Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

Еще один источник угрозы в том, что Узбекистан граничит с рядом стран, находящихся под  тяжелым грузом этнических, демографических, экономических и иных проблем. К тому же наше государство граничит с Афганистаном, где еще недавно происходят или внутренние конфликты, поощряемые силами, представляющими религиозный экстремизм, этническую бескомпромиссность, наркобизнес и другое.

«Геополитические  цели выражают политику определенного  государства, направленную на усиление своих позиций и влияния в  других регионах и территориях. Сегодня  эти цели, проявляющиеся на международной  арене в различных формах, реализуются в соединении с активной идеологической политикой. Борьба за сознание человека – одно из основных направлений геополитики».

Региональные  конфликты часто превращаются в  постоянный источник таких опасных  угроз, как терроризм и насилие, наркобизнес и незаконная торговля оружием, массовая дискриминация прав человека.

Нас очень беспокоит, что некоторые соседние страны стремятся  овладеть ядерным оружием. Узбекистан стремится, чтобы Центральноазиатский  регион был объявлен территорией  вне ядерного оружия.

Т.о. угрозы безопасности включают в себя политический экстремизм, в том числе религиозный, национализм и национальную замкнутость, противоречия на этнической, межнациональной, местнической и родоплеменной основе, коррупцию и преступность, экологические проблемы. Хотя они проявляются по-разному, но призывают каждого из нас к бдительности и осторожности.

Понятие «геополитика»  означает «гео» – «земля», «политика» – «государство» и «общественная  работа». Выражение «геополитика»  отражает в себе геополитические  цели, их виды, систему интересов различных государств и народов, подходов к ним,  территориальное размещение того или иного государства, отношение к их потенциалу.

Хотя термин «геополитика» имеет длинную  историю, в качестве понятия он сформировался  в начале ХХ века. Оно было введено в обращение Р.Челленом и сейчас широко применяется в международной политике государств и стран мира, философии, политике и других науках. Геополитика как многогранное понятие включает в себя различные интересы.

Надо подчеркнуть, что сегодня геополитические цели во многом созвучны с идеологической политикой. Поэтому наш Президент не раз подчеркивал, что современный мир – это мир сложных идеологических противоречий, мир, в котором идеологические полигоны стали сильнее и опаснее ядерных.

В определенной степени можно конкретно сказать, где расположены ядерные полигоны, какие у них мощности, на что  нацелены. Но выяснить, что, где, какими способами и средствами орудуют  и в чьих уже сердцах установились злобные, чуждые идеологии, нелегко.

 

2. Хотя сегодня борьба между «двуполярными идеологиями» устранена, но идеологические сражения в мире не прекратились. Наоборот, предпринимаются попытки разными путями разделить идеологические арены мира. Так, после обретения Узбекистаном независимости жизнь в идеологической сфере продвигалась с большим трудом. Мы являемся свидетелями того, какие усилия прилагали идеи, чуждые идее национальной независимости, чтобы проникать в наше пространство и овладеть сознанием нашей молодежи, противопоставить их осуществлению великих целей, намеченных в стране. Сторонники таких движений под маской «друзей», «земляков», «соотечественников», «людей одной религии» старались внедрять свои идеи. В результате, различные течения, противостоящие нашим исконным ценностям, старались завладеть сознанием населения, в особенности, молодежи.

В мировой геополитике  продолжаются стремления подчинить  себе народы в духовно-идеологическом отношении и попытки  разделить  мир на этой основе. Для этого  они используют современные средства массовой информации и их доставки, потенциал различных центров, социальные, культурные, экономические средства, под видом взаимовыгодного сотрудничества, направленные на самом деле на формирование идеологического климата в различных территориях планеты, выгодное им самим.

В такой ситуации, лишь глубоко овладев идеей национальной независимости, можно правильно  уяснить суть борьбы, ведущейся на идеологических полигонах и их предотвратить. Идеологические процессы характеризуются  тем, что они в качестве системы  мнений и идей нацелены на сознание человека и имеют свои цели. Путем овладения сердцами и умами людей, они создают арену своеобразного влияния.

Цивилизованный  прогресс и развитие народов мира требуют, чтобы геополитика должна соответствовать миру и стабильности, прогрессу стран и народов, идее построения свободной и благополучной жизни. Она должна воплотить в себе идеи прогресса Родины, мира в стране, народного благополучия, социального сотрудничества, межнационального согласия и религиозной толерантности и стать главным критерием современных геополитических целей. Она должна служить не идеологическому разделению мира путем внедрения нездоровых идеологий и идей в ума и сердца других народов, а осуществлению взаимовыгодного сотрудничества, совместному решению мировых проблем. В этом смысле, новые подходы к геополитике в ХХ1 веке приобретают новое содержание и значение, служат мировому прогрессу.

С распадом СССР, гибелью его господствовавшей идеологии  и приобретением Центральноазиатскими республиками своей независимости в этом регионе возникла новая идеологическая ситуация. Ее сущность состоит в том, что:

Во-первых, в  условиях господства бывшего советского режима коммунистическая идеология  насильно «объединяла» народы региона, которые и так испокон веков  были родственными.

С обретением бывшими  союзными республиками центральноазиатского региона своей независимости  эта идеология прекратила свое существование. Перед каждой из них теперь встала задача укрепления у себя внутренней безопасности и независимости, обеспечения  стабильности и определения подходящего для себя пути дальнейшего развития. Этот процесс оказал свое влияние на формирование духовно-идеологических факторов, служащих гармонизации взаимоотношений стран данного региона.

Во-вторых, несмотря на то, что страны региона обрели свою независимость в 1991 году, бывший центр не отступал от своего намерения вновь восстановить свое господство. И поэтому он проводил политику противопоставления друг против друга государств региона, разжигал межнациональные конфликты. Это, в свою очередь, тогда оказало определенное влияние на взаимоотношения народов, живущих в этом регионе.

В-третьих, еще  ряд других государств стремился  повлиять на страны региона, только что  приобретшие свою независимость. Большинство  из них под видом оказания «бескорыстной помощи» старались укрепить свое положение в этом регионе.

Эти государства  также питались противопоставить друг против друга государства и народы региона. Подобные стремления оказали  свое влияние возникновению общего фактора, служащего совместному решению странами региона проблем, появившихся в условиях независимости.

В-четвертых, усилилась  потребность в формировании новой  духовно-идеологической атмосферы, служащей разрешению проблем, возникших в  регионе. Как подчеркивал Президент  нашей страны Ислам Каримов: «Независимо от нашей воли или наших устремлений, Узбекистан после распада СССР фактически оказался прифронтовым государством, вблизи границ которого продолжают гореть два очага кризисов - в Афганистане и Таджикистане, унесших за последние годы сотни тысяч человеческих жизней»1.

Продолжавшаяся  на протяжении более двадцати лет  война в Афганистане создала  большую опасность не только нашей  стране, но и всем государствам региона.

В-пятых, Узбекистан особо выделяется среди других государств региона тем, что он имеет огромный экономический потенциал, богатые природные ресурсы, рабочую силу и демократические возможности, и во многом занимает особую геополитическую позицию. Следовательно, любая угроза в отношении Узбекистана – это в то же время угроза всему региону. В этом смысле различные политические силы и движения применяют разные пути и способы усиления военного конфликта в Афганистане и усложняя ситуацию в регионе путем вовлечения в этот конфликт и других государств региона.

В действительности эти стремления можно оценить  как идеологические действия, направленные на разрушение имеющейся вековой дружбы между странами и народами региона.

 

3. В условиях, когда Центральноазиатские страны, добившись своей независимости,  взяли курс на прогрессивное  развитие, определенные амбициозные  политические и идеологические силы в мире стремятся вовлечь в круг своих интересов этот регион, обладающим большим экономическим потенциалом и выгодным геополитическим положением. Для достижения своих целей они используют различные формы воздействия и даже грубый нажим. Для разрушения исторически сложившихся в регионе социально-экономических и духовных связей пускаются в ход экономические, религиозные и идеологические средства, преувеличиваются факты незначительных разногласий по отдельным вопросам между дружественными, братскими государствами и народами. Так, можно подчеркнуть стремления препятствовать взаимной экономической интеграции Центральноазиатских стран, вызывать у них недовольство друг другом.

Пользуясь тем, что исламская религия играет большую роль в мировоззрении и духовности народов Центральной Азии, под видом «обучения» их исламу, под знаменем возрождения ислама в регионе усилились подрывные действия по распространению религиозного экстремизма и фундаментализма.

Как известно, такие  понятия, как «фундаментализм», «экстремизм», «терроризм» выражают идеи, противоречащие принятым в обществе правилам, и основанные на них движения, рано или поздно приходят к экстремизму. Как бы он ни назывался, всякий экстремизм ставит своей целью захват власти путем формирования воинствующих группировок.

Так, выражение  «фундаментализм» сформировано на основе христианской религии. Первое его официальное  применение связано с «Конференцией  фундаментальных понятий христианской религии» (The Conference on Christian Fundamentalism), созданной протестантами штата Калифорния США в 1908 году, и выражает следующие 5 принципов:

- рождение Иисуса  девственницей;

- жертвоприношение  им для снятия грехов человечества;

- физическое  возрождение;

- физическое  второе пришествие на землю;

- святость книги и приведение ее в первоначальное чистое положение.

Религиозный экстремизм современности выделяется двумя  своими особенностями:

- по их взглядом, якобы все современные мусульманские  общины потеряли свой истинный  исламский характер и превратились в общества эпохи невежества (доисламской). Такой подход служит им «основанием» для критики и практических действий;

- только они  себя считают «истинными» мусульманами, им дозволяется путем резких  и агрессивных действий завладеть  властью, и установить «исламские порядки».

В действительности, целью проникновения идей «фундаментализма»  и «экстремизма» в Центральную  Азию является не возрождение религиозных  ценностей, а использование этих идей в качестве средств, создание в  регионе нестабильности, разжигание религиозных и межнациональных конфликтов, и захват, таким образом, власти. Они выдвигают идеи возрождения средневекового халифата. На этом пути представители исламского фундаментализма не отступают даже от «пожертвования» национального самосознания, являющегося частью духовного богатства человека, в угоду религиозной вере.

Подобные действия сегодня напоминают учение марксизма-ленинизма, полностью изжившего свой былой  авторитет. Так, самые воинственные представители марксизма в России – большевики, выдвинув идею объединения всех народов мира, независимо от их национальности и расы, путем террора захватили политическую власть. Главная их трагедия состояла в том, что они тоже не признавали значений национального фактора и эволюции. Поэтому они оставили свой след в истории в качестве авторов насильственных экстремистских идей.

Подрывные и  террористические действия, осуществляемые сегодня в Центральной Азии религиозным  экстремизмом и фундаментализмом, также  опираются на подобные средства и  методы.

То, что какую  опасность религиозный экстремизм и фундаментализм представляют региону, в том числе нашей стране, впервые глубоко осознал Президент нашего государства и предупредил всех о возможных тяжелых последствиях. Еще за два года до февральских событий 1999 года в городе Ташкенте Президент Ислам Каримов в своей фундаментальной книге «Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» писал: «Серьезное беспокойство эти явления вызывают и у нас с позиций необходимости укрепления суверенитета Узбекистана, обеспечения его безопасности»1. Это оказалось чистейшей правдой. Экстремисты 16 февраля 1999 года чтобы добиться своих черных намерений в Ташкенте, осуществили диверсионные действия. Не секрет, что за этими действиями стоят большие силы.

 Если наши недруги добьются своих целей в Узбекистане, то это чревато большими политическими изменениями не только у нас, во всем регионе могут произойти отрицательные интеграционные процессы. Своими подрывными действиями террористы ничего не добились, и никогда им этого не добиться.

Истинными целями террористов, пытавшихся показать себя «защитниками» исламской религии, были не действительные исламские ценности, а захват власти, попытки повернуть  вспять движение народов стран Центральной  Азии с избранного ими пути и установление своего господства в этом регионе. В этой связи важно отметить, что в нашей стране за годы независимости истинные исламские ценности восстановлены и проводится огромная работа в этом направлении. То, что религия стала неотъемлемой частью нашей духовности, нашло свое выражение в следующих словах Президента: «Мы не можем представить свою нацию без этой священной религии. Религиозные ценности глубоко укоренились в нашей жизни. Если вкратце подытожить тысячелетнюю историю нашего народа, то можно сказать, что Бог в наших сердцах, нашей душе»1.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы