Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций
Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.
Николай Кребс (1401 —1464) по прозвищу Кузанский (Кузанец) ро¬дился в семье рыбака в поселке Куза на р. Мозель (Германия). Учился в Гейдельбергском, К льнском и Падуанском университетах, где изучал юриспруден¬цию, древние языки, математику и астрономию Философские воззрения. Онтология и пантеизм. Онтологи¬ческое учение Николая Кузанского выросло на базе средневекового платонизма, реализовав заложенную в последнем тенденцию к пан¬теизму. Бог и Вселенная при этом отождествляются, и Бог = Все¬ленная понимается как Абсолютное бытие и как Абсолютный мак¬симум.Распространенная в античности идея о том, что «все есть во всем» (например, у Анаксагора), получает свое развитие в учении Кузанца о
1 В учениях же пантеистического толка, возникавших в древности на базе неоплато¬низма, Бог не имел личностного характера и трактовался как безличный мировой дух, скрытый в самой природе.
совпадении минимума и максимума. «Абсолютный максимум есть то единое, которое есть; в нем все, поскольку он — максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает во всем»1. Возможность совпадения максимума и мини¬мума для бесконечности иллюстрируется Кузанцем на математиче¬ских примерах. Тождество трех различных геометрических фигур ис¬пользуется им для иллюстрации возможности триединства БогаТеория познания. По мнению Кузанца, процесс познания состоит в основном в сравнении неизвестного с известным, неопределенного с определенным. Выявляя определенные соотношения между ними (пропорции), мы и приходим к истине. Поэтому, когда мы рассуждаем о простых конечных вещах, истину вывести не трудно, когда о сложных конечных вещах — труднее, но все-таки возможно. Иначе обстоит дело, когда предметом исследования становится бесконечное: его нельзя представить ни в какой пропорции, и потому всегда остается для нас неизвестным. Осознавая принципиальную непостижимость бесконечного конечным человеческим умом, Николай Кузанский ут¬верждает необходимость процесса познания, который он трактует как бесконечное приближение к истине. Эту свою познавательную уста¬новку он называет «ученым незнанием»
Натурфилософия
В XV—XVI вв. интерес к изучению природы привел к зарождению натурфилософии (философии природы). Первоначально натурфи¬лософия развивалась в рамках магических представлений, и только позднее произошло размежевание магии и науки, причем последнюю еще длительное время называли «натуральной магией». Для современ¬ных людей, в глазах которых магия и наука представляются неприми¬римыми противниками, это утверждение выглядит странным и непри¬вычным. Но наука и магия имеют ряд общих идейных предпосылок, а именно прочное убеждение в том, что:
• существуют объективные и постоянно действующие законы бы¬тия как в сфере естественного, так и сверхъестественного;
• человек в состоянии познать эти законы;
• на базе этих законов могут быть разработаны технологии, поз¬воляющие человеку воздействовать на природные и/или сверх¬природные силы и объекты ради достижения своих целей. Так, процесс выплавки железа из руды и процесс вызова Дьявола — это лишь две различные технологии.
На натурфилософию, особенно раннюю,
большое влияние оказали
Макиавелли (Machiavelli)
Биографические сведения. Никколо Макиавелли (1469—1527) родился и большую часть жизни прожил во Флоренции. Он был государственным деятелем (14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики), историком, поэтом и писателем (в част-ности, военным писателем); был другом Леонардо да Винчи и Мике-ланджело. Философские воззрения. Автономия политики. Одной из важ¬нейших новаций учения Макиавелли стало рассмотрение политики как совершенно самостоятельной сферы исследования. Здесь впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений. У Макиавелли прак¬тически нет ссылок на «волю Божью», а говоря о судьбе, он акцентиру¬ет свое внимание на способах борьбы с ней; он ничего не говорит о «должном» поведении, опирающемся на христианские моральные цен¬ности или добродетели (типа «любви к ближнему», «всепрощения», «покорности» и т.д.). Поведение как правителя, так и подданных не связывается со «спасением души», а только с земными интересами. Политический реализм. Социально-политическое учение Макиа¬велли можно назвать политическим реализмом. Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной чело¬веческой природы. А человек по своей природе не является ни хоро¬шим, ни плохим, впрочем, как замечал Макиавелли, плохого в нем больше. Идеальный правитель. Идеальный государь — это «лисица и лев», он является и обожаемым народом и внушающим страх. Но так как этого трудно добиться, то проще всегда держать подданных в страхеъ
Утопизм
Утопизм — направление в социальной философии, представляющее собой собрание различных моделей и проектов идеального общества. Название направления происхо¬дит от названия книги Томаса Мора «Утопия». Само же слово «уто¬пия» переводится с древнегреческого языка как «место, которого нет».
Древнейшие варианты утопий имели место в античной мифологии, где существование идеального общества соотносилось с «золотым ве¬ком», оставшемся в далеком прошлом. Первой философской утопией можно считать модель идеального государства Платона. Одним из вариантов утопий являются и христианские представления о «цар¬стве Божьем* на земле.
Для Средневековья характерно объяснение всех социальных бед в первую очередь греховностью людей и отступничеством от истин¬ной веры (при этом представители каждой религии или секты истин¬ной верой считали только свою). В рамках различных религиозных общин неоднократно предпринимались попытки создать на практике «кусочки» идеального общества. Продолжались такие попытки и позд¬нее, например в период Реформации — создание Томасом Мюнцером (1490—1525) анабаптистской коммуны во время Крестьянской вой¬ны в Германии.
В эпоху Возрождения появляются модели земного идеального госу-дарства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраня¬ются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан (Т. Мор), к которым еще добавлялось развитие науки (Т. Кампанелла).
В Новое время — в XVIII и особенно
в XIX вв. — появилось мно¬жество работ
в рамках утопического социализма (Сен-Симон,
Фу¬рье, Оуэн), где акцент делался
на необходимость общественной соб¬ственности
на средства производства и справедливое
распределение произведенной
Томас Mop (More) (1478—1535)— английский гуманист, фило¬соф и государственный деятель (1529—1532 — канцлер Англии). Ког¬да король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя — главой английской церкви, Мор отка¬зался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. — канонизировала.
В 1516 г. Мор опубликовал трактат «Утопия»1, где изображено идеальное общество. Там все люди равны, нет частной и даже личной собственности, обобществлено не только производство, но и быт. Труд — обязанность всех граждан, распределение на работы произво¬дится в зависимости от потребностей общества и способностей граж¬дан. Трудовой день длится шесть часов, чтобы оставалось достаточно времени и сил на здоровые наслаждения и развлечения. Самую тяже¬лую и неприятную работу выполняют преступники, имеющие статус рабов. Предметы потребления распределяются между гражданами «по потребности», в «Утопии» нет денег. В этом обществе царит матери¬альное изобилие, но остается не ясным, за счет чего оно достигается. Основой политического строя является принцип выборности и стар¬шинства. Утопийцы допускают различные вероисповедания и осужда¬ют лишь атеизм.
Томмазо Кампанелла (Campanella) (1568—1639)— итальян¬ский философ и политический деятель, с 1591 г. — монах-доминиканец. Неоднократно обвинялся в ереси. В 1598 г. возглавил заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, провел в тюрьме 27 лет. В тюрьме написал большинство своих сочинений, в том числе «Город-Солнце». В этом идеальном го¬сударстве все равны, нет собственности и семьи, дети воспитываются государством, трудятся все, рабочий день — четыре часа. Активно раз¬вивается наука, и именно ее достижения облегчают жизнь и труд лю¬дей. Правителями являются ученые-жрецы, в государстве царит культ Бога-Солнца.
. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII в.)
Хронологические рамки различных эпох всегда выделяются доста-точно условно. Но особенно сложно определить их для периода, кото¬рый называется «началом Нового времени».
В истории культуры рубежной датой Нового времени часто счита¬ют 1640 г. — время, когда началась первая английская революция1. Но в истории философии в качестве начала Нового времени удобнее взять круглую дату, т.е. 1600 г. Соответственно, философия этого пери¬ода носит название «философия начала Нового времени», или «филосо¬фия XVII в.».
Следующая эпоха, которая выделяется в истории философии, — это эпоха Просвещения. Ее начало связывают со второй2 английской революцией 1688 г., но иногда относят к XVIII в., т.е. к 1700 г.
Фрэнсис Бэкон (Bacon)
Биографические сведения. Фрэнсис Бэкон (1561—1626) — анг¬лийский философ и государственный деятель. Окончил Кембриджский университет и юридическую школу. Философские воззрения. Теология и философия (наука). Бэ¬кон резко противопоставлял теологию и философию (науку). Это две совершенно различные сферы знания, и ни одна не должна вмешивать¬ся в дела другой, т.е. он выступал сторонником теории «двух истин».
Практическая польза науки. Бэкон отмечал, что открытие книго-печатания, пороха и компаса полностью изменило положение дел соот-ветственно в литературе, военном деле и навигации; эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленных изменений во всех дру¬гих сферах человеческой деятельности. Заблуждения человеческого ума. Развитию науки мешают раз¬личные заблуждения человеческого ума, т.е. искаженные образы дей¬ствительности; Бэкон называет их «идолами» или «призраками*. Вы¬деляя четыре типа таких заблуждений, Фрэнсис Бэкон почти полнос¬тью следует Роджеру БэконуИдолы рода Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи всем людям.
Идолы пещеры Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры.
Идолы рынка Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей.
Идолы театра Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей. Социальная философия. Бэкон был сторонником абсолютной мо¬нархии и сильного централизованного государства. Он критикует дво¬рянство за его бесполезность. Народ — это постоянный источник сму¬ты, но причина мятежей лежит в великом голоде и великом недоволь¬стве, а последнее вызывается разорением, нуждой, большими налогами и т.п. «Излечить» эти бедствия можно путем развития промышленнос¬ти и торговли, облегчения пошлин и налогов, обуздания роскоши
Гоббс (Hobbes)
Биографические сведения. Томас
Гоббс (1588—1679) — англий¬ский философ,
один из родоначальников материализма
Нового време¬ни. Окончив Оксфордский
университет (1608), начал работать до¬машним
учителем в аристократической семье.
Перед началом первой английской
революции был сторонником
Основные труды. «Элементы законов, естественных и политиче¬ских» (1640), Трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655), «О че¬ловеке» (1658), «О гражданине» (1642). Самая известная его работа — «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).
Философские воззрения. Отношение к науке. Как и Фр. Бэкон, Гоббс считает, что задача науки состоит прежде всего в увеличении влас¬ти человека над природой, «увеличении количества жизненных благ». Но в отличие от Фр. Бэкона главную задачу ученого он видит в познании не природы, а общества — с целью предотвращения гражданских войн. По¬этому особое внимание он уделял природе человека и государства.
Онтология. Гоббс — создатель первой в истории философии кон-цепции механического материализма. С его точки зрения, природа (материя) представляет собой совокупность протяженных материаль-ных тел, которые различаются между собой величиной, фигурой, поло-жением и движением. Материя не создается и не уничтожается, она существует вечно. Движение присуще самой материи (и никакой пер-водвигатель для его объяснения нам не нужен). Движение он понимал как чисто механическое, т.е. как перемещение тел. От одного тела к другому движение передается за счет «толчков».
Фундаментальное свойство любого тела — занимать некоторое пространство и простираться вместе с ним. Но при этом протяжён¬ность нельзя путать с протяженным телом; аналогично движущееся или покоящееся тело не есть само движение или покой. Протяжен¬ность (пространство), движение и покой — это акциденции, т.е. «фор¬мы нашего восприятия тела», а не свойства самих тел.
Этика. Гоббс считает, что существует единая и универсальная «при-рода человека». Естественными законами этой природы и объясняются в первую очередь все человеческие поступки. В природе человека ле¬жит стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствиям. Поэтому «благом» для человека является предмет жела¬ния и влечения, «злом» — предмет отвращения и ненависти. Добродете¬ли и пороки — это то, что при разумном понимании может быть оценено, соответственно, как способствующее или мешающее достижению блага.