Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций
Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.
. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Эллинистический период античной философии охватывает огром¬ный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникнове¬ния «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Алек¬сандром Македонским) и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие фило-софских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неопла¬тонизм, перипатетизм и т.д.), а с другой — на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (ки¬низм, стоицизм, скептицизм и т.д.). Центральное место в большинстве философских учений эпохи эл-линизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще все¬го понималась как обретение счастья, что возможно только при долж¬ном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе).
Скептицизм (Scepticisme)
Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скеп-сис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колеба¬ние». Скептицизм — это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основополож-ником античного скептицизма считается Пиррон; виднейший пред¬ставитель скептицизма в римской философии — Секст Эмпирик Биографические сведения. Время жизни — 360— 270 гг. до н.э.; родился в г. Элида. Учился у софиста Брисона; наибольшее влияние на Пиррона оказал муд¬рец Анаксарх (друг Александра Македонского). Они оба участвовали в походе Александра и дошли до Индии, где Пиррон общался с индийскими философами. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса.
1. Что есть то, что нас окружает?
2. Как мы должны к этому окружающему относиться?
3. Что следует из должного отношения?
Ответ на первый вопрос. Рассматривая
всю предшествующую ему философию,
Пиррон вполне справедливо указывает,
что различные мудрецы по-
Биографические сведения. Примерное
время жиз¬ни — вторая пол. II —
нач. III вв. Известные нам досто¬верные
факты его биографии
Стоицизм (Stoicism)
Название школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые сто¬ики. Школа была основана ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона.
Название периода Время
Древняя Стоя III—II вв. до н.э. Зенон, Клеанф, Хрисипп
Средняя Стоя II—I вв. до н.э. Панетий, Посидоний
Поздняя Стоя I—II вв. н.э. Сенека, Марк Аврелий
Логика и гносеология. Стоики опирались на аристотелевскую ло¬гику, обогатив ее своими исследованиями в области языка.Источник любого знания — ощущения. Накапливаясь в нашей па¬мяти, ощущения и восприятия позволяют нам сравнивать черты сход¬ства и различия объектов, выделять их существенные признаки и тем самым образовывать понятия. Отсюда понятия (общее) не имеют са¬мостоятельного существования вне ума, реально существуют только единичные вещи. Антропология. Человек, как и весь космос, состоит из четырех сти¬хий: тело — из Земли и Воды, а душа — из Воздуха и Огня (пневмы). Огненная часть души — разум — есть часть мирового разума, а душа — часть мировой души. Душа смертна, но души мудрецов могут существовать после смерти тела до очередного мирового пожара.Этика. Конечная цель человеческой жизни — счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец, Достигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе, Жизнь которого и душевное состояние не зависят от внешних обстоя¬тельств (примером такого мудреца считался Сократ). Стоики разрабо¬тали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зла и тем самым играющих роль теодицеи1 — оправдания Бога.
Эпикуреизм
Эпикуреизм — философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура Эпикур делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура — канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения», — говорил Эпикур, отсюда необходимость изучения природы.
Физика. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество ато¬мов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозри¬мо. Атомы различаются не только по форме, размерам и положению (как это было у Демокрита), но еще и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз. Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но ато¬мы вечны и неизменны.
Количество миров бесконечно, одни из них сходны с нашим, дру¬гие — нет. Гносеология (каноника). От всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения.Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа «разлита» по всему телу, то ощуще¬ния вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Па¬мять есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мыс¬ленном сравнении одного образа с другими. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее — именно так образуются понятия. Атеизм. Эпикур не отрицал существование богов, но утверждал, что они существуют в межмировом пространстве, где наслаждаются блаженством и не вмешиваются в дела людей, так как любое вмеша¬тельство нарушило бы их безмятежное состояние. Вера в богов воз¬никла из-за страха человека перед непонятными ему силами природы и неумения объяснить их, кроме того — из-за страха перед наказанием в загробном мире. Знание подлинного устройства мира, природы богов и того, что душа смертна, позволяет обойтись без религии. Этика. Высшее благо в жизни — наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия!). Лучшее средство для этого — самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, мак¬симальная независимость от внешних условий, отказ от не необходи¬мых желаний.
Естественные и необходимые Простая еда, питье, одежда и т.п. Дружба, занятия науками Необходимо удовлетворять
Естественные, но не необходимые Половая жизнь Удовлетворять умеренно
Не естественные и не необходимые Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет, слава Полный отказ
Кинизм (Cynicism)
Название школы произошло от названия холма в Афинах и рас-положенном на нем гимнасии1 «Киносарг» («Зоркий пес» или «Бе¬лая собака»), где занимались первые киники («кюникос» — «соба¬чий»), отсюда названия кинизма — «собачья философия», Философские воззрения. Киники не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их фи-лософия — философия отщепенцев1, которые сознательно ставили се¬бя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы пове¬дения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей. Отношение к богам. Киники не отрицали существование богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою не-зависимость. Кинический образ жизни. Киники вели очень простой образ жизни, ходили босиком, носили «кинический плащ» из грубой ткани, надевае¬мый на голое тело. Диоген одно время жил в бочке (или глиняном со¬суде); приучая себя к отказам, просил подаяние у статуй.
Академия (Academy), или платонизм (platonism)
Академия была основана Платоном ок. 387 г. до н.э. и просу-ществовала почти тысячу лет.
В 86 г. до н.э. при осаде Афин римлянами (во главе с Суллой) были разрушены помещения Академии, уничтожена библиотека и вырублены садыПлатон основал Академию как союз единомышленников (напоми-навший пифагорейский союз). Во главе Академии стоял схоларх1, из-бираемый из членов Академии. Первым схолархом был сам Платон, пробывший на этой должности до конца жизни.
Образ жизни. Вступая в Академию, ее члены давали клятву о воз-держании от плотской любви2, от мясоедения, об ограничении сна. Сво¬им главным делом академики считали занятия наукой.
Научные исследования. В Академии шла активная работа над целым рядом наук: философией, математикой, астрономией, физикой,
1 Схоларх — руководитель школы (схолы).
2 Отсюда происходит выражение «платоническая любовь», т.е. чисто духовная.
119
этикой и т.п. Особо важную роль играли занятия математикой, о чем свидетельствует и надпись над входом в Академию: «Негеометр да не войдет!». При этом для Древней Академии характерна была мистиче¬ская трактовка чисел (в духе пифагореизма).
Неоплатонизм (Neoplatonism)
Основоположником
Единое = Благо, как говорит Плотин, «не ведает ни в чем недостатка, довлеет самому себе, ни в чем не нуждается». Единое вневременно, ни к чему не стремится, находится в состоянии вечного покоя. Оно знает само себя, но без процесса познания, так как для него нет перехода от незнания к знанию.Единое = Благо Плотин сравнивает с Солнцем. И как от Солнца исхо-дит свет, так от Единого = Блага исходит эманация (истечение, из¬лучение), порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи (понятия). Таким образом, Ум, с одной стороны, множественен, так как содержит мно¬жество всех идей, а с другой стороны, един. Ум существует вне времени. Он познает сам себя и, мысля свое содержание — идеи, он тем самым творит их. Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время, и сама существует во време¬ни. Мировая душа — связующее звено между сверхчувственным и чувственным миром, хотя сама она бестелесна.
6.4. Гностицизм (Gnosticism)
Термин «гностицизм» происходит от древнегреческого «гносис», что означает «познание», «знание».
Для гностицизма характерно стремление к синтезу различных религий и философских учений. Возник гностицизм в I в. в Сирии или в Александрии; во II в. получил широкое распространение и соперничал с христианством. Различают гностицизм: христианский, языческий, се¬митско-вавилонский (мандеизм).
Для гностицизма в целом характерно представление о едином бо-жественном начале, из которого посредством ряда эманаций возникает иерархически организованный мир. Иногда в качестве второго перво¬начала (дуализм) предполагается существование материи = мрака (хаоса), являющейся антиподом Бога. И в том, и в другом случае мир рассматривается как предельно удаленный от Бога. Если в неоплато¬низме промежуточные сущности соединяют Единое и материю, то в гностицизме — разъединяют.Христианский гностицизм.
Крупнейшими представителями христианского гностицизма являются Валентин, Василид и Федот. У Василида ветхозаветный бог Ягве оказывается всего лишь главой ан¬гелов низшего видимого неба (схема 39). Он же творец (демиург) на¬шего мира, созданного из небесного света и материи (= мрака = корня зла). Человек есть существо темного мира, но некоторые люди (пнев-матики) обладают душами, принадлежащими надкосмической сфере.
Гносеология. Познание человеком своего внутреннего «я» позво¬ляет преодолеть свою расщепленность и восстановить внутреннее единство с небесной сферой. Для этого необходимо обладать гноси¬сом, но это присуще лишь немногим людям.
Сущность гносиса (по Федоту) может быть понята из ответов на следующие вопросы: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и возрожде¬ние?».
Приход на землю Христа служил для того, чтобы пневматики могли бы быстрее и эффективнее обрести гносис, и духовные души могли бы вернуться на небо, освободившись от плена материи.
Судьба учения. Гностицизм сыграл особо важную роль в появле¬нии и развитии различных дуалистических учений и ересей (богомилы, катары и др.). Понятие гносиса вошло в учение Климента Александ¬рийского, Оригена и др. Оказал свое влияние гностицизм и на герме¬тизм эпохи Возрождения. В Новое время гностические мотивы и идеи можно обнаружить в философии Шеллинга, Гегеля, Соловьева, Бердяе¬ва, а также в теософии.
Патристика (Patristics)
Термин происходит от латинского «pater» — «отец». Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так назы¬ваемых отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирую¬щую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики — III—VIII вв.
Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовы¬вались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочи¬нениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Все¬ленских. Окончательное решение этих вопросов принималось именно на Вселенских соборах1.
Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
• троичность Бога и соотношение
между божественными ипостася¬
• природа Христа — божественная, человеческая или богоче¬ловеческая (христологическая проблема);
• соотношение свободы и
• отношение веры и разума.
В истории патристики выделяют два периода: раннюю (II—III вв.) и зрелую (III—VIII вв.). К ранней патристике принято относить и тех философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полнос¬тью и чьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарий-
1 И католическая, и православная церкви признают в качестве Вселенских семь со¬боров IV—IX вв., но католическая церковь считает Вселенскими и еще ряд соборов как этого же периода, так и более поздниский). Они считаются лишь церковными писателями, а не отцами церкви.