Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

С обретением нашей  Родиной своей независимости  в социально-политической жизни  произошли коренные преобразования,  ликвидирована чуждая природе и  мировоззрению нашего народа идеология тоталитаризма. Как подчеркивал Президент Ислам Каримов, если не будет вместо старой идеологии сформирована передовая и созидательная идеология, выражающая новые общественные отношения, истинные народные мечты и чаяния, в обществе возникнет идейный вакуум. Если такой вакуум не будет заполнен передовыми, необходимыми для общественного прогресса идеями, то тогда его место может занять чуждое и вредное для жизни народа идеологическое влияние.

По этому  наш Президент с первых же дней независимости уделил особое внимание выработке понятий и принципов новой идеологии – идеи национальной независимости и таким образом предотвратить вредные идейные угрозы.

Однако, общественное сознание и мышление меняется не очень  быстро, а новое мировоззрение  формируется медленно. Особенно это заметно в процессе воспитания молодого поколения. В первые годы независимости Узбекистана различные идеологические угрозы пытались овладеть сердцами части молодежи, лишить их национальных ценностей, подчинить себе сознание нашего населения.

Необходимо  было создать иммунитет против агрессивных  идей, вооружить наших людей здоровой, гуманистической идеологией, отражающей закономерности общественного развития. Ибо, любое общество должно видеть  свой путь развития, идейные основы и идеологические принципы. В сложный и трудный исторический переходный период необходима именно такая здоровая идеология для защиты исторической победу нашего народа – обретение независимости Узбекистана.

История человечества свидетельствует о том, что в  период перехода от одного общественного строя к другому во всех сферах жизни общества, как в экономической, социальной и политической, так и идейной и идеологической сферах также возникает необходимость разрешения ряда проблем. Это требует выработки новой идеи, взглядов, отношений, идеологии.

Как подчеркивал  Президент Узбекистана Ислам  Каримов: «Ни один народ, четко представляющий свои жизненные цели, заботящийся  о своем будущем, никогда не жил  и не сможет жить без национальной идеи и идеологии. Без идеи любое  государство и общество, не говоря уже о человеке, неизбежно собьются с пути»1.

Ликвидация  тоталитарной идеологии. Идейный, идеологический вакуум возникает не в один день и не сразу. Здесь происходят определенные процессы. Т.к. старая идея и идеология  даже изжив себя, не уходит с арены сама. Так случилось с идеологией бывшего Союза. Ее основные идеи были насильно реализованы бывшей советской властью. В результате она приобрела монопольный статус. К 80-годам ХХ века эта идея пришла в упадок. С распадом в 1991 году бывшего Союза она окончательно ликвидирована. В чем причины этого?

Во-первых, она  считала себя вершиной человеческого  мышления, выражением абсолютной истины, не признавала иные идеологии, относилась к ним враждебно, непримиримо.

Во-вторых, она  опиралась на насилие, действовала принудительно, повсеместно без исключения, всегда и беспрерывно пропагандировались только ее идеи, она даже не допускала мысли о свободной жизни и мышлении. Если кто-либо осмеливался выступить против подобного порядка (в действительности, беспорядка и жестокости), то тот тут же безжалостно  подвергался гонениям, наказаниям посредством всех репрессивных форм государственного механизма.

В-третьих, эта  идеология только по названию была идеологией народа. На самом деле, в  бывший советский период среди интеллигенции, крестьян, служащих, даже рабочих, официально считавшихся «гегемоном», было много недовольных этой идеологией людей. Но за монолитной идеологической стеной невозможно было слышать их голос.

В-четвертых, эта  идеология не допускала никакой свободы совести, гласности, в том числе открытого объективного общения с иностранцами. Если кто-либо посмел бы на такое, то он сразу объявлялся инакомыслящим, врагом народа, слугой буржуазии.

В-пятых, она  полностью была лишена национальной окраски, воспевался абстрактный интернационализм. Если бы кто-либо посмел заикнуться о национальных ценностях, его тут же объявляли националистом. Личность, специалист, интеллигент, ученый и другие люди с национальным мышлением считались «отсталыми», «подозрительными».

В-шестых, она  совершенно не признавала национальную историю, в частности, историю Узбекистана, его прошлое наследие.

В-седьмых, было создано совершенно враждебное отношение  к религиям народов, религиозному наследию, религиозным ценностям. Так, было запрещено изучение, использование богатого научного наследия таких великих ученых сынов нашего народа, как Имам Бухари, Имам Термизи, Ахмад Яссави, Наджмиддин Кубро, Бахоуддин Накшбанди, Махмуд Замахшари, Имам Мотуруди, Суфи Аллаяр и другие.

