Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций
Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).
     Эклектика 
в переводе с греческого способный выбирать, 
выбирающий соединяет разнородные взгляды, 
идеи, принципы, теории. Эклектика коренится 
в подмене одних логических оснований 
другими, в метафизической абсолютизации 
изменчивости и относительности человеческого 
познания. Эклектика нарушает принципы: 
целостности, объективности, конкретности 
рассмотрения и исследования объектов 
в процессе познания. Эклектика подделывается  
под диалектику, но нарушение указанных 
принципов приводит к извращению процесса 
познания. 
     5.3 
Общее и различия 
в характеристике 
диалектики и метафизики 
как методов исследования 
Общее для обеих методов состоит в том, что они позволяют выстроить ход исследования о сущности явлений природного и социального мира. Противоположность диалектики и метафизики состоит в различии:
Рисунок 8 Диалектика и метафизика
 
5.4 Исторические формы диалектики и метафизики
Философский метод есть форма теоретического мышления. «А теоретическое мышление каждой эпохи, как писал Энгельс в фрагменте «О диалектике», есть исторический процесс, принимающий в различные времена очень различные формы и вместе с тем различное содержание». Следовательно, философский метод (как наука о мышлении) «как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления». Она развивается с развитием социальной практики и эмпирических наук. В то же время, философский метод как теория законов мышления дает направление развитию, как практики, так и конкретным наукам.
Будучи исторической наукой, философское мышление, как диалектика, так и метафизика проходит определенные стадии развития и выступает в исторически определенных формах. Причем, более изменилась и обогатилась в ходе исторического развития диалектика. Она представляет собой аналог и тем самым метод объяснения всеобщих связей в природе и происходящих в ней процессов развития и переходов от одной области исследования к другой. А потому она очень много дала развитию естественных наук и сама развивалась вместе с их развитием. Энгельс выделяет три исторические формы диалектики:
     Метафизика 
также имела свои исторические формы. 
И хотя в древнегреческой философии 
она не имела  приоритетного значения, 
однако элементы метафизики имеет место 
в философской концепции 
     Наиболее 
яркие диалектические идеи были выдвинуты 
в эту историческую эпоху И.Кантом 
и Г.В.Ф. Гегелем. Так, Кант выдвинул 
идею  развития природы как процесса 
и применил её при разработке концепции 
возникновения солнечной 
 
 
 
     6 
Роль философии 
в обществе. Её 
социальные функции 
Философия представляет собой сложно структурированную систему предельно обобщённых знаний о природе, обществе и человеке. Анализ воздействия философских знаний на общественную жизнь позволяет выявить её следующие функции.
1) Познавательная функция состоит в том, что философия выявляет наиболее общие формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом и аккумулирует (воплощает) их в философских идеях и философских понятиях. Эти идеи и понятия выступают как универсалии культуры. К ним следует отнести такие универсальные понятия как бытие, материя, сознание, познание, причины и следствия и др. Данные категории отражают наиболее общие связи, отношения объектов и в своей совокупности они составляют основу человеческого мышления, интеллекта. Философские категории являются предельными основаниями, универсальными формами культуры. Идеалистическая философия считает категории вечными формами чистого разума. Материализм видит в них отражение исторического опыта людей, сконцентрированного в понятиях. Философия выявляет универсалии, осуществляет их экспликацию (выявляет глубинную сущность объектов), рационализацию (перевод в логическую, понятийную форму), систематизацию (теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах). Результаты этой работы представляют собой рационально-теоретическую основу мировоззрения. Таким образом, философские знания и составляют ядро мировоззрения.
2) Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она формирует в сознании человека обобщенный теоретический образ мира и соотносит его с человеческой жизнью, сознанием и соответствующим этапом исторического развития. Этот образ влияет не только на духовную жизнь общества, но и на отдельные его проявления – формы общественного сознания, порождая определенные политические, нравственные, эстетические идеи, и на их основе мировоззренческие установки людей. Соответственно, в мировоззренческой функции можно выделить онтологическую, гносеологическую и социально историческую подфункции. С мировоззренческой функцией связаны аксиологическая и идеологическая функции философии.
3) Аксиологическая функция (аксиология - наука о ценностях) философии состоит в выработке определенной системы ценностей человеческой жизни, которые, с одной стороны, определяют его отношение к миру, а с другой – отношение к нему других людей.
4) Идеологическая функция философии состоит в обосновании определенных идеалов, целей, ориентирующих общество, социальные группы и отдельных людей на создание определенных форм общественной жизни. Здесь проявляется конструктивно - критическая направленность философии и её способность к социальному предвидению.
5) Методологическая функция состоит в выработке методологических подходов в исследовании природных и социальных процессов, а также научного мышления. Например: диалектико-материалистическая философия выступает как методология познавательной деятельности в области науки и техники. Представляя собой предельно широкое знание о мире, философия раскрывает наиболее общие закономерности, связи, взаимодействия, которые имеют место в природе и обществе, и, соответственно, ориентируюет исследователя на изучение конкретного явления на основе этих общих закономерностей. Это позволяет:
     Гносеология, 
как раздел философии, разрабатывает 
универсальный мыслительный инструментарий, 
категории, принципы, различные методы 
познания. Философия дает ценностное 
обоснование результатов 
Рисунок 9 Структура мировоззренческой и методологической функций
 
6) Социологическая функция (социально - управленческая). Будучи теоретическим обобщением человеческой истории, философия способна выступать как научно-теоретическое обоснование социальной деятельности, как современной, так и будущей. Это позволяет:
     На 
современном этапе, на рубеже 21 столетия 
наблюдается тенденция к