Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

Для того, чтобы  идея независимости стала в полном смысле национальной, она должна отвечать следующим требованиям:

- воплощать  в себе мысли и чувства, оказывающие  позитивное влияние на сознание людей, содержать гуманистические жизненные идеалы; быть источником силы, убеждений и веры, объединяющим народ и общество;

- впитывать  в себя передовые идеи и  отторгать антигуманные взгляды;

- для достижения  своих целей брать на вооружение современные идеологические средства с учётом изменений в окружающем мире.

Идея национальной независимости в качестве критерия возрождения исторической памяти, получения  уроков у прошлого и самосознания выражает коренные цели народа и играет роль идейного знамени, объединяющего членов общества. Самосознание народа неразрывно связано с пробуждением исторической памяти. Поэтому народ выносит уроки из своего прошлого, определяет, к какой цели, по какому пути ему идти и намечает на этой основе свои перспективы.

Идеология национальной независимости, имея вышеотмеченные особенности, может выполнить следующие важнейшие  идеологические задачи:

- сформировать  самостоятельное мировоззрение  и свободное мышление.

У каждого есть своё отношение, взгляд на мир, общество. В этом смысле, очень важно, чтобы каждая личность, в том числе молодёжь имели самостоятельное мировоззрение, своё мнение, свою точку зрения. «Подлинный смысл новой идеологии заключается в том,  - пишет Ислам Каримов, - чтобы воспитать самостоятельно и по-новому мыслящих людей, свободных от старых предрассудков»1. Без этого нельзя вывести общество на путь демократического развития. После приобретения независимости мы освободились от пут мировоззрения тоталитарного режима. Но ещё имеется так называемое понятие «инерция мышления», из-за которой мы всё ещё не можем окончательно порвать с привычным старым мировоззрением. Идеология национальной независимости своими жизненными идеями поможет нам освободить людей от идеологических оков. Как подчёркивал наш Президент: «После приобретения независимости мы избавились от монополии старой идеологии. Освободив духовность от идеологии, от принуждения, мы открыли широкую дорогу для формирования и развития свободной мысли, национальной идеологии. Теперь основная задача состоит в том, чтобы научить наших людей самостоятельно мыслить, укрепить их веру в себя. Ибо если мышление и сознание не избавлены от гнета и давления, человек не может быть свободным»2. Это необходимо для того, что только самостоятельно мыслящий человек способен создавать положительное, выработать необходимые материальные и духовные богатства, изменить жизнь в лучшую сторону.

Кроме понятия  самостоятельности мировоззрения, то есть «самостоятельного мышления», есть ещё понятие «мировоззрение независимости», которое входит в сущность и содержание идеологии национальной независимости. Его содержание обосновано И.А. Каримовым  так: «Это понятие означает, прежде всего:

- заботу о  будущем независимости Узбекистана; 

- умение осознать  достоинство самого себя и своего народа, своей Родины, необходимость их защиты;

- труд, освящённый  высокими идеями, новыми интеллектуальными  открытиями, благородными целями, готовность  отдать во имя будущего Родины  свой талант, весь свой потенциал,  а если надо – и жизнь»1. Если дать общее определение такому мировоззрению, то можно сказать: мировоззрение независимости – это осознание мира исходя из интересов национальной независимости. Сердцевину мировоззрения независимости составляют интересы Узбекистана и всего народа во всех областях жизни. Человек с таким мировоззрением, опираясь на свою точку зрения и жизненные принципы, самостоятельно вносит свой вклад в развитие общества.

Реализация  этой задачи неразрывно связана с  другой идеологической задачей, являющейся логичным предложением первой. Её содержание таково: воспитать свободомыслящего, свободного от рабства и безволия человека, верящего в свои знания и силу.

«Если мы хорошо понимаем сущность идеологии, просвещения  мировоззрения людей, развития мысли  для перспектив нашего общества  - пишет И.Каримов, - то наша задача заключается, прежде всего, в том, чтобы создать необходимые условия для работы предпринимателей, творческой интеллигенции, учителей, медиков, учёных, которые трудятся на этой стезе не жалея сил, обеспечивать их социальную защиту»2. Выполнение этой задачи служит совершенствованию условий позитивного воспитания в обществе;

- очень важно  создание нравственного климата,  служащего укреплению воли людей,  особенно молодежи, углублению убеждений  и веры.

Для этого необходимо создание нравственного климата, способствующего формированию в сердце каждого гражданина чувства патриотизма. Это поможет воспитать людей, заботящихся за судьбы Родины, государства. Иными словами, здоровый нравственный климат создаётся на почве здорового мышления и здоровой духовности. Там, где отсутствует такая духовность, общественные отношения примут нездоровые ориентиры. Менталитет нашего народа составляет в основном здоровая духовность. Поэтому самосознание народа способствует совершенствованию здорового нравственного климата. Поэтому руководитель нашего государства с первых лет независимости уделяет особое внимание созданию и развитию здоровой духовности. «Человек, родившийся и выросший на этой священной земле, считающий себя сыном или дочерью этой страны, должен добросовестно выполнять свой долг перед государством, своим народом, обществом, которое воспитало его, возлагая на него большие надежды. Это касается и меня, и вас, и нас всех! Попросту говоря, каждый гражданин, каждый из нас должен задуматься в первую очередь не о том, что дали ему государство и общество, а задать себе вопрос, что же я дал  своей Родине, своему народу? И с этой позиции строить свою жизнь»3 - подчёркивал наш Президент;

- развитие в мышлении  соотечественников самосознания, преданности исторической памяти, чувств сохранения священных ценностей, патриотизма.

Данная важнейшая  задача, выполняемая идеологией национальной независимости, означает возвышения чувства  самосознания до общественного уровня. Этому крепкой опорой служит немеркнущая историческая память народа.

Сохранённые и  развитые веками народные ценности являются для всех нас дорогими, так как  они прошли испытания жизнью, глубоко  внедрились в сердце народа. Беречь их, развивать в соответствии с  требованиями времени, усовершенствовать, довести их до будущих поколений – святой долг каждого. Потому что, самосознание, преданность исторической памяти, уважение к национальным ценностям, быть готовым их защищать – всё это воспитывает у человека чувство патриотизма;

- развитие таких качеств, как честь и совесть, справедливость, милосердие, честность, благородство, присущих нашему народу.

Такие благородные  человеческие качества в крови у  нашего народа. Но в определённые периоды  истории, под давлением чуждых господствовавших идеологий они не могли полностью проявиться. И поэтому мы такие восточные качества как честь и совесть, справедливость, милосердие, честность, благородство, должны развивать, поднять до уровня общечеловеческих ценностей, пропагандировать. Такие обычаи, как гостеприимство, культура ведения домашнего хозяйства, сердечные отношения в семье, между родственниками, друзьями, присущие нашему народу, имеют много хороших качеств. Их надо беречь и довести до будущих поколений. Но это не значит, что наши все обычаи хороши без исключения. Особенно, некоторые граждане такими предрассудками, как расточительство, излишество, подхалимство, портят хорошие традиции. Также излишняя стеснительность, безволие, неумение защищать своё мнение являются серьёзными недостатками для человека. Отсюда вывод: все должно быть в меру. Проявляемые в меру обычаи полезны всем, отражают в себе душу, лицо, внутренний мир нации;

- формирование и развитие  в умах и сердцах многонационального  народа страны понятия «Узбекистан  – единая Родина».

Узбекистан – многонациональная страна. Здесь проживают представители более ста наций и народностей. Достижения, процветание нашей Родины одинаково близки всем гражданам, проживающим в этой стране. Поэтому, важно воспитание в сердце каждого гражданина чувства хозяина своей страны. Очень важно укрепление в сознании каждого, проживающего в Узбекистане, независимо от национальности, религии, убеждения «Узбекистан – единая Родина». Только тогда в сердцах граждан будут укрепляться чувства активно работать за построение великого будущего Родины, патриотизма, самоотверженности, мужества. Те, кто размышляет вроде «достижения, богатства страны – мои, а недоделки пусть другие доработают», действуют вопреки идеям идеологии национальной независимости, они не думают о судьбах Родины, не заботятся о жизни народа.

Исторические  корни идеи национальной независимости  – проявляются в виде богатого культурного и духовного наследия народа, прошедшего испытания временем, национальных ценностей, обычаев  и  традиций, песен, дух борьбы за свободу в праздниках и мероприятиях, мужества, проявленного нашими предками на пути независимости, созидательных дел и мышления, вдохновившего на эти благородные цели. Они в течении веков прошли испытания, усовершенствовались. В центре такого мышления лежит величие и святость человека – самого великого чуда, созданного Богом. Следовательно, он заслуживает уважения. Потому что, жизнь и благополучие страны связаны с трудом, деятельностью этого человека. Потому на Востоке идея всесторонне развитого человека всегда была великой мечтой, она занимала умы многих мыслителей. Этот принцип неразрывно связан с бессмертными ценностями, отражающими дух, величие нашего народа. Так, лозунг нашего великого предка, полководца Амира Темура «Сила – в справедливости», являющийся результатом здоровой духовности, стал неотъемлемой частью национальной идеи, служил обеспечению единства страны, созданию централизованного государства, в особенности при управлении государством стал духовно – идеологическим фундаментом. Поэтому в государстве Темура высоко чтили науку и просветительство, уважали честь и совесть человека, человек и его собственность были под покровительством государства, резко пресекались случаи разбоя, воровства. Слова полководца: «Если даже маленький ребенок с полным золотом ляганом на голове пройдёт с одного края до самой последней точки границы, его никто трогать не станет» были истинной правдой.

И женщины в  ту пору были освобождены от тяжёлых  физических трудов. Скажем,  женщина  без помощника, когда нуждалась  в воде, она выносила за дверь ведро и оставляла там, если кто-то проходил мимо, то обязательно он ходил с ведром за водой и полное ведро воды оставлял у двери этой женщины. Магазины торговцев не закрывались на замок. Все это показывает, что тогда жизнь шла в соответствии с принципами чести и честности, справедливости и правдивости, люди жили по этим высоким принципам. Мусульмане привыкли жить таким образом. Если даже кто оставался голодным, никогда не посмел озираться на чужое. Это составлял менталитет народа.

А в условиях тоталитарного строя человек искусственно отчуждался от собственности. В сознание людей принудительно внедряли чувство ненависти к собственникам. Это открыло возможность посягнуть на чужую собственность. Люди дошли до того, что воровство и расхищения принимали за обычное дело. В обществе возникла ситуация духовной деградации. Поэтому самосознание на почве пробуждения исторической памяти сегодня является важной идеологической задачей. Следовательно, один из важнейших факторов, определяющих смысл и содержание идеологии национальной независимости – это древняя и богатая история народа.                  

Потому что история  – великий учитель. Она не только помогает человеку делать правильные выводы, вместе с тем призывает  его признавать и горькие ошибки. Объективная оценка истории – служит основой жизненности и действенности идеологии.

Источниками, питающими  идеологию независимости, являются такие жемчужины духовного наследия, как «Алпомыш», «Шашмаком», а также  жизнь и дела великих предков  – народных героев. В народных сказках и пословицах, легендах и рассказах основной темой выступают идеи благородства, справедливости, равенства, человеческой любви. В них пропагандируется священность Родины, величие человека, необходимость знаний, обосновывается, что всегда добро побеждает зло, честность, правдивость служат опорой человеку. Если в «Алпомыше» защищается честь человека, честь и достоинство молодого человека, то в «Шашмакоме» вековые мечты и чаяния народа воспевается на высоком художественном уровне. Героические сражения, мужество таких национальных героев, как Спитамен, Джалолиддин Мангуберды, Амир Темур, вызывают у каждого из нас чувство безграничной гордости.

Если говорить коротко, исторические корни идеологии  национальной независимости означают, что жизненный путь наших предков, образ их мышления, практическая деятельность, созидательные дела, лучшие обычаи и традиции, ценности, убеждения и вера служат основой для построения соотечественниками нового общества.

Философские основы идеологии национальной независимости определяются, прежде всего, светскими, религиозными, мифологическими взглядами, являющимися классическими примерами общественного мышления, жемчужины мировой философии. Древнегреческий философ Гераклит, имея в виду своих идейных учителей, выходцев из Востока, философские мысли из священной книги «Авеста», назвал наш край «колыбелью философского мышления».

Отраженные  в «Авеста» философские принципы и национальные идеи, борьба между  добром и злом, религиозные и научные  взгляды о возникновении мира и человека, человеке и его развитии, такие черты, как честность, мужественность, присущие всесторонне развитому человеку, оказали действенное влияние на формирование сегодняшнего мировоззрения.

Идеи наших  великих предков о свободе  имеют важное значение. Мировые открытия Мухаммада ибн Муса ал-Хорезми, превратившего десятеричную счетную систему в самую удобную систему счетов для всего человечества, создавшего науку «Алгебра», открывшего идею о методе алгоритмической постепенности; социально-духовные взгляды Абу Райхана Беруни, основавшего ряд наук по природоведению, считавшегося отцом натурфилософии Востока и сегодня очень важны. Взгляды о справедливом обществе Абу Наср Фараби, разработавшего кроме истории философии, логики, музыковедения, морали еще и первую философскую систему по социологии, имеют особое место. Об учении дуализма Абу Али ибн Сины, являвшегося не только основателем медицинской науки, но еще и великим мыслителем в логике, и многих других науках. Философские мысли великого поэта Алишера Навои о человеческом совершенстве, деятельность Бабура и Машраба, Бедила и Даниша, просветителей начала ХХ века также являются корнями национальной идеи и идеологии национальной независимости.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы