Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций
Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.
Философские воззрения. Первый период. В это время Фихте строит свою концепцию, исходя из понятия абсолютного «Я». Именно эта часть учения Фихте является наиболее интересной и оригинальной.
На первый план Фихте ставил вопросы,
находящиеся в ведении «
Наукоучение. Философия, как считал Фихте, должна быть основой, Фундаментом для всех остальных наук, т.е. «наукой о науке», поэтому главный трактат Фихте «Основы общего наукоучения» посвящен Именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состо-
380
ит в том, что она систематична: в ней одни идеи выводятся из других, любой вновь вводимый тезис должен обосновываться с помощью дру¬гих — ранее доказанных. Следовательно, в основе науки должен нахо¬диться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже какое-то одно исходное положение1. Но что более очевидно для чело¬века, нежели его собственное сознание, его «я»? Существование и дея¬тельность нашего сознания («я») для каждого из нас несомненны; при¬чем, делая свое «я» объектом размышления, мы всегда остаемся в гра¬ницах этого «я». Поэтому именно с изучения сознания и должна начинаться философия2. Однако, ставя перед собой эту задачу, можно по-разному подходить к выбору объекта исследования.
Виды «я». Чтобы понять смысл учения Фихте, необходимо на время отступить от изложения его философии и провести различия между несколькими видами сознания («я»).
Для любого исследователя сознания первый и наиболее очевидный объект исследования — это его личное, индивидуальное, эмпирическое «я». Но кроме моего сознания существуют еще и сознания («я») дру¬гих людей. Так что мое «я» входит в множество человеческих «я». И Кант, и Фихте исходят из предположения о том, что все человеческие «я», различаясь между собой «в мелочах», сходны (и даже тождествен¬ны) по своим существенным фундаментальным свойствам.
При этом Фихте постулирует
Преимущество критицизма перед догматизмом Фихте видел в том, что исходя из косной, неподвижной материи нельзя вывести и объяс¬нить активное сознание, тогда как исходя из активного сознания мож¬но вывести и объяснить косную материю.
Смысл этого утверждения станет более понятным, когда мы учтем, что материалисты и объективные идеалисты считают внешним реаль¬но существующим материальным миром, а Кант называет «вещью-в-себе» (признавая ее существование вне и независимо от сознания), у Фихте оказывается всего лишь содержанием сознания («Я»). И как таковое оно в отличие от кантовской «вещи-в-себе» оказывается в принципе познаваемым для сознания.
Учение о сознании. Активный, деятельный характер сознания прояв-ляется прежде всего в том, что сознание не дано, а задано. Это значит, что оно не может рассматриваться как готовое, завершенное, которое нам остается только созерцать (как это было у Декарта) Сознание в своей Деятельности порождает, создает себя, проходит ряд стадий развития.
1 Строго говоря, при таком подходе к критицизму могут быть отнесены еще и учения Лейбница, Беркли и Юма.
382
На первой стадии действующий, активный субъект интуитивно усматривает себя и осознает свою самотождественность, т.е. Я = Я.
На второй стадии развития в своей деятельности «Я» порождает и свое отрицание — «не-Я». Это порождение «не-Я» не осознается обычным мышлением — человеческим «я», оно в значительной степе¬ни является бессознательным, т.е. не достигающим сознания содержа¬нием, и поэтому продукты этой деятельности (содержание «не-Я») при¬нимаются обычным мышлением за вещи, которые якобы существуют сами по себе — вне сознания. При этом «Я» испытывает некий «тол¬чок» со стороны «не-Я». Посредством понятий, которым оперирует со¬знание, мы не можем понять природу этого толчка или то, каким обра¬зом он действует на наше «Я», но это действие нами ощущается. На¬правленность «Я» на «не-Я» означает, что «Я» выступает в роли субъекта, т.е. действующего, познающего сознания, а «не-Я» — в роли объекта, т.е. сознания, являющегося предметом познания. При этом субъект противопоставляет себя объекту, и именно поэтому объект выступает в роли «не-Я» по отношению к «Я»-субъекту.
На третьей стадии происходит «синтез» первой и второй, состоя¬щий в детерминации, взаимоограничении и, соответственно, определе¬нии «Я» и «не-Я». «Я» при этом осознает себя как все то, что не являет¬ся «не-Я», как все то, что противоположно «не-Я» — в рамках единого, исходного, Абсолютного «Я»1.
Схема 126. Диалектика «Я» и «не-Я»
1 В терминах современной логики можно было бы сказать, что при этом у Фихте исходное Абсолютное «Я» выступает в качестве универсума, над которым производится дихотомическое деление на две противоположные, взаимоисключающие части. При этом «Я», возникшее в результате деления, является дополнением к «не-Я», возникшем) в результате деления, и наоборот.
383
На третьей стадии развития появляется человеческое эмпирическое «я». Поскольку творение вещей, объектов, составляющих содержание «не-Я», производится исходным Абсолютным «Я» неосознанно, бессозна¬тельно, все эти объекты выступают для нашего «я» как нечто иное, от¬личное от «я». Наше «я» знакомится с ними поэтапно — посредством ощущений и рассудка. И нашему здравому смыслу представляется, что все эти объекты существуют сами по себе — вне и не зависимо от нас. Тогда как на самом деле все они есть порождение «Я» — чистого само¬сознания. Понять это могут только отдельные люди — философы. И именно они ставят перед собой цель приблизиться к пониманию этого «Я» как абсолютного предела. Однако к нему можно только постоянно приближаться, но невозможно его достичь. Ибо достичь его — означает упразднить, т.е. покончить с сознанием как таковым.
Этические и социально-политические воззрения. Центральное мес¬то в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода»1. И главная проблема этики — это противоречие между свободой и необходимостью.
Если в теоретико-
Биографические сведения. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий философ, родился в Штутгарте в семье круп¬ного чиновника. После окончания гимназии в 1793 г. учился в Тюбинген¬ской семинарии (вместе с Шеллингом). Философские воззрения. Гегель — создатель последовательной и развернутой системы объективного идеализма, причем построе¬ние этой системы ведется им посредством метода идеалистической диалектики. Как в построении своей системы, так и в разработке диа¬лектического метода, Гегель в значительной степени опирался на ряд фундаментальных идей Шеллинга (прежде всего, периода натурфило¬софии последнего).
Система Гегеля. Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность — Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, которую он называет Абсолютом. Важнейшее свойство Абсолюта — творческая активность, развитие, развертыва¬ние. В своем развитии он проходит различные стадии, проявляясь или Развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели — к самопознанию
Философия духа. Философия Духа — наиболее интересный раз¬дел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее раз¬витие философии и, в частности, философии культуры.
Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в своем инобытие, в плену материальности, т.е. в Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсо¬люта, он есть синтез Абсолютной идеи и Природы. И поскольку имен¬но в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одно¬временно и конечный, и начальный этап развития, проходящего по замкнутому кругу
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
• русская философия возникла в XI в. — с приходом на Русь христианства, и в ее развитии можно выделить два важнейших перио¬да: средневековая русская философия — XI—XVII вв. и русская фило¬софия Нового времени XVIII—XXI вв.;
Период Киевской Руси (XI—XIII вв.).
К числу наиболее значительных произведений и учений периода Киевской Руси относятся «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.), которое поднимает вопросы философии истории, и «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XII в.) — первый трактат на Руси, посвященный проблемам гносеологии.
Московский период (XIV—XVII вв.).
В московский период можно отметить появившиеся в XVI в. рели-гиозно-философские учения стяжателей (Иосиф Волоцкий) и нестя¬жателей (Нил Сорский), а также социально-политическую концепцию «Москва — Третий Рим» Концепция нестяжательства сложилась как религиозно-этическое учение в Русской православной церкви в XV— XVI вв. Духовным главой этого течения был Нил Сорский, его видней¬шими сторонниками — Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троиц¬кий, Максим Грек. Настяжатели выступали с идеями невмешательства церкви в мирские дела, призывали к нравственному самоусовершен¬ствованию, прощению грешников и еретиков, предлагали церкви полно¬стью отказаться от собирания мирских богатств (стяжания). Главой стяжателей (иосифлян) был Иосиф Волоцкий, к числу виднейших представителей относились митрополиты Макарий, Даниил, старец Филофей. Иосифляне выступали за активную роль церкви в государ-ственной жизни, добивались строгого выполнения церковных обрядов и установлений, а также требовали решительной расправы с еретиками. После долгой борьбы иосифляне одержали победу — 1525 г. на сборе был осужден Максим Грек, а в 1531 г. — Вассиан КосойВ развитии русской философской мысли московского периода важ¬ную роль сыграл пришедший из Византии исихазм (Сергий Радонеж¬ский, Нил Сорский, Епифаний Премудрый и др.), который в начале XX в. стимулировал развитие такого интересного направления в бо¬гословии, как «имяславие», на базе которого выросла «философия имени»
. Русская философия эпохи Просвещения
Петровские преобразования конца XVII — начала XVIII вв. приве¬ли к тому, что в XVIII в. произошло значительное сближение русской культуры с западноевропейской. В частности, это нашло свое выраже¬ние в развитии идей просветителей на русской почве. К числу видней¬ших русских просветителей могут быть отнесены М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) — крупнейший русский ученый-естествоиспытатель XVIII в. Родился в Архангель¬ской области в семье рыбака-помора, в 1730 г. пешком пришел в Мос¬кву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. По своим философским воззрениям Ломоносов был деистом ньюто-новского типа, а значит, допуская сотворение мира Богом, считал, что Бог более не вмешивается в дела природы. Поэтому Ломоносов был склонен к материалистическому объяснению природы. Все природные тела состоят из мельчайших частиц, которые он называл не корпуску-лами, как Ньютон, а как Лейбниц — монадами или иногда атомами. Но в отличие от Лейбница эти монады он считал материальными1. Ломоносов развил свой вариант учения о первичных и вторичных каче¬ствах2, обосновал закон сохранения вещества и движения.
Радищев А.Н. Биографические сведения. Радищев Александр Ни-колаевич (1749—1802)— видный русский писатель, философ, политический мыслитель. Родом из богатой дворянской се¬мьи, он в 1762 г. был определен в Пажеский корпус Екатерины II, а в 1766 г. в составе группы молодых дворян был отправлен на учебу в Германию, где слушал лекции на юридическом факультете Лейпциг¬ского университета. В этот же период он познакомился с трудами французских просветителей.
После возвращения в Россию в 1771 г. находился на государствен¬ной службе. В 1790 г. он ушел в отставку (с должности начальника Петербургской таможни), решив полностью посвятить себя литератур¬ной работе, которой ранее занимался параллельно со службой. Учение о государстве. В учении о государстве Радищев во многом следует Руссо, связывая происхождение государства с возникновени¬ем частной собственности и образованием вследствие этого неравен¬ства между людьми. Общественный договор, ведущий к образованию государства, заключается в целях обеспечения достижения благ наи¬большему числу людей, соблюдения законности и защиты граждан. При заключении общественного договора народ не мог бы согласиться на деспотию, рабство (крепостное право), мучительство, ибо это являет¬ся нарушением естественных прав человека. Поэтому неправая дея¬тельность государя позволяет народу судить его. Социальный идеал Радищева — общество свободных и равноправ¬ных людей, которые являются полноправными собственниками имуще¬ства, созданного их трудом. Земля должна быть поделена между теми, кто ее обрабатывает: «Себе всяк сеет, себе жнет».