Проблема
взаимосвязи философии с мифологией
и религией с одной стороны
и наукой с другой стороны, уходит
своими корнями в глубину тысячелетий.
Она была актуальной уже в античной
Греции в эпоху формирования первых
философских идей. Но особую значимость
приобрела эта проблема в наше
время. Об этом очень аргументировано
говорит Б.Рассел в своём исследовании
«История западной философии и её
связи с политическими и социальными
условиями от античности до наших
дней». Он пишет: «Философия является чем-то
промежуточным между теологией
и наукой. Подобно теологии, она
состоит в спекуляциях по поводу
предметов, относительно которых точное
знание оказывалось до сих пор
недостижимым; но, подобно науке, она
взывает скорее к человеческому
разуму, чем к авторитету, будь то
авторитет, традиции или откровения.
Все определенное знание, по моему
мнению, принадлежит науке; все догмы,
поскольку они выходят за пределы
определенного знания принадлежат
теологии. Но между теологией и
наукой имеется ничейная земля, открытая
для атак с обеих сторон. Эта
ничейная земля есть философия». Существует
целый ряд принципиальных вопросов,
на которые нет однозначного ответа,
например:
- Разделен
ли мир на дух и материю, а если да, то что
такое дух и что такое материя?
- Подчинен
ли дух материи, или он обладает независимыми
силами?
- Имеет ли
Вселенная какое-либо единство?
- Развивается
ли Вселенная по направлению к некоторой
цели?
- Действительно
ли существуют законы природы, или мы просто
верим в них, благодаря лишь присущей нам
склонности к порядку?
Можно
назвать еще целый ряд вопросов,
которые не имеют однозначного ответа,
однако теология всегда претендовала
на то, чтобы дать на эти вопросы
совершенно однозначные и определенные
ответы. Но в силу своей определенности
эти ответы находятся на подозрении
у науки. В тоже время все эти
вопросы обладают несомненной значимостью
для людей, а потому требуют правильных
ответов, поскольку именно правильные
ответы определяют характер и направленность
деятельности людей, смысл их жизни.
Поэтому исследовать эти вопросы
и дать на них достаточно убедительные
ответы должна философия. Философия
опирается на научные знания, но
использует их лишь в качестве фундамента
для формирования методологии познавательной
и творчески-созидательной деятельности
людей.
2.3
Объект и предмет
исследования философии
Что же изучает философия?
Объектом исследования
философии является
та духовная реальность,
которая формируется
в результате взаимодействия
человека с окружающим
его миром. Эта реальность исключительно
сложна и многообразна. Она включает: жизненный
опыт человека (жизненная мудрость), а
также разнообразные знания как естественно-научные
(знания о природе и человеке, как части
природы), так и социально-гуманитарные,
в которых обобщается знание о человеке
как о социальном существе, способном
формировать знания об окружающем
его мире и выстраивать свою жизнь в соответствии
со своими представлении о должном, правильном
и справедливом мире. Предмет исследования
философии уже. Предмет философии составляет
то предельно обобщенное знание, которое
отражает закономерности природного и
социального мира, обеспечивающие определенную
упорядоченность мироздания. Разные философы
определяли предмет философии по-разному.
- Платон указывает,
что предметом философии является
объективная сущность мира идей, порождающих
все сущее, а цели философии – постижение
этого высшего знания, что делает философа
равным Богу.
- Аристотель
считает, что предметом философии является
предельно общее знание о первопричине
каждой вещи, ее началах и конце. Это знание
позволяет понять сущность вещи, избавляет
от незнания, делает человека мудрым, т.е.
способным учить других.
- Гоббс, английский
философ XVII столетия, считает, что философия
– это естественный человеческий разум,
усердно изучающий все дела Творца, чтобы
найти и сообщить бесхитростную правду
об их порядке, причинах и следствиях.
- Л.Фейербах,
немецкий философ первой половины XIX столетия,
указывает, что предметом философии является
исследование того, как объект жизненных
интересов превращается в мысленный предмет,
то есть знание о мире; поэтому философия
и рассматривалась в античную эпоху как
мать наук.
Обобщив приведенные
примеры, можно сделать следующие
выводы:
- Предметом
философии является
то общее, что присуще
миру в целом (природе,
обществу, человеку).
Это - законы возникновения,
развития и существования
всего сущего (бытия
в целом).
- Цель
философии: на основе
понимания этого общего
знания сформировать
правильное решения
стоящих перед человеком
задач, а также понимание
своей собственной судьбы
с тем, чтобы воплотить
их жизнь.
Какой круг проблем
охватывает философии? И какие основные
разделы философского знания можно
выделить? Их несколько:
- Что есть
мир, то есть каковы его основы – предельно
общие принципы существования бытия и
его развития. Эти вопросы исследует онтология
(метафизика). Онтология (лат. ontos –
сущее) – учение о бытии как таковом; раздел
философии, изучающий фундаментальные
принципы бытия, наиболее общие сущности
и категории сущего.
- Как, каким
способом можно познать мир? Этот раздел
философии называется гносеология
(эпистемология – раздел гносеологии;
лат. gnosis –знание; episteme – научное знание)
– теория познания. Гносеология – изучает
проблемы познавательной деятельности,
исследуя сущность познания, его природу,
отношение знания к реальности, исследует
всеобщие предпосылки познания, выявляет
условия его достоверности и истинности,
а также возможности рассматривать познавательный
результат как объективное знание, отражающее
истинное положение вещей.
- Что есть
Благо? Этот вопрос впервые поставил Сократ,
который стремился познать высшую Истину,
определяющую ценность и значимость для
человека окружающего его мира. Исследование
этой проблемы определило формирование
аксиологии. Аксиология
(лат. axios – ценность) – теория ценностей,
философское учение о природе ценностей,
их месте в реальности и структуре ценностного
мира, т.е. о связи различных ценностей
между собой, с социальными и культурными
факторами и структурой личности.
- Что представляет
собой деятельность человека? Исследование
этой проблемы определило формирование
праксиологии. Праксиология
(лат. praxis – опыт) исследует практическую
деятельность людей, которая является
условием и средством взаимосвязи человека
с окружающим его миром.
- Что есть
человек? Исследование этой проблемы определило
формирование философской антропологии.
Философская антропология (лат. antropos
– человек) – учение о человеке, его происхождении,
социальной сущности, его взаимоотношении
с природой и обществом.
- Что такое
общество? Исследование этой проблемы
определило формирование социальной философии.
Социальная философия (лат. socialis – общественный)
– учение о происхождении общества, его
структуре, закономерностях и механизмах,
формирования и развития.
С
развитием философии стали выделять
такие разделы, как философия
культуры, философия науки и техники
и др. Важное место в системе
философского знания занимает история
философии, исследующая условия
и причины возникновения философских
идей и их воздействие на развитие
человека и общества.
Ответы
на поставленные вопросы философы дают
на основе анализа практической и
познавательной деятельности, которая
осуществляется в системе отношений
человека с окружающим его миром.
Можно выделить:
- систему практических
отношений (отношение к природе, материально-производственные,
семейно–бытовые);
- идеологические
отношения, определяющие формирование
различных форм общественного сознания
(политическое и правовое сознание, мораль,
искусство и другие);
- научно-познавательные
отношения;
- ценностные
(эстетические, этические) и другие.
Все они
диалектически взаимосвязаны и
взаимообусловливают друг друга
как части целого в целостной
системы общественных отношений, совокупность
которых и определяет общественная
жизнь.
Поскольку философия
изучает отношения человека к
миру, которые складываются в процессе
осуществляемой людьми практической и
познавательной деятельности, то исходными
философскими понятиями являются понятия
субъект и объект, необходимые для анализа
социальной деятельности. Только через
анализ деятельности, в ходе которой человек
познает, преобразует и творит новый мир
в соответствии со своими потребностями,
можно определить его отношение к этому
миру.
Рисунок 1 Структура философии
Субъект
(S) – носитель деятельности (отдельный
индивид, социальная группа, класс, общество
в целом) - тот, кто познает и творит. Производные
от этого понятия – субъективность, субъективная;
то, что характеризует субъекта – его
желания, стремления, ценности.
Объект
(О) – то, на что направлена познавательная
и (или) преобразовательная активность
субъекта; это та часть объективной реальности,
которая существует независимо от субъекта
и с которой субъект взаимодействует.
Субъект
и объект, взаимодействуя друг с
другом в рамках социальной практики,
противостоят друг другу, но это противопоставление
относительное. В процессе деятельности
субъекта происходит их переход друг
в друга: человек познает мир -
объект субъективируется; а затем
на основе обретенных знаний человек,
осуществляя последующую деятельность,
объективирует эти знания в результатах
своего труда, то есть он творит некую
новую реальность (материальную, например,
технический объект, или идеальную,
например, новые идеи, теории).
Подводя итоги проделанному
анализу можно сделать следующие
выводы: философия позволяет человеческой
мысли достичь наивысшего уровня
обобщения, увидеть мир как целостную,
объективно существующую и развивающуюся
по своим законам систему, частью
которой является сам человек, и
определить отношение человека к
этой системе. Это создает возможность,
рассматривать философское знание
в трех измерениях:
- Философия
есть предельно обобщенные
знания – результат духовной деятельности,
которые содержат в себе значительный
пласт научных знаний; опираясь на научные
знания (естественные и социально-гуманитарные
науки) философия и обретает способность
выявлять предельно общие закономерности
всего сущего: природы, общества, а также
человеческого мышления.
- Философия
– это форма общественного
сознания, охватывающая предельно общие
идеи, составляющие фундамент культуры;
поэтому она является фундаментом мировоззрения
и определяет отношения человека к миру.
- Философия
– это методология познавательной
деятельности, выступающая в единстве
теории и методов познания; теория отвечает
на вопрос, что представляет собой мир
в котором живет и творит человек; метод
отвечает на вопрос, как познается и преобразовывается
этот мир?
Академик
Н.М. Амосов писал в статье «Моё мировоззрение»:
«Зачем человеку мировоззрение? Чтобы
понять мир, себя и может быть добиться
немного счастья, управляя своими мыслями».
[c.50-74]
Так
почему же мировоззрение позволяет
человеку управлять своими мыслями
и решать жизненно важные для него
задачи? Мировоззрение
– это предельно обобщенная система
взглядов человека на объективный мир
и его место в этом мире. Оно выражает отношение
человека к окружающей его действительности
и самому себе как социально значимой
личности, способной самостоятельно выстраивать
свою жизнь и добиваться успеха. Мировоззрение
человека определяет: 1) его убеждения,
2) жизненные идеалы и устремления,
3) принципы познания и деятельности, которыми
он руководствуется в своей жизни, формируя
свою судьбу.
Почему
так велико воздействие мировоззрения
на жизнь человека? Чтобы ответить
на этот вопрос, проследим: 1) как складывается
мировоззрение, 2) какова его структура,
3) как оно работает, заставляя
человека осуществлять определенные поступки,
из которых складывается его жизнь.