Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

В-четвертых, представители вредных и чуждых идеологий коварно используя открытость, приветливость, доверчивость нашего народа, почтительное отношение к старшим, начали сбивать с пути простых людей, особенно незрелую молодежь, не знакомую с истинной сущностью религии. В этих условиях некоторые простые люди, надеясь, что  теперь освободились от атеистических догматов, не смогли отличить истинную сущность религии от экстремизма под религиозной маской. Вместе с тем некоторые люди, не разбиравшиеся в исламском учении и правилах, в надежде изучить святую религию предков попали под влияние вредных идей и течений наподобие ваххабизма, «хизбут-тахрир» и т.д.

В-пятых, в период бывшего строя ряд организаций  вели хоть принудительную, но постоянную пропагандистско-агитационную работу. Но в годы независимости их место в некотором роде опустело и никакая организация не занималась этими задачами. Созданные впоследствии центр «Духовность и просветительство» и другие органы не сумели вести эффективную деятельность. Таким образом, каждый гражданин стал по-своему формировать свое мировоззрение. А некоторые попали под влияние вредных идей. Особенно, призванный воспитывать молодежь в духе идеи независимости фонд «Камолот» не смог обеспечить требованиям независимости. В результате этого многие молодые люди остались за бортом воспитательного процесса, основанного на идеи независимости.

Еще одной причиной сложившегося положения стала недостаточная  идеологическая работа государственных  и негосударственных организаций, политических партий, отставание общественных наук от требований жизни, запоздалый научный анализ сложных процессов, происходящих в обществе, а также нехватка высококвалифицированных специалистов, ученых теологов, которые могли бы указать верный путь в этом сложном идеологическом процессе.

Одним словом, с появлением идейного вакуума в результате отрицания с точки зрения прогресса изжившей идеи, догм или идеологии, усиливаются различные идеологические угрозы.

Там, где усиливаются  идейные, идеологические угрозы, обостряются  и стремления овладеть умами и сердцами широких слоев населения, в частности, молодежи. Расположенные в некоторых странах мира и обладающие большими средствами и влиянием определенные центры, используя сложившуюся ситуацию, преследуют свои корыстные цели.

Стремления  международных террористов и экстремистов ясны. Они хотели, заполнив идейный вакуум в Узбекистане, идущего по пути независимости, овладеть умами и сердцами наших граждан – выгодное с геополитической точки зрения расположение, богатство интеллектуального потенциала и природных ресурсов нашей страны.

 

3. Исходя из  этого, целесообразно отдельно  указать на те идеологические  угрозы, которые сегодня представляют  серьезную опасность для нашего  общества:

- попытки  восстановить исламский халифат  и создать под его знаменем  империю мусульманских народов;

- идея  объединить молодые независимые  государства по типу бывшего  Союза;

- попытки  фальсифицировать нашу историю,  национальные ценности и сущность  религии;

- стремление  распространить аморальные идеи, способные оказать пагубное воздействие на духовность народа;

- попытки  развязать региональные и международные  конфликты, используя различные  идеологические средства.

1. Попытки к  восстановлению исламского халифата  принимают опасный характер. Так,  в любой литературе, относящейся  к «Хизбут-тахриру», имеется призыв  к восстановлению халифата. Как известно из истории ислама, халифатом после смерти пророка Мухаммада один за другим руководили четыре его сподвижника: Абу Бакр ас-Сиддик (632-634), Умар ибн Хаттаб (634-644), Усман ибн Аффон (644-656), Али ибн Абу Толиб (656-661). В то время халиф считался  предводителем и религии, и государства. Впоследствии учреждено царство и руководство в 661-749 годах перешло в руки династии аристократа из Мекки Муавия бин Абу Суфён, династия получила название уммавия. В 749 году корона перешла в руки династии Абдул Аббос ас-Сафока, который являлся выходцем из предков дядей пророка Мухаммада. Это государство известно под названием аббаситов и продолжало существовать до 1238 года – завоевания монголов. В то же время в XII-XIII веках в Египте и Маррокаше учредило свое государство династия фатимидов. Начиная с XVI века, османские тюрки объявили об учреждении халифата, который просуществовал вплоть до третьего марта 1924 года. С объявлением Турции республикой прекращена власть халифата и последний халиф Абдумаджид 4 марта 1924 года был выслан из Турции в Швейцарию. В ХХ веке исламский мир и другие государства развиваются по избранному самими пути. Исторический опыт прошедших лет показал, что и без халифата можно свободно развиваться. Халифат остался в истории.

2. Сегодня в  некоторых республиках бывшего  Союза имеются силы, желающие  возродить старый режим, которые  поставили это себе идейной  целью. Бывший советский режим  исчез после социально-политических  преобразований 1991 года. Естественно,  также как и прошлое, историю нельзя повернуть вспять, независимые государства, идущие по избранному пути, особенно, Узбекистан и узбекский народ никогда и ни за что не согласится на возврат к прошлому. Ислам Каримов в своей книге «Узбекистан, устремленный в ХХI век» говоря о бывшем строе, отметил: «И если называть вещи своими именами, если провести параллели с мировой историей и практикой, то Узбекистан, по сути, представлял собой полуколониальную страну с однобокой, полностью зависимой от центра деформированной экономикой»1. Сейчас Узбекистан нашел свой пут развития, он никогда не свернет с пути независимости.

3. Узбекский народ  владеет огромным духовным наследием.  Но под влиянием бывшей идеологии  в течение многих лет наша  история освещалась односторонне. «Из истории известно, что силы, желающие подчинить себе какой-либо народ, стремятся лишить его собственного достоинства, истории и культуры. Если и впредь будет продолжаться воздействие вышеперечисленных и подобным им опасностей, то нация легко потеряет свое достоинство, утратит тысячелетние традиции и превратится в толпу»2. Различные силы, хорошо понимавшие это, пытались лишить нас от своей истории, фальсифицировать ее. Для этого они использовали различные способы, пытались сбивать с правильного пути особенно молодежь.

Для внедрения в умы  и сердца нашего народа чуждой идеологии  враги большое значение придают  таким идеологическим средствам, которые  на первый взгляд кажутся невинными, аполитичными. Так, демонстрирующиеся  по много раз за последние годы легкомысленные или воинственные фильмы служат тому примером. Как известно, их смотрят многие, особенно молодежь. Не секрет, что в природе, поведении человека имеется некая склонность к таким скандалам.

5. Еще одним идеологическим  средством, угрожающим нашей стране, является попытки развязывания многолетних региональных и межгосударственных конфликтов, что стало целью расположенных в некоторых странах мира идейно-идеологических центров. Они пытаются через территорию определенного государства незаконно перевозить в другие страны наркотические вещества, запрещенную литературу, различное оружие и вооружение. Некоторые из этих сил, окопавшись на территории Афганистана, пытались организовать вооруженные набеги на территорию Центральноазиатских государств – Узбекистана и Кыргызстана, совершать террористические акты, проливать кровь невинных людей. По словам Президента Ислама Каримова, для таких типов не должно быть места на нашей священной земле.

Эти угрозы являются формами проявления агрессивной идеологии, направленной, прежде всего, на овладение сознанием простых людей, лишение их собственных национальных ценностей, достижений мировой цивилизации.

Чтобы оградить наш народ от различных  идеологических угроз, сформировать у  общества идеологический иммунитет, необходимо вооружить его национальной идеей, подлинно гуманистической идеологией независимости, содержащей в себе мощный импульс духовного возвышения народа.

После приобретения Узбекистаном независимости  в нашей стране ликвидированы  пережитки бывшей идеологии, политические и идеологические структуры, противоречащие интересам нашего народа. Приняты меры по обеспечению социальной справедливости, безопасности, социальной защите, обеспечению независимо от национальности, религии и веры всем гражданам их законных прав и интересов, верховенства закона.

Советская идеология внедрила в  сознание людей понятие социального  равенства, сегодняшними словами, иждивенчества. Такие настроения не допускали людям  проявления инициативности.  Если человек  не заинтересован в результатах  своего труда, он теряет чувство ответственности, честного труда. Такой порок можно изжить только посредством идеологии национальной независимости. На основе идеи построения в Узбекистане свободной и благоустроенной Родины, свободной и благополучной жизни разработана идеология национальной независимости.

Не допустить, чтобы территория нашей страны превратилась в полигон  для чуждых идеологий, сформировать у народа Узбекистана, в сознании, мировоззрении, отношении к жизни, поведении идеологического иммунитета, внедрение идеологии национальной независимости в умы и сердца наших соотечественников – это важнейшие задачи сегодняшнего дня. «Это можно решит методом усиления убежденности народа, прежде всего нашей молодежи, укрепления ее силы воли, воспитания всесторонне развитых личностей с собственным независимым суждением. Необходимо возродить в их сознании чувство уважения к себе, бережного отношения и почитания священной памяти наших предков. Стремиться к тому, чтобы они могли жить с честью и гордиться, что они - дети узбекского народа»3.  

Сегодня, когда еще  больше обострилась идеологическая борьба, целесообразно утверждать в сердцах молодежи здорового отношения к нашей Родине, ее богатой истории, национальным ценностям, родному языку, священной религии, оставшейся нам от наших предков, сформировать у них идеологического иммунитета. Ибо, как подчеркивал наш Президент, прежде чем вылечить какую-то болезнь, необходимо выработать в организме этого больного соответствующего иммунитета против болезни.

Одним словам, выработать у людей идеологического иммунитета путем внедрения в их сознание идеи национальной независимости – веление времени. Это не мимолетный процесс, который реализуется сразу. В этом деле требуется активность, предприимчивость каждого. Его реализация еще больше повысит потенциал Узбекистана, обеспечит создание государства с великим будущим, укрепит веру и убежденность соотечественников.

 

Литература:

1. Каримов И. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1. Т.,

    Узбекистон, 1996. С.295

2. Каримов И. Идеология – это объединяющий флаг нации, общества, государства. Т. Узбекистон. 1998. С.7

3. Каримов И. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.

    Т.8. Т., Узбекистон, 2000

4. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т., Узбекистон. 2000. С. 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема - 7.

Сущность  и основные принципы идеи национальной независимости

 

1. Идея национальной независимости, ее сущность и содержание.

2. Основные принципы и особенности национальной идеологии.

3. Философско-исторические корни идеи национальной независимости.

Ключевые  термины:

Идея национальной независимости, интересы народа, дружба, сотрудничество, мировое сообщество, духовное обновления, философия

 

1. Идея национальной  независимости опирается на высокую  духовность нашего народа, его традиции и обычаи, выражает чувства справедливости, свободы, независимости.  По определению Президента И.Каримова, «национальная идея призвана выражать мечты и чаяния народа, служить ему опорой, поддерживать его дух в исторических испытаниях, когда общества ищет решение множества возникающих жизненно важных проблем. Она нужна не только для создания материальных   богатств и изобилия, но и является стимулом, побуждающим стремиться к достижению высокой нравственности, факелом, освещающим путь к прогрессу»1.  

Идея национальной независимости связывает прошлое  народа с его будущим, служит для  реализации его мечты и чаяний. Ее сущностью и целью является сохранение и укрепление независимости, к которой стремились веками и  добились в результате многолетней  борьбы. Она должна  служить обеспечению процветания Родины, спокойствия страны, благополучия народа. Ее мобилизационная сила проявляется в неустанном труде каждого узбекистанца с великой любовью к Родине, в духе преданности идее независимости.

Идея национальной независимости по своей сути является выражением интересов народа и его независимости. В истории всего человечества имело важное значение формирование идеи, служащей выражению присущих определенной нации целей, ее основных понятий и принципов. Деятельность людей, активно участвующих в ежедневном повышении духовного и экономического потенциала своей Родины, нацелена на выполнение этой задачи.

В этом смысле идея национальной независимости определяет общенациональную цель всех граждан  независимо от их религии, убеждений, принадлежности к социальным слоям, проживающих в Узбекистане, и призывает к ее осуществлению. Она формирует в сознании и сердцах многонационального народа страны понятия «Узбекистан – единая Родина» и служит его укреплению.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы