Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций

Краткое описание

Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 114.97 Кб (Скачать)

«Вещь-для-нас» — это образ (явление) объекта внешнего мира (или всего  мира в целом), существующий в нашем  сознании.

Вещь-в-себе есть трансцендентная  сущность, т.е. находящаяся за пределами  нашего возможного опыта, поскольку  в опыте и в тео¬ретическом познании, осмысляющем опыт, мы всегда имеем дело лишь с явлением (вещью-для-нас).

Хотя внешний мир и объекты  в нем («вещь-в-себе») есть источник чувственных данных, он, по Канту, в  принципе не познаваем ни с помо¬щью чувств, ни с помощью рассудка, поэтому  Канта можно назвать агностиком. За пределами чувственного опыта  и рассудочного позна¬ния существуют, по Канту, еще такие вещи-в-себе, как  Бог, бессмертие и свобода. Кант считает  их умопостигаемыми сущностями и  предметом разума, но при этом не постижимыми для ума. Это Подтверждает тезис об агностицизме Канта.

Центральная проблема чистого разума. Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях). А все суждения можно поделить, с одной стороны, на аналитические и синте¬тические, а с другой — на априорные и апостериорные.

Аналитические суждения — это такие  суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте. Например: «Все тела имеют протяжен¬ность». Это суждение является аналитическим, поскольку в понятие (материального) тела заведомо входит свойство «быть  протяженным»1, и никакой непротяженный  объект нельзя считать телом. Аналитичес¬кие суждения — тавтологии, они не дают нам никакой новой информа¬ции  об объекте.

Синтетические суждения — это такие  суждения, где-то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте. Например: «Некоторые лебеди — черные». Это  сужде¬ние является синтетическим, поскольку признак «быть черным»  не входит в понятие «лебедь».

В аналитических суждениях то, что  утверждается об объекте, логи¬чески выводимо из понятия об этом объекте; в синтетических  сужде¬ниях то, что утверждается об объекте, как бы присоединяется к  поня¬тию этого объекта, синтезируется  с ним.

1 Протяженность со времен Декарта  считалась главным свойством  материи.

370

Априорные суждения — это до- и внеопытные суждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и не зависящие от него.

Апостериорные суждения — это послеопытные суждения, т.е. высказанные после  того, как мы что-то узнали на своем  опы¬те, и описывающие это опытное  знание.

Априорными являются все аналитические  суждения; а, например, суждение «Некоторые лебеди — черные», высказанное после  откры¬тия Австралии, является апостериорным.

Деление всех суждений сразу по двум этим основаниям позволяет нам выделить четыре возможных типа суждений.

Таблица 79. Виды суждений

Виды Аналитические Синтетические

Априорные 1) аналитические и априорные 3) синтетические и априорные

Апостериорные 2) аналитические и апостериорные 4) синтетические и апостериорные

Однако, по Канту, аналитические апостериорные  суждения (2) не-возможны, так как аналитические суждения вообще не зависят от опы¬та, а значит, всегда являются только априорными (1). (Обращение к опыту не имеет никакого смысла, если то, что утверждается об объекте, содержится в самом понятии этого объекта.)

Существование синтетических апостериорных  суждений (4) не вы-зывает сомнений и не представляет проблем: мы на опыте узнаем что-то о некотором объекте и после этого утверждаем, что данный объект обладает некоторым свойством, которое не следует логически из имею¬щегося у нас понятия об этом объекте. Так, из понятия «лебедь» не следует, какого цвета могут быть лебеди. До открытия Австралии опыт европейцев говорил о существовании только белых лебедей, после от¬крытия Австралии европейцы узнали, что бывают и черные лебеди.

Но возможны ли синтетические априорные  суждения (3), в которых мы до получения  соответствующего опыта и независимо от него при¬соединяем к понятию  об объекте некоторые свойства, не выводимые логически из этого  понятия?

Синтетические априорные суждения не только существуют, но и играют важнейшую  роль в познании: ими являются почти  все законы науки. Например, когда  мы говорим, что между любыми двумя  телами

371

действует сила притяжения, прямо  пропорциональная их массе и об-ратно пропорциональная квадрату расстояния (закон всемирного тяго¬тения), мы утверждаем, что этот закон действует между всеми телами. С одной стороны, свойство притяжения не входит в понятие тела и не может быть логически выведено из него, следовательно, это суждение синтетическое; а с другой стороны, наш человеческий опыт ограничен и не охватывает свойства всех существующих тел, следовательно, это суждение априорное. Но такую же форму всеобщности и необходимо¬сти имеют и все другие законы науки.

Отсюда следует постановка центральной  проблемы философии Канта, вокруг которой  разворачивается анализ всех остальных  про¬блем чистого разума: как возможны синтетические априорные суждения?

Различая три основных сферы  знания, Кант конкретизирует этот вопрос: как возможны синтетические априорные  суждения в матема¬тике? В теоретическом  естествознании? В метафизике?1

Кант различает у человека познавательные способности трех ти¬пов — чувственность, рассудок, разум, — каждый из которых  он считает основным в соответствующей  сфере знания (табл. 80).

Таблица 80. Познавательные способности  человека

Вид познаватель-ной способности Характеристика Сфера знания

Чувственность Способность к ощущениям, чувственным созерцаниям Математика (арифметика и геометрия)

Рассудок Способность к понятиям и суждениям Теоретическое естествознание

Разум Способность к умозаключениям, доводящим до «идей» Метафизика

Как возможны синтетические априорные  суждения в матема¬тике? Под математикой  Кант понимал только арифметику и  геомет¬рию2, поэтому данный вопрос ставился только для них. Элементы ма-

1 По сути дела Кант по-новому ставит и по-новому решает старую философскую проблему: откуда берутся законы науки как утверждения о свойствах, необходимо при¬сущих всем существующим объектам (схема 122)?

2 Хотя в это время уже существовало дифференциальное и интегральное исчисле¬ние, аналитическая геометрия и т.п.

372

тематического знания (геометрические фигуры и числа) он считал не понятиями, а чувственными созерцаниями или  наглядными представ¬лениями, основанными  на чувственном созерцании либо пространства (в геометрии) либо времени (в арифметике)1. При этом пространство и время  он не считал объективно существующими  самостоятельными сущностями (как абсолютное пространство и время в ньютоновской традиции) или свойствами материальных тел (как относительное про¬странство  и время у Ньютона).

По Канту, пространство — это  априорная форма внешнего чув-ственного  созерцания, т.е. это врожденный для  человека способ орга¬низации и восприятия чувственных впечатлений, получаемых от объектов внешнего мира2. Мы не знаем, как устроены объекты внешне¬го мира и отношения между ними (это все «вещь-в-себе»). Но, когда наши органы чувств получают какие-то ощущения из внешнего мира, уже на уровне чувственного познания эти ощущения за счет априор¬ной формы внешнего восприятия — пространства — организуются так, что нам представляется, будто объекты расположены в простран¬стве определенным образом один относительно другого и что эти объекты сами имеют определенные пространственные характеристики (длину, ширину, глубину). Аналогично, время, — это априорная форма внутреннего чувственного созерцания.

Сам синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, из объективно существующего  мира, с формой внешнего (пространство) или внутреннего (время) чувственного созерцания, присущего субъекту —  человеку, называется у Канта трансцендентальной3 апперцепциейТеоретическое естествознание есть область действия рассудка. Рассудку присущи 12 категорий (единство, мно¬жество, цельность, реальность, субстанция, причинность и т.д.) как чис¬тых априорных понятий. Все эти категории принадлежат самому рас¬судку, а не изучаемым объектам. В процессе познания происходит со¬единение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка. Так, законы естествознания получают форму всеобщих и необходимых, т.е. синтетических априорных, суждений. Важнейшей предпосылкой такого синтеза является единство нашего сознания. Оно выражается прежде всего в том, что любые природные объекты рассудок мыслит как подчиняющиеся трем законам, принадлежащим опять-таки самому рассудку, а не объектам внешнего мира, а именно: закону сохранения субстанции, закону причинности, закону взаимодействия субстанций.

Таким образом, теоретическое естествознание конструирует карти¬ну мира («вещь-для-нас»), исходя из форм и законов рассудка, а не при¬родных объектов. Поэтому  «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас» не тожде¬ственны. Природные объекты  сами по себе («вещь-в-себе») остаются нам  неизвестными и непознанными.

Как возможны синтетические априорные  суждения в метафи¬зике? Метафизика (теоретическая философия) есть область  действия разума. Кант понимает разум  как способность к умозаключениям, приводящим к образованию идей. По Канту, идеи — это понятия о  безусловном. Но так как все, что мы получаем в своем опыте, всегда

374

обусловлено, то идеи есть то, что не может быть воспринято чувствами  в опыте. Разум образует три идеи:

•  идею о душе как безусловной  целокупности всех обусловленных психических  явлений;

• идею о мире как безусловной целокупности бесконечного ряда причинно обусловленных явлений (причин и следствий);

• идею о Боге как безусловной  причине всех обусловленных явле¬ний.

В своем опыте мы всегда имеем  дело только с обусловленными яв-лениями, поэтому возможными являются только:

• психология как наука об обусловленных  психических явлениях, а не о душе как безусловной целокупности всех обусловленных психи¬ческих явлений;

• естественные науки об обусловленных  и отдельных явлениях, про-исходящих в мире, но не о мире как безусловном целом (это последнее доказывается, в частности, антиномиями чистого разума: попытки мыс¬лить мир как единое целое приводят нас к противоречиям — табл. 81).

Невозможна наука о Боге как  безусловной причине всех обуслов-ленных явлений. Существование Бога — это проблема веры, а не разу-

375

ма. В сфере же теоретического разума существование Бога не может быть доказано, а все ранее известные  средневековые доказательства (пять доказательств Фомы Аквинского) могут  быть опровергнуты, что и делает Кант.

Этика. Проблемы этики (должного человеческого  поведения) и существования Бога анализируются Кантом прежде всего в работе «Критика практического разума». Учение о «чистом разуме» оказыва¬ется при этом теоретическим фундаментом, необходимым для построе¬ния и обоснования «практического разума».

К центральным проблемам этики  Канта (как и всей этики эпохи  Просвещения) относятся проблемы свободы  и необходимости. Чело¬век, с одной  стороны, есть всего лишь одно из «явлений» («вещей-для-нас») в мире природы  и, как и любое явление, подчинен необходимости, господствующей в мире явлений. Но, с другой стороны, человек при¬надлежит к числу умопостигаемых «вещей-в-себе», есть субъект нрав¬ственного сознания и потому свободен. Отсюда человек выступает как необходимая сущность (явление) в одном отношении и как свободная сущность («вещь-в-себе») — в другом.

Следуя Руссо, Кант утверждает, что  каждый человек, каждая лич¬ность является самоцелью. Поэтому личность не может  быть сред¬ством при решении любых  задач, даже задач по достижению всеобще¬го блата. Отсюда следует кантовский категорический императив, имеющий две формулировки:

• «...поступай только согласно такой  максиме, руководствуясь кото¬рой ты в  то же время можешь пожелать, чтобы  она стала всеобщим законом»1;

• «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в  своем лице, и лице всякого другого  так же, как к цели, и никогда  не от¬носился бы к нему только как  к средству»2.

Но даже следуя категорическому императиву в своем поведении, человек может это делать по двум причинам:

а)  во-первых, в силу эмпирической склонности вести себя нрав¬ственно (например, вы сидите в автобусе, увидели  вошедшую старушку, пожалели ее и уступили ей место);

б) во-вторых, в силу осознания нравственного  долга (например, вы уступаете старушке место не из желания помочь, а  потому, что, даже не желая вставать, вы осознаете необходимость вести  себя именно так: ведь правила вашего личного поведения должны быть такими, чтобы могли стать законом  для всех).

Фихте (Fichte)

Биографические сведения. Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) — немецкий общественный деятель и философ. Родился в  крестьянской се¬мье, благодаря помощи барона фон Милицу поступил в гимназию, а окон¬чив ее, в 1780 г. — на теологический  факультет Йенского университета. В 1792 г. под влиянием работ Канта  написал «Опыт критики всяческого откровения». Это сочинение было одобрено Кантом и по его ходатайству  напечатано. Так как работа была опубликована анонимно, то многие при¬няли ее за сочинение самого Канта. После  того как Кант назвал имя ис¬тинного автора этой работы, Фихте сразу  стал знаменит. В 1794 г. по ре¬комендации  Гете он был приглашен на должность  профессора Йенского университета, но в 1799 г. за ряд неосторожных высказываний был обви¬нен в пропаганде атеизма  и уволен со службы. С 1800 г. Фихте  в основ¬ном жил и работал  в Берлине, в 1810 г. стал первым выборным ректором Берлинского университета. В 1814 г. умер от тифа, заразившись от жены, ухаживавшей в госпитале  за ранеными и больными солдатами.

В творчестве Фихте выделяются два  основных периода — до и пос¬ле 1800 г. В первый период философия Фихте  ближе к субъективно¬му идеализму, во второй — к объективному идеализму.

Основные труды. «Опыт критики всяческого откровения» (1792), «Основы общего наукоучения» (первая версия опубликована в 1794 г., доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни Фихте, известно более 15 ее редакций), «Рассуждения о назначении ученого» (1794), «Основы естественного права» (1796), «Система уче¬ния о нравственности» (1798), «Назначение человека» (1800), «Основ¬ные черты настоящей эпохи» (1806), «Путь к жизни блаженной» (1806), «Речи к немецкой нации» (1808).

Информация о работе Лекции по "Философии"