Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций
Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).
Протагор говорит: «Единое, в чём надо участвовать всем гражданам, - это справедливость, рассудительность и благочестие, это добродетели, которым люди учат друг друга». Но при этом возникает вопрос: что такое справедливость? Один из участников дискуссии, опираясь на мнение поэта Симонида, говорит: «Справедливо отдавать каждому должное».
Сократ соглашается, но в тоже время этот ответ его не удовлетворяет, ибо он расплывчат, не точен. Сократ говорит: «Справедливо делать что-то хорошее своим друзьям, однако в этом случае справедливость выступает как нечто воровское: направленное во вред врагам, но на пользу друзьям». А как быть, если друзья люди непорядочные, а враги люди вполне достойные? «Тогда может быть, признать справедливостью добро, сделанное друзьями при условии, что они хорошие люди, и зло сделанное врагам, если они – люди негодные» –говорит Сократ. Когда с ним соглашаются, Сократ опять спрашивает: «Разве можно считать справедливым человека, который делает что-либо негодное даже по отношению к негодным людям? Справедливый человек не должен вредить кому бы то ни было».
Сторонник сильной власти Фрасимах говорит: «Справедливость – это то, что пригодно сильнейшему. Во всех государствах независимо от их политического устройства, справедливым считается то, что пригодно существующей власти».
Сократ, рассуждая о государственном правителе по аналогии с врагом приходит к выводу, что управитель должен делать не то, что выгодно ему самому, но то, что пригодно подчиненным и что им подходит». И все увидели, что прежние объяснения справедливости обратились в свою противоположность. И справедливый человек, вставший у кормила власти и заботящийся о благе своих подданных, проиграет. Он не получает тех преимуществ, который имеет человек несправедливый. Поэтому несправедливость сильнее справедливости – в ней больше силы, свободы, властности. Несправедливость целесообразна и пригодна сама по себе и справедливость – это то, что присуще сильнейшему.
На этот убийственный довод Сократ отвечает: все люди мастера в том или ином деле, и все они сообща участвуют в общем деле, которое приносит им пользу. И справедливость состоит в том, чтобы «ладно применять своё искусство быть полезным людям, это питает человеческую гордость и порождает уважение сограждан».
Сократ
учил своих учеников исследовать
явления, опираясь на свой жизненный
опыт, что позволяло им видеть эти
явления во всем многообразии их связей
и отношений и угадывать за
внешними свойствами внутреннюю сущность.
Сократ считал, что человек сам
должен научиться отвечать на жизненно
важные для него вопросы. И чтобы
помочь людям самостоятельно мыслить,
он разработал диалектический метод
мышления, который назвал «майевтика».
Он спрашивал у сведущих людей
их мнения по разным вопросам. У стратега
он спрашивал, что такое мужество,
у софиста, что такое мудрость.
Сократ наводящими вопросами помогал
собеседнику увидеть за внешними
свойствами объектов их глубинную сущность.
Сделать первоначальное мнение
более полным и соразмерным объекту,
то есть выявить его сущность, а
затем соотнести его с
Для
Сократа истинной добродетелью является
знание, которое способно сделать
поведение человека нравственно
ответственным и достойным. Он не
допускал того, что человек может
владеть знанием истинно
Таким образом диалектика - это искусство вести спор с целью выяснения истины. Диалектический метод позволяет глубоко и полно исследовать сущность вещи, потому что его применение позволяет рассматривает вещь следующим образом:
Такова природная сущность вещи и эта сущность схватывается мыслью ученного и диктует направление его мыслительных операций с целью операционального раскрытию этой сущности. Соответственно диалектика имеет две стороны:
1 Диалектика природа (
2 Диалектика мышления (субъективная диалектика, отражающая в мысленных образах связи и отношения природного мира).
Диалектический метод мышления опирается на следующие исходные принципы:
Применение
диалектического метода мышления позволяет
выявить закономерности возникновения,
функционирования и развития природного
и социального мира, а также
человеческое мышление. Эти закономерности
отражены в законах диалектики, которые
были разработаны с позиции
Принципы
исследования, а также законы и
категории, при помощи которых исследуются
явления, совокупности представляют собой
целостную теорию, применение которой
для решения познавательной или
практической деятельности позволяет
рассматривать её как адекватный
природе метод познания и преобразования
человеком окружающего его
мира.
5.2.
Метафизический метод
мышления
Противоположностью диалектике является метафизика как философский метод, ориентирующий исследователя на построение однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Термин «Метафизика» первоначально обозначал группу трактатов Аристотеля (384-322г.г. до н.э.), в которых шла речь об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе природы. Эта сверхчувственная реальность, по мнению Аристотеля, может быть постигнута только мысленным взором – умозрительно. Соответственно, метафизикой стали называть философию, которая содержит умозрительные размышления о сверхчувственной реальности – первоначалах и причинах, первых сущностях, как их называл Аристотель.
На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия «метафизика»:
Исследованию метафизики как способа мышления и будет посвящен последующий анализ. Метафизика отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, абсолютизирует его статичность, неизменность, а потому для метафизического метода главным является накопление предельно полной информации о познаваемом объекте, которая затем мысленно суммируется. Этот метод начинает играть важную роль в эпоху Нового времени (17-1/3 19 столетий), когда он выступает как методология исследования в естественных науках. Метафизика, как метод исследования, получила классическое выражение в системах Декарта, Спинозы и Лейбница.
Энгельс писал: «Метафизический способ мышления рассматривает вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи и в силу этого – не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми». Применение метафизики как самостоятельного философского метода исследования можно обнаружить уже у Платона. В то же время в ряде своих диалогов Платон дает описание высшего типа знания, которое формируется на основе восхождения по «иерархической лестнице» понятий от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям) и нисходящего обратно к чувственному миру.
В
18 столетии метафизика пережила кризис
и уступила свою роль, как определяющего
философского метода, диалектике, поскольку
величайшие открытия Нового времени: закон
сохранения и превращения энергии,
эволюционная теория Ч. Дарвина и
открытие клетки как исходного кирпичика
живой материи подтвердили
Рассмотрим пример метафизического метода мышления на основе анализа фрагмента из трактата Т.Гоббса «К читателю. О теле». Метод мышления Гоббс уподобляет резцу скульптора, при помощи которого он, обрабатывая бесформенную материю, не творит форму, а выявляет её. Мышление, по мнению Т. Гоббса, «витает над хаотической бездной рассуждений и экспериментов и при его помощи все хаотическое должно быть разложено на составные части, которые следует различать друг от друга. И всякая часть, получив соответствующее ей обозначение, должна занять своё прочное место. Метод мышления должен соответствовать порядку творения вещей». Философское знание достигается, По-Гоббсу, посредством правильного рассуждения, объясняющего действия или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий. Для Гоббса рассуждение сводится к двум умственным операциям – сложению и вычитанию.
Можно рассмотреть пример с характеристикой воспринимаемого тела, когда накопление информации о нем в конце концов позволяют дать полную его характеристику:
Таким образом, идея данного тела раскрывается на основе суммы идей, которые в совокупности представляют идею разумного человека. Мысль человека формирует сущность вещей путем сложения различной информации об изучаемом объекте. Т.Гоббс придает огромное значение способности правильно мыслить. Он пишет: «Знание есть путь к силе». Всякое умозрение в конечном счете имеет целью какое-нибудь действие или практический успех. Те народы добились успеха в развитии цивилизации, которые умели правильно мыслить и на этой основе развивали свою науку и технику.
Формами проявления метафизического метода мышления являются софистика и эклектика.
Софистика в переводе с греческого обозначает умение хитроумно вести беседу, дискуссию. Это рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении должных доводов и аргументов, выдаваемых за правильное, истинное. Пример античного софизма: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, следовательно ты их имеешь». Здесь заключение делается от общего правила к частному случаю, который это правило не предусматривает. Софистика, как разновидность метафизического метода мышления, коренится в абсолютизации относительности познания. Нарушая требования формальной логики, софистика способствует утрате мышлением субъекта конкретности и определенности. Она отличается «чрезмерной гибкостью», при которой утрачивается сущностное значение понятия, определяющего сущность объекта.