Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций
Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.
Элейская школа (Eleatic Philosophy)
Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Судьба учения. Учение элеатов оказало значительное влияние на Платона, Аристотеля и всю дальнейшую европейскую философию, а апории Зенона и сегодня вызывают значительный интерес и многочис¬ленные попытки их разрешить.
Ксенофан (Xenofanes)
Биографические сведения. Ксенофан (ок. 565—473 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Был родом из г. Колофон в Ионии, после захвата его родины персами долго скитался, затем осел в г. Элея в Великой Греции, где и стал осно¬вателем Элейской школы.Основные труды. «Силлы» («Сатиры») — сохранилось только несколько стихотворений.Философские воззрения. Первоначало. Ксенофана можно на¬звать стихийным материалистом. Первооснова всего сущего у него — Земля. Она своими корнями простирается в бесконечность. Вода — соучастница Земли в порождении жизни, даже души состоят из Земли и воды.
Космология и космогония. Из воды возникают облака, из обла¬ков — небесные светила. Луна — это свалявшееся облако. Солнце каждый день новое, оно является скоплением искорок, которые есть воспламенившиеся испарения воды.Учение о богах. Ксенофан первым высказал мысль, что не боги тво¬рят людей, а люди — богов, причем по своему образу и подобию (у эфи¬опов боги черны, а у фракийцев — голубоглазы и рыжеваты). Боги Го¬мера и Гесиода безнравственны и аморальны.
Истинный бог «не подобен смертным ни телом, ни мыслью». Он яв-ляется всевидящим, всеслышащим, всемыслящим. Этот бог — чистый ум, он правит миром только силой своей мысли.
Парменид (Parmenides)
Биографические сведения. Парменид (родился при¬мерно в 504—501 гг. до н.э., время смерти не извест¬но) — древнегреческий философ. Родился и жил в г. Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия.
Основные труды. Поэма «О природе» — сохранилась значитель¬ная часть этого произведения.
Философские воззрения. Бытие и небытие. Свое учение Парме¬нид преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысле¬ния мира. Центральные проблемы философии Парменида — соотно-шение бытия и небытия, бытия и мышления. Бытие для Парменида — сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое дви¬жение и изменение
. Анаксагор (Anaxagoras)
Биографические сведения. Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н.э. — древнегреческий философ родом из г. Клазомены (Иония), по пригла¬шению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвинили Анаксагора в безбожии; Перикл спас его1, но Анакса¬гору пришлось вернуться в Ионию.
Основные труды. «О природе» Философские воззрения. Первоначало. Первоначала бытия — это гомеомерии, «семена всех вещей»; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определен¬ного качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора — «все есть во всем». Это значит, что любая вещь содер¬жит в себе гомеомерии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомео¬мерий, определяется тем, каких гомеомерий в ней больше. Так, в огне больше всего гомеомерий огня, в железе — гомеомерии железа, хотя и в огне, и в железе присутствуют гомеомерии всех остальных видов. Изменение, превращение вещи связано с тем, что в ней одни гомеоме¬рии заменяются на другие. Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только дви¬жет мир, но и познает его.
Демокрит (Demokritus)
Биографические сведения. Примерное время жиз¬ни — ок. 460—370 гг. до н.э. Родился Демокрит в г. Абдеры (Эллада Философские воззрения. Первоначало. Первоначалами бытия являются атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы. Атомы (букв. «неделимые») — это мельчайшие, неделимые частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен, атомы не возникают и не исчезают. Количество атомов бесконечно. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Воз-никновение и уничтожение вещей — результат сцепления и разделения атомов. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы про-должают существовать.
Учение о первичных и
Демокрит был
Происхождение жизни и человека. Живое возникает из неживого без вмешательства богов и без какой-то цели. Из земли и влаги заро¬дились сначала земноводные животные, а потом — сухопутные. Не¬жизнеспособные существа (слепые и глухие, безногие и безрукие) по¬гибали, уцелели только жизнеспособные; они дали потомство; среди этих последних существ оказались и люди. Детерминизм — это философское учение, в котором утверждается причинная обусловленность любых явлений. Противоположное учение, допускающее существова¬ние случайных, не обусловленных явлений, называется индетерминизм.Гносеология. Различается познание чувственное («темное») и ра-циональное (посредством логических рассуждений). При постижении мира сначала действуют наши чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). От вещей постоянно отделяются (истекают) их образы — это как бы оболочки, состоящие из разреженных атомов. Когда эти образы попадают в органы чувств человека, он их воспринимает. При этом подобное воспринимается подобным.
Но чувственное познание годится только до определенного предела, так как чувства не способны постигать слишком тонкие и малые сущ¬ности (такие, как атомы). Тогда начинает действовать разум, дающий нам истинное познание.
Происхождение религии и атеизм. Источник веры в богов — страх перед силами природы, которые человек не может объяснить. Все происходящее в мире — результат движения атомов.
Судьба атомизма. Учение Демокрита оказало значительное влия¬ние на Эпикура (хотя сам Эпикур и отрицал это), а через него — и на римского философа Лукреция Кара. Однако в целом атомизм не пользовался особой популярностью в древности (так, стоицизм взял вверх над эпикуреизмом в первые века н.э.).
В эпоху Средневековья он практически был неизвестен в христиан¬ском мире, но некоторые его идеи получили своеобразное использова¬ние в мусульманской философии (калам и суфизм).
В Новое время атомизм оказался философской основой физики Ньютона, деизма и материализма последующих эпох — вплоть до на¬шего времени.
Благодаря развитию физики микромира (квантовой механики) в XX в. возникли серьезные сомнения, что в основе вещества лежат да¬лее не делимые частицы (элементарные частицы или кварки, из кото¬рых состоят элементарные частицы). Но окончательно эта проблема на сегодняшний день не решена.
. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Классический период греческой философии имел место во второй пол. V — нач. IV в. до н.э. Наиболее значительными явлениями этого периода были софистика и учения трех величайших философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля. Софистика (Sophistic)
Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова «мудрость». Софисты — это условное наименование ряда древнегреческих мыс-лителей, живших в V — первой пол. IV в. до н.э. Софистов принято делить на принадлежащих к старшему и младшему поколению («стар¬ших» и «младших»).
Софисты в первую очередь — платные «учителя мудрости». Они учили своих учеников побеждать в спорах и тяжбах. Их не интересовала истина, а интересовала только победа над противником. Они были способны убедительно доказать, что белое есть белое, а черное есть черное; но с такой же убедительностью и то, что белое есть черное, а черное есть белое. Поэтому слово «софист» приобрело ругательный оттенок. Философские воззрения. Философией софисты занимались в ос¬новном для обоснования своей практики. Они считали, что объектив¬ный мир не познаваем, т.е. были агностиками, полагая, что истина у каждого своя и зависит от условий, времени и места (релятивизм). Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существо¬вании богов или даже отрицали, считая их человеческой выдумкой.Софизмами в настоящее время называют логически неправильные рассуждения или доказательства, выда¬ваемые за правильные. В Древней Греции софизмами называли еще и рассуждения, содержащие логические противоречия, т.е. парадоксы.
Сократ (Sokrates)
Биографические сведения. Время жизни — 470—399 гг. до н.э.; Сократ — первый крупный философ родом из Афин. Сама жизнь Со¬крата была воплощением его философского учения. Философские воззрения. Учение Сократа известно нам только из работ его учеников, но они излагали его по-разному. К числу досто¬верных сведений могут быть отнесены следующие.Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы.Сократ — сторонник учения о переселении душ.На основании имеющихся данных невозможно точно определить, был ли сам Сократ идеалистом. Но в методе Сократа заложена воз¬можность идеализма, которая была реализована его учеником Платоном. Судьба учения. Сократ оказал громадное влияние на всю последую-щую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина». Ряд его уче-ников стали основателями собственных философских школ (сократичес¬кие школы), относящихся к различным философским направлениям.
Платон (Plato)
Биографические сведения. Платон (427—347 гг. до н.э.) — ве-личайший древнегреческий философ. Философские воззрения. Платон — основоположник объек¬тивного идеализма. Центральное место в философии Платона зани¬мает учение об идеях.Учение об идеях.Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Пла-тоновские же идеи, по сути, есть объективированные понятия2, как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей.Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, со¬баки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея едини¬цы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царсДля объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множе-ственностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден вве¬сти понятие материи («хора»). Материя телесна, но она мертва, бес¬форменна и непознаваема, материя вечна. Отсюда идеализм Плато¬на — не строгий, а с элементами дуализма.тво идей — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в цар¬ство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.Гносеология. Подлинное знание возможно только относительно царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание — это при¬поминание того, что душа знала ранее.Учение о государстве. Платон создал одну их первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство суще¬ствует не ради людей, а ради самого себя.
Аристотель (Aristotle)
Биографические сведения. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — величайший древнегреческий философ. Аристотеля заслужено называют энциклопедистом Древней Гре¬ции. Его работы охватывают почти все известные тогда области зна¬ния, Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психо¬логии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др. Отношение к Платону. Аристотель всегда высоко ценил своего учителя Платона, но в то же время это не мешало ему его критиковать. «Платон мне друг, но истина дороже», — говорил Аристотель.Особо критикует Аристотель учение Платона за неясность и запу-танность вопроса об отношениях между идеями и конкретными веща¬ми чувственного мира.
Логика. Аристотель — основоположник европейской (классиче¬ской) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильно¬го мышления: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Метафизика (первая философия). Учение о бытии. Аристотель является дуалистом: он признает существование двух самостоятель¬ных первоначал — материи и формы. Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы.Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия — это бесформенное неопределенное вещество, непозна¬ваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех ве¬щах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожи¬мой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникнове¬ния вещей, она же — источник случайности, множественности, возник¬новения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает су¬ществование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю. Первоформа, соответственно, выступает у Аристотеля в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и выс¬шей цели. Но первоформа — это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.Гносеология. Любовь к знанию — прирожденное свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир.
1. Чувственное восприятие
Множество конкретных единичных вещей
То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы
Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего
2. Опыт — несколько воспомина¬
3. Искусство1 (технэ) — знание сущности множества вещей
4. Философия (наука)— высшей из которых является первая фи¬лософия, т.е. метафизикаФизика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».