Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций
Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.
Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).
Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность.
Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая
Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, чело¬веческое «я».
Гилозоизм — философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древ¬ности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.
Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.
Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается твор¬цом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.
Космология — учение об устройстве мира, т.е. мира такого, каким он существует в настоящее время.
Агностицизм — течение в философии, в котором мир признается в принципе не познаваемым.
Рационализм (от латинского «ratio» — разум) — направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием по-знания, а также критерием истины.
Релятивизм (от лат. «relativus» — относительный) — направле¬ние в философии, возводящее в принцип относительность всякого зна¬ния, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее ка¬кую-либо возможность достижения объективной истины.
Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессоз-нательный) — направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него.
Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство) — направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.
История Философии
. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян
Конфуцианство (Confucianism)
Основоположником
Основные труды. Главным объектом
изучения в школе Конфу¬ция были
«шесть канонов», т.е. шесть древних
книг, которые составля¬ли основу
обучения знати, а позднее вошли
в канон конфуцианской ли¬
1) «И цзин» («Книга перемен» — гадательная книга); 2) «Ши цзин» («Книга песен»); 3) «Шу цзин» («Книга документов»); 4) «Ли цзи» («Записи о ритуале»); 5) «Юэ цзин» («Книга музыки» — не сохранилась как самостоя¬тельное произведение); 6) «Чунь-цу» («Анналы Весен и Осеней» — хроника царства Лу, на-чинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом смерти Конфуция).
Философские воззрения. Философствование как комментирование. Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я пере¬даю, а не создаю» («Лунь Юй»). Но, передавая традиционные учения и идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с собственными воззрениями и нравственными установками. Манера создания новой интерпретации при передаче и комментировании старых учений была унаследована конфуцианцами и стала для них традицион¬ной: основной корпус конфуцианских сочинений представляет собой комментарии к более древним текстам.
Он считал, что для восстановления порядка в мире (как в обществе, так и в природе) прежде всего необходимо исправление имен, т.е. изменение вещей в соответствии с их названиями. Этико-философское учение. Конфуция мало интересовали натур-философские проблемы типа происхождения и устройства мира (как земного, так и небесного). Конфуцианство представляет собой прежде всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает разработанная Конфуцием концепция «благородного мужа»
Даосизм (Taoism)
Биографические сведения. Основоположником даосизма счита¬ется Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок»), который по преданию был старшим современником Конфуция.
Основные труды. Лао Цзы. «Дао-Дэ-цзин» («Книга о Дао и Дэ»); Чжуан Цзы. «Чжуан Цзы» («Книга учителя Чжуан»); Ле Цзы. «Ле Цзы» («Книга учителя Ле»).
Философские воззрения. Центральное место в даосизме занимают проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое распространение в китайской культуре и различную трактовку в философских учениях, в том числе даже внутри даосизма.
Учение о Дао и Дэ в «Дао-Дэ-цзин».
В «Дао-Дэ-цзин» Дао понимается прежде всего как Великий Путь, которым следует Вселенная, или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстанция, т.е. основа и носитель этого закона.
Отсюда Дао может пониматься как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао прису¬ща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао себя проявляет.
Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.
Человек «Человек следует (законам) Земли,
↑
Земля Земля следует (законам) Неба,
↑
Небо Небо следует (законам) Дао,
↑
Дао а Дао следует самому себе».
Учение о познании. В «Дао-Дэ-цзин» утверждается, что знание Дао доступно не всем людям, а только совершенномудрым. Это люди, лишен¬ные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в мол¬чании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает».
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах. Веды формировались во второй половине II — начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме1.
Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только на ведах — миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед при¬знают еще и иные источники знания: ньяя, Вайшешика, санкхья и йога.
Неортодоксальными называются те школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источ¬никах; это буддизм, джайнизм и Чарвака.
Ортодоксальные школыъ
Основные труды.
Джаймини. «Миманса-сутра», или «Джаймини-сутра» (ок. 200 г. до н.э.).
Философские воззрения.
Отношение к ведам. Первоначальной целью мимансы было рациональное обоснование традиционного ведического ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и соверша¬лись жертвоприношения богам. Как и для всех ортодоксальных школ индийской философии, для мимансы характерна вера в святость и непогрешимость вед. Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно только узнать, но не создать. Онтология Физический, чувственно воспринимаемый мир реаль¬но существует. Но этот мир не является результатом деятельности Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из ма¬терии в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон бытия. Учение о душе и о познании. Душа является бессмертной, вечной, субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение ведических обрядов было бы бессмысленно.
Сознание возникает в душе только тогда, когда душа соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами позна¬ния. Душа, освободившаяся от тела, обладает не реальным сознанием, а только возможностью сознания.
. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Мифология XVIII—IX вв. до н.э. Мифы доолимпийского и олимпийского периодов
Предфилософия IX—VII вв. до н.э. Труды Гомера, Гесиода, орфи¬ков, афоризмы (гномы) семи легендарных мудрецов
Философия с VI в. до н.э. Начиная с учения Фалеса1
Период Время
Ранний период греческой философии VII в. до н.э. — сер. V в. до н.э.
Классический период греческой философии втор. пол. V — нач. IV в. до н.э.
Эллинистический период2 греко-римской философии втор. пол. IV в. до н.э. — 529 г. н.э.
Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, долго сохраняла с ней связьБольшинство философов раннего периода первоначалом бытия считали одну или несколько стихий, но при этом стихия-первоначало часто считалась одушевленной (например, Вода у Фалеса), а иногда даже и разумной (например, у Гераклита таким считается Огонь-Ло¬гос).
3.1. Милетская школа (Miletus Philosophy)
Первой философской школой Древней
Греции стала Милетская школа. Милет
— город в Ионии (западный район
Малой Азии), нахо¬дящийся на перекрестке
дорог между Западом и
Фалес (ок. 625—547 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, которого многие ав¬торы называют первым философом Древней Греции.
Основные труды.
«О началах», «О солнцестоянии», «О равнодей¬ствии», «Морская астрология» — ни одна из работ не сохранилась.
Философские воззрения. Первоначало.
Фалес был стихийным Материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода — разумна и
68
«божественна». Мир полон богов, все существующее является одушев-ленным (гилозоизм); именно боги и души — источники движения и самодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притя¬гивает железо.
Космология и космогония. Все возникло из воды, из нее все начи¬нается и в нее все возвращается. Земля — плоская и плавает на воде. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.
Божеством космоса является разум (логос) — сын Зевса.
Анаксимандр (ок. 610— 546 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, ученик Фа¬леса. Некоторые авторы именно Анаксимандра, а не Фалеса называли первым философом Древней Греции. Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со¬ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы (гло¬бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии. Первоосновой мира Анаксимандр считал апейрон — вечное («не знающее старости»), неопределенное и беспредельное материальное начало. все существующее в мире происходит из единого (апейрона). С какой неизбежностью произошло возникновение мира, с такой произойдет и его гибель. Выделение противоположностей из апейрона Анаксимандр называет неправдой, несправедливостью; воз¬ращение к единому — правдой, справедливостью. Происхождение жизни и человека.
Живое зародилось под воздей¬ствием небесного огня из ила — на границе моря и суши. Первые жи¬вые существа жили в воде, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросив с себя чешую. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри огромных рыб, потом первочеловек вышел на сушу.
Анаксимен (ок. 588-525 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Занимался физикой, астрономией, ме¬теорологией.
Основные труды.
«О природе» — работа не сохранилась.
Философские воззрения. Первоначало.
Анаксимен, так же как Фалес и Анаксимандр, был стихийным материалистом. Он не смог при¬нять такую абстрактную сущность, как апейрон Анаксимандра, и в ка¬честве первоначала всего сущего выбрал воздух — самую бескачественную и неопределенную из четырех стихий.
Космогония и космология.
По Анаксимену, все возникает из возду¬ха: «он есть источник возникновения (всего), что существует, существо¬вало и будет существовать, (в том числе) и богов и божеств, остальные же (вещи) (возникают по его учению) из того, что произошло из воздуха»
. Эфесская школа
Гераклит (ок. 544—480 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфес¬ский. Гераклит — стихийный материалист и основоположник диалектики1.
Основные труды.
«О природе» — сохранилось около 130 фраг¬ментов.
Философские воззрения. Первоначало.
Первоначалом всего су¬щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая».
Диалектика.
Принципиальная особенность
Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и, наоборот, «душам смерть — воде
Пифагореизм — это философское течение, основоположником которо-го был Пифагор, дальнейшее же развитие было связано с деятельностью Пифагорейского союза. Пифагор (ок. 580—500 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Родился на о. Философские воззрения. Первоначало.
Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа (имеются в виду целые натураль¬ные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию. Пифагор вслед за орфиками верил в переселение душ (метемпсихоз).
Космология. В центре мира находится Земля (геоцентризм), все не-бесные тела движутся в Эфире вокруг Земли. Каждая планета, двигаясь в Эфире, производит монотонный звук определенной высоты, совместно эти звуки создают мелодию («музыку небесных сфер»), которую могут слышать люди с особо тонким слухом, например, как Пифагор.