Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

 

 

При построении нового общества необходимо выполнить следующие задачи:

Во-первых, более активно вовлекать наших соотечественников в число участников процесса духовного обновления, реформирования общества, достижения социальной солидарности, межнационального согласия и религиозной толерантности.

Это означает эффективное  использование духовности, развитие общественных отношений на основе гуманных идей.

Во-вторых, превращение великой идеи процветания Родины, мира, стабильности, повышения благосостояния народа, объединяющей мечты и чаяния людей, различных социальных слоев, политических сил движений, - в священную цель всех наших соотечественников. Это означает укрепление  межнациональной консолидации и соблюдение принципов многопартийности и плюрализма.

В-третьих, продолжение работы по разъяснению широкой общественности гуманистической сущности религии, имеющей тысячелетнюю историю и являющейся одной из основ нашей духовной жизни.

Для всех нас останется  одним из жизненных принципов  мудрое изречение великого мыслителя  Бахоуддина Накшбанда: «Дилинг – Оллохда, кулинг – мехнатда булсин» («Пусть Бог будет в твоей душе, а руки – в труде»).

В-четвертых, систематическое продолжение работы по выполнению Национальной программы по подготовке кадров, непрерывное совершенствование системы образования и воспитания на основе требований времени.

Это означает ориентирование нашей деятельности на глубокое понимание  того, что мощь нашего государства, будущее страны зависит от молодых  кадров, всесторонне развитых, обладающих богатым духовным потенциалом.

В-пятых, уважение национальных ценностей: языка, культуры, религиозных убеждений, традиций и обрядов людей всех национальностей, проживающих в Узбекистане, а также содействие их сохранению и развитию.

Это означает усиление среди  граждан нашей страны, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, дружеских и братских чувств, обеспечение реализации идеи «Узбекистан – наша общая Родина».

Она является мощным консолидирующим фактором, объединяющим народы нашей страны на пути построения нового общества независимо от их национальностей, религиозной принадлежности, языка.

На вопрос: «Какое же мы общество создаем?», обобщив вышесказанные  мысли, можно ответить так:

  1. Материально-экономическую основу создаваемого нами общества составляют рыночные отношения, опирающиеся на многоукладную социально ориентированную экономику, достижение внутреннего равновесия.
  2. По политическому характеру оно будет демократическим, правовым государством, опирающимся на многопартийность, плюрализм мнений, где будет обеспечено верховенство закона.
  3. По характеру общественных отношений, взаимодействию государственных и социальных институтов, общественных организаций это будет гражданским обществом. В нем найдет дальнейшее укрепление социальное сотрудничество между всеми социальными группами и слоями, мир и согласие между всеми нациями и народностями, общенациональная общность.
  4. По духовным особенностям в этом обществе будут гармонизированы национальное с общечеловеческим, оно будет открытым для всего нового, в нем не будет места национальной замкнутости, национализму или национальному несовершенству, оно будет свободным обществом свободомыслящих и общественно ответственных граждан.
  5. Следовательно, мы строим демократическое общество, опирающееся на рыночную экономику, приоритетность закона, социальное сотрудничество, гармонию принципов национального и общечеловеческого, открытое всему новому, цивилизованное гражданское общество.

 

3. Узбекская  модель развития. Животворная особенность  идеи национальной независимости  особенно ярко проявляется при реализации узбекской модели развития. Узбекистан – страна огромных возможностей. Она имеет богатые природные ресурсы, могучий экономический и научно-технический потенциал. Самое главное, в этом краю живет трудолюбивый, одаренный народ.

Узбекистан – государство, избравшее свой, самостоятельный путь развития. Этот путь во всем мире признан как «узбекская модель» государственного и общественного строительства. Одна из основных ее характеристик заключается в системном преобразовании общества не революционным, эволюционным путем, последовательно. Отличительной особенностью пути развития, осуществляемого основателем узбекской модели Исламом Каримовым, от большинства других национальных моделей является то, что он охватывает не только путь экономического развития, а является моделью национального возрождения и социального развития в широком смысле. Поэтому эта модель включает в себя наряду с экономикой все сферы государственного строительства, социальной и духовной жизни общества.

Узбекская модель, прежде всего, означает тождественность всеобщих теоретических выводов и ориентиров, обосновывающих то, каким должен быть суверенный национальный прогресс Узбекистана, и направляющих его к определенным целям, с реальной политикой государства на пути достижения намеченных целей (под государственной политикой подразумевается деятельность всех трех ветвей власти).

Практическая  сторона модели также имеет несколько  направлений:

- политика, направленная  на создание и укрепление правовой  базы реформ;

- принятие государством  указов, решений, целевых программ (в том числе инвестиционных), отражающих организаторскую работу и точный механизм исполнения по реализации теоретических выводов, ориентиров;

- практическая  инвестиционная политика, налоговая  политика, финансово-кредитная политика, экономическо-структурная политика, формирование и развитие фондового рынка, рынка ценных бумаг, воздействие на потребительский рынок и т.д.;

- проведение  пропагандистско-агитационной и  воспитательной работы по правильному  доведению до людей сути указов и правительственных решений, их объединению, формированию у них воли, способной побеждать инерции, присущей старой формации.

В чем же заключаются  главные приоритетные особенности  узбекской модели? Узбекистан с приобретением  независимости должен был решать не только вопросы экономического развития, а вместе с тем и вопросы возрождения основ национальной государственности, национальных ценностей, возрождения и развития национального самосознания и гордости народа, коренного преобразования социально-классовой структуры общества и воспитания кадров, мыслящих и работающих совершенно по-новому, способных реализовать идеи независимости.

Модели развития таких стран, как Германия, Швеция, Япония, Южная Корея, Франция, Китай, были в основном экономическими моделями. В них не предусматривалось коренное преобразование политической, социальной и культурной жизни. В этих странах в период экономических реформ вопросы возрождения национальной государственности, культурного наследия и родного языка не были актуальными (лишь в Южной Корее государственное строительство считалось важным).

Итак, узбекская  модель наряду с реформированием  экономических отношений охватывает также многие широко плановые сферы  жизни, связанные с государственным  строительством, демократизацией общества, формированием класса собственников, в частности, среднего класса, совершенствованием социально-классовой структуры и подготовкой кадров, культурным наследием и духовностью. Они составляли ее приоритетные особенности.

В первые годы независимости  по инициативе и под руководством Президента Узбекистана Ислама Каримова была определена подтвержденная самой жизнью стратегия реформ. В ее основу заложен опыт развитых государств по переходу на рыночные отношения, учтены исторические испытания, пережитые страной, их уроки, а также особенности менталитета нашего народа. Исламом Каримовым были научно обоснованы известные пять принципов реформирования общества:

Первый принцип  – приоритет экономики над  политикой. Экономические реформы  не должны подчиняться какой-либо идеологии, внутренние и внешние экономические отношения должны быть от нее свободны.

1. Приоритет  экономики над политикой и  ее деидеологизация в качестве  принципа узбекской модели не  только отражает сущность и  содержание проводимой в нашей  стране экономической политики, вместе с тем показывает, что наша экономическая жизнь всегда открыта новому, передовому опыту и разумным начинаниям.

Этот принцип  раскрывает значение духовности при  экономическом развитии, ее тонкие грани.

Второй принцип. Государство – главный реформатор. Оно обязано определять главные направления реформ, вырабатывать политику обновления и преобразований, последовательно претворять ее в жизнь.

Ислам Каримов, научно обосновывая данный принцип  узбекской модели, подчеркивает: «Создание  рыночной экономики не может быть достигнуто при помощи одних только указов или распоряжений. Она является результатом длительного исторического развития, предполагающего формирование не только соответствующей инфраструктуры и правовой базы, но и глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений»1. Это высказывание обосновывает задачу государства в качестве главного реформатора, и в то же время означает, что реформаторские инициативы и деятельность различных социальных групп, негосударственных и общественных организаций, отдельных лиц   не будут ограничена, а, наоборот, поддержана государством.

Третий принцип. Верховенство закона во всех сферах жизни  общества. Принятые демократическим  путем Конституция и законы должны соблюдаться всеми без исключения.

