Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций
Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).
Тоталитарные идеологии провозглашают своей целью создание «нового общества» и «нового человека», при котором интересы личности и в особенности права личности подчиняются интересам узкого господствующего сословия, тоталитарного строя. Такой социальный строй ими объявляется «высшей формой демократии», формой народной власти.
В политической
ситуации это соответствует
Информационная монополия также тесно связана с абсолютизацией политической и экономической власти: при «тоталитарном режиме» все СМИ, содержание информации, действующей в обществе, находится под строгим контролем аппарата. Сохранение и укрепление всей системы монополий без насилия становится невозможным. Поэтому «тоталитарным режимам» присущи государственный терроризм, применение террора в качестве средства реализации внутренней политики.
Еще одна характерная особенность тоталитарных государств в милитаризации общества, в создании «военных лагерей» или идейно-психологического климата «блокадной крепости». При этом не только поощряется состояние военного фанатизма, вместе с тем реализуется агрессивная внешняя политика. Такая политика нацелена на осуществление военно-территориального и идеологического захвата, широкомасштабное утверждение своих тоталитарных порядков.
Но, историческая правда состоит в том, что антидемократические режимы, созданные на основе различных стереотипов тоталитарных идеологий и их проектов, в конце концов неизбежно терпят крах.
Но, однако, идейная борьба еще больше обостряется. Как справедливо утверждал Президент Ислам Каримов: «Сейчас, когда завершается век, на который пришлось много испытаний, бедствий, трагедий, войн, репрессий, в период, когда человечество стоит на пороге нового тысячелетия, борьба старых и новых идеологий как никогда набирает стремительный темп. Разнообразные, иногда совершенно противоречивые мировоззрения, споры между политическими, национальными, религиозными течениями, сектами порой выходят за рамки дискуссий и становятся причиной кровавых столкновений, массовых убийств, приносят много бедствий людям»1.
Вот поэтому
в независимом Узбекистане
Такая идеология будет способствовать самоотверженной защите наших достижений за годы независимости, главного достояния – независимости, Родины, счастливое будущее наших детей, быть всегда бдительными и зоркими. Ибо, Узбекистан – наш общий дом и его беречь – долг каждого. В этом смысле идея национальной независимости для всех нас общая идея, она неотъемлемая часть нашего сознания, мировоззрения.
Литература:
1. Каримов И. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.
Т.8., Т., 2000. С.477.
2. Каримов И. Идеология – это объединяющий флаг нации, общества, государства. Т. Узбекистан. 1998. С.9
3. Идея национальной независимости. Основные понятия и принципы. Т. Узбекистан. 2003. С. 12
Тема - 3.
Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
1. Идеологическая картина современного мира.
2. Идейная борьба в современном мире и проблема идеологических полигонов.
3. Понятия «идеологический иммунитет» и «идеологическая профилактика», их содержание и сущность.
Ключевые термины:
Идейная борьба, идеологический иммунитет, идеологическая профилактика, двухполярный мир, многополярный мир, идеологическое противостояние, гегемонизм, сотрудничество.
1. В канун
ХХI века политическая картина
мира в корне изменилась, исчез
двуполярный мир,
«Сегодня прогрессивные идеологии основываются на национально-культурных и духовно-нравственных традициях народов, общечеловеческих ценностях и демократических принципах, мощных информационных технологиях. Приоритетны идеи прогресса, соблюдения прав и свобод человека, гуманизма, безъядерного мира, национального и религиозного согласия, преодоления региональных конфликтов»1. Благотворные идеи, основанные на этих принципах, служат светлому будущему – извечной мечте человечества.
Но, к сожалению, имеются сейчас и такие политические силы и течения, как агрессивный национализм, шовинизм, неофашизм, расизм, религиозный экстремизм, которые различными средствами стремятся расширить круг своего влияния в идеологической картине мире. Такие антигуманные, разрушительные идеи приносят народам бесчисленные бедствия, нарушают мир и спокойствие людей. Продолжающаяся более двадцати лет в Афганистане братоубийственная война, нестабильность в Балканском регионе – результат влияния подобных разрушительных идеологий.
Сегодня идеологическая борьба ставит своей целью завоевание не только сознание людей, но еще и их сердец. Поэтому умы и сердца народов различных регионов планеты превращены в арену испытаний различных идей, идеологические полигоны.
В этих условиях знания, передаваемые во все слои общества, должны быть объективными, полно и правильно отражать реальную действительность, служить прогрессу обществу, интересам Родины и народа, сохранению ценностей.
Приоритетность ценностей, возникающих на их почве, зависит от объективности и глубины этих знаний. Овладевший ими человек может вполне отразить идеологические атаки. Для достижения этого должны быть разработаны и реализованы комплексные идейно-воспитательные, политические, экономические, социальные, духовные меры по предупреждению и пресечению проникновения чуждых по своему существу идей.
Идеологическая картина современного мира. Современный мир – это мир сложных идеологических противоречий, мир, в котором идеологические полигоны стали сильнее и опаснее ядерных.
Мы хорошо знаем по урокам географии разделение мира на разные регионы и континенты. По политической карте мира и с учетом границ существующих государств можно представить себе территориальное деление Земли.
Человечество накануне ХХI века столкнулось с рядом проблем, не признающих никаких границ. В их числе – проблемы войны и мира, экологических катаклизмов, духовной нищеты, наркобизнеса, терроризма. Наряду с ними происходят в мире общечеловеческие процессы, связанные с глобализацией, ускорением и интенсификацией информационных течений, универсальными технологиями. Общеизвестно, что Земля – единственное место существования для человека. В этом сомнений не может быть. Но из истории известно, что происходили бесчисленные войны для изменения существующих границ, завоевания чужих территорий. В этом процессе орудия войны всегда усовершенствовались. Такие войны вплоть до ХХ века шли в основном в пределах одного государства, между двумя государствами или самое большее – в пределах одного континента. Правда, скажем, войны Александра Македонского, Чингисхана за создание великого государства или войны европейских завоевателей начиная с средневековья отличаются своими масштабами. Но их можно воспринимать в виде исключений. Если вспомнить, что в двух мировых войнах, произошедших в ХХ веке, принимали участие десятки государств из нескольких континентов, то можно согласиться с таким выводом. Орудия войны усовершенствуются. Сегодня их сила достаточна не только для захвата чужих территорий, их вполне достаточно для уничтожения самой жизни на планете Земля.
Человеческая история свидетельствует о формировании и развитии добрых качеств у человека и в то же время – о проявлении в человеке самых антигуманных, страшных черт. К сожалению, в течении всей истории человечества подобные пороки сопровождали его, а каждый раз проявляясь в новых формах, видах. Сегодня самые злейшие из них угрожают миру и согласию на Земле, сотрудничеству и единству, свободному развитию самого человечества.
Сегодня формы идеологии, стремящиеся изменить идеологическую картину миру в своих целях, угрожают стабильности и прогрессу. Их основные формы и направления раскрыты в книге Президента Ислама Каримова «Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Нами данный труд использован в качестве основного источника.
Одной из угроз прогрессу является великодержавный шовинизм. Как подчеркивал Президент Ислам Каримов: «Исходя из исторической практики, это явление можно охарактеризовать как политическую, идеологическую и экономическую гегемонию со стороны конкретных сил, государства или стремление к ней в межнациональных и межгосударственных, региональных отношениях.
Шовинизм проявляется в борьбе некоторых крупных наций за установление своего исключительного господства не только в рамках многонациональной империи, но и на окружающем ее геополитическом пространстве.
Объектами притязаний становятся, как правило, государства с меньшими территориями и главное - с ослабленным экономическим потенциалом и внутренней неустойчивостью»1.
Как видим, великодержавный шовинизм носит антигуманный характер. Ибо, он по своей сути, является своеобразной формой оправдания, пропаганды и защиты национального неравноправия.
В чем причины возникновения великодержавного шовинизма? Если взглянуть на историю, то можно убедиться, что некоторые страны, имеющие сегодня статус великих держав, захватывали множество регионов в качестве территорий своих «жизненных интересов», долгое время вели колониальную политику. Именно пользование природными сырьевыми ресурсами захваченных территорий, присвоение материальных и духовных богатств этих стран позволили им стать огромными и мощными государствами.
Сегодня
мы видим, что те страны, чьи
экономические возможности
К сожалению, и наш край не мог обойтись без вредного влияния великодержавного шовинизма. «Наш край также не избежал этой участи и длительное время испытывал на себе всю пагубность шовинистических и агрессивных националистических идей. Узбекистан пережил сложный период насильственного удержания в составе Российской, а затем Советской империи, период, который сегодня получает различные, порой взаимоисключающие интерпретации, - пишет Ислам Каримов»2.
Великодержавный шовинизм сегодня переплетается с пансоветизмом. Понятие пансоветизма основано на абсолютизации определенной близости, похожести, общности, возникшей в социально-культурной жизни в результате существования в пределах одного союза в течение длительного времени. Но, как правильно подчеркивал наш Президент, нельзя забывать, что за подобными взглядами скрыты стремления, направленные на обман простых людей, внедрение вновь в нашу жизнь изживших идей и таким образом восстановление опят старого режима, одним словом, на ликвидацию национального самосознания.
В чем причины оживления идей великодержавного шовинизма под знаменем пансоветизма? Если серьезно проанализировать, то можно выяснить, что сегодня «основаниями» для оживления идей великодержавного шовинизма являются: во-первых, лишение возможности пользования бесчисленными сырьевыми ресурсами, рабочей силой, транспортными коммуникациями, геостратегическим положением; во-вторых, стремление бывших колоний освободиться от влияния и давления своих метрополий, проведение независимой внутренней и внешней политики; в-третьих, непонимание, вернее, нежелание понимать приоритетности равноправного и взаимовыгодного сотрудничества на международной арене; в-четвертых, выставление претензий о том, что якобы другие стороны не признают их «жизненных интересов», суживают принадлежащие им территории; и, наконец, в-пятых, переоценка своей вклада в прогресс человечества.
Сегодня,
когда обостряется борьба за
умы и сердца людей, различные
взгляды стремятся
Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы