Проблема 
взаимосвязи философии с мифологией 
и религией с одной стороны 
и наукой с другой стороны, уходит 
своими корнями в глубину тысячелетий. 
Она была актуальной уже в античной 
Греции в эпоху формирования первых 
философских идей. Но особую значимость  
приобрела эта проблема в наше 
время. Об этом очень аргументировано 
говорит Б.Рассел в своём исследовании 
«История западной философии и её 
связи с политическими и социальными 
условиями от античности до наших 
дней». Он пишет: «Философия является чем-то 
промежуточным между теологией 
и наукой. Подобно теологии, она 
состоит в спекуляциях по поводу 
предметов, относительно которых точное 
знание оказывалось до сих пор 
недостижимым; но, подобно науке, она 
взывает скорее к человеческому 
разуму, чем к авторитету, будь то 
авторитет, традиции или откровения. 
Все определенное знание, по моему 
мнению, принадлежит науке; все догмы, 
поскольку они выходят за пределы 
определенного знания принадлежат 
теологии. Но между теологией и 
наукой имеется ничейная земля, открытая 
для атак с обеих сторон. Эта 
ничейная земля есть философия». Существует 
целый ряд принципиальных вопросов, 
на которые нет однозначного ответа, 
например: 
  - Разделен 
  ли мир на дух и материю, а если да, то что 
  такое дух и что такое материя?
- Подчинен 
  ли дух материи, или он обладает независимыми 
  силами?
- Имеет ли 
  Вселенная какое-либо единство?
- Развивается 
  ли Вселенная по направлению к некоторой 
  цели?
- Действительно 
  ли существуют законы природы, или мы просто 
  верим в них, благодаря лишь присущей нам 
  склонности к порядку?
Можно 
назвать еще целый ряд вопросов, 
которые не имеют однозначного ответа, 
однако теология всегда претендовала 
на то, чтобы дать на эти вопросы 
совершенно однозначные и определенные 
ответы. Но в силу своей определенности 
эти ответы находятся на подозрении 
у науки. В тоже время все эти 
вопросы обладают несомненной значимостью 
для людей, а потому требуют правильных 
ответов, поскольку именно правильные 
ответы определяют характер и направленность 
деятельности людей, смысл их жизни. 
Поэтому исследовать эти вопросы 
и дать на них достаточно убедительные 
ответы должна философия. Философия 
опирается на научные знания, но 
использует их лишь в качестве фундамента 
для формирования методологии познавательной 
и творчески-созидательной деятельности 
людей. 
      2.3 
Объект и предмет 
исследования философии
       
         Что же изучает философия? 
Объектом исследования 
философии является 
та духовная реальность, 
которая формируется 
в результате взаимодействия 
человека с окружающим 
его миром. Эта реальность исключительно 
сложна и многообразна. Она включает: жизненный 
опыт человека (жизненная мудрость), а 
также разнообразные знания как естественно-научные 
(знания о природе и человеке, как части 
природы), так и социально-гуманитарные, 
в которых обобщается знание о человеке 
как о социальном существе, способном 
формировать  знания об окружающем 
его мире и выстраивать свою жизнь в соответствии 
со своими представлении о должном, правильном 
и справедливом мире. Предмет исследования 
философии уже. Предмет философии составляет 
то предельно обобщенное знание, которое 
отражает закономерности природного и 
социального мира, обеспечивающие определенную 
упорядоченность мироздания. Разные философы 
определяли предмет философии по-разному. 
  - Платон указывает, 
  что предметом философии является  
  объективная сущность мира идей, порождающих 
  все сущее, а цели философии – постижение 
  этого высшего знания, что делает философа 
  равным Богу.   
- Аристотель 
  считает, что предметом философии является 
  предельно общее знание о первопричине 
  каждой вещи, ее началах и конце. Это знание 
  позволяет понять сущность вещи, избавляет 
  от незнания, делает человека мудрым, т.е. 
  способным учить других.
- Гоббс, английский 
  философ XVII столетия, считает, что философия 
  – это естественный человеческий разум, 
  усердно изучающий все дела Творца, чтобы 
  найти и сообщить бесхитростную правду 
  об их  порядке, причинах и следствиях. 
- Л.Фейербах, 
  немецкий философ первой половины XIX столетия,  
  указывает, что предметом философии является 
  исследование того, как объект жизненных 
  интересов превращается в мысленный предмет, 
  то есть знание о мире; поэтому философия 
  и рассматривалась в античную эпоху как 
  мать наук.
         Обобщив приведенные 
примеры, можно сделать следующие 
выводы:
  - Предметом 
  философии является  
  то общее, что присуще 
  миру в целом (природе, 
  обществу, человеку). 
  Это - законы возникновения, 
  развития и существования 
  всего сущего (бытия 
  в целом). 
- Цель 
  философии: на основе 
  понимания этого общего 
  знания сформировать 
  правильное решения 
  стоящих перед человеком 
  задач, а также понимание 
  своей собственной судьбы 
  с тем, чтобы  воплотить 
  их жизнь.
         Какой круг проблем 
охватывает философии? И какие основные 
разделы философского знания можно 
выделить? Их несколько:
  - Что есть 
  мир, то есть каковы его основы – предельно 
  общие принципы существования бытия и 
  его развития. Эти вопросы исследует онтология 
  (метафизика). Онтология (лат. ontos – 
  сущее) – учение о бытии как таковом; раздел 
  философии, изучающий фундаментальные 
  принципы бытия, наиболее общие сущности 
  и категории сущего. 
- Как, каким 
  способом можно познать мир? Этот раздел 
  философии называется гносеология 
  (эпистемология – раздел гносеологии; 
  лат. gnosis –знание; episteme – научное знание) 
  – теория познания. Гносеология – изучает  
  проблемы познавательной деятельности, 
  исследуя сущность познания, его  природу, 
  отношение знания к реальности, исследует 
  всеобщие предпосылки познания, выявляет 
  условия его достоверности и истинности, 
  а также возможности рассматривать познавательный 
  результат как объективное знание, отражающее 
  истинное положение вещей. 
- Что есть 
  Благо? Этот вопрос впервые поставил Сократ, 
  который стремился познать высшую Истину, 
  определяющую ценность и значимость для 
  человека окружающего его мира. Исследование 
  этой проблемы определило формирование 
  аксиологии. Аксиология 
  (лат. axios – ценность) – теория ценностей, 
  философское учение о природе ценностей, 
  их месте в реальности и структуре ценностного 
  мира, т.е. о связи различных ценностей 
  между собой, с социальными и культурными 
  факторами и структурой личности.
- Что представляет 
  собой деятельность человека? Исследование 
  этой проблемы определило формирование 
  праксиологии. Праксиология 
  (лат. praxis – опыт) исследует практическую 
  деятельность людей, которая является 
  условием и средством взаимосвязи человека 
  с окружающим его миром.
- Что есть 
  человек? Исследование этой проблемы определило 
  формирование философской антропологии. 
  Философская антропология (лат. antropos 
  – человек) – учение о человеке, его происхождении, 
  социальной сущности, его взаимоотношении 
  с природой и обществом.
- Что такое 
  общество? Исследование этой проблемы 
  определило формирование социальной философии. 
  Социальная философия (лат. socialis – общественный) 
  – учение о происхождении общества, его 
  структуре, закономерностях и механизмах, 
  формирования и развития.
      С 
развитием философии стали выделять 
такие разделы, как философия 
культуры, философия науки и техники 
и др. Важное место в системе 
философского знания занимает история 
философии, исследующая условия 
и причины возникновения философских 
идей и их воздействие на развитие 
человека и общества.
      Ответы 
на поставленные вопросы философы дают 
на основе анализа практической и 
познавательной деятельности, которая 
осуществляется в системе отношений 
человека с окружающим его миром. 
Можно выделить: 
  - систему практических 
  отношений  (отношение к природе, материально-производственные, 
  семейно–бытовые);
  - идеологические 
  отношения, определяющие формирование 
  различных форм общественного сознания 
  (политическое и правовое сознание, мораль, 
  искусство и другие); 
  - научно-познавательные 
  отношения;
- ценностные 
  (эстетические, этические) и другие. 
Все они 
диалектически взаимосвязаны и 
взаимообусловливают друг друга 
как части целого в целостной 
системы общественных отношений, совокупность 
которых и определяет общественная 
жизнь.
         Поскольку философия 
изучает отношения человека к 
миру, которые складываются в процессе 
осуществляемой людьми практической и 
познавательной деятельности, то исходными 
философскими понятиями являются понятия 
субъект и объект, необходимые для анализа 
социальной деятельности. Только через  
анализ деятельности, в ходе которой человек 
познает, преобразует и творит новый мир 
в соответствии со своими потребностями, 
можно определить его отношение к этому 
миру.  
      
Рисунок 1 Структура философии 
   
 
      Субъект 
(S) – носитель деятельности (отдельный 
индивид, социальная группа, класс, общество 
в целом) - тот, кто познает и творит. Производные 
от этого понятия – субъективность, субъективная; 
то, что характеризует субъекта – его 
желания, стремления, ценности. 
      Объект 
(О) – то, на что направлена познавательная 
и (или) преобразовательная активность 
субъекта; это та часть объективной реальности, 
которая существует независимо от субъекта 
и с которой субъект взаимодействует. 
      Субъект 
и объект, взаимодействуя друг с 
другом в рамках социальной практики, 
противостоят друг другу, но это противопоставление 
относительное. В процессе деятельности 
субъекта происходит их переход друг 
в друга: человек познает мир - 
объект субъективируется; а затем 
на основе обретенных знаний человек, 
осуществляя последующую деятельность, 
объективирует эти знания в результатах 
своего труда, то есть он творит некую 
новую реальность (материальную, например, 
технический объект, или идеальную, 
например, новые идеи, теории).
         Подводя итоги проделанному 
анализу можно сделать следующие 
выводы: философия позволяет человеческой 
мысли достичь наивысшего уровня 
обобщения, увидеть мир как целостную, 
объективно существующую и развивающуюся 
по своим законам систему, частью 
которой является сам человек, и 
определить отношение человека к 
этой системе. Это создает возможность, 
рассматривать философское знание 
в трех измерениях: 
  - Философия 
  есть предельно обобщенные 
  знания – результат духовной деятельности, 
  которые содержат в себе значительный 
  пласт научных знаний; опираясь на научные 
  знания (естественные и социально-гуманитарные 
  науки) философия и обретает способность 
  выявлять предельно общие закономерности 
  всего сущего: природы, общества, а также 
  человеческого мышления.
- Философия 
  – это форма общественного 
  сознания, охватывающая предельно общие 
  идеи, составляющие фундамент культуры; 
  поэтому она является фундаментом мировоззрения 
  и определяет отношения человека к миру. 
- Философия 
  – это методология познавательной 
  деятельности, выступающая в единстве 
  теории и методов познания; теория отвечает 
  на вопрос, что представляет собой мир 
  в котором живет и творит человек; метод  
  отвечает на вопрос, как познается  и преобразовывается 
  этот мир?
      Академик 
Н.М. Амосов писал в статье «Моё мировоззрение»: 
«Зачем человеку  мировоззрение? Чтобы 
понять мир, себя и может быть добиться 
немного счастья, управляя своими мыслями». 
[c.50-74]
      Так 
почему же мировоззрение позволяет 
человеку управлять своими мыслями 
и решать жизненно важные для него 
задачи? Мировоззрение 
– это предельно обобщенная  система 
взглядов человека на объективный мир 
и его место в этом мире. Оно выражает отношение 
человека к окружающей его действительности 
и самому себе как социально значимой 
личности, способной самостоятельно выстраивать 
свою жизнь и добиваться успеха. Мировоззрение 
человека определяет: 1) его убеждения, 
2) жизненные идеалы и устремления,  
3) принципы познания и деятельности, которыми 
он руководствуется в своей жизни, формируя 
свою судьбу. 
      Почему 
так велико воздействие мировоззрения 
на жизнь человека? Чтобы ответить 
на этот вопрос, проследим: 1) как складывается 
мировоззрение, 2) какова его структура, 
3) как оно работает, заставляя 
человека осуществлять определенные поступки, 
из которых складывается его жизнь.