Во-первых. Данный принцип обеспечивает развитие различных  форм собственности на равноправной основе. Отношения между формами  собственности и хозяйствующими субъектами, конкуренция регулируются при помощи строгих правовых норм. Чтобы не допустить своеволия и субъективизма, разного экономического насилия в управлении экономикой создаются необходимые правовые условия. Во-вторых, развивается демократия, повышается политическая культура и активность населения. Возникнет правовая гарантия для развития плюрализма мнений и взглядов, утверждения идеологического плюрализма. Будут обеспечены права человека. Незаконным льготам или, наоборот, дискриминациям будет положен конец. В-третьих, полнее будут учтены интересы отдельной личности, всех социальных групп и слоев и эффективнее проявятся их созидательные возможности, творческий потенциал. С каждым годом повышается место и значение общественных организаций. Формируется гражданское общество. Следовательно, принцип верховенства закона в широком смысле будет служить социальному прогрессу в Узбекистане, обновлению общества, повышению роли человеческой личности.

Данный принцип  узбекской модели тесно связан с  предыдущим. Ибо, государство в качестве главного реформатора станет основным гарантом социальной стабильности, законности и правопорядка.

Четвертый принцип. Проведение сильной социальной политики с учетом демографического положения  в стране. Одновременно с внедрением рыночных отношений необходимо принимать  действенные меры социальной защиты населения, особенно малообеспеченных семей, детей и стариков.

 Сильная  социальная политика имеет много  составных частей и направлений.  Они охватывают вопросы, начиная  с социального обеспечения, создания  новых рабочих мест, финансового  обеспечения и реформы сфер здравоохранения, народного образования, культуры, спорта и физкультуры до борьбы против преступности, обеспечения правопорядка.

Проведение  сильной социальной политики и социальная защита различных слоев населения  является одним из принципов, определяющих гуманистическую сущность узбекской модели.

Пятый принцип. Переход к рыночным отношениям осуществляется эволюционным путем с учетом объективных  экономических закономерностей, последовательно, обдуманно, поэтапно. Эта работа должна проводиться одновременно с созданием правовых основ и гарантий реформ, социальной защитой населения и формирования его нового экономического мышления. «В переходный период государство призвано поддерживать жизнеспособность народного хозяйства, особенно базовых, структуроопределяющих отраслей, оказывать им помощь как путем регулирования цен, льготного налогообложения и кредитования, так и прямым дотированием»1 .

Узбекистан  пошел именно по такому пути. Проведение такой политики не только способствует эффективному использованию средств, вместе с тем это повышает мобильность людей, предотвращает экономические катаклизмы, поэтапно развивает формы собственности.

Эти принципы составляют основу собственного пути независимого развития Узбекистана, стержень программы  переходного периода. Их реализация обеспечивает социально-политическую стабильность в нашей стране, самое главное – последовательное внедрение рыночной экономики. Узбекская модель развития признана международным сообществом благодаря тому, что она основывается на богатейших традициях национальной государственности, ценностях и менталитете народа, а также на достижениях мирового опыта реформирования общества. Короче, идея национальной независимости неразрывно связана с создаваемым в стране обществом и узбекской моделью развития. Эта идея в процессе укрепления независимости, построения свободной и благоустроенной Родины, свободной и благополучной жизни сохранит свое значение как объединительного фактора на пути к конечным целям, нравственного критерия общественной деятельности.

 

Литература:

       1.Каримов И. Бог в наших сердцах, нашей душе. «Халк сузи», 6 марта, 1999

       2.Каримов И. Наша высшая цель - независимость и процветание родины, свобода и благополучие

           народа. Т.8. Т., Узбекистон,  2000. С. 324, 338

       3.Каримов И. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1. Т.,

          Узбекистон, 1996. С.300

      4.Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т., Узбекистон. – 2003. С. 28

 

 

 

Тема - 6.

Независимость и проблемы идеологии: идейный вакуум и влияние

вредных идей на наше общество

1. Влияние на наше общество чуждых и вредных идей

2. Понятие идейного вакуума и особенности его возникновения.

3. Идеологические угрозы, представляющие серьезную опасность для нашего общества

Ключевые  термины:

Независимость, идейный вакуум, идеологические угрозы, национальная идея, идеология

 

1. Сегодня сама  жизнь требует решить поэтапно  вопросы, связанные с  укреплением  независимости, построением счастливой, перспективной, благополучной жизни. Процесс независимости делает необходимым постоянного решения этих задач, ведения идейно-воспитательной работы, постоянного формирования идеологического иммунитета у подрастающего поколения. Это в свою очередь создает условия для воспитания всесторонне развитых людей, преданных созидательным идеям, со здоровой идеологией.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы