Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

Все это означает, что по мере роста  политического сознания и активности людей, развития политической культуры, ряд функций государства поэтапно будут переходить к органам самоуправления граждан, в частности повысится авторитет и статус махалли, с последующим наделением ее более значительными правами.

В процессе либерализации  политической жизни функции и задачи в области управления обществом будут перераспределяться в двух направлениях. Во-первых, некоторые права и обязанности центральных госорганов будут передаваться местным органам власти. Таким образом, будут повышены права и обязанности местной власти.

Второе –  будут повышаться права и обязанности  общественных организаций, часть полномочий государства переходит им. Для  этого должна быть расширена сеть общественных, то есть негосударственных  и неправительственных организаций.

Увеличение количества негосударственных, общественных организаций, повышение их значения в нашей повседневной жизни свидетельствуют о том, что еще больше укрепляются основы гражданского общества и развиваются. Именно повышение активности и ответственности таких организаций, более активное их участие в сознании и представлениях, повседневной жизни граждан являются главными условиями и формами внедрения концепции «От сильного государства – к сильному обществу» в жизнь. Смысл понятия «сильное государство» состоит в том, что народ через общественные организации контролирует деятельность госорганов, оказывает воздействие на правильное и эффективное выполнение ими своих задач и обязанностей перед обществом.

Создаваемое в  Узбекистане общество будет именно таким сильным обществом. Его политический строй – демократическое, правовое государство, а социальный режим – гражданское общество, где верховенствует закон.

В-пятых, совершенствование системы подбора одаренных, всесторонне развитых и высококвалифицированных, преданных Родине молодых специалистов, способных осуществлять реформаторские задачи в соответствии с демократическими требованиями, а также с интересами общества. Все это – очень трудный и сложный процесс, который во все времена протекал нелегко. Он требует изменения мышления и мировоззрения людей, устранения явлений субъективизма, местничества и других пороков бюрократической системы.

То, насколько правильно  и эффективно будет осуществляться экономическая, социальная, культурная политика государства, во многом зависит от организаторов-исполнителей различного звена. Чем выше уровень их профессиональной подготовки, чем честнее они выполнят свои функции, тем быстрее будут продвигаться наши дела, решаться повседневные проблемы.

Патриотизм  и преданность национальной идее дополняют деятельность, изыскания руководителя высоким смыслом и содержанием. Тогда он встречающиеся на своем пути трудности психологически решает легче, не впадает в пессимизм, не теряется от достижений. Свою деятельность и достижения своего коллектива он оценивает с точки зрения высоких критериев, критически. Он ориентируется на самый передовой опыт, стремится внедрить его в деятельность коллектива. Патриотизм и преданность национальной идее делают его еще сильнее, умнее, инициативнее, самоотверженнее.

Это во многом предупреждает произвол руководителей в области подбора, расстановки кадров и защищает кадры от их произвола, своеволия, разных случайностей. Такие меры, как применение принципа гласности, рекомендация в некоторых областях на должности на конкурсной основе, изучение мнения коллектива о кандидате позволяют совершенствовать механизм подбора кадров, а следовательно, ускорить построение нового общества.

 

 

В экономической  сфере:

Последовательное  осуществление процесса либерализации  экономики во всех отраслях, углубление проводимых реформ, повышение самостоятельности хозяйствующих субъектов, устранение препятствий на пути развития предпринимательской деятельности – это основные направления преобразований в этой сфере. Эти преобразования и реформы определяют особенности и принципы идеи национальной независимости в экономической сфере.

Во-первых, главная задача в ходе либерализации экономики – сокращение контрольных и управленческих функций государства, ограничение его вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, в первую очередь в деятельность частного бизнеса.

Это означает наделение  частного бизнеса большей свободой, создание необходимых правовых основ, организационных и экономических  условий для нормальной деятельности рыночных механизмов, проведение институциональных преобразований, углубление реформ банковской системы, создание развитой рыночной инфраструктуры, формирование конкурентоспособной среды.

Во-вторых, углубление процесса приватизации и формирование на этой основе класса собственников, вовлечение в эти процессы крупных предприятий.

Это означает развитие многоукладной экономики, рост доли частной собственности, создание гарантий стабильности и благополучия в обществе, обеспечение интересов  собственников.

Основная цель приватизации состоит, во-первых, в развитии различных негосударственных форм собственности и создании между ними действительной конкуренции, во-вторых, утверждение в ближайшем будущем за счет собственников, в особенности, занятого населения среднего бизнеса, составляющего большинство.

В-третьих, создание надлежащих условий и усиление правовых гарантий, а также экономических стимулов для широкого привлечения в экономику иностранных инвестиций, прежде всего адресных.

Это означает активное сотрудничество с надежными зарубежными партнерами, производство совместно с ними отечественной продукции, отвечающей потребностям нашего народа, конкурентоспособной на мировом рынке.

К ним относятся  разрешение иностранцам открытие своих  предприятий, участие на определенных условиях в добыче полезных ископаемых.

Чем больше будет  производиться в нашей стране качественная, конкурентоспособная  продукция, тем больше будет удовлетворяться  материальные потребности народа, повышаться жизненный уровень, экономическая  мощь государства.

В-четвертых, повышение экспортного потенциала страны, ее равноправное и взаимовыгодное участие в международном распределении труда, усиление широкой интеграции нашей экономики в мировую экономическую систему. Это означает повышение роли и авторитета нашей Родины в мировом сообществе, чувства гордости наших граждан за передовой экономический потенциал своей страны.

Повышение экспортного  потенциала страны неразрывно связано  с производством соответствующей  требованиям мирового рынка, конкурентоспособной  продукции.

В экономической политике, проводимой в Узбекистане, уделяется особое внимание повышению его экспортного потенциала. Только высоким качеством и доступной ценой продукции можно занимать свое место в мировом рынке, найти постоянных партнеров и покупателей. Лишь после этого мы можем принимать участие в международном разделении труда. Но для повышения экспортного потенциала недостаточно лишь увеличение объемов производства традиционных товаров, а необходимо усвоение производства и экспорт продукции, ранее не производившейся в Узбекистане. То, что у нас имеются такие возможности, подтверждает создание в республике новой отрасли промышленности – автомобилестроения и реализация на экспорт наших автомобилей и т.д.

В-пятых, последовательное продолжение кардинальных структурных изменений в экономике.

Это означает эффективное  и полномасштабное использование  наших богатых природных ресурсов, интеллектуального и научно-технического потенциала. Обеспечение ведущего места  передовым технологиям, производству готовой продукции, эффективной  переработке минерального и сельскохозяйственного сырья. Развитие сферы обслуживания и быта, усиление их значения в экономике, создание новых рабочих мест, особенно на селе.

В экономике Узбекистана  структурные изменения осуществляются в нескольких направлениях:

    1. Развиваются основы собственности в экономике. Созданы различные формы собственности.
    2. Расширяется сеть предприятий, выпускающих готовую продукцию
    3. Сформирована система предприятий малого и среднего бизнеса, которая развивается ускоренными темпами.
    4. Создана рыночная инфраструктура. Оказание предпринимателям и населению различных экономических, финансовых, информационно-рекламных, правовых и ранее не существовавших у нас виды услуг. Данная отрасль расширяется, развивается, обогащается как по форме, так и по содержанию.
    5. Географическое положение, геополитические особенности Узбекистана требуют удаления особого внимания вопросам транспорта и коммуникаций.

В социальной сфере. Когда во всех сферах жизни общества осуществляются коренные преобразования, полным ходом формируются рыночные отношения, одним из основных принципов нашего дальнейшего развития становится реализация сильной социальной политики. Это определяет принципы идеи национальной независимости в социальной сфере,  служит их реализации.

Под сильной  социальной политикой понимается забота о народе – каждой социальной группе, слое, каждом гражданине, молодых и старых, мужчинах и женщинах – о всех наших соотечественниках, проведение реформ, экономических мероприятий, исходя из интересов народа, большое внимание сфере образования, здравоохранения, культуре, науке. Вывод Президента Ислама Каримова о том, что экономические реформы осуществляются не ради просто реформ, а для народа, для повышения его благосостояния, достойной жизни составляет сущность и содержание проведения сильной социальной политики. Это опирается на гуманную сущность политики нашего государства.

В процессе построения нового общества будут реализованы  следующие мероприятия, направленные на продолжение сильной социальной политики.

Во-первых, обеспечение поэтапного, последовательного повышения материального благосостояния народа, создание необходимых условий для достойной и благополучной жизни, дальнейшее совершенствование механизма социальной защиты населения, прежде всего той его части, которая особенно нуждается в помощи, а это – дети, старики, инвалиды, учащаяся молодежь.

Во-вторых, продолжение систематической работы по повышению в обществе роли матери и женщины, семьи, являющейся для каждого надежной опорой, колыбелью духовности и нравственности.

Семья составляет основу любого общества. Чем крепче, благополучнее и прогрессивнее  семья, и общество тем стабильнее и прогрессивнее. Если крупные проекты, коренные преобразования, реализуемые  в обществе, укрепляют основы семьи, усовершенствуют ее или хотя бы не оказывают на нее отрицательного воздействия, только тогда они достигают успеха.

В-третьих, совершенствование деятельности государственных структур, обеспечивающих безусловное гарантирование правового равенства граждан, их безопасность, приоритет закона.

В-четвертых, исходя из того, что молодежь – это будущее нашей страны, работу по воспитанию гармонично развитой личности и в дальнейшем считать приоритетом государственной политики, превратить ее в общенародное дело.

Высшая цель, стоящая перед нашим обществом, - построение Узбекистана с великим будущим, свободной, благоустроенной Родины и вообще – судьба реформ напрямую зависит от мировоззрения, социальных ориентиров формирующегося сегодня поколения, овладения им современной науки и профессий, организаторскими способностями.

Поэтому воспитание сознательных, стойких духом и  здоровых, свободно и критически мыслящих, в то же время правильно сознающих  общественную ответственность, овладевших определенными профессиями всесторонне  развитых молодых людей стало неотъемлемой частью, основным условием и целью построения в Узбекистане нового общества.

Организационная работа по выполнению Национальной программы  по подготовке кадров, меры по воспитанию здорового и всесторонне развитого  поколения свидетельствуют о том, что наша Родина в ближайшем будущем займет прочное и достойное место на международной арене. Мы, представители сегодняшнего и будущего поколений, способны построить на этой священной земле великое государство, свободную и благоустроенную Родину, свободную и благополучную жизнь.

В духовной сфере. Основная задача – обогащение наших духовных ценностей достижениями науки технологического прогресса, утверждение принципов идеологии национальной независимости в сознании народа, недопущение фальсификации истории, основ религии, использования их в неблаговидных политических целях. Эти задачи определяют основные принципы проявления идеи национальной независимости в социальной сфере.

В процессе построения нового общества, прежде всего, необходимо уметь  правильно оценить духовные ценности, отличить действительные жизненные ценности от мнимых или исторически устаревших, утративших свой созидательный и положительный потенциал ценностей. При оценке любых ценностей главным критерием должно служить то, насколько они могут укрепить политические, экономические, социальные, этические основы суверенного развития страны, какую окажут услугу для превращения нашего народа в активного субъекта всемирного социального прогресса.

Эти принципы являются составными элементами нашей национальной идеи. Ибо идея национальной независимости  служит всему обществу, нации, всем узбекистанцам. При оценке национальных ценностей мы имеем в виду, насколько  они соответствуют национальной идее. Но в процессе оценки мы имеем в  виду не только отдельного человека, определенную социальную группу, какой-то этнос, а интересы всего общества, всех узбекистанцев. Использование вышеотмеченных критериев и принципов, позволяет противостоять идеям, пропагандируемым чуждыми идеологическими полигонами, отличить элементы и идеи, не соответствующие свободному развитию человека, его мечтам и чаяниям, психологии нашего народа, его целям, интересам Родины и требованиям современного развития. 

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы