Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций

Краткое описание

Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 98.05 Кб (Скачать)

   Проблема  взаимосвязи философии с мифологией и религией с одной стороны  и наукой с другой стороны, уходит своими корнями в глубину тысячелетий. Она была актуальной уже в античной Греции в эпоху формирования первых философских идей. Но особую значимость  приобрела эта проблема в наше время. Об этом очень аргументировано  говорит Б.Рассел в своём исследовании «История западной философии и её связи с политическими и социальными  условиями от античности до наших  дней». Он пишет: «Философия является чем-то промежуточным между теологией  и наукой. Подобно теологии, она  состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор  недостижимым; но, подобно науке, она  взывает скорее к человеческому  разуму, чем к авторитету, будь то авторитет, традиции или откровения. Все определенное знание, по моему  мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы  определенного знания принадлежат  теологии. Но между теологией и  наукой имеется ничейная земля, открытая для атак с обеих сторон. Эта  ничейная земля есть философия». Существует целый ряд принципиальных вопросов, на которые нет однозначного ответа, например:

  • Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?
  • Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами?
  • Имеет ли Вселенная какое-либо единство?
  • Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели?
  • Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них, благодаря лишь присущей нам склонности к порядку?

Можно назвать еще целый ряд вопросов, которые не имеют однозначного ответа, однако теология всегда претендовала на то, чтобы дать на эти вопросы  совершенно однозначные и определенные ответы. Но в силу своей определенности эти ответы находятся на подозрении у науки. В тоже время все эти  вопросы обладают несомненной значимостью  для людей, а потому требуют правильных ответов, поскольку именно правильные ответы определяют характер и направленность деятельности людей, смысл их жизни. Поэтому исследовать эти вопросы  и дать на них достаточно убедительные ответы должна философия. Философия  опирается на научные знания, но использует их лишь в качестве фундамента для формирования методологии познавательной и творчески-созидательной деятельности людей. 

      2.3 Объект и предмет  исследования философии

       

         Что же изучает философия? Объектом исследования философии является та духовная реальность, которая формируется в результате взаимодействия человека с окружающим его миром. Эта реальность исключительно сложна и многообразна. Она включает: жизненный опыт человека (жизненная мудрость), а также разнообразные знания как естественно-научные (знания о природе и человеке, как части природы), так и социально-гуманитарные, в которых обобщается знание о человеке как о социальном существе, способном формировать  знания об окружающем его мире и выстраивать свою жизнь в соответствии со своими представлении о должном, правильном и справедливом мире. Предмет исследования философии уже. Предмет философии составляет то предельно обобщенное знание, которое отражает закономерности природного и социального мира, обеспечивающие определенную упорядоченность мироздания. Разные философы определяли предмет философии по-разному.

  • Платон указывает, что предметом философии является  объективная сущность мира идей, порождающих все сущее, а цели философии – постижение этого высшего знания, что делает философа равным Богу.  
  • Аристотель считает, что предметом философии является предельно общее знание о первопричине каждой вещи, ее началах и конце. Это знание позволяет понять сущность вещи, избавляет от незнания, делает человека мудрым, т.е. способным учить других.
  • Гоббс, английский философ XVII столетия, считает, что философия – это естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела Творца, чтобы найти и сообщить бесхитростную правду об их  порядке, причинах и следствиях.
  • Л.Фейербах, немецкий философ первой половины XIX столетия,  указывает, что предметом философии является исследование того, как объект жизненных интересов превращается в мысленный предмет, то есть знание о мире; поэтому философия и рассматривалась в античную эпоху как мать наук.

         Обобщив приведенные  примеры, можно сделать следующие  выводы:

  • Предметом философии является  то общее, что присуще миру в целом (природе, обществу, человеку). Это - законы возникновения, развития и существования всего сущего (бытия в целом).
  • Цель философии: на основе понимания этого общего знания сформировать правильное решения стоящих перед человеком задач, а также понимание своей собственной судьбы с тем, чтобы  воплотить их жизнь.

         Какой круг проблем  охватывает философии? И какие основные разделы философского знания можно  выделить? Их несколько:

  1. Что есть мир, то есть каковы его основы – предельно общие принципы существования бытия и его развития. Эти вопросы исследует онтология (метафизика). Онтология (лат. ontos – сущее) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
  2. Как, каким способом можно познать мир? Этот раздел философии называется гносеология (эпистемология – раздел гносеологии; лат. gnosis –знание; episteme – научное знание) – теория познания. Гносеология – изучает проблемы познавательной деятельности, исследуя сущность познания, его природу, отношение знания к реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности, а также возможности рассматривать познавательный результат как объективное знание, отражающее истинное положение вещей.
  3. Что есть Благо? Этот вопрос впервые поставил Сократ, который стремился познать высшую Истину, определяющую ценность и значимость для человека окружающего его мира. Исследование этой проблемы определило формирование аксиологии. Аксиология (лат. axios – ценность) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
  4. Что представляет собой деятельность человека? Исследование этой проблемы определило формирование праксиологии. Праксиология (лат. praxis – опыт) исследует практическую деятельность людей, которая является условием и средством взаимосвязи человека с окружающим его миром.
  5. Что есть человек? Исследование этой проблемы определило формирование философской антропологии. Философская антропология (лат. antropos – человек) – учение о человеке, его происхождении, социальной сущности, его взаимоотношении с природой и обществом.
  6. Что такое общество? Исследование этой проблемы определило формирование социальной философии. Социальная философия (лат. socialis – общественный) – учение о происхождении общества, его структуре, закономерностях и механизмах, формирования и развития.

