Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций

Краткое описание

Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 98.05 Кб (Скачать)

     Рисунок 2 Структура мировоззрения и механизм его действия

        

   

     Мировоззрение формируется в процессе познавательной и практической деятельности людей. Это феномен индивидуального  или группового сознания, который  интегрирует в себе: 1) знание о  мире (объективная сторона мировоззрения); 2) личностное отношение человека к  этому миру (субъективная сторона  мировоззрения), охватывающее ценности, идеалы, цели, которые формируются  в сознании человека на основе его  потребностей и собственных интересов.

     Знания  индивида превращаются в ценности для  него, если они осмысленны им на основе жизненно важных для него потребностей и интересов. Ценностные ориентации и идеалы становятся  руководством к действию, когда превращаются в  убеждения человека. Это происходит тогда, когда они осознаются человеком  как истинные, а потому следуя им, он может удовлетворить свои потребности  и добиться успеха.

     Убеждения ориентируют человеческую деятельность, но успех приходит тогда, когда убеждения  подкрепляются сильной волей. «Всё великое делается со страстью» –  писал Гегель.

     Мировоззрение представляет собой целостную систему, в которой мы можем выделить определяемые отдельными сторонами сознания следующие  грани:

      1) мироощущение – формируется эмоционально-психологической стороной сознания;

     2) мировосприятие – формируется чувственной стороной нашего сознания;

     3) миросозерцание – формируется преимущественно рассудочной стороной сознания;

     4) миропонимание – целостная картина мира, объединяющая все грани мировоззрения в одну систему и выступающая ядром сознания.

     Соответственно, можно сделать вывод, что в  мировоззрении человека в обобщенном виде представлены три подсистемы:

     1) познавательная;

     2) ценностная;

     3) поведенческая.

     Все три подсистемы находятся во взаимосвязи  друг с другом, ориентируя человека в его познавательной и практической  деятельности.

     Исследуя  мировоззрение по степени  научности  и глубине отражения сознанием  человека окружающего мира, мы можем  выделить в его структуре два  уровня:

     1) жизненно-повседневный, который включает мироощущение, мировосприятие и миропонимание, формирующиеся в процессе повседневной  практики как отражение в сознании условий и обстоятельств бытия человека;

     2) теоретический, который формируется на основе научных знаний о природе, обществе и самом человеке; интегрирует эти знания философия (как учение о всеобщем), а потому она выступает ядром мировоззрения. 

     3.2 Классификация мировоззрений 

     Мировоззрение является фактом сознания людей, но в  то же время социальным феноменом. Соответственно, на его формирование определяющее влияние  оказывают:

  • эпоха (исторические условия, в которых живет человек);
  • принадлежность человека к определенному классу (социальной группе);
  • условия жизни (объективные и субъективные возможности человека, которые воздействуют на его мировоззрение).

     Всё это имеет большое значение  в процессе формирования мировоззрения  и диктует необходимость  подходить  к классификации мировоззрений  с позиции диалектики на основе взаимосвязи:

  • общего – исторические условия, в которых живет человек, в соответствии с этим принципом формируются исторические типы мировоззрения;
  • особенного – определяет характер мировоззрения лиц определенной социальной группы;
  • отдельного – определяет индивидуально-личностные особенности человека.

    Исторические типы мировоззрения:

    1. мировоззрение людей первобытного общества;
    2. рабовладельческого общества;
    3. эпохи средневековья;
    4. эпохи промышленного капитализма и  рыночной экономики;
    5. эпохи тоталитарных режимов;
    6. социально-ориентированного общества  с административно-командной системой управления (советское общество – тип мировоззрения «совка» 

   Формы мировоззрения определяются степенью освоения человеком знаний о природе и обществе и его способностью  реализовывать эти знания в социальной жизни. Следует выделить следующие формы:

  1. Обыденное или жизненно-практическое мировоззрение. Складывается стихийно, в процессе практики и основывается на повседневном  опыте и здравом смысле людей. Его называют жизненной философией. Это - массовое и реально работающее сознание широких слоев общества. Диапазон его широк: от примитивных, отсталых форм обывательского сознания (кухонное сознание) до просвещенных взглядов писателей, публицистов, политиков, идеи которых также нередко основываются на разумной жизненной «ориентации». Через свою творческую деятельность они оказывают значительное воздействие на общественное мировоззрение, особенно в переломные эпохи. 

Например: 

  • идея милосердия у советского писателя Даниила Гранина;
  • мысль о крестьянине, как опоре страны у публициста эпохи перестройки Ю. Черниченко;
  • идеи социальной справедливости в публицистике в постперестроечной России последних лет.

     Этой  форме мировоззрения могут быть присуще субъективные, ненаучные  оценки и противоречия, что делает его уязвимым и даже иногда социально  опасным. Например, примитивно понятая  идея социальной справедливости как  уравнительство приводит к популизму.

  1. Религиозное  мировоззрение. Основывается  на вере в сверхъестественные  силы, определяющие судьбу мира  в целом и судьбу отдельного человека. Его оценка не может быть однозначной. С одной стороны, идейно - нравственные ценности, выработанные религиозным сознанием, способствовали утверждению в обществе общечеловеческих ценностей и укреплению единства человеческого рода. Именно поэтому празднование в России в 1988г. Тысячелетия крещения Руси стало культурно-историческим событием мирового значения. Но в то же время религиозное мировоззрение, если оно является ортодоксальным, отрывает человека от жизни, уводит в иллюзорный, вымышленный мир, отвлекает от полноценной, социально-преобразовательной деятельности. (Например, исламский фундаметнализм).
  2. Естественно-научное мировоззрение. Оно присуще, в основном, ученым, работающим в области естественных наук. Исследуя природные процессы, которые существуют объективно и причины которых можно исследовать и доказать  экспериментально  они, как правило, стоят на материалистических позициях. Но в то же время, возможны и исключения. Так академик И.П. Павлов был верующим человеком. Бога ученые оставляют за дверями своих лабораторий, но могучий творческий потенциал природы наводит их на мысль о существовании в ней сверхъестественных   духовных сил.
  3. Философское мировоззрение. Это непротиворечивая, научно обоснованная система взглядов  на мир как объективно существующую реальность, которая является причиной самой себя, существует извечно, находится в состоянии постоянного изменения; и на человека как часть (элемент) этой реальности. Исторически сформировались: идеалистическое философское и материалистическое философские мировоззрения.

      Каждое  из них способно дать непротиворечивое, логически-обоснованное объяснение мира. Однако, более обоснованным является мировоззрение которое формируется  на основе принципов материализма  и диалектики. Оно опирается на научные знания о мире, как естественные (о природе)  так и социальные (о человеке и обществе), а сам  мир рассматривает в процессе развития. Это придает мировоззрению  творческий, созидательный характер. С одной стороны, оно постоянно  совершенствуется, впитывая новые достижения науки, а с другой, - усиливает  его творчески-преобразующее воздействие  на жизнь людей, их практику.  
 

     4 Основной вопрос  философии. Философские  направления: материализм,  идеализм, дуализм 

     Рисунок 3 Основной вопрос философии  

      Постановка  основного вопроса философии  обусловлена наличием в окружающем человека мире двух предельно широких, фундаментальных реальностей: материальной и идеальной (природы и сознания). Возникает вопрос: Как они взаимосвязаны  друг с другом? Какая из них является главной и, соответственно, порождает  другую? Размышляя над сущностью  бытия, философы постоянно сталкивались с этим вопросом и должны были на него отвечать, выстраивая свою концепцию  видения мира. Особенно этот вопрос актуализировался в Новое время. Начиная с 17 столетия европейская  жизнь в передовых странах  Европы характеризуется интенсивным  хозяйственно-экономическим развитием, поскольку на смену традиционным аграрно-ремесленным формам производства, определяющим хозяйственно-экономические  отношения, приходит  новый, более  производительный капиталистический  строй, развивающийся на основе промышленного  производства. Бурное развитие промышленного  производства, а также естественных наук, достижения которых активно  использовались в производстве, требовали  философского уяснения следующих вопросов:

      1) Каковы общие предпосылки человеческого  существования, т.е. как должно  выстраиваться отношение человека  к природе в процессе хозяйственно-экономической  деятельности?

