Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций

Краткое описание

Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 114.97 Кб (Скачать)

Николай Кребс (1401 —1464) по прозвищу Кузанский (Кузанец) ро¬дился в семье рыбака в поселке Куза на р. Мозель (Германия). Учился в Гейдельбергском, К льнском и Падуанском университетах, где изучал юриспруден¬цию, древние языки, математику и астрономию Философские воззрения. Онтология и пантеизм. Онтологи¬ческое учение Николая Кузанского выросло на базе средневекового платонизма, реализовав заложенную в последнем тенденцию к пан¬теизму. Бог и Вселенная при этом отождествляются, и Бог = Все¬ленная понимается как Абсолютное бытие и как Абсолютный мак¬симум.Распространенная в античности идея о том, что «все есть во всем» (например, у Анаксагора), получает свое развитие в учении Кузанца о

1 В учениях же пантеистического толка, возникавших в древности на базе неоплато¬низма, Бог не имел личностного характера и трактовался как безличный мировой дух, скрытый в самой природе.

совпадении минимума и максимума. «Абсолютный максимум есть то единое, которое есть; в нем все, поскольку он — максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает во всем»1. Возможность совпадения максимума и мини¬мума для бесконечности иллюстрируется Кузанцем на математиче¬ских примерах. Тождество трех различных геометрических фигур ис¬пользуется им для иллюстрации возможности триединства БогаТеория познания. По мнению Кузанца, процесс познания состоит в основном в сравнении неизвестного с известным, неопределенного с определенным. Выявляя определенные соотношения между ними (пропорции), мы и приходим к истине. Поэтому, когда мы рассуждаем о простых конечных вещах, истину вывести не трудно, когда о сложных конечных вещах — труднее, но все-таки возможно. Иначе обстоит дело, когда предметом исследования становится бесконечное: его нельзя представить ни в какой пропорции, и потому всегда остается для нас неизвестным. Осознавая принципиальную непостижимость бесконечного конечным человеческим умом, Николай Кузанский ут¬верждает необходимость процесса познания, который он трактует как бесконечное приближение к истине. Эту свою познавательную уста¬новку он называет «ученым незнанием»

Натурфилософия

В XV—XVI вв. интерес к изучению природы  привел к зарождению натурфилософии (философии природы). Первоначально  натурфи¬лософия развивалась в  рамках магических представлений, и  только позднее произошло размежевание магии и науки, причем последнюю еще длительное время называли «натуральной магией». Для современ¬ных людей, в глазах которых магия и наука представляются неприми¬римыми противниками, это утверждение выглядит странным и непри¬вычным. Но наука и магия имеют ряд общих идейных предпосылок, а именно прочное убеждение в том, что:

• существуют объективные и постоянно  действующие законы бы¬тия как в  сфере естественного, так и сверхъестественного;

• человек в состоянии познать  эти законы;

• на базе этих законов могут быть разработаны технологии, поз¬воляющие   человеку   воздействовать  на   природные   и/или   сверх¬природные  силы и объекты ради достижения своих  целей. Так, процесс выплавки железа из руды и процесс вызова Дьявола  — это лишь две различные технологии.

На натурфилософию, особенно раннюю, большое влияние оказали герметизм (см. с. 251—252), каббала (см. с. 194—197), мистика  чисел (нумерология, возникшая на базе пифагореизма).

Макиавелли (Machiavelli)

Биографические сведения. Никколо  Макиавелли (1469—1527) родился и большую  часть жизни прожил во Флоренции. Он был государственным деятелем (14 лет занимал пост секретаря  Коллегии иностранных и военных  дел Флорентийской республики), историком, поэтом и писателем (в част-ности, военным писателем); был другом Леонардо да Винчи и Мике-ланджело. Философские воззрения. Автономия политики. Одной из важ¬нейших новаций учения Макиавелли стало рассмотрение политики как совершенно самостоятельной сферы исследования. Здесь впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений. У Макиавелли прак¬тически нет ссылок на «волю Божью», а говоря о судьбе, он акцентиру¬ет свое внимание на способах борьбы с ней; он ничего не говорит о «должном» поведении, опирающемся на христианские моральные цен¬ности или добродетели (типа «любви к ближнему», «всепрощения», «покорности» и т.д.). Поведение как правителя, так и подданных не связывается со «спасением души», а только с земными интересами. Политический реализм. Социально-политическое учение Макиа¬велли можно назвать политическим реализмом. Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной чело¬веческой природы. А человек по своей природе не является ни хоро¬шим, ни плохим, впрочем, как замечал Макиавелли, плохого в нем больше. Идеальный правитель. Идеальный государь — это «лисица и лев», он является и обожаемым народом и внушающим страх. Но так как этого трудно добиться, то проще всегда держать подданных в страхеъ

Утопизм

Утопизм — направление в социальной философии, представляющее собой собрание различных моделей и проектов идеального общества. Название направления  происхо¬дит от названия книги Томаса Мора «Утопия». Само же слово «уто¬пия»  переводится с древнегреческого языка как «место, которого нет».

Древнейшие варианты утопий имели  место в античной мифологии, где  существование идеального общества соотносилось с «золотым ве¬ком», оставшемся в далеком прошлом. Первой философской утопией можно считать модель идеального государства Платона. Одним из вариантов утопий являются и христианские представления о «цар¬стве Божьем* на земле.

Для Средневековья характерно объяснение всех социальных бед в первую очередь  греховностью людей и отступничеством  от истин¬ной веры (при этом представители  каждой религии или секты истин¬ной  верой считали только свою). В  рамках различных религиозных общин  неоднократно предпринимались попытки  создать на практике «кусочки» идеального общества. Продолжались такие попытки  и позд¬нее, например в период Реформации — создание Томасом Мюнцером (1490—1525) анабаптистской коммуны во время Крестьянской вой¬ны в Германии.

В эпоху Возрождения появляются модели земного идеального госу-дарства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраня¬ются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан (Т. Мор), к которым еще добавлялось развитие науки (Т. Кампанелла).

В Новое время — в XVIII и особенно в XIX вв. — появилось мно¬жество работ  в рамках утопического социализма (Сен-Симон, Фу¬рье, Оуэн), где акцент делался  на необходимость общественной соб¬ственности на средства производства и справедливое распределение произведенной продукции.

Томас Mop (More) (1478—1535)— английский гуманист, фило¬соф и государственный деятель (1529—1532 — канцлер Англии). Ког¬да король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя — главой английской церкви, Мор отка¬зался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. — канонизировала.

В 1516 г. Мор опубликовал трактат  «Утопия»1, где изображено идеальное  общество. Там все люди равны, нет  частной и даже личной собственности, обобществлено не только производство, но и быт. Труд — обязанность всех граждан, распределение на работы произво¬дится  в зависимости от потребностей общества и способностей граж¬дан. Трудовой день длится шесть часов, чтобы оставалось достаточно времени и сил на здоровые наслаждения и развлечения. Самую  тяже¬лую и неприятную работу выполняют  преступники, имеющие статус рабов. Предметы потребления распределяются между гражданами «по потребности», в «Утопии» нет денег. В этом обществе царит матери¬альное изобилие, но остается не ясным, за счет чего оно  достигается. Основой политического  строя является принцип выборности и стар¬шинства. Утопийцы допускают  различные вероисповедания и  осужда¬ют лишь атеизм.

Томмазо Кампанелла (Campanella) (1568—1639)— итальян¬ский философ и политический деятель, с 1591 г. — монах-доминиканец. Неоднократно обвинялся в ереси. В 1598 г. возглавил заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, провел в тюрьме 27 лет. В тюрьме написал большинство своих сочинений, в том числе «Город-Солнце». В этом идеальном го¬сударстве все равны, нет собственности и семьи, дети воспитываются государством, трудятся все, рабочий день — четыре часа. Активно раз¬вивается наука, и именно ее достижения облегчают жизнь и труд лю¬дей. Правителями являются ученые-жрецы, в государстве царит культ Бога-Солнца.

. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII в.)

Хронологические рамки различных  эпох всегда выделяются доста-точно условно. Но особенно сложно определить их для периода, кото¬рый называется «началом Нового времени».

В истории культуры рубежной датой  Нового времени часто счита¬ют 1640 г. — время, когда началась первая английская революция1. Но в истории философии в качестве начала Нового времени удобнее взять круглую дату, т.е. 1600 г. Соответственно, философия этого пери¬ода носит название «философия начала Нового времени», или «филосо¬фия XVII в.».

Следующая эпоха, которая выделяется в истории философии, — это  эпоха Просвещения. Ее начало связывают  со второй2 английской революцией 1688 г., но иногда относят к XVIII в., т.е. к 1700 г.

Фрэнсис Бэкон (Bacon)

Биографические сведения. Фрэнсис  Бэкон (1561—1626) — анг¬лийский философ  и государственный деятель. Окончил  Кембриджский университет и юридическую  школу. Философские воззрения. Теология и философия (наука). Бэ¬кон резко противопоставлял теологию и философию (науку). Это две совершенно различные сферы знания, и ни одна не должна вмешивать¬ся в дела другой, т.е. он выступал сторонником теории «двух истин».

Практическая польза науки. Бэкон  отмечал, что открытие книго-печатания, пороха и компаса полностью изменило положение дел соот-ветственно в литературе, военном деле и навигации; эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленных изменений во всех дру¬гих сферах человеческой деятельности. Заблуждения человеческого ума. Развитию науки мешают раз¬личные заблуждения человеческого ума, т.е. искаженные образы дей¬ствительности; Бэкон называет их «идолами» или «призраками*. Вы¬деляя четыре типа таких заблуждений, Фрэнсис Бэкон почти полнос¬тью следует Роджеру БэконуИдолы рода Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи всем людям.

Идолы пещеры Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры.

Идолы рынка Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей.

Идолы театра Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей. Социальная философия. Бэкон был сторонником абсолютной мо¬нархии и сильного централизованного государства. Он критикует дво¬рянство за его бесполезность. Народ — это постоянный источник сму¬ты, но причина мятежей лежит в великом голоде и великом недоволь¬стве, а последнее вызывается разорением, нуждой, большими налогами и т.п. «Излечить» эти бедствия можно путем развития промышленнос¬ти и торговли, облегчения пошлин и налогов, обуздания роскоши

Гоббс (Hobbes)

Биографические сведения. Томас  Гоббс (1588—1679) — англий¬ский философ, один из родоначальников материализма Нового време¬ни. Окончив Оксфордский  университет (1608), начал работать до¬машним  учителем в аристократической семье. Перед началом первой английской революции был сторонником монархии и в 1640 г. эмигри¬ровал во Францию; в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля вернулся в Англию, где пытался  идеологически обосновать эту диктатуру. В пери¬од Реставрации (при Карле II) выступил с критикой парламента, ранее боровшегося с Карлом I.

Основные труды. «Элементы законов, естественных и политиче¬ских» (1640), Трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655), «О че¬ловеке» (1658), «О гражданине» (1642). Самая известная его работа — «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Философские воззрения. Отношение к науке. Как и Фр. Бэкон, Гоббс считает, что задача науки состоит прежде всего в увеличении влас¬ти человека над природой, «увеличении количества жизненных благ». Но в отличие от Фр. Бэкона главную задачу ученого он видит в познании не природы, а общества — с целью предотвращения гражданских войн. По¬этому особое внимание он уделял природе человека и государства.

Онтология. Гоббс — создатель первой в истории философии кон-цепции механического материализма. С его точки зрения, природа (материя) представляет собой совокупность протяженных материаль-ных тел, которые различаются между собой величиной, фигурой, поло-жением и движением. Материя не создается и не уничтожается, она существует вечно. Движение присуще самой материи (и никакой пер-водвигатель для его объяснения нам не нужен). Движение он понимал как чисто механическое, т.е. как перемещение тел. От одного тела к другому движение передается за счет «толчков».

Фундаментальное свойство любого тела — занимать некоторое пространство и простираться вместе с ним. Но при  этом протяжён¬ность нельзя путать с  протяженным телом; аналогично движущееся или покоящееся тело не есть само движение или покой. Протяжен¬ность (пространство), движение и покой — это акциденции, т.е. «фор¬мы нашего восприятия тела», а не свойства самих тел.

Этика. Гоббс считает, что существует единая и универсальная «при-рода человека». Естественными законами этой природы и объясняются в первую очередь все человеческие поступки. В природе человека ле¬жит стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствиям. Поэтому «благом» для человека является предмет жела¬ния и влечения, «злом» — предмет отвращения и ненависти. Добродете¬ли и пороки — это то, что при разумном понимании может быть оценено, соответственно, как способствующее или мешающее достижению блага.

Информация о работе Лекции по "Философии"