Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

Одною из самых  распространенных опасных и реакционных  идей и основанной на них идеологий является религиозный экстремизм. Такие идеи в свое время имели место и на Западе, и на Востоке и приносили людям большие бедствия.  К сожалению, это социальное зло даже сейчас, когда человечество вступило в ХХI век, продолжает угрожать миру и прогрессу, завоевывает определенные территории. И есть люди, следующие за ними. Эти люди, опираясь на такие идеи, осуществляют против мирного населения террористические и насильственные преступные действия, свои намерения проявляют через подлые действия. Ярким примером этому служат Алжир, где за последние 15 лет в результате террористических актов экстремистов погибло 140 тысяч человек, или Афганистан, где вот уже более 20 лет идет кровопролитная война.

Значение идеи и идеологии в жизни человека и общества. Место и значение идеи в жизни человека – это очень важный философский вопрос. Человек сам создает идеи и получает от них энергию. Созданные человеком идеи овладевают его сознанием, мышлением и убеждением, владеют им самим. Высокие идеи ведут людей к благородным целям. Только тот, кто имеет зрелые идеи, у кого убеждение цельное и ценности высокие, в состоянии проявить примеры мужества.

История каждого  народа отражается в действиях великих  людей, родившихся и воспитанных  на этой земле, героев и самоотверженных людей. Такие мужественные сыны народа, как Ширак и Тумарис, Спитамен и Муканна, Темур Малик и Джалолиддин Мангуберди, Амир Темур и Бобур Мирзо, являются создателями великих идей.

Непоколебимость и героизм наших великих предков  даже с течением тысячи лет не стираются из памяти народной. Они жертвовали жизнью ради великих идей – за свободу Родины, счастье народа, развития науки и культуры. Ахмад Яссавий посвятил свою жизнь служению правде, а Наджмиддин Кубро не жалел своих сил в борьбе против монгольских завоевателей, так как их вдохновляли великие идеи. Джордано Бруно не отказался от своего убеждения даже в пламени костра куда он попал за свою приверженность к великим научным идеям, а Насимий был зарезан только за то, что проявлял твердую убежденность в своих идеях.

В истории человечества, в том числе и в истории  нашего народа, можно найти еще  много примеров тому, что только приверженность к великим идеям  являлась основой мужества и героизма.

Как известно, определенная идея изначально появляется, как правило, в сознании какой-то одной личности. Поскольку она несет в себе высокое общественное содержание и выражает благие стремления общества на пути прогресса, она становится общечеловеческой силой.

Если взглянуть на всемирный опыт, то можно видеть, что над созданием учений и идеологий, оказавших огромное влияние на мировое развитие, в разные эпохи трудились люди большого ума, талантливые и мыслящие. Это подтверждает деятельность таких великих мыслителей, как Сократ и Платон, Конфуций и Заратустра, Алишер Навои и Махатма Ганди.

Каждый из них разработал в свое время идеи огромного значения, объединявшие их народы. Опираясь на эти  идеи, народы неустанно трудились  во имя созидания и достижения великих целей. В этой сфере и  Сократ, напоминавший человечеству, что «самосознание – это великое счастье», и Навои, получавший удовлетворение от того, что способствовал народу «понимать свое величие», и Махатма Ганди, посвятивший свою жизнь освобождению Индии и Пакистана от гнета завоевателей, являлись великими людьми, показавшими пример последующим поколениям.

Только тогда, когда  национальная идея и идеология вбирают  в себя принципы гуманизма, волю и  стремления народа, они могут объединить общество, способствовать раскрытию  его потенциала и возможностей.

Таким образом, история  человечества есть непрерывный процесс, состоящим из возникновения развития и гибели различных идей и идеологий, их действий и взаимоотношений. Различные  идеи отличаются друг от друга тем, каким силам они служат, к каким  целям ведут людей, следующим им. Идеологии, служащие благим целям, основываются на созидательных идеях, тогда как идеологии, основанные на разрушительных идеях, приводят народы и государства к упадку, приносят людям бесчисленные бедствия. По этому изучение истории идейных процессов, осознания их сущности и содержания является сегодня важнейшей необходимостью.

 

Литература:

1.Каримов И. Свое будущее мы  строим своими руками. Т.7., Т.Узбекистон, 1999. С. 87, 299

2.Каримов И. Идеология – это  объединяющий флаг нации, общества, государства. Т. Узбекистон. 1998. С. 3.Идея национальной независимости. Основные понятия и принципы. Т. Узбекистон. 2003. С. 9

Тема - 2.

Историческое развитие: идейные и идеологические процессы

 

1. Общественный прогресс – это история идеологий и идей.

2. Роль и значение созидательных идей в истории человечества.

3. Разрушительные идеологии и зловещие идеи.

Ключевые  термины:

  1. Общественный прогресс, созидательные идеи, разрушительные идеологии, национализм, шовинизм, расизм, терроризм, фашизм, большевизм.

 

1. В истории человечества  идеи и идеологии занимают  очень большое место. Они извечны,  как и сам человек. Человечество  в течении тысячелетий породило  различные идеи. Эти идеи вдохновляли  человека на создание орудий  труда, оборудования, сооружений, намного облегчающих тяжелый физический труд человека. Из истории известно, что люди, вооруженные созидательными идеями, вели борьбу за построение благополучной жизни, свободного общества. Эти процессы явились основой для рождения положительных идей,  которые в свою очередь служили формированию определенного образа жизни, выражающего интересы народностей, народов и наций. Эти идеи играли ведущую и направляющую роль при возникновении национальных государств. Это мы можем наблюдать на примере сформирования и усовершенствования идей узбекской государственности.

Эти идеи сыграли  решающее значение при построении в  нашей стране древних Хорезмийского, Согдийского, Бактрийского, Кушанского и в последующем Тимуридского государств. И, наоборот, верховенство узких и ограниченных, личных династийных интересов, вместо общенациональных,  привело к краху узбекского народа, потере независимости, повергло  народ на колониальные бедствия.

Развитие идей, основанных на общечеловеческих ценностях  и демократических принципах, рождает  у человека большие надежды. Потому что реализация таких идей, служащих общечеловеческим интересам, приводит в масштабах планеты к торжеству мира и прогресса, свободы человека, национального и религиозного согласия, и, в конце концов, – обретению человеком своего счастья. А это – извечная мечта человечества. Но, к сожалению, в истории не всегда так происходит.

Античеловеческие  разрушительные идеи, основанные на крестовых  походах средних веков, религиозном  фанатизме, фашизме и большевизме, обрушили на народы многих стран бесконечные бедствия. Такие разрушительные идеологии и сегодня нарушают мир и спокойствие, вызывают разные беды. Братоубийственная война, продолжавшаяся более двадцати лет в Афганистане, события в Югославии явились результатом влияния таких античеловеческих идей.

Глубокие преобразования, прошедшие в конце двадцатого века в социально-политическом развитии мира, привели к крушению двуполярного мира, нарушили относительное равновесие, преобразили идеологическую картину  мира.

Многие народы мира, освободившиеся от идей коммунистической идеологии, приобрели независимость и восстановили свою национальную государственность.

Однако сохранившиеся  и сегодня идеологии великодержавного шовинизма, агрессивного национализма, неофашизма, расизма продолжают свою античеловеческую деятельность, которая оказывает свое негативное влияние на сознание части.

Молодежи, не имеющей  достаточных знаний, навыков, жизненного опыта, не знающей своей истории, истории предков. Для предотвращения этого надо создавать у молодых  идеологический иммунитет против таких угроз.

Для эффективного выполнения этих задач надо хорошо знать историю идей и идеологий. Это способствует правильному осознанию  сущности и содержания действующих  или вновь рождающихся идей и  идеологий, их цели и намерения.

Социальный  прогресс – это история идей и  идеологий. Уже в первобытные  времена, когда появились на земле  первые люди и начали формироваться  как род, община или народ, тогда  же появилась потребность в общих  идеях и идеологиях, объединяющих их.  Как подчеркивал Президент Ислам Каримов, «Идеология совмещает в себе общественную сущность жизни людей и их стремления»1.

Как известно, исторические формы и проявления национальной идеи и идеологии развивались  в течении многотысячелетней  истории нашего народа. В первом письменном источнике – книге «Авеста», впервые возникшей в Древнем Хорезме, Согдиане и Бактрии, созданной нашими предками 2700 лет тому назад, выдвигались благородные идеи. В ней отражена вечная борьба между добром и злом. Взгляды зороастризма о добре и гуманизме являлись главными идеями в нашем регионе до прихода сюда исламской религии. А также поклонение среди тюркских народов Божеству неба (неба и солнца) (шаманизм) и буддизм (буддийская религия) в качестве религиозной веры сосуществовали вместе с зороастризмом.

Зороастризм в  первых государственных объединениях, сформированных впервые в регионе: в Хорезме, Согдиане и Бактрии, поднялся до уровня государственной религии  и выполнял функцию официальной  идеологии. В эпоху Кушанского государства  буддийская религия также вместе с зороастризмом выполняла функции государственной религии.

Но периодические  нашествия завоевателей на Туранскую  землю нарушали стабильность в обществе.   Завоевательные нашествия ахманидов  в VI-IV веках до РХ, Александра Македонского в 329-327 годах на определенный период приостановили действие имеющейся в регионе суверенной государственности. Наш народ для восстановления своей независимости в течении многих лет вел борьбу против врагов. Идеи независимости, борьба за восстановление своей национальной государственности составляли в те годы все мечты и чаяния и, если так можно выразиться, его идеи и идеологии. Основываясь на них, наш народ основал такие великие царства как Кушанское царство и Великое Тюркское Ханство.

Но, однако, с  изменением исторических процессов в регионе пришлось опять положить конец национальной государственности. В конце VII и в начале VIII веков арабские завоеватели завоевали Туран. Тогда идеи борьбы против завоевателей и тирании явились идеями объединения в борьбе против завоевателей. Восстание Муканны и его идеи борьбы за свободу выполняли задачу идеологии против завоевателей.

Распространение в Мавверанахре (территории нынешнего  Узбекистана) исламской религии  выполнило историческую задачу по объединению  народа вокруг одной веры.  Основанные в регионе в IX-XII веках династиями саманидов, караханидов, газнавидов, салджукидов, хорезмшахов государства оставили глубокий след не только в истории узбекского, но и многих народов мира. Бессмертные произведения таких великих ученых, как Мухаммад Хорезми, Абу Наср Фараби, Ахмад Фергани, Абу Али ибн Сина, Абу Райхан Беруни, обогатили мировую науку. Идеи о всесторонне развитом человеке и справедливости, выраженные в учениях мутасаввуфов (Ходжа Юсуф Хамадани, Ахмад Яссави, Абдулхалик Гиждувани, Бахоутдин Накшбанд, Наджмиддин Кубро, мухаддисов: Имам Бухари, Имам Термизи), служили сохранению и укреплению в обществе здорового духовно-нравственного климата. Эти идеи возвеличивали самоотверженность и гуманизм во имя интересов Родины и народа. Они в качестве национальных духовных ценностей заняли важное место в народной культуре, литературе и искусстве, в том числе в творчестве Махмуда Кашгари, Юсуф Хос Хожиба, Ахмада Югнаки, Лутфи, Абдурахмана Джами, Алишера Навои, Джалолиддина Руми, Мирзо Абдулкадира Бедила.

Эти идеи стали  важным фактором и в развитии узбекской  государственности. В трудах «Темур тузуклари» («Уложения Темура») Амира  Темура, «Сиёсатнома» («О политике»)  Низамулмулка проявление справедливости, честности, совестливости, забота о мире и благополучии в стране в отношениях государственных учреждений и их служителей к выдвигались в качестве главных идей. Такие идеи занимали приоритетное направление в идейных принципах государства Темуридов.

Преобладание  в XVII-XIX веках узких и ограниченных интересов вместо общенациональных, выдвижение на первое место интересов личностей и династий, недостаточное внимание к укреплению в обществе духовно-нравственных ценностей и развитию науки и просвещения явились причиной очередного кризиса в узбекской государственности, приведшие к утере страной независимости, установлению в Туркестане колониального режима и в конце концов ликвидации здесь национальной государственности. Несмотря на это, национальные идеи, имеющие глубокие исторические корни, продолжали существовать. Наоборот, в именно тогда, в условиях колониального гнета они опять выдвинулись в качестве знамени борьбы за восстановление национальной государственности, за  национальный прогресс и перспективу.

Такие стремления еще больше усилились в XIX веке в передовых взглядах Ахмада Даниша, выступившего с просветительскими идеями, в творчестве и деятельности таких прогрессивных деятелей джадидского движения, возникшего в начале XX века,  как Бехбуди, Фитрат, Чулпан, Мунаввар Кари, Абдулла Авлани. Джадиды выдвинули идею объединения народов Туркестана и начали борьбу за национальную независимость всего края. Именно джадиды явились идеологами повстанческого движения, поднявшегося против захватнической красной армии и советского строя. В противовес национальной идее тоталитарный советский строй выдвинул против этих идей свою идеологию, полностью отрицающей интересы народа. Ее утопические, мифические идеи не отвечали требованиям реальной жизни, противоречили традиционному образу жизни народа, законам общественного прогресса. Они не признавали национальную независимость, попирали национальные ценности, основывались на противостоянии религиозному убеждению. Но тоталитарный режим принимал все меры к тому, чтобы эти идеи внедрить в народ. Такая политика состояла из непрерывной борьбы, преследований, угроз и насилия, кровавые репрессии тех лет оказались их трагическим отражением.

Насильно внедряемые эти идеи составили монопольную  и господствующую идеологию общества. Все средства массовой информации, радио, печать, телевидение, культура, искусство, литература, общественные науки служили пропаганде и внедрению этой идеологии, а государственные организации силой и насилием обеспечивали ее господство. Но эти идеи все равно не могли глубоко проникнуть в сердце народа, не стали собственной идеологией общества, не могли искоренить национальную идею и извечные ценности нашего народа. Укоренившиеся в жизни народа, являвшиеся его извечными мечтами национальные идеи в конце 80-х годов прошлого столетия руководителем нашего государства Исламом Каримовым вновь последовательно и с большой мужественностью были поставлены в повестку дня, что и явилось важным фактором в деле достижения Родиной свободы и независимости. Эти идеи теперь нашли свое выражение в высших целях по осуществлению в стране невиданных доселе великих преобразований, построению свободной и благополучной Родины, основанной на приоритетности общечеловеческих ценностей.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы