Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций
Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).
Рисунок 2 Структура мировоззрения и механизм его действия
Мировоззрение
формируется в процессе познавательной
и практической деятельности людей.
Это феномен индивидуального
или группового сознания, который
интегрирует в себе: 1) знание о
мире (объективная сторона
Знания индивида превращаются в ценности для него, если они осмысленны им на основе жизненно важных для него потребностей и интересов. Ценностные ориентации и идеалы становятся руководством к действию, когда превращаются в убеждения человека. Это происходит тогда, когда они осознаются человеком как истинные, а потому следуя им, он может удовлетворить свои потребности и добиться успеха.
Убеждения ориентируют человеческую деятельность, но успех приходит тогда, когда убеждения подкрепляются сильной волей. «Всё великое делается со страстью» – писал Гегель.
Мировоззрение представляет собой целостную систему, в которой мы можем выделить определяемые отдельными сторонами сознания следующие грани:
1) мироощущение – формируется эмоционально-психологической стороной сознания;
2) мировосприятие – формируется чувственной стороной нашего сознания;
3) миросозерцание – формируется преимущественно рассудочной стороной сознания;
4) миропонимание – целостная картина мира, объединяющая все грани мировоззрения в одну систему и выступающая ядром сознания.
Соответственно, можно сделать вывод, что в мировоззрении человека в обобщенном виде представлены три подсистемы:
1) познавательная;
2) ценностная;
3) поведенческая.
Все три подсистемы находятся во взаимосвязи друг с другом, ориентируя человека в его познавательной и практической деятельности.
Исследуя мировоззрение по степени научности и глубине отражения сознанием человека окружающего мира, мы можем выделить в его структуре два уровня:
1) жизненно-повседневный, который включает мироощущение, мировосприятие и миропонимание, формирующиеся в процессе повседневной практики как отражение в сознании условий и обстоятельств бытия человека;
2)
теоретический, который формируется
на основе научных знаний о природе, обществе
и самом человеке; интегрирует эти знания
философия (как учение о всеобщем), а потому
она выступает ядром мировоззрения.
3.2
Классификация мировоззрений
Мировоззрение является фактом сознания людей, но в то же время социальным феноменом. Соответственно, на его формирование определяющее влияние оказывают:
Всё это имеет большое значение в процессе формирования мировоззрения и диктует необходимость подходить к классификации мировоззрений с позиции диалектики на основе взаимосвязи:
Исторические типы мировоззрения:
Формы мировоззрения определяются степенью освоения человеком знаний о природе и обществе и его способностью реализовывать эти знания в социальной жизни. Следует выделить следующие формы:
Например:
Этой форме мировоззрения могут быть присуще субъективные, ненаучные оценки и противоречия, что делает его уязвимым и даже иногда социально опасным. Например, примитивно понятая идея социальной справедливости как уравнительство приводит к популизму.
Каждое
из них способно дать непротиворечивое,
логически-обоснованное объяснение мира.
Однако, более обоснованным является
мировоззрение которое
4
Основной вопрос
философии. Философские
направления: материализм,
идеализм, дуализм
Рисунок 3 Основной вопрос философии
Постановка
основного вопроса философии
обусловлена наличием в окружающем
человека мире двух предельно широких,
фундаментальных реальностей: материальной
и идеальной (природы и сознания).
Возникает вопрос: Как они взаимосвязаны
друг с другом? Какая из них является
главной и, соответственно, порождает
другую? Размышляя над сущностью
бытия, философы постоянно сталкивались
с этим вопросом и должны были на
него отвечать, выстраивая свою концепцию
видения мира. Особенно этот вопрос
актуализировался в Новое время.
Начиная с 17 столетия европейская
жизнь в передовых странах
Европы характеризуется интенсивным
хозяйственно-экономическим
1)
Каковы общие предпосылки
2)
Какие стороны общественной
3)
Какова роль самой философии
в духовной жизни человечества?
Как она изменяется с
Ф.
Энгельс писал в работе «Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой
философии»: «Великий основной вопрос
всей, в особенности новейшей философии,
есть вопрос об отношении мышления
к бытию». Энгельс формулирует
альтернативу: «Что является первичным:
Дух или природа?» То есть человек
с его сознанием, которое является
отблеском Божественного разума
и благодаря которому человек
способен преобразовывать природу
в соответствии со своими потребностями,
которые должны формироваться им
в русле Божественного предопределения;
или природа, создавшая человека
и пробудившая в нем сознание,
благодаря его социальной деятельности,
т.е. осознанному и результативному
воздействию человека на природу
с целью удовлетворения своих
потребностей.
4.1
Две стороны основного
вопроса философии
Основной вопрос философии содержит в себе еще два вопроса. Как говорит Энгельс, имеет две стороны. Первый вопрос имеет цель выяснить, что первично – Дух, сознание, или природа, материя. Сложность проблемы состоит в том, что логически непротиворечивую картину мира можно построить, исходя из первичности как природы, так и сознания (Духа). В соответствии с решаемыми философом задачами и его мировоззренческими установками приоритетной оказывалась одна или другая исходная позиция. Поэтому философы, как пишет Энгельс, разделились на два лагеря:
1) материалистов, которые в качестве исходного начала рассматривают природу (материю);
2)
идеалистов, которые считают, что в основе
мира лежит духовное
начало, определяющее всё сущее. В ходе
исторического развития в философии сложились
два направления материалистический монизм
(моно - один) и идеалистический монизм.
Этим направлениям противостоит дуализм
(лат. dualis - двойственный) – философское
учение, исходящее из признания равноправными,
не сводимыми друг к другу двух начал
– духа и материи, идеального и материального.
Термин дуализм
был введен немецким философом Вольфом
в 17 столетии и обозначал признание двух
субстанций: духовной и материальной
равноправными в природе Бытия. Одним
из наиболее крупных представителей дуализма
был Р.Декарт.
Рисунок 4 Решение основного вопроса философии: его две стороны
Второй
стороной основного вопроса философии
является проблема познаваемости мира.
Большинство философов, как материалистов,
так и идеалистов отвечали на этот
вопрос утвердительно. Однако ряд
философов (Юм, Кант, Мах) отрицали принципиальную
возможность познания мира. Они
получили название агностиков. И. Кант
спрашивал: «Что я могу знать?» Ибо познавательные
возможности человека ограничены возможностями
его сознания. И. Кант выделял две стороны
знания – феноменальную, которая формируется
на основе информации, получаемой при
помощи органов чувств. Это знание о свойствах
предмета (цвет, форма, вкус). Однако сущность
вещи (это знание И. Кант обозначал понятием
ноумэн) может быть постигнута, причем
не до конца, только на основе рационально-рассудочной
мыслительной деятельности. Диалектика
познания состоит в том, что с увеличением
знания раздвигаются и границы незнания.
В то же время, глубинное знание, которое
объясняет тайны природы, не может быть
постигнуто до конца, а использование
неполного знания, может стать орудием
смерти в руках беспечного и самонадеянного
человека (пример: Чернобыль).