      2) Какие стороны общественной жизни  должны рассматриваться как исходные  формы человеческого бытия: природные  или духовные (материя или сознание)?

      3) Какова роль самой философии  в духовной жизни человечества? Как она изменяется с развитием  социально – экономической жизни  и естественно-научного знания. Т.е.  речь шла о самоопределении философии, ее активного отмежевания с одной стороны от религии и с другой стороны – от естественных наук. Философия должна была, опираясь на накопленные знания, дать ответ на вопрос: почему мир такой, каков он есть и как к нему должен относиться человек, чтобы его жизнь была  правильной и успешной. Исходным моментом в разработке этого ответа и должно было стать решение вопроса об отношении Духа к Природе, сознания и матери. Этот вопрос с середины XIX столетия стал рассматриваться в рамках материалистической философской традиции как основной вопрос философии.

      Ф. Энгельс писал в работе «Людвиг  Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Энгельс формулирует  альтернативу: «Что является  первичным: Дух или природа?» То есть человек  с его сознанием, которое является отблеском Божественного разума и благодаря которому человек  способен преобразовывать природу  в соответствии со своими потребностями, которые  должны формироваться им в русле Божественного  предопределения; или природа, создавшая человека и пробудившая в нем сознание, благодаря его социальной деятельности, т.е. осознанному и результативному  воздействию человека на природу  с целью удовлетворения своих  потребностей. 

      4.1 Две стороны основного  вопроса философии 

      Основной  вопрос философии содержит в себе еще два вопроса. Как говорит  Энгельс,  имеет две стороны.  Первый вопрос имеет цель выяснить, что первично – Дух, сознание, или  природа, материя. Сложность проблемы состоит в том, что логически  непротиворечивую картину мира  можно построить, исходя  из первичности  как природы, так и сознания (Духа). В соответствии с решаемыми  философом  задачами и его мировоззренческими установками приоритетной оказывалась  одна или другая исходная позиция. Поэтому  философы, как пишет Энгельс, разделились  на два лагеря:

      1) материалистов, которые в качестве исходного начала рассматривают природу (материю);

      2) идеалистов, которые считают, что в основе мира лежит духовное начало, определяющее всё сущее. В ходе исторического развития в философии сложились два направления материалистический монизм (моно - один)  и идеалистический монизм. Этим направлениям противостоит дуализм (лат. dualis - двойственный) – философское учение, исходящее из  признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Термин дуализм был введен немецким философом  Вольфом в 17 столетии и обозначал признание двух субстанций: духовной и материальной  равноправными в природе Бытия. Одним из наиболее крупных представителей дуализма был Р.Декарт. 

      Рисунок 4 Решение основного вопроса философии: его две стороны

        

   Второй  стороной основного вопроса философии  является проблема познаваемости мира. Большинство философов, как материалистов, так и идеалистов отвечали на этот вопрос утвердительно. Однако  ряд  философов (Юм, Кант, Мах) отрицали принципиальную возможность познания мира.  Они  получили название агностиков. И. Кант  спрашивал: «Что я могу знать?» Ибо познавательные возможности человека ограничены возможностями его сознания. И. Кант выделял две стороны знания – феноменальную, которая формируется на основе информации, получаемой при помощи органов чувств. Это знание о свойствах предмета (цвет, форма, вкус). Однако сущность вещи (это знание И. Кант обозначал понятием ноумэн) может быть постигнута, причем не до конца, только на основе рационально-рассудочной мыслительной деятельности. Диалектика познания состоит в том, что с увеличением знания  раздвигаются и границы незнания. В то же время, глубинное знание, которое объясняет тайны природы, не может быть постигнуто до конца, а использование неполного знания, может стать орудием смерти в руках беспечного и самонадеянного  человека (пример: Чернобыль).  

Информация о работе Лекции по "Философии"