      С развитием философии стали выделять такие разделы, как философия  культуры, философия науки и техники  и др. Важное место в системе  философского знания занимает история  философии, исследующая условия  и причины возникновения философских  идей и их воздействие на развитие человека и общества.

      Ответы  на поставленные вопросы философы дают на основе анализа практической и  познавательной деятельности, которая  осуществляется в системе отношений  человека с окружающим его миром. Можно выделить:

  • систему практических отношений  (отношение к природе, материально-производственные, семейно–бытовые);
    • идеологические отношения, определяющие формирование различных форм общественного сознания (политическое и правовое сознание, мораль, искусство и другие);
    • научно-познавательные отношения;
    • ценностные (эстетические, этические) и другие.

Все они  диалектически взаимосвязаны и  взаимообусловливают друг друга  как части целого в целостной  системы общественных отношений, совокупность которых и определяет общественная жизнь.

         Поскольку философия  изучает отношения человека к  миру, которые складываются в процессе осуществляемой людьми практической и  познавательной деятельности, то исходными  философскими понятиями являются понятия  субъект и объект, необходимые для анализа социальной деятельности. Только через анализ деятельности, в ходе которой человек познает, преобразует и творит новый мир в соответствии со своими потребностями, можно определить его отношение к этому миру.  

      Рисунок 1 Структура философии 

     

      Субъект (S) – носитель деятельности (отдельный индивид, социальная группа, класс, общество в целом) - тот, кто познает и творит. Производные от этого понятия – субъективность, субъективная; то, что характеризует субъекта – его желания, стремления, ценности.

      Объект (О) – то, на что направлена познавательная и (или) преобразовательная активность субъекта; это та часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта и с которой субъект взаимодействует.

      Субъект и объект, взаимодействуя друг с  другом в рамках социальной практики, противостоят друг другу, но это противопоставление относительное. В процессе деятельности субъекта происходит их переход друг в друга: человек познает мир - объект субъективируется; а затем  на основе обретенных знаний человек, осуществляя последующую деятельность, объективирует эти знания в результатах  своего труда, то есть он творит некую  новую реальность (материальную, например, технический объект, или идеальную, например, новые идеи, теории).

         Подводя итоги проделанному анализу можно сделать следующие  выводы: философия позволяет человеческой мысли достичь наивысшего уровня обобщения, увидеть мир как целостную, объективно существующую и развивающуюся  по своим законам систему, частью которой является сам человек, и  определить отношение человека к  этой системе. Это создает возможность, рассматривать философское знание в трех измерениях:

  • Философия есть предельно обобщенные знания – результат духовной деятельности, которые содержат в себе значительный пласт научных знаний; опираясь на научные знания (естественные и социально-гуманитарные науки) философия и обретает способность выявлять предельно общие закономерности всего сущего: природы, общества, а также человеческого мышления.
  • Философия – это форма общественного сознания, охватывающая предельно общие идеи, составляющие фундамент культуры; поэтому она является фундаментом мировоззрения и определяет отношения человека к миру.
  • Философия – это методология познавательной деятельности, выступающая в единстве теории и методов познания; теория отвечает на вопрос, что представляет собой мир в котором живет и творит человек; метод отвечает на вопрос, как познается и преобразовывается этот мир?
 

       3 Философия и мировоззрение 

       3.1 Структура мировоззрения  

      Академик  Н.М. Амосов писал в статье «Моё мировоззрение»: «Зачем человеку  мировоззрение? Чтобы  понять мир, себя и может быть добиться немного счастья, управляя своими мыслями». [c.50-74]

      Так почему же мировоззрение позволяет  человеку управлять своими мыслями  и решать жизненно важные для него задачи? Мировоззрениеэто предельно обобщенная  система взглядов человека на объективный мир и его место в этом мире. Оно выражает отношение человека к окружающей его действительности и самому себе как социально значимой личности, способной самостоятельно выстраивать свою жизнь и добиваться успеха. Мировоззрение человека определяет: 1) его убеждения, 2) жизненные идеалы и устремления,  3) принципы познания и деятельности, которыми он руководствуется в своей жизни, формируя свою судьбу.

      Почему  так велико воздействие мировоззрения  на жизнь человека? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим: 1) как складывается мировоззрение, 2) какова его структура, 3) как оно работает, заставляя  человека осуществлять определенные поступки, из которых складывается его жизнь. 

Информация о работе Лекции по "Философии"