Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 04:34, курс лекций

Краткое описание

Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 114.97 Кб (Скачать)

Кроме того, патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных отцов церкви (и особенно — Аврелия Августина) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и филосо¬фии, а учения восточных — православной.

В католической церкви принимались  особые постановления, опре-деляющие список отцов церкви (который пополнялся именами теоло¬гов более позднего времени), в православной церкви канонические по-становления такого типа не принимались.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СХОЛАСТИКА

Западноевропейская философия  эпохи Средневековья носит назва¬ние  «схоластика». Хотя формально история  средневековой филосо¬фии начинается с конца V в., но в силу социально-политических при¬чин в «темные века» развития философии в Западной Европе практи¬чески не происходило. Почти единственными  центрами культуры в это время  были христианские монастыри, в библиотеках  которых хра¬нились и переписывались отдельные античные тексты, в том  числе и философского содержания.

Иоанн Скотт Эриугена (810—877) был первым крупным западноевропейским фи¬лософом IX в. Шотландец1 по происхождению, он значи¬тельную часть своей жизни провел в Париже, куда был при¬глашен для перевода с греческого языка на латынь Арео¬пагитик, автором которых считался Дионисий Философские воззрения. Проблема знания и веры. Эриугена утверждал, что «истинный авторитет не противоречит правильному разуму, так же как правильный разум — истинному авторитету», по¬скольку «оба они проистекают из одного и того же источника, а имен¬но из божественной мудрости»3. Но при этом разум является первич¬ным, и «авторитет рождается из истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета».

Проблема  универсалий. В решении проблемы универсалий Эриу¬гена стоял на позиции реализма. Он считал, что роды и виды, т.е. поня¬тия большей и меньшей степени общности, существуют реально. При этом каждый род целиком и полностью содержится в своих видах, т.е. род «четвероногое» содержится в видах «собака», «кошка», «корова» и т.д. А каждый вид полностью содержится в конкретных вещах, т.е. вид «кошка» содержится во всех конкретных кошках. Роды и виды пред¬шествуют конкретным вещам, как вторая природа — третьей, и только их существование является действительно реальным.

Онтология. Онтология Эриугены строится на базе неоплатонизма и Ареопагитик, в ней также явно прослеживаются идеи пантеизма, по¬скольку утверждается единство Бога и его творения.

По мнению Эриугены, Бог открывается  людям как природа четырех  типов (схема 70).

Судьба учения. Эриугена оказал громадное  влияние на всю куль¬туру своего времени, а его философские и  богословские идеи повлияли на дальнейшее развитие средневековой философии, и прежде всего платонизма. В эпоху  Возрождения его идеи способствовали становле¬нию пантеизма.

Ансельм Кентерберий¬ский (Anselmus Cantuariensis)

Биографические сведения.

Ансельм д'Аоста (1033— 1109) был родом из знатной семьи, после смерти мате¬ри оставил свой дом и несколько лет скитался по раз¬личным монастырям Франции, в 1060 г принял мона¬шеский обет, с 1093 г. — епископ Кентерберийский

Философские воззрения. Проблема универсалий. В решении проблемы универсалий Ансельм стоял на позиции крайнего реализ¬ма, т.е. считал, что универсалии имеют самостоятельное существова¬ние вне конкретных вещей и до них — в уме Бога. И тот, кто не при¬знает реального существования универсалий (таких, как «человек», «бык», «лошадь»), кто не понимает, как разные люди связаны с одним «человеком», тот никогда не поймет и того, как единый Бог может су¬ществовать в трех лицах.

Все то, что существует в мире, сотворено  Богом в соответствии с идея-ми, имеющимися в его уме. Эти идеи являются мыслями Бога и потому вечны. Творение мира и всех вещей в них было совершено посредством Божественного Слова. Слова человеческого языка отличны от Боже-ственного, но, тем не менее, существует определенная связь между назва-ниями вещей (именами), понятиями о вещах в нашем сознании (универ-салиями) и самими конкретными вещами, существующими в реальности.

Проблема знания и веры. Человек  обладает разумом и верой. Выс¬шая  истина воплощена в Откровении и  дается человеку через веру, ра¬зум нужен человеку в первую очередь  для того, чтобы глубже понимать истины веры. Отсюда знаменитый лозунг Ансельма, повторенный им вслед за Августином: «Верю, чтобы понимать!». Отсюда же стрем¬ление к рациональному  истолкованию Откровения, воплотившееся  в по¬пытках доказать существование  Бога, триединство Божие и т.д.

Доказательства существования  Бога. Разработанные Ан¬сельмом четыре доказательства существования Бога делятся на апо¬стериорные и априорные. Четыре апостериорных (после опытных, ос¬нованных на опыте) доказательства приводятся в работе «Моноло¬гион», в них существование Бога как причины доказывается исходя из видимых нами следствий. Априорное (до опытное) доказательство было сформулировано в работе «Прослогион», оно получило название «онтологического аргумента».

Доказательства Ансельма вызвали  ряд возражений (в том числе  и при его жизни). Фома Аквинский  отверг онтологический аргумент, но признал  силу апостериорных доказательств. В Новое время Декарт и Лейбниц  в новой форме возродили онтологический аргумент, Кант вы¬ступил против него и т.д.

: Пьер Абеляр (1079— 1142) — французский философ, теолог, писатель и поэт. Происходил из дворянской семьи, отказался от помес¬тья в пользу младших братьев и отправился учиться в Париж. Учился у Росцелина и Гильома из Шампо. Философские воззрения. Проблема универсалий. В решении проблемы универсалий Абеляр выступал как против крайнего реализ¬ма Гильома из Шампо, так и против крайнего номинализма Росцелина, сформулировав свое собственное учение, получившее название кон¬цептуализма. Согласно этому учению реально существуют только конкретные единичные вещи, но не универсалии. Однако универсалии обладают определенным существованием как понятия (концепты) в уме человека. Они возникают на базе чувственного восприятия еди¬ничных вещей благодаря абстрагирующей деятельности ума, который способен выделять общие свойства множества конкретных вещей. Тем самым человеческий ум оказывается способным хотя бы в смут¬ном виде схватить форму вещей, отделенную от материи. В чистом виде эти формы или идеи существуют только в Божественном уме.Проблема знания и веры. Исходным пунктом любого исследования Абеляр считал сомнение, и дело ученого состоит в том, чтобы, следуя путем разума, перейти от сомнения к истине. Это возможно только при последовательном и правильном применении диалектики (логики). Диа-лектический разум — это разум вопрошающий, находящийся в постоян¬ном поиске, подвергающий сомнению даже утверждения Священного Писания, но с целью более глубокого его понимания. Диалектический разум, возвышающийся над обычным человеческим разумом, стремится

Фома (Тома) Аквинский (1221—1274), или Аквинат, как его часто называют, был сыном Ландольфо графа Аквинского. Философские воззрения. Проблема знания и веры. Знание и вера, разум и Откровение находятся в состоянии гармонии, дополня¬ют друг друга и не противоречат друг другу. Говоря о религиозных истинах, полученных человеком через Откровение, Фома подчеркива¬ет, что некоторые из них, например о триединстве Бога, не доступны для человеческого разума; в этом случае человек может только ве¬рить. Другие же истины, скажем, о том, что Бог существует, вполнедоступны разуму, и с помощью нашего разума мы можем их анализи-ровать и доказывать Онтология. В основе томизма лежит отождествление аристо¬телевской Первоформы1 и христианского (ветхозаветного) Бога — соз¬дателя мира. При этом на смену аристотелевскому дуализму, в кото¬ром материя является вечной и несотворимой, приходит идеалисти¬ческий монизм, где материя, природа есть результат творения Богом «из ничего».

Роджер  Бэкон (1214—(Roger Bacon) 1292) — английский философ-францисканец. Образо¬вание получил в Оксфорде, после этого около шести лет преподавал в Париже, примерно в 1252 г. вернулся в Англию Философские воззрения. Проблема знания и веры. Наука и ре¬лигия не противоречат друг другу, главная цель философии состоит в возможном обосновании веры. Так как в настоящее время чудес не бывает, то для обращения неверных и еретиков остается только путь рационального (философского) доказательства и обоснования истины.

Гносеология. По мнению Р. Бэкона, истина — это дитя времени, а наука  — дочь не одного или двоих ученых, а всего человечества. По¬этому каждое новое поколение людей должно исправлять ошибки, со¬вершенные предыдущими  поколениями. Р. Бэкон выявляет основные причины людского невежества, являющиеся препятствием на пути к истинеОн выделяет два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний опыт человек получает через Божественное Откровение, через него мы приходим к постижению сверхприродного, божественного. Внешний опыт мы получаем через органы чувств, через него мы приходим к по¬знанию природных истин. Именно на этом опыте должны основывать¬ся все науки.

 

Дунс  Скот (Duns Scotus)

. Иоанн Дунс Скот (1270—1308) родился  в деревне Дунс в Шотландии. Философские воззрения. Проблема знания и веры. Философия и теология — это две совершенно различные дисциплины, каждая из которых имеет свою область исследования и свою методологию, поэто¬му они в принципе не могут противоречить друг другу (табл. 50). Все религиозные догматы он (в отличие от Фомы Аквинского) считал в принципе недоказуемыми с помощью разума. Споры возникают тогда, когда обсуждаются пограничные проблемы, относительно которых нет ясности, к какой из дисциплин они относятся. Следовательно, чтобы покончить с этими спорами, необходимо уточнить их сферы и методы исследования. Учение о разделении. Чтобы избежать споров, необходимо уточ¬нить понятия, которыми мы пользуемся. Этой цели служит доктрина разделения (различия) — наиболее своеобразная и интересная часть учения Дунса Скота. Он различал реальное, формальное и мо¬дальное разделения. Так, между двумя людьми, скажем, Сократом и Платоном, существует реальное различие, между интеллектом и во¬лей — формальное, между светом свечи и светом Солнца — модальное (по степени свечения). Эти различия имеют место как в реальности, так и в разуме.Чтобы прийти к согласию, надо начать с выявления понятий на¬столько простых, по которым не могут возникнуть никакие споры. Можно понять нечто, не вдаваясь в различия, т.е. учитывая их, можно сконцентрировать внимание на том общем, что при этом обнаруживается. Выявляя это общее, мы в конце концов придем к самому просто¬му понятию — понятию «сущего» («существующего»), и оно прило¬жимо как к Богу, так и к человеку.

Уильям  Оккам (1288— 1349) родился в селении Оккам недалеко от Лондона. В 20 лет вступил в орден францисканцев. Образование получил в Оксфорде, в 1324 г. переселился во францисканский монас¬тырь в Авиньоне. Философские воззрения. Проблема знания и веры. Для Оккама характерно полное размежевание философии и теологии. Филосо¬фия — не «служанка богословия», поскольку истины религии недока¬зуемы рационально. Разум не способен оказать поддержку вере, ибо истины веры не самоочевидны, как аксиомы и не выводимы, как тео¬ремы. Теология — это не наука, а комплекс положений, связанных только верой. Сферы человеческого разума и веры не пересекаются, они разделены и навсегда останутся таковыми. «Верю и пони¬маю» — лозунг Оккама в решении данной проблемы.

Жан Буридан (1290— 1358) — французский философ, последователь Оккама.

Философские воззрения. Естественнонаучные идеи. Жан Бури¬дан совершенно не занимался  теологией, в центре его внимания находи¬лись естественнонаучные проблемы. В частности, он развил учение об импульсе, или силе (impetus), сыгравшее важную роль в дальнейшем развитии физики и противоречащем учению Аристотеля о движении.

Проблема свободы воли. Из всех идей Буридана наибольшую извест-ность получили его аргументы в защиту тезиса о свободе воли и иллюст-рирующий их пример, так называемый «Буриданов осел». И хотя соглас¬но ряду исследованиям этот пример ему не принадлежит, в истории ми¬ровой культуры он оказался тесно связан с именем именно Буридана.

Суть примера заключается в  следующем: представим себе осла, стоя-щего между двумя вязанками сена. Эти вязанки абсолютно одинаковы и находятся на совершенно равном расстоянии (справа и слева) от осла. Если бы все поведение живых существ было бы причинно обус¬ловлено (детерминировано), то в такой ситуации осел умер бы от голо¬да, поскольку у него нет никаких оснований для выбора вязанки, с которой он может начать есть сено. Но поскольку в реальной жизни ни один осел не умер в такой ситуации, следовательно, даже у ослов есть свобода воли.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Начало эпохи Возрождения (Ренессанса) обычно относят к се¬редине XIV в., а конец — к 40-м гг. XVII в. (времени  первой анг¬лийской революции). Принято различать Итальянское Возрождение (сер. XIV — нач. XVI вв.) и Северное Возрождение (XVI — нач. XVII вв.), последний период также называется эпохой Реформации

Характерной чертой эпохи Возрождения  стало появление спе-цифически  ренессансного мировоззрения —  гуманизма (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валло, Пико де ла Мирандола, Эразм Роттердамский, Себастиан Бранд, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.).

Гуманизм

Гуманизм — это особое явление  в духовной жизни эпохи Возрож¬дения. Смысл данного термина в эпоху  Возрождения был принципи¬ально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гу¬манности»  — «человеколюбию». В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совер¬шенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение. Програм¬мным в этом смысле можно считать трактат Джаноццо Манетти (1396—1459) «О достоинстве и превосходстве человека»1, открывший длительную дискуссию о «достоинствах человека». Одна из важней¬ших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбеж¬но вела к индивидуализму. К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Вал¬ло (1407—1457). Анализируя тексты, он доказал подложность так на¬зываемого «Константинова дара» — якобы завещания императора Константина (III в.), оставившего Римскую империю в наследство рим¬ским епископам (папам). На этом «документе», в действительности по¬явившемся только VIII в., основывались претензии папства на свет¬скую власть.

В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к  эпи-куреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он ис¬ходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Бо¬жественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование приро¬ды. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнрав¬ственными. Лоренцо Валло был индивидуалистом: он считал, что инте¬ресы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они свя¬заны с личными удовольствиями. Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения — Дезидерий Эразм (1467—1536 гг.), прозванный по месту рождения Роттердамский. Он считал себя учеником Лоренцо Валло, был другом Томаса Мора и других гуманистов. Он хорошо знал древние языки и много занимался критическим анализом античных и библейских тек¬стов. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключитель¬ными. Особую известность получила его работа «Похвала Глупости», где высмеиваются различные пороки людей (в том числе духовенства), и прежде всего невежество. Улучшение условий жизни людей он свя¬зывал с распространением образования. Эразм Роттердамский беспо¬щадно критиковал схоластику и схоластов, но своего философского учения не предложил.

Особое место в культуре и  философии Северного Возрождения  за-нимает французский философ Мишель Монтень (1533—1592). Зна¬менем борьбы со средневековым догматизмом стал для него скепти¬цизм. Он считал, что философствовать — значит сомневаться. В эти¬ческих воззрениях он был близок к эпикуреизму.

Пантеизм

Пантеизм  — это философское учение, в котором Бог и природа (Вселенная) отождествляются, полностью сливаются.

Согласно воззрениям пантеистов, нет  природы вне Бога, но и нет Бога вне природы. Пантеизм представляет собой философское учение, занимающее промежуточное место между материализмом  и идеализ¬мом (объективным). Но можно  различать пантеизм материалистичес¬кого и идеалистического толка (схема 86).

Хотя сам термин «пантеизм» появился только в XVIII в., пан-теистические идеи имелись уже в философии Древнего мира — как западной, так и восточной. Но так как в Древнем мире господствовал политеизм (многобожие) и не было еще распространено представле¬ние о Боге как о едином мировом духе, то соответствующие воззре¬ния древности нельзя, строго говоря, отнести к пантеизму, они харак¬теризуются как гилозоизм (представление об одушевленности всей природы).Поэтому о зарождении собственно пантеистических идей можно говорить только начиная со Средневековья, когда стали господствовать представления о существовании, во-первых, единого Бога, а во-вторых, о личностном характере этого Бога1 (т.е. имеющем свою волю, желания и т.д.).

Информация о работе Лекции по "Философии"