Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций
Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).
Для того, чтобы идея независимости стала в полном смысле национальной, она должна отвечать следующим требованиям:
- воплощать
в себе мысли и чувства,
- впитывать
в себя передовые идеи и
отторгать антигуманные
- для достижения
своих целей брать на вооружени
Идея национальной независимости в качестве критерия возрождения исторической памяти, получения уроков у прошлого и самосознания выражает коренные цели народа и играет роль идейного знамени, объединяющего членов общества. Самосознание народа неразрывно связано с пробуждением исторической памяти. Поэтому народ выносит уроки из своего прошлого, определяет, к какой цели, по какому пути ему идти и намечает на этой основе свои перспективы.
Идеология национальной
независимости, имея вышеотмеченные особенности,
может выполнить следующие
- сформировать самостоятельное мировоззрение и свободное мышление.
У каждого есть своё отношение, взгляд на мир, общество. В этом смысле, очень важно, чтобы каждая личность, в том числе молодёжь имели самостоятельное мировоззрение, своё мнение, свою точку зрения. «Подлинный смысл новой идеологии заключается в том, - пишет Ислам Каримов, - чтобы воспитать самостоятельно и по-новому мыслящих людей, свободных от старых предрассудков»1. Без этого нельзя вывести общество на путь демократического развития. После приобретения независимости мы освободились от пут мировоззрения тоталитарного режима. Но ещё имеется так называемое понятие «инерция мышления», из-за которой мы всё ещё не можем окончательно порвать с привычным старым мировоззрением. Идеология национальной независимости своими жизненными идеями поможет нам освободить людей от идеологических оков. Как подчёркивал наш Президент: «После приобретения независимости мы избавились от монополии старой идеологии. Освободив духовность от идеологии, от принуждения, мы открыли широкую дорогу для формирования и развития свободной мысли, национальной идеологии. Теперь основная задача состоит в том, чтобы научить наших людей самостоятельно мыслить, укрепить их веру в себя. Ибо если мышление и сознание не избавлены от гнета и давления, человек не может быть свободным»2. Это необходимо для того, что только самостоятельно мыслящий человек способен создавать положительное, выработать необходимые материальные и духовные богатства, изменить жизнь в лучшую сторону.
Кроме понятия
самостоятельности
- заботу о
будущем независимости
- умение осознать достоинство самого себя и своего народа, своей Родины, необходимость их защиты;
- труд, освящённый высокими идеями, новыми интеллектуальными открытиями, благородными целями, готовность отдать во имя будущего Родины свой талант, весь свой потенциал, а если надо – и жизнь»1. Если дать общее определение такому мировоззрению, то можно сказать: мировоззрение независимости – это осознание мира исходя из интересов национальной независимости. Сердцевину мировоззрения независимости составляют интересы Узбекистана и всего народа во всех областях жизни. Человек с таким мировоззрением, опираясь на свою точку зрения и жизненные принципы, самостоятельно вносит свой вклад в развитие общества.
Реализация этой задачи неразрывно связана с другой идеологической задачей, являющейся логичным предложением первой. Её содержание таково: воспитать свободомыслящего, свободного от рабства и безволия человека, верящего в свои знания и силу.
«Если мы хорошо понимаем сущность идеологии, просвещения мировоззрения людей, развития мысли для перспектив нашего общества - пишет И.Каримов, - то наша задача заключается, прежде всего, в том, чтобы создать необходимые условия для работы предпринимателей, творческой интеллигенции, учителей, медиков, учёных, которые трудятся на этой стезе не жалея сил, обеспечивать их социальную защиту»2. Выполнение этой задачи служит совершенствованию условий позитивного воспитания в обществе;
- очень важно
создание нравственного
Для этого необходимо создание нравственного климата, способствующего формированию в сердце каждого гражданина чувства патриотизма. Это поможет воспитать людей, заботящихся за судьбы Родины, государства. Иными словами, здоровый нравственный климат создаётся на почве здорового мышления и здоровой духовности. Там, где отсутствует такая духовность, общественные отношения примут нездоровые ориентиры. Менталитет нашего народа составляет в основном здоровая духовность. Поэтому самосознание народа способствует совершенствованию здорового нравственного климата. Поэтому руководитель нашего государства с первых лет независимости уделяет особое внимание созданию и развитию здоровой духовности. «Человек, родившийся и выросший на этой священной земле, считающий себя сыном или дочерью этой страны, должен добросовестно выполнять свой долг перед государством, своим народом, обществом, которое воспитало его, возлагая на него большие надежды. Это касается и меня, и вас, и нас всех! Попросту говоря, каждый гражданин, каждый из нас должен задуматься в первую очередь не о том, что дали ему государство и общество, а задать себе вопрос, что же я дал своей Родине, своему народу? И с этой позиции строить свою жизнь»3 - подчёркивал наш Президент;
- развитие в мышлении
соотечественников самосознания
Данная важнейшая задача, выполняемая идеологией национальной независимости, означает возвышения чувства самосознания до общественного уровня. Этому крепкой опорой служит немеркнущая историческая память народа.
Сохранённые и развитые веками народные ценности являются для всех нас дорогими, так как они прошли испытания жизнью, глубоко внедрились в сердце народа. Беречь их, развивать в соответствии с требованиями времени, усовершенствовать, довести их до будущих поколений – святой долг каждого. Потому что, самосознание, преданность исторической памяти, уважение к национальным ценностям, быть готовым их защищать – всё это воспитывает у человека чувство патриотизма;
- развитие таких качеств, как честь и совесть, справедливость, милосердие, честность, благородство, присущих нашему народу.
Такие благородные человеческие качества в крови у нашего народа. Но в определённые периоды истории, под давлением чуждых господствовавших идеологий они не могли полностью проявиться. И поэтому мы такие восточные качества как честь и совесть, справедливость, милосердие, честность, благородство, должны развивать, поднять до уровня общечеловеческих ценностей, пропагандировать. Такие обычаи, как гостеприимство, культура ведения домашнего хозяйства, сердечные отношения в семье, между родственниками, друзьями, присущие нашему народу, имеют много хороших качеств. Их надо беречь и довести до будущих поколений. Но это не значит, что наши все обычаи хороши без исключения. Особенно, некоторые граждане такими предрассудками, как расточительство, излишество, подхалимство, портят хорошие традиции. Также излишняя стеснительность, безволие, неумение защищать своