Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций
Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).
Но, если серьезно смотреть на это, то тогда станет ясно, что, во-первых, они имеет в виду построение единого государства за счет отказа от национального суверенитета.
Во-вторых, сторонники возрождения халифата, обосновывающие его правильность, скрывают, что это не позволило бы проявления национального самосознания. Они, выдвигая такую идею, акцентируют внимание на том, что мы придерживаемся исламской религии.
Да, мы исповедуем ислам. Деликатность данного вопроса в том, что эти силы признавая такую реальность, в то же время стараются отрицать ту роль, которую занимает в истории и жизни человеческого сообщества наша история, наш язык, неповторимая национальная культура, что у нас имеется свой путь развития. Разумеется, признавать или нет такую реальность – это их дело. Но, в то же время нельзя смотреть равнодушно на то, как они стараются внедрять свои антинаучные взгляды в умы людей, в особенности, молодежи.
Кроме того, надо подчеркнуть, что сторонники этого течения идею объединения под знаменем халифата связывают с целью противостояния остальному немусульманскому миру. Не секрет, что такой подход грозит большой опасностью. Ибо, такие действия могут привести к разделению человечества на религиозной основе на противоположные полюсы, иногда даже и к «столкновению цивилизаций».
Сегодня имеются и такие взгляды, которые преследуют создание единого идеологического пространства, основанного на общности в сфере языка, культуры, обычаев, другими словами, на этническом единстве. История возникновения таких взглядов уходит корнями в далекое прошлое. Сегодня каждый из них стремится занять определенное своеобразное место в идеологической картине мира.
Сегодня и за идеями, представляемыми под знаменем обеспечения духовно-просветительного единства народов, опирающегося на их единство языков, в действительности также скрыты корыстные цели.
Что можно сказать в виде выводов мнений о сегодняшней идеологической картине мира? Вопросы идеологии и идеологического воспитания приобретают важное жизненное значение для нашей страны, добившейся своей независимости, строящей основы демократического правового государства, свободного гражданского общества. Известно, что нельзя достичь намеченных целей без национальной идеологии, являющейся совокупностью идейно-теоретических взглядов, воплотивших в себе эти мечты и стремления, и системы воспитания, основанной на ней. «Я часто раздумываю над высказыванием Абдуллы Авлони: «Воспитание для нас - вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, счастья или беды» - писал наш Президент. - Насколько в начале века для нашей нации были важны и актуальны эти слова великого просветителя, настолько же, а может быть, даже и больше, они важны и актуальны для нас сегодня»1.
2. Современная
эпоха и идеологические
Говоря об идеологическом влиянии для достижения корыстных геополитических целей, прежде всего, стараются придерживаться древнего принципа: разделяй и властвуй.
Первый путь реализации этого принципа – создание внутри страны общественного хаоса. Он проявляется в жизни общества в социальной, экономической, политической и духовной сферах. Так, в отношении нашей страны, чтобы вызвать недовольство людей такой способ проявился в выпячивании социально-экономических трудностей переходного периода, создания политической нестабильности путем формирования оппозиционных сил. В этом направлении заметны стремления использования религиозного фактора. Все это свидетельствует о том, что принцип «цель оправдывает средства» становится основным правилом реализации корыстных геостратегических интересов.
Второй путь реализации принципа «разделяй и властвуй» – порождение различных противоречий между государствами региона. Самый распространенный способ этого пути – создание образа государства, якобы претендующего на роль гегемона в регионе. Можно привести множество примеров того, когда создание подобных образов приводило к возникновению конфликтных ситуаций в различных точках мира, порождало кризис в международных отношениях. В результате создания таких «образов» материально-финансовый, духовно-интеллектуальный потенциал многих стран не служит обеспечению общественного прогресса, а направляется предупреждению влияния этих «образов». В результате всего этого достигается главная цель – путем ослабления определенного государства оно превращается в чьи-то «союзники».
Третий путь реализации принципа «разделяй и властвуй» – формирование на международной арене неверных, несправедливых представлений об определенном государстве. «Изгнание» иногда некоторых государств из арены международных отношений – результат подобных действий.
Установление
неравенства под видом
Соблюдение
принципа равноправного и
Идеологический иммунитет и идеологическая профилактика. Когда речь идет об идеологическом влиянии и угрозах, надо отметить, что Президентом Узбекистана Исламом Каримовым впервые внедрен в научный оборот ряд понятий для их выявления, оценки, раскрытия специфики. Среди них такие, как «идеологический иммунитет», «идеологическая профилактика». Раскрытие их содержания позволяет еще ярче представить характер происходящих в мире идеологических процессов.
Почему борьба за умы и сердца людей стала ныне главной целью различных идеологий? Дело в том, чтобы определенная идея станет полноценной идеей, только овладев сознанием людей, точнее, проникнув в их сердца. Идея становится силой, призывающей к действию, программой действий только тогда, когда она проникает в сердца людей, становится неотъемлемой частью духовно-нравственного состояния человека. И поэтому сегодня не только овладение человеческим сознанием, но и проникновение в его сердце стало главной целью идеологической борьбы.
Именно поэтому умы и сердца народов различных регионов планеты превращаются в полигон испытания разных идей, другими словами, в идеологический полигон. Что же мы понимаем под понятием «идеологического полигона»? Мы привыкли, что полигон (по-гречески это означает – многогранность) – это военный термин. Обычно, полигон выражает специальную арену, предназначенную для испытания вооружения и техники, проведения военной подготовки войск или учений и исследований в военной сфере.
С этой точки зрения, что можно говорить об особенностях идеологических полигонов? Если взглянуть на историю, то можно видеть, что орудия войны, используемые для захвата чужих территорий, бесконечно усовершенствовались. Этот путь прошел от копья до автоматических орудий, от пушек до межпланетных баллистических ракет, точно достигающих любой точки земли. Эти орудия намечены для физического уничтожения населения территорий, подлежащих захвату. А сегодня для завоевания чужих территорий не обязательно уничтожение их населения. Ибо, при помощи населения, чьи сознание и разум уже завоеван, а взгляды и настроения изменены в «нужном» направлении, легче владеть и распоряжаться любым богатством, природными ресурсами.
3. Для противостояния идеям, по своей сути антигуманным, испытуемым в идеологических полигонах, у населения надо выработать идеологический иммунитет. Под иммунитетом (по-латыни – освобождение, избавление) понимается комплекс реакций в организме, способных сохранить в нем постоянное внутреннее равновесие, защитить его от проникновения внешних инфекций. Иммунитет также выражает особенность человеческого организма не подчиняться влиянию различных инфекционных заболеваний. В продолжение всей жизни человека формируется иммунная система, как реакция на внешние влияния. Опираясь на такие представления можно говорить и об идеологическом иммунитете. Потому, что многие человеческие черты имеют и врожденный и приобретенный характер, в т.ч. и идеологический иммунитет, который формируется.
В чем сущность идеологического иммунитета? Главный и первый элемент идеологического иммунитета – это знание. Но, знаний бывает много. Так, сторонники идеологии и практики великодержавного шовинизма или агрессивного национализма также опираются на определенные «знания» и стараются внедрить их другим. Значит, во-первых, знания системы идеологического иммунитета должны быть объективными, правильно и полно отражать реальность, служить обогащению духовного мира человека и общественному прогрессу. Во-вторых, эти знания по своей сущности должны быть связаны с интересами Родины и народа, приоритетностью общечеловеческих ценностей.
Второй главной частью системы идеологического иммунитета является система ценностей, формируемых на основе таких знаний. Ибо, чем объективнее и глубже знания, тем надежнее ценности, сформированные на их основе. Одним словом, система ценностей личности, нации или государства определяет возможности идеологического иммунитета и служит надежным щитом против идеологических угроз.
Но и система
знаний и ценностей также не может
полностью отражать сущности идеологического
иммунитета. Ибо, эти два элемента
идеологического иммунитета находятся
в связи с третьим его важным
элементом, то есть с системой точных
целей в социально-экономическо
Большая роль при формировании такого идеологического иммунитета принадлежит идеологической профилактике. Именно, она по своей сущности включает в себя комплекс мер по предупреждению проникновения чуждых идей и их устранению. Следовательно, идеологическая профилактика охватывает комплекс идейно-воспитательной, политической, экономической, общественной, духовно-нравственной работы, проводимой социальными институтами в различной форме, одним словом, правильно организованную в этой сфере систему образования и воспитания.
По этому, воспитание каждого человека духовно развитым, с сильной волей, совестливым, имеющим сильный идеологический иммунитет является одним из основных условий построения свободной и благоустроенной Родины, свободной и благополучной жизни.
Литература:
1.Каримов И. Свое будущее мы строим своими руками. Т.7., Т., 1999. С.83, 91
2.Каримов И. По пути
3.Идея национальной
независимости: основные
Тема - 4.
Геополитика и идеологические воздействия на Центральную Азию
Ключевые термины:
Геополитика, идеологический раздел мирового пространства, шовинизм, панисламизм, глобализация, пансоветизм, гегемонизм
1. Многогранные
процессы, происходившие на политической
карте мира в конце ХХ века,
привели к глубоким
Сейчас в Центральноазиатском регионе накоплен ряд политических, экономических, военных и экологических проблем. Здесь всеобщей безопасности угрожают региональные, межнациональные, местные инциденты, религиозный экстремизм и воинствующий сепаратизм. Эти противоречия находят свое отражение в деятельности некоторых крупных зарубежных стран, стремящихся сохранить здесь свои интересы и арену влияния, изменить равновесие сил в свою пользу.
Одна из причин,
вызывающих угрозу, в регионе связана
с тем, что здесь с географическо-
Богатые энергетические ресурсы, газовые и нефтяные месторождения, имеющие в ближайшем будущем для всего мира, Европы и Азии большое значение, находятся в Центральной Азии. К тому же наш регион является частью территории, где интересы стран Востока и Запада расходятся. Многие державы ищут здесь свои интересы.
Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы