Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

Художественные выразительные  средства имеют большую силу. В  изменении сознания человека и общества, воздействии на психику личности, приведении людей в движение художественная литература и искусство имеют  неизмеримое значение. Они также служат важными средствами в пропаганде идеи национальной независимости, внедрении ее в умы и сердца народа.

Общественно-политические идеи выражают мечты, чаяния и цели каждого народа, всего человечества, прославляют свободную жизнь и справедливый строй. К ним относятся идеи свободы и независимости, справедливости и правды, миролюбия и гуманизма. В течение веков эти великие бессмертные идеи даровали народам силу и вдохновение, мобилизовали их на борьбу за свою свободу.

Идея свободы – это идея, призывающая угнетенных на борьбу за свою независимости, отрицающая любое проявление рабства и зависимости.

Идея независимости  – самая великая и благороднейшая идея. Каждый народ благодаря независимости  избавляется от чуждого ему строя, социальных притеснений, приобретает возможность полностью использовать свой потенциал, идти по самостоятельно выбранному пути.

Идеи справедливости и правдивости – это идеи, определяющие природу человека и сущность социального  строя и имеющие мощную силу. Люди в течении веков мечтали о справедливом обществе и боролись за торжество правды. Там, где нарушена справедливость, там воцаряется отчаяние и пессимизм. Общество, где торжествует справедливость, стремится к прогрессу.

В каждую историческую эпоху умы и сердца людей занимали идеи, выражающие ее дух и соответствующие ценностям и чаяниям народа. Надо подчеркнуть, что в течении противоречивой истории человечества наряду с  животворящими идеями существовали и идеи фальшивые и низкие, агрессивные и корыстные. Следовательно, идеи по их влиянию на судьбы народов и государств, по своим качествам могут быть высшими или низкими, созидательными или разрушительными, подстрекательскими, животворящими или агрессивными.

Как подчеркивал  Президент Ислам Каримов, идеи, служащие прогрессу нации, ее развитию, объединяющие народы и мобилизующие их на высшие цели, являются высокими идеями1. Низкие замысли, сеющие раздор между людьми, возбуждающие распри между народами, разделяющие людей по разным сторонам, вызывающие вражду, являются примером разрушительных идей. Такие гнусные намерения и ложные лозунги можно назвать идеями только условно. Идеи делятся на разновидности в зависимости от того, среди какого социальной группы или слоя они распространены, какими слоями населения или целыми народами они двигают.

В зависимости  от того, кто является носителями идей, материализирующие их и превращающих в практику, они могут быть классовыми, национальными, общенародными, общечеловеческими. Здесь следует иметь в виду, что отдельные идеи в определенных исторических условиях по своему содержанию могу быть общечеловеческой и наоборот классовая идея, преследующая узкие интересы, может противоречить интересам общества и человека.

 

3. Понятие «идеологии».  Любая теория или учение состоит  из комплекса систематизированных идей. Основу мировоззрения и определенной веры и убеждения также составляет идея. Интересы и цели людей, социальных классов и слоев, наций и государств тоже выражаются в идеях.

Система идей о  том, какая поставлена цель, какое  общество намечено строить, какими путями и средствами они будут достигнуты, составляет основу национальной идеологии каждой нации, народа и общества.

Идеология –  это система идей, выражающих потребности, цели и стремления определенной социальной группы или слоя, нации или государства, их социально-духовные принципы, способы и средства их осуществления.

Естественно, что  у различных социальных строев, разных групп и слоев общества идеологии  бывают также разные. В их основе лежат разнообразие интересов, возможностей и способов их удовлетворения. В обществах, где классовая поляризация сильна, обострена и классовая борьба (или обострена искусственно), идеология бывает сильно политизированной, противопоставляет между собой группы населения.

В государствах, основанных на социальном сотрудничестве, наметивших создание свободного демократического общества, национальная идеология призывает все слои населения к сплочению, объединению во имя общих интересов и единой цели. В таких идеологиях усиливаются не противоречивые аспекты, а общечеловеческие принципы.

Идеология национальной независимости узбекского народа мобилизует общество на сплочение, согласованное  действие на пути к великим целям, достижению каждым соотечественником  занятию своего места в создаваемом  свободном гражданском обществе.

Президент Ислам  Каримов раскрывает национальную идею как «Идеологию, основанную на формировавшихся  тысячелетиями мировоззрении людей  и менталитете наций, определяющую будущее этого народа, способствующую ему занять свое достойное место  в мировом сообществе, способную стать прочным мостом между прошлым и будущим»1. Следовательно, национальная идеология – это сила, превращающая любой народ – в народ, а нацию – в нацию, маяк, ярко освещающий путь к намеченной цели.

 

4. В истории  человечества создано очень много различных идеологий, бесчисленное количество социально-политических сил вступало на историческую арену со своими идеями и учениями, старалось достичь своих целей и намерений. Когда мы интерпретируем любую идеологию в качестве системы идей, нельзя забывать, что для осознания сути какой-нибудь идеологии недостаточно лишь анализ составляющих ее идей. В прошлом многие силы и группы для достижения своих корыстных целей, сокрытия истинных целей пользовались высокими и притягательными идеями. Даже самые жестокие завоеватели и властители свои корыстные антинародные действия маскировали благостными идеями.

Идеологии, по своему содержанию и сущности, создаются на основе философских, светских, религиозных  и различных других учений. Различные  социально-политические силы при создании своих идеологий наряду с политическими идеями опираются и на религиозные учения и достижения науки, пользуются ими в качестве теоретической основы.

При размышлении над философскими корнями  идеологии имеется в виду их основание  на выводах философской науки. В качестве примера этому можно привести создание своеобразной идеологии каждым из народов Европы, начинавших строить в эпоху Возрождения и средневековья своей национальной государственности. Эти идеологии сформированы на основании национальной философии, созданной народами, заимевшими свою государственность после распада Римской империи на фундаменте своеобразных ценностей и менталитета. Поэтому итальянская, английская, французская философия той эпохи служили объединению обществ, к которым они относились. Вместе с тем, философские учения, просветительские взгляды, возникшие на основе этих школ, стали весомым вкладом в сокровищницу культуры человечества. Можно утверждать такую же мысль и о немецкой философии, прославившейся именами таких великих мыслителей, как Кант, Гегель, Фейербах. В частности, философия Гегеля, имеющая истинные национальные особенности, поднялась до уровня государственной идеологии прусской монархии, взявшей путь независимости после разделения от Австро-Венгерской империи.

Светские корни  идеологии составляет совокупность политических, экономических, общественных, культурных отношений, присущих просвещенному  миру. Такие общепризнанные принципы и особенности, как приоритетность закона, политический плюрализм, межнациональное согласие, религиозная толерантность составляют основу светского общества. В таком обществе права и свободы человека, в том числе свобода совести гарантируются законном. Идеология такого общества развивается на основе принципа: «светское – не есть атеизм», но не есть и религия.

Под религиозными корнями идеологии понимается то, что они неразрывно связаны с  сознанием и психикой человека и  поэтому идейные корни человека касаются религиозных учений. То есть, мы видим, что во многих идеологиях в определенной степени нашли свое отражение идеи, отраженные в таких книгах, как Авеста, Веды, Упанишады, Библия и Коран но это и есть основа религиозной идеи и идеологии.

В условиях, где  светские и религиозные идеи взаимно  обогащают друг друга, прогресс достигает больших высот. Ярким примером этому служит эпоха, когда такие великие мыслители, оставившие немеркнущие следы в истории человечества, как Имам Бухари и Муса Хорезми, Имам Мотуруди и Абу Райхан Беруни, Имам Газали и Абу Наср Фараби жили и работали рядом.

 Научные открытия также оказывают большое влияние на развитие идеологии. Достижения современной науки, в частности, такие великие открытия, имеющие мировое значение, как новости в сфере космонавтики,   кибернетики, клонирования, определения генной карты человека, резко меняют представления людей.

Итак, для рационального  пользования достижениями в сфере  науки и культуры необходима здоровая идея, здоровая идеология.

Формы идей и  идеологий. История человечества свидетельствует о том, что  различные идеи проявлялись в форме идеологий, служивших добру и злу, свободе и деспотизму, просвещению и невежеству. Идея является основой идеологии, а идеология служит реализации определенной идеи.

Как известно из истории древних цивилизаций, мировоззрение  людей того времени, идеология племен и народностей существовали в виде мифологических взглядов, выраженных посредством легенд и сказаний. Так, такие первобытные религии, как тотемизм, анимизм, фетишизм, были основаны на различных идеях и взглядах о том, что душа – вечна, вещи и явления в природе имеют божественную  силу. Об этом в дисциплине «Религиоведение» даны обширные сведения.

На последующих  этапах развития сформировались такие  религиозные идеологии на национальной основе, как индуизм, иудаизм, конфуцианство. А японцы создали свою национальную религию – синтоизм. В этих учениях видно, что они наряду с религиозными принципами отразили и своеобразные особенности своих народов их ценности, менталитет. Эти религии в определенные периоды истории наций поднимались до уровня государственной религии и идеологии. Так, конфуцианство в течении нескольких столетий имело такой статус в Китае.

В процессе своего развития философские идеи также  оформлялись в определенные системы. Такие вопросы, как возникновение  мира, закономерности его существования и его основы древними людьми решались по-разному. В результате их философской интерпретации возникли такие течения, как монизм и дуализм, идеализм и материализм. Каждый из них отличается тем, что имеет свое содержание и смысл. Так, если монизм является направлением, считающим, что основу мира составляет одна суть, то дуализм  признает, что начало мира имеет и божественную, и материальную основу.

 Признание  приоритетности принципов духовности  и божественности в вопросах  возникновения мира и человека, закономерностей существования и развития бытия, бытия и небытия, их абсолютизация составляют основу идеализма. Так везде неправильное грамматическое построение.

Отличающийся  от него материализм сформирован  на признании приоритетности материальности мира и его свойств.

В определенные эпохи ряд идеологий поднимались  до уровня государственных идеологий. Однако со временем некоторые из них  теряли свой статус, но сохранялись  в качестве составной части национальной духовности. Народ получал от них  энергию, духовную пищу, посредством их сохранил свои ценности.

Вместе с  тем, испокон веков продолжаются дискуссии между идеологиями, отличающимися  между собой, и идеи, стремящиеся  примирить их. Такую же длинную  историю имеют дискуссии между  атеизмом, полностью отрицающим существование бога и божественных ценностей, и теизмом, абсолютизирующим именно такие истины. Эта дискуссия продолжается и сейчас. (Это не дискуссии - это борьба, ибо между различными идеологиями, как правило, идет только борьба).

В истории человечества желание удовлетворить свои потребности за счет других народов породили идеи грабительства и захватничества, великодержавного шовинизма и агрессивного национализма, шовинизма, фашизма и экстремизма. Эти идеи принесли народам огромные бедствия и беды.

Как свидетельствует мировой опыт, иногда идеология подстрекательства своей фальшивой привлекательностью, ложью и уловками отравляет сознание публики и занимает господствующее положение в обществе. Так, в 30-годы XX века победа фашизма в Италии и Германии является горьким уроком не только для итальянского и немецкого народов, но и всей истории тем, что он принес бесконечные бедствия миллионам людей планеты. Между тем, эти идеи в этих странах начали проявляться с начала того века. Так, в Италии, начиная с 1910 года, выходил журнал «Национальная идея», где в основном пропагандировался агрессивный национализм. К сожалению, в свое время на это смотрели сквозь пальцы и в конце концов она стала господствующей идеей.

Еще одной такой  идеологией, начинавшей свою историю в основном с XIX века, - была идеология бывшего коммунистического строя, абсолютизировавшая идеи классового антагонизма и завоевавшая власть силой оружия. Эта идеология, основанная на идее классовой борьбы и оставившая зловещий след на судьбах миллионов людей, разделила общество на противоположные стороны.

Построенная на фундаменте насилия и ставшая  основой противоречивого строя, эта идеология господствовала в  течении семидесяти лет на территории огромной страны, занимавшей одну шестую часть планеты, и социалистического лагеря. Но, в конце концов, в силу своей античеловеческой и антинациональной сущности, тоталитарной природы она пришла в упадок. Вместе с ней исчезло и государство, опиравшееся на нее.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы