Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций
Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.
«Вещь-для-нас» — это образ (явление) объекта внешнего мира (или всего мира в целом), существующий в нашем сознании.
Вещь-в-себе есть трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта, поскольку в опыте и в тео¬ретическом познании, осмысляющем опыт, мы всегда имеем дело лишь с явлением (вещью-для-нас).
Хотя внешний мир и объекты
в нем («вещь-в-себе») есть источник
чувственных данных, он, по Канту, в
принципе не познаваем ни с помо¬щью
чувств, ни с помощью рассудка, поэтому
Канта можно назвать
Центральная проблема чистого разума. Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях). А все суждения можно поделить, с одной стороны, на аналитические и синте¬тические, а с другой — на априорные и апостериорные.
Аналитические суждения — это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте. Например: «Все тела имеют протяжен¬ность». Это суждение является аналитическим, поскольку в понятие (материального) тела заведомо входит свойство «быть протяженным»1, и никакой непротяженный объект нельзя считать телом. Аналитичес¬кие суждения — тавтологии, они не дают нам никакой новой информа¬ции об объекте.
Синтетические суждения — это такие
суждения, где-то, что утверждается
о некотором объекте, не содержится
в понятии об этом объекте. Например:
«Некоторые лебеди — черные». Это
сужде¬ние является синтетическим,
поскольку признак «быть
В аналитических суждениях то, что утверждается об объекте, логи¬чески выводимо из понятия об этом объекте; в синтетических сужде¬ниях то, что утверждается об объекте, как бы присоединяется к поня¬тию этого объекта, синтезируется с ним.
1 Протяженность со времен
370
Априорные суждения — это до- и внеопытные суждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и не зависящие от него.
Апостериорные суждения — это послеопытные суждения, т.е. высказанные после того, как мы что-то узнали на своем опы¬те, и описывающие это опытное знание.
Априорными являются все аналитические суждения; а, например, суждение «Некоторые лебеди — черные», высказанное после откры¬тия Австралии, является апостериорным.
Деление всех суждений сразу по двум этим основаниям позволяет нам выделить четыре возможных типа суждений.
Таблица 79. Виды суждений
Виды Аналитические
Априорные 1) аналитические и априорные 3) синтетические и априорные
Апостериорные 2) аналитические и апостериорные 4) синтетические и апостериорные
Однако, по Канту, аналитические апостериорные суждения (2) не-возможны, так как аналитические суждения вообще не зависят от опы¬та, а значит, всегда являются только априорными (1). (Обращение к опыту не имеет никакого смысла, если то, что утверждается об объекте, содержится в самом понятии этого объекта.)
Существование синтетических апостериорных суждений (4) не вы-зывает сомнений и не представляет проблем: мы на опыте узнаем что-то о некотором объекте и после этого утверждаем, что данный объект обладает некоторым свойством, которое не следует логически из имею¬щегося у нас понятия об этом объекте. Так, из понятия «лебедь» не следует, какого цвета могут быть лебеди. До открытия Австралии опыт европейцев говорил о существовании только белых лебедей, после от¬крытия Австралии европейцы узнали, что бывают и черные лебеди.
Но возможны ли синтетические априорные суждения (3), в которых мы до получения соответствующего опыта и независимо от него при¬соединяем к понятию об объекте некоторые свойства, не выводимые логически из этого понятия?
Синтетические априорные суждения не только существуют, но и играют важнейшую роль в познании: ими являются почти все законы науки. Например, когда мы говорим, что между любыми двумя телами
371
действует сила притяжения, прямо пропорциональная их массе и об-ратно пропорциональная квадрату расстояния (закон всемирного тяго¬тения), мы утверждаем, что этот закон действует между всеми телами. С одной стороны, свойство притяжения не входит в понятие тела и не может быть логически выведено из него, следовательно, это суждение синтетическое; а с другой стороны, наш человеческий опыт ограничен и не охватывает свойства всех существующих тел, следовательно, это суждение априорное. Но такую же форму всеобщности и необходимо¬сти имеют и все другие законы науки.
Отсюда следует постановка центральной
проблемы философии Канта, вокруг которой
разворачивается анализ всех остальных
про¬блем чистого разума: как возможны
синтетические априорные
Различая три основных сферы знания, Кант конкретизирует этот вопрос: как возможны синтетические априорные суждения в матема¬тике? В теоретическом естествознании? В метафизике?1
Кант различает у человека познавательные способности трех ти¬пов — чувственность, рассудок, разум, — каждый из которых он считает основным в соответствующей сфере знания (табл. 80).
Таблица 80. Познавательные способности человека
Вид познаватель-ной способности Характеристика
Чувственность Способность к ощущениям, чувственным созерцаниям Математика (арифметика и геометрия)
Рассудок Способность к понятиям и суждениям Теоретическое естествознание
Разум Способность к умозаключениям, доводящим до «идей» Метафизика
Как возможны синтетические априорные суждения в матема¬тике? Под математикой Кант понимал только арифметику и геомет¬рию2, поэтому данный вопрос ставился только для них. Элементы ма-
1 По сути дела Кант по-новому ставит и по-новому решает старую философскую проблему: откуда берутся законы науки как утверждения о свойствах, необходимо при¬сущих всем существующим объектам (схема 122)?
2 Хотя в это время уже существовало дифференциальное и интегральное исчисле¬ние, аналитическая геометрия и т.п.
372
тематического знания (геометрические
фигуры и числа) он считал не понятиями,
а чувственными созерцаниями или
наглядными представ¬лениями, основанными
на чувственном созерцании либо пространства
(в геометрии) либо времени (в арифметике)1.
При этом пространство и время
он не считал объективно существующими
самостоятельными сущностями (как абсолютное
пространство и время в ньютоновской
традиции) или свойствами материальных
тел (как относительное про¬
По Канту, пространство — это априорная форма внешнего чув-ственного созерцания, т.е. это врожденный для человека способ орга¬низации и восприятия чувственных впечатлений, получаемых от объектов внешнего мира2. Мы не знаем, как устроены объекты внешне¬го мира и отношения между ними (это все «вещь-в-себе»). Но, когда наши органы чувств получают какие-то ощущения из внешнего мира, уже на уровне чувственного познания эти ощущения за счет априор¬ной формы внешнего восприятия — пространства — организуются так, что нам представляется, будто объекты расположены в простран¬стве определенным образом один относительно другого и что эти объекты сами имеют определенные пространственные характеристики (длину, ширину, глубину). Аналогично, время, — это априорная форма внутреннего чувственного созерцания.
Сам синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, из объективно существующего мира, с формой внешнего (пространство) или внутреннего (время) чувственного созерцания, присущего субъекту — человеку, называется у Канта трансцендентальной3 апперцепциейТеоретическое естествознание есть область действия рассудка. Рассудку присущи 12 категорий (единство, мно¬жество, цельность, реальность, субстанция, причинность и т.д.) как чис¬тых априорных понятий. Все эти категории принадлежат самому рас¬судку, а не изучаемым объектам. В процессе познания происходит со¬единение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка. Так, законы естествознания получают форму всеобщих и необходимых, т.е. синтетических априорных, суждений. Важнейшей предпосылкой такого синтеза является единство нашего сознания. Оно выражается прежде всего в том, что любые природные объекты рассудок мыслит как подчиняющиеся трем законам, принадлежащим опять-таки самому рассудку, а не объектам внешнего мира, а именно: закону сохранения субстанции, закону причинности, закону взаимодействия субстанций.
Таким образом, теоретическое естествознание конструирует карти¬ну мира («вещь-для-нас»), исходя из форм и законов рассудка, а не при¬родных объектов. Поэтому «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас» не тожде¬ственны. Природные объекты сами по себе («вещь-в-себе») остаются нам неизвестными и непознанными.
Как возможны синтетические априорные
суждения в метафи¬зике? Метафизика
(теоретическая философия) есть область
действия разума. Кант понимает разум
как способность к
374
обусловлено, то идеи есть то, что не может быть воспринято чувствами в опыте. Разум образует три идеи:
• идею о душе как безусловной целокупности всех обусловленных психических явлений;
• идею о мире как безусловной целокупности бесконечного ряда причинно обусловленных явлений (причин и следствий);
• идею о Боге как безусловной причине всех обусловленных явле¬ний.
В своем опыте мы всегда имеем дело только с обусловленными яв-лениями, поэтому возможными являются только:
• психология как наука об обусловленных психических явлениях, а не о душе как безусловной целокупности всех обусловленных психи¬ческих явлений;
• естественные науки об обусловленных и отдельных явлениях, про-исходящих в мире, но не о мире как безусловном целом (это последнее доказывается, в частности, антиномиями чистого разума: попытки мыс¬лить мир как единое целое приводят нас к противоречиям — табл. 81).
Невозможна наука о Боге как безусловной причине всех обуслов-ленных явлений. Существование Бога — это проблема веры, а не разу-
375
ма. В сфере же теоретического разума существование Бога не может быть доказано, а все ранее известные средневековые доказательства (пять доказательств Фомы Аквинского) могут быть опровергнуты, что и делает Кант.
Этика. Проблемы этики (должного человеческого поведения) и существования Бога анализируются Кантом прежде всего в работе «Критика практического разума». Учение о «чистом разуме» оказыва¬ется при этом теоретическим фундаментом, необходимым для построе¬ния и обоснования «практического разума».
К центральным проблемам этики Канта (как и всей этики эпохи Просвещения) относятся проблемы свободы и необходимости. Чело¬век, с одной стороны, есть всего лишь одно из «явлений» («вещей-для-нас») в мире природы и, как и любое явление, подчинен необходимости, господствующей в мире явлений. Но, с другой стороны, человек при¬надлежит к числу умопостигаемых «вещей-в-себе», есть субъект нрав¬ственного сознания и потому свободен. Отсюда человек выступает как необходимая сущность (явление) в одном отношении и как свободная сущность («вещь-в-себе») — в другом.
Следуя Руссо, Кант утверждает, что каждый человек, каждая лич¬ность является самоцелью. Поэтому личность не может быть сред¬ством при решении любых задач, даже задач по достижению всеобще¬го блата. Отсюда следует кантовский категорический императив, имеющий две формулировки:
• «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь кото¬рой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»1;
• «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не от¬носился бы к нему только как к средству»2.
Но даже следуя категорическому императиву в своем поведении, человек может это делать по двум причинам:
а) во-первых, в силу эмпирической склонности вести себя нрав¬ственно (например, вы сидите в автобусе, увидели вошедшую старушку, пожалели ее и уступили ей место);
б) во-вторых, в силу осознания нравственного долга (например, вы уступаете старушке место не из желания помочь, а потому, что, даже не желая вставать, вы осознаете необходимость вести себя именно так: ведь правила вашего личного поведения должны быть такими, чтобы могли стать законом для всех).
Фихте (Fichte)
Биографические сведения. Иоганн Готлиб
Фихте (1762—1814) — немецкий общественный
деятель и философ. Родился в
крестьянской се¬мье, благодаря помощи
барона фон Милицу поступил в гимназию,
а окон¬чив ее, в 1780 г. — на теологический
факультет Йенского университета. В
1792 г. под влиянием работ Канта
написал «Опыт критики
В творчестве Фихте выделяются два основных периода — до и пос¬ле 1800 г. В первый период философия Фихте ближе к субъективно¬му идеализму, во второй — к объективному идеализму.
Основные труды. «Опыт критики всяческого откровения» (1792), «Основы общего наукоучения» (первая версия опубликована в 1794 г., доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни Фихте, известно более 15 ее редакций), «Рассуждения о назначении ученого» (1794), «Основы естественного права» (1796), «Система уче¬ния о нравственности» (1798), «Назначение человека» (1800), «Основ¬ные черты настоящей эпохи» (1806), «Путь к жизни блаженной» (1806), «Речи к немецкой нации» (1808).