Все это ярко показывает, что большевистско-коммунистическая идеология совершенно не соответствовала требованиям общественного прогресса. Поэтому она не выдержала испытаний нового времени и вместе со своим государством канула в историю.

 

2. На месте  бывшего тоталитарного режима образованы новые суверенные государства. После упадка господствовавшей идеологии на ее территории в течение определенного времени возник идейно-идеологический вакуум.

В самом деле что такое идейный вакуум? Идейный  вакуум – это полоса между после  старой господствовавшей идеологии и зарождением новой прогрессивной системы идей. В таких условиях различные идеологии стараются оказать на эту территорию свое влияние.

В начале 1990-годов  такой идеологический вакуум образовался  и на территории Узбекистана. Его  особенностями были:

Во-первых, полностью  пришла к упадку монопольная большевистско-коммунистическая идеология  и ее место освободилось.

Во-вторых, хоть Узбекистан утвердился как самостоятельное  государство, его идеология еще  не сформировалась и не овладела сознанием людей. Да, идеология независимости тогда же имела место в сознании, мировоззрении некоторой части граждан страны, нашла свое утверждение в трудах Президента Ислама Каримова, но она еще не успела стать самостоятельным мировоззрением, убеждением всего населения.

В-третьих, там, где образовался идейный вакуум, обязательно активизируется деятельность других чуждых идеологий. В переходный период, когда новые взгляды еще  не успели стать убеждением, не все  смогут разобраться в том, выгодны  или вредны влияния внешних идеологических устремлений. Нападки на идеологическое пространство Узбекистана со стороны чуждых для мечты и чаяний нашего народа других идей объясняются этим.

В-четвертых, тогда, когда наша суверенная страна жила мирной и спокойной жизнью, некоторые экстремистские силы, террористические группы, обосновавшиеся на территории Афганистана и некоторых соседних стран, пользуясь тамошними беспорядками, стремились осуществить свои преступные цели, превратить Центральноазиатский регион в арену идеологической борьбы.

Эти преступные группы старались маскировать свои корыстные цели разными исламистскими, идеологическими идеями. Они стремились, распространяя такие фальшивые  идеи, свернуть молодежь с правильного  пути. Особенно, в конце второй половины 80-х годов ХХ века в нашей стране активизировалась деятельность ваххабитов, представителей незаконных религиозно-экстремистских группировок типа «Хизбут-тахрир» и различных других сект. Такие движения к началу 90-годов еще больше усилились. Различные силы, вооружившиеся идеями «ваххабизма», «хизбут-тахрир», «акрамия», «союза справедливости», «воины ислама», «тавба» и других стали угрожать миру и спокойствию в стране.

К пример, вкратце  проанализируем идеи ваххабизма. Намеревавшиеся укрепиться на идейной арене в  нашей стране ваххабиты принадлежат к реакционному движению под религиозной маской, основанному в 40-годах XVIII века на Аравийском полуострове Мухаммадом ибн Абдул-Ваххабом (1703-1792 годы). Это учение берет в качестве основы своей деятельности некоторые агрессивные стороны учения Ахмада Абу Абдуллаха аш-Шайбони (780-855 годы), основателя секты ханбали, возникшей в IХ веке, некоторые взгляды сирийского теософа ХIV века Т.О.Таймийя.

Ваххабизм придавая исламским идеям политическую окраску, действуя от имени религии, выдвигает идеи «приведения в действительное состояние» ислама времен пророка, то есть очищения его, объединения всех мусульман под зеленым знаменем ислама.

Ваххабизм старался использовать идейный вакуум, возникший  у нас в первые годы независимости. Поэтому он стремился оказать свое влияние на некоторых лиц во время их поездок в арабские страны, командировок, учебы. Представители этого движения вели борьбу сначала за должности имама-хатиба мечетей на местах, а затем за солидные должности в духовном управлении страны, старались образовать исламскую политическую партию. Они хотели постепенно реализовать свои планы по объявлению Узбекистана исламской республикой, восстановлению в нашем регионе халифата. За прошедшие годы ими совершены кровавые преступления, беспорядки.

«Хизбут-тахрир»  также начиная со времен упадка бывшей идеологии в условиях идейного вакуума  начал влиять на сознание, мировоззрение  определенных лиц. Он основан в качестве исламской политической партии в 1950-1953 годах в Ливане Такиюддином Набхани. Сегодня этим движением руководит человек по имени Абдулкадим Заллум. Основная цель этой партии, незаконно действующей на территории около 30 исламских стран, - восстановление халифата, уничтожение современных основ светской государственности, отказ от демократических принципов, вместо верховенства закона внедрить шариатские правила, отрицание выборной системы.

«Хизбут-тахрир»  также в начале 90-годов начал  действовать, чтобы заполнить идейный  вакуум в Узбекистане. Целью было – достижение в нашем регионе далеко устремленных политических, идейных, идеологических целей, расширение круга действия, овладение умами и сердцами людей. Представители этого движения в условиях идейного вакуума под видом обучения некоторой части населения, прежде всего, молодежи, у которой еще не успело сформироваться мировоззрение, устоев исламской религии, ее законов и правил, Корана, религиозных источников старались оказать на них свое влияние. Они обычно первые 3-4 дня обучали исламу, а затем приступали к своим основным целям. Они посредством учебных программ, книг и брошюр, как «Ислом низоми» («Законы ислама»), «Исломда бошкарув низоми» («Законы управления в исламе»), «Исломда иктисодиёт низоми» («Экономические законы в исламе»), «Хизбий уюшма» («Союз хизбия»), «Хизбут-тахрир тушунчалари» («Понятия хизбут-тахрира»), «Исломий давлат» («Исламское государство»), «Исломий шахсият» («Личность в исламе»), «Хизбут-тахрирнинг сиёсий карашлари» («Политические взгляды хизбут-тахрира»), «Дастур мукаддимаси» («Вступление в программу»), «Халифалик» («Халифат»), «Халифалик кандай тугатилди?» («Как прекращен халифат?»), «Укубатлар низоми» («Законы о страданиях»), «Тафкир», «Зийраклик суръати» («Темпы бдительности»), «Исломий фикр» («Исламская мысль»), «Демократия – куфр низоми» («Демократия – закон богохульства»), «Халифалик давлатида мол-мулклар» («Собственность в халифатском государстве»), «Сабр» («Терпение»), «Иззат ва шараф сари» («К уважению и чести»), журналов «Ал-Ваъй», «Онг» («Сознание»), многих листовок стремились внедрить в сознание молодежи идеи халифата.

Эти движения старались  привлечь к себе в основном образованную молодежь. Затем стали заполнять  их ряды представителями другой категории  молодежи. Наконец, со временем, молодых  людей обучать стали не только исламским знаниям, но и готовить будущих террористов. Их готовили на территории Афганистана и Пакистана, соседних стран как ярых врагов светского государства. Их руками было осуществлено ряд диверсионных актов, боевых действий. В их числе совершенные 16 февраля 1999 года взрывы в Ташкенте, вооруженные нападения в 2000 году в горах Бостанлыкского, Сариасийского и Узунского районов. Такие кровавые действия совершены при финансовой и идейной поддержке агрессивных сил, окопавшихся на территории соседнего Афганистана, экстремистских групп из других стран, террористов типа Усамы бен Ладена.

Для достижения своих целей они использовали такие понятия, как «дружба», «люди  одной религии», «люди одной нации». Оказывают материальную поддержку. Путем строительства мечетей, снабжения  исламской литературой стремятся показать себя как истинных приверженцев ислама. Но все равно раскрываются их корыстные цели, становятся явью разные террористические, действия. Вредные течения типа ваххабизм, «Хизбут-тахрир» и другие хотя и стремились использовать идейный вакуум, возникшим в первые годы независимости, не смогли добиться своих целей.

Почему же в  конце 80-годов и начале 90-годов  некоторые наши соотечественники подпали  под влияние вредных идей и  чуждых идеологий?

Сущность такого положения полностью раскрыта в трудах Президента Ислама Каримова. Необходимо глубоко и всесторонне изучить в этих трудах сущность и содержание данного вопроса.

Во-первых, в  первые годы после отказа от бывшей тоталитарной идеологии национальная идея, идеология независимости еще  не успела полностью сформироваться и овладеть умами и сердцами людей, некоторые люди со слабой верой, наивные и доверчивые пошли по неверному пути.

Во-вторых, независимый  Узбекистан в процессе перехода от старого строя к новому переживал  ряд естественных трудностей. Из истории человечества известно, что в переходный период трудности неизбежны. В том числе, и в экономической сфере. В таких условиях некоторые нетерпеливые, привыкшие жить легким путем люди, встретившись с трудностями, ищут легкого пути для обновления своего образа жизни. Они в большинстве случаев сбиваются с пути. Люди, желающие жить легким трудом вместо занятия общественно полезным трудом, тоже примыкают к подобным группам.

В-третьих, сегодня  пока еще нет возможности, чтобы  всю обеспечить молодежь достойной работой. Они, имея при себе диплом, профессию иногда не могут находить подходящую для себя работу или не хотят работать за маленькую оплату. В результате этого они в поисках выхода могут также поневоле заполнить ряды этих движений.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы