Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

Тоталитарные  идеологии провозглашают своей  целью создание «нового общества»  и «нового человека», при котором  интересы личности и в особенности  права личности подчиняются интересам узкого господствующего сословия, тоталитарного строя. Такой социальный строй ими объявляется «высшей формой демократии», формой народной власти.

В политической ситуации это соответствует монополизации  власти. Власть концентрируется в руках одной партии (или политического движения). Происходит перерастание господствующей партии в государственный аппарат. Вместе с тем происходит огосударствление  общества, то есть уничтожение общественной жизни, отличной от государства (или ее минимализация), уничтожение гражданского общества (запрещение всех партий и общественных организаций, не подчиняющихся господствующей партии). Игнорируется роль права, закона: власть приобретает полномочия, не ограничиваемые законом и ему не подчиняющиеся, государство перестает быть правовым, оно монопольно контролирует сферу экономики, утверждает централизованное руководство экономикой (это, по его утверждению, самое рациональное и эффективное руководство).

Информационная  монополия также тесно связана  с абсолютизацией политической и экономической власти: при «тоталитарном режиме» все СМИ, содержание информации, действующей в обществе, находится под строгим контролем аппарата. Сохранение и укрепление всей системы монополий без насилия становится невозможным. Поэтому «тоталитарным режимам» присущи государственный терроризм, применение террора в качестве средства реализации внутренней политики.

Еще одна характерная  особенность тоталитарных государств в милитаризации общества, в создании «военных лагерей» или идейно-психологического климата «блокадной крепости». При этом не только поощряется состояние военного фанатизма, вместе с тем реализуется агрессивная внешняя политика. Такая политика нацелена на осуществление военно-территориального и идеологического захвата, широкомасштабное утверждение своих тоталитарных порядков.

Но, историческая правда состоит в том, что антидемократические  режимы, созданные на основе различных  стереотипов тоталитарных идеологий  и их проектов, в конце концов неизбежно терпят крах.

Но, однако, идейная борьба еще больше обостряется. Как справедливо утверждал Президент Ислам Каримов: «Сейчас, когда завершается век, на который пришлось много испытаний, бедствий, трагедий, войн, репрессий, в период, когда человечество стоит на пороге нового тысячелетия, борьба старых и новых идеологий как никогда набирает стремительный темп. Разнообразные, иногда совершенно противоречивые мировоззрения, споры между политическими, национальными, религиозными течениями, сектами порой выходят за рамки дискуссий и становятся причиной кровавых столкновений, массовых убийств, приносят много бедствий людям»1.

Вот поэтому  в независимом Узбекистане сейчас идет активная работа по формированию национальной идеи и идеологии, являющейся объединительным знаменем нации, общества, государства, и внедрением ее в сознание народа.

Такая идеология  будет способствовать самоотверженной  защите наших достижений за годы независимости, главного достояния – независимости, Родины, счастливое будущее наших  детей, быть всегда бдительными и  зоркими. Ибо, Узбекистан – наш общий дом и его беречь – долг каждого. В этом смысле идея национальной независимости для всех нас общая идея, она неотъемлемая часть нашего сознания, мировоззрения.

 

Литература:

       1. Каримов И. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.

           Т.8., Т., 2000. С.477.

       2. Каримов И. Идеология – это объединяющий флаг нации, общества, государства. Т. Узбекистан. 1998. С.9

       3. Идея национальной независимости. Основные понятия и принципы. Т. Узбекистан. 2003. С. 12

 

Тема - 3.

Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации

 

1. Идеологическая картина современного мира.

2. Идейная борьба в современном мире и проблема идеологических полигонов.

3. Понятия «идеологический иммунитет» и «идеологическая профилактика», их содержание и сущность.

Ключевые  термины:

Идейная борьба, идеологический иммунитет, идеологическая профилактика, двухполярный мир, многополярный мир, идеологическое противостояние, гегемонизм, сотрудничество.

 

1. В канун  ХХI века политическая картина  мира в корне изменилась, исчез  двуполярный мир, относительное  равновесие нарушено. Составляющий  один из двух полюсов в мире  социалистический лагерь распался. Главное его государство, где  господствовал тоталитарный режим, - бывший Союз канул в историю. На его месте образованы независимые государства. Освободившиеся от идей тоталитарной идеологии народы восстанавливают традиции своей национальной государственности.

«Сегодня прогрессивные  идеологии основываются на национально-культурных и духовно-нравственных традициях народов, общечеловеческих ценностях и демократических принципах, мощных информационных технологиях. Приоритетны идеи прогресса, соблюдения прав и свобод человека, гуманизма, безъядерного мира, национального и религиозного согласия, преодоления региональных конфликтов»1. Благотворные идеи, основанные на этих принципах, служат светлому будущему – извечной мечте человечества.

Но, к сожалению, имеются сейчас и такие политические силы и течения, как агрессивный национализм, шовинизм, неофашизм, расизм, религиозный экстремизм, которые различными средствами стремятся расширить круг своего влияния в идеологической картине мире. Такие антигуманные, разрушительные идеи приносят народам бесчисленные бедствия, нарушают мир и спокойствие людей. Продолжающаяся более двадцати лет в Афганистане братоубийственная война, нестабильность в Балканском регионе – результат влияния подобных разрушительных идеологий.

Сегодня идеологическая борьба ставит своей целью завоевание не только сознание людей, но еще и их сердец. Поэтому умы и сердца народов различных регионов планеты превращены в арену испытаний различных идей, идеологические полигоны.

В этих условиях знания, передаваемые во все слои общества, должны быть объективными, полно и правильно отражать реальную действительность,  служить прогрессу обществу, интересам Родины и народа, сохранению ценностей.

Приоритетность  ценностей, возникающих на их почве, зависит от объективности и глубины  этих знаний. Овладевший ими человек может вполне отразить идеологические атаки. Для достижения этого должны быть разработаны и реализованы комплексные идейно-воспитательные, политические, экономические, социальные, духовные меры по предупреждению и пресечению проникновения чуждых по своему существу идей.

Идеологическая  картина современного мира. Современный мир – это мир сложных идеологических противоречий, мир, в котором идеологические полигоны стали сильнее и опаснее ядерных.

Мы хорошо знаем  по урокам географии разделение мира на разные регионы и континенты. По политической карте мира и с учетом границ существующих государств можно представить себе территориальное деление Земли.

Человечество  накануне ХХI века столкнулось с рядом проблем, не признающих никаких границ. В их числе – проблемы войны и мира, экологических катаклизмов, духовной нищеты, наркобизнеса, терроризма. Наряду с ними происходят в мире общечеловеческие процессы, связанные с глобализацией, ускорением и интенсификацией информационных течений, универсальными технологиями. Общеизвестно, что Земля – единственное место существования для человека. В этом сомнений не может быть. Но из истории известно, что происходили бесчисленные войны для изменения существующих границ, завоевания чужих территорий. В этом процессе орудия войны всегда усовершенствовались. Такие войны вплоть до ХХ века шли в основном в пределах одного государства, между двумя государствами или самое большее – в пределах одного континента. Правда, скажем, войны Александра Македонского, Чингисхана за создание великого государства или войны европейских завоевателей начиная с средневековья отличаются своими масштабами. Но их можно воспринимать в виде исключений. Если вспомнить, что в двух мировых войнах, произошедших в ХХ веке, принимали участие десятки государств из нескольких континентов, то можно согласиться с таким выводом. Орудия войны усовершенствуются. Сегодня их сила достаточна не только для захвата чужих территорий, их вполне достаточно для уничтожения самой  жизни на планете Земля.

Человеческая  история свидетельствует о формировании и развитии добрых качеств у человека и в то же время – о проявлении в человеке самых антигуманных, страшных черт. К сожалению, в течении всей истории человечества подобные пороки сопровождали его, а каждый раз проявляясь в новых формах, видах. Сегодня самые злейшие из них угрожают миру и согласию на Земле, сотрудничеству и единству, свободному развитию  самого человечества.

Сегодня формы  идеологии, стремящиеся изменить идеологическую картину миру в своих целях, угрожают стабильности и прогрессу. Их основные формы и направления раскрыты в книге Президента Ислама Каримова «Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Нами данный труд использован в качестве основного источника.

Одной из угроз  прогрессу является великодержавный шовинизм. Как подчеркивал Президент Ислам Каримов: «Исходя из исторической практики, это явление можно охарактеризовать как политическую, идеологическую и экономическую гегемонию со стороны конкретных сил, государства или стремление к ней в межнациональных и межгосударственных, региональных отношениях.

Шовинизм проявляется  в борьбе некоторых крупных наций  за установление своего исключительного  господства не только в рамках многонациональной  империи, но и на окружающем ее геополитическом пространстве.

Объектами притязаний становятся, как правило, государства  с меньшими территориями и главное - с ослабленным экономическим  потенциалом и внутренней неустойчивостью»1.

Как видим, великодержавный  шовинизм носит антигуманный характер. Ибо, он по своей сути, является своеобразной формой оправдания, пропаганды и защиты национального неравноправия.

В чем причины  возникновения великодержавного шовинизма? Если взглянуть на историю, то можно  убедиться, что некоторые страны, имеющие сегодня статус великих держав, захватывали множество регионов в качестве территорий  своих «жизненных интересов», долгое время вели колониальную политику. Именно пользование природными сырьевыми ресурсами захваченных территорий, присвоение материальных и духовных богатств этих стран позволили им стать огромными и мощными государствами.

 Сегодня  мы видим, что те страны, чьи  экономические возможности ослаблены,  где нарушено общественное согласие, обострились внутренние противоречия, где политические группировки,  ставящие свои узкие интересы выше интересов Родины, нации, претендующие к власти, стремятся решить имеющиеся проблемы с помощью внешних сил,  где царит хаос, пессимизм, становятся мишенью для государств с идеологией великодержавного шовинизма.

К сожалению, и  наш край не мог обойтись без вредного влияния великодержавного шовинизма. «Наш край также не избежал этой участи и длительное время испытывал на себе всю пагубность шовинистических и агрессивных националистических идей. Узбекистан пережил сложный период насильственного удержания в составе Российской, а затем Советской империи, период, который сегодня получает различные, порой взаимоисключающие интерпретации, - пишет Ислам Каримов»2.

Великодержавный шовинизм сегодня переплетается  с пансоветизмом. Понятие пансоветизма основано на абсолютизации определенной близости, похожести, общности, возникшей в социально-культурной жизни в результате существования в пределах одного союза в течение длительного времени. Но, как правильно подчеркивал наш Президент, нельзя забывать, что за подобными взглядами скрыты стремления, направленные на обман простых людей, внедрение вновь в нашу жизнь изживших идей и таким образом восстановление опят старого режима, одним словом, на ликвидацию национального самосознания.

В чем причины  оживления идей великодержавного шовинизма под знаменем пансоветизма? Если серьезно проанализировать, то можно выяснить, что сегодня «основаниями» для оживления идей великодержавного шовинизма являются: во-первых, лишение возможности пользования бесчисленными сырьевыми ресурсами, рабочей силой, транспортными коммуникациями, геостратегическим положением; во-вторых, стремление бывших колоний освободиться от влияния и давления своих метрополий, проведение независимой внутренней и внешней политики; в-третьих, непонимание, вернее, нежелание понимать приоритетности равноправного и взаимовыгодного сотрудничества на международной арене; в-четвертых, выставление претензий о том, что якобы другие стороны не признают их «жизненных интересов», суживают принадлежащие им территории; и, наконец, в-пятых, переоценка своей вклада в прогресс человечества.

 Сегодня,  когда обостряется борьба за  умы и сердца людей, различные  взгляды стремятся господствовать  на идеологической арене. В  качестве примера этому можно  привести движения по захвату идеологических пространств в мире путем обеспечения господства единой идеологии, основанной на общности убеждений. К ним относится религиозный фундаментализм. Так, современные фундаменталисты исламской религии, опираясь на представлениях о духовном единстве всех мусульман, стараются обосновать идею их политического объединения под знаменем единого халифата, независимо от социальных, национальных особенностей и государственной принадлежности. Как видно, такая идеология ставит на первое место идею объединения на религиозной основе. Они спрашивают, что плохого в том, если единство на религиозно-духовной основе будет способствовать сотрудничеству стран в экономической, культурно-просветительской, научно-технической сферах, объединению их потенциала, прогрессу народов. Сторонники такой идеологии нередко стараются представить свои взгляды в такой «безобидной» форме.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы