Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций
Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).
Рисунок 2 Структура мировоззрения и механизм его действия
     Мировоззрение 
формируется в процессе познавательной 
и практической деятельности людей. 
Это феномен индивидуального 
или группового сознания, который 
интегрирует в себе: 1) знание о 
мире (объективная сторона 
Знания индивида превращаются в ценности для него, если они осмысленны им на основе жизненно важных для него потребностей и интересов. Ценностные ориентации и идеалы становятся руководством к действию, когда превращаются в убеждения человека. Это происходит тогда, когда они осознаются человеком как истинные, а потому следуя им, он может удовлетворить свои потребности и добиться успеха.
Убеждения ориентируют человеческую деятельность, но успех приходит тогда, когда убеждения подкрепляются сильной волей. «Всё великое делается со страстью» – писал Гегель.
Мировоззрение представляет собой целостную систему, в которой мы можем выделить определяемые отдельными сторонами сознания следующие грани:
1) мироощущение – формируется эмоционально-психологической стороной сознания;
2) мировосприятие – формируется чувственной стороной нашего сознания;
3) миросозерцание – формируется преимущественно рассудочной стороной сознания;
4) миропонимание – целостная картина мира, объединяющая все грани мировоззрения в одну систему и выступающая ядром сознания.
Соответственно, можно сделать вывод, что в мировоззрении человека в обобщенном виде представлены три подсистемы:
1) познавательная;
2) ценностная;
3) поведенческая.
Все три подсистемы находятся во взаимосвязи друг с другом, ориентируя человека в его познавательной и практической деятельности.
Исследуя мировоззрение по степени научности и глубине отражения сознанием человека окружающего мира, мы можем выделить в его структуре два уровня:
1) жизненно-повседневный, который включает мироощущение, мировосприятие и миропонимание, формирующиеся в процессе повседневной практики как отражение в сознании условий и обстоятельств бытия человека;
     2) 
теоретический, который формируется 
на основе научных знаний о природе, обществе 
и самом человеке; интегрирует эти знания 
философия (как учение о всеобщем), а потому 
она выступает  ядром мировоззрения. 
     3.2 
Классификация мировоззрений 
Мировоззрение является фактом сознания людей, но в то же время социальным феноменом. Соответственно, на его формирование определяющее влияние оказывают:
Всё это имеет большое значение в процессе формирования мировоззрения и диктует необходимость подходить к классификации мировоззрений с позиции диалектики на основе взаимосвязи:
Исторические типы мировоззрения:
Формы мировоззрения определяются степенью освоения человеком знаний о природе и обществе и его способностью реализовывать эти знания в социальной жизни. Следует выделить следующие формы:
Например:
Этой форме мировоззрения могут быть присуще субъективные, ненаучные оценки и противоречия, что делает его уязвимым и даже иногда социально опасным. Например, примитивно понятая идея социальной справедливости как уравнительство приводит к популизму.
      Каждое 
из них способно дать непротиворечивое, 
логически-обоснованное объяснение мира. 
Однако, более обоснованным является 
мировоззрение которое 
 
     4 
Основной вопрос 
философии. Философские 
направления: материализм, 
идеализм, дуализм 
     
Рисунок 3 Основной вопрос философии 
 
      Постановка 
основного вопроса философии  
обусловлена наличием в окружающем 
человека мире двух предельно широких, 
фундаментальных реальностей: материальной 
и идеальной (природы и сознания). 
Возникает вопрос: Как они взаимосвязаны 
друг с другом? Какая из них является 
главной и, соответственно, порождает 
другую? Размышляя над сущностью 
бытия, философы постоянно сталкивались 
с этим вопросом и должны были на 
него отвечать, выстраивая свою концепцию 
видения мира. Особенно этот вопрос 
актуализировался в Новое время. 
Начиная с 17 столетия европейская 
жизнь в передовых странах 
Европы характеризуется интенсивным 
хозяйственно-экономическим 
      1) 
Каковы общие предпосылки 
      2) 
Какие стороны общественной 
      3) 
Какова роль самой философии 
в духовной жизни человечества? 
Как она изменяется с 
      Ф. 
Энгельс писал в работе «Людвиг 
Фейербах и конец классической немецкой 
философии»: «Великий основной вопрос 
всей, в особенности новейшей философии, 
есть вопрос об отношении мышления 
к бытию». Энгельс формулирует 
альтернативу: «Что является  первичным: 
Дух или природа?» То есть человек 
с его сознанием, которое является 
отблеском Божественного разума 
и благодаря которому человек  
способен преобразовывать природу 
в соответствии со своими потребностями, 
которые  должны формироваться им 
в русле Божественного  предопределения; 
или природа, создавшая человека 
и пробудившая в нем сознание, 
благодаря его социальной деятельности, 
т.е. осознанному и результативному 
воздействию человека на природу 
с целью удовлетворения своих 
потребностей. 
      4.1 
Две стороны основного 
вопроса философии 
Основной вопрос философии содержит в себе еще два вопроса. Как говорит Энгельс, имеет две стороны. Первый вопрос имеет цель выяснить, что первично – Дух, сознание, или природа, материя. Сложность проблемы состоит в том, что логически непротиворечивую картину мира можно построить, исходя из первичности как природы, так и сознания (Духа). В соответствии с решаемыми философом задачами и его мировоззренческими установками приоритетной оказывалась одна или другая исходная позиция. Поэтому философы, как пишет Энгельс, разделились на два лагеря:
1) материалистов, которые в качестве исходного начала рассматривают природу (материю);
      2) 
идеалистов, которые считают, что в основе 
мира лежит духовное 
начало, определяющее всё сущее. В ходе 
исторического развития в философии  сложились 
два направления материалистический монизм 
(моно - один)  и идеалистический монизм. 
Этим направлениям противостоит дуализм 
(лат. dualis - двойственный) – философское 
учение, исходящее из  признания равноправными, 
не сводимыми  друг к другу двух начал 
– духа и материи, идеального и материального. 
Термин дуализм 
был введен немецким философом  Вольфом 
в 17 столетии и обозначал признание двух 
субстанций: духовной и материальной  
равноправными в природе Бытия. Одним 
из наиболее крупных представителей дуализма 
был Р.Декарт. 
Рисунок 4 Решение основного вопроса философии: его две стороны
      
 
   Второй 
стороной основного вопроса философии 
является проблема познаваемости мира. 
Большинство философов, как материалистов, 
так и идеалистов отвечали на этот 
вопрос утвердительно. Однако  ряд 
философов (Юм, Кант, Мах) отрицали принципиальную 
возможность познания мира.  Они 
получили название агностиков. И. Кант  
спрашивал: «Что я могу знать?» Ибо познавательные 
возможности человека ограничены возможностями 
его  сознания. И. Кант выделял две стороны 
знания – феноменальную, которая формируется 
на основе информации, получаемой при 
помощи органов чувств. Это знание о свойствах 
предмета (цвет, форма, вкус). Однако сущность 
вещи (это знание И. Кант обозначал понятием 
ноумэн) может быть постигнута, причем 
не до конца, только на основе рационально-рассудочной 
мыслительной деятельности. Диалектика 
познания состоит в том, что  с увеличением 
знания  раздвигаются и границы  незнания. 
В то же время, глубинное знание, которое 
объясняет  тайны природы, не может быть 
постигнуто до конца, а использование 
неполного знания, может стать орудием 
смерти в руках  беспечного и самонадеянного  
человека (пример: Чернобыль).