атомной бомбы, так и атомной  энергетики.

         Рисунок 9 Структура мировоззренческой и методологической функций

 

     6) Социологическая функция (социально - управленческая). Будучи теоретическим обобщением человеческой истории, философия способна выступать как научно-теоретическое обоснование социальной деятельности, как современной, так и будущей. Это позволяет:

  • использовать философские знания, как теорию и методологию при разработке программ социального управления и организации деятельности людей в различных сферах общества;
  • при разработке программ общественного воспитания  и образования, целью которых  является воспитание человека, достойного своей эпохи.

     На  современном этапе, на рубеже 21 столетия наблюдается тенденция к взаимопроникновению  и интеграции выше перечисленных  функций. Это объясняется тем, что  происходит гармонизация и взаимопроникновение  всех частей ноосферы, субъектом  которой  является всё человечество. Причем, здесь четко определилась следующая  альтернатива: либо человечество сумеет решить задачу гармонизации своей деятельности с возможностями природы, а также  гармонизации всех форм общественного  сознания: науки, искусства, религии  в единой системе ноосферы. И здесь  теоретико-методологическая функция  философии является определяющей, либо человечество себя погубит. 

Информация о работе Лекции по "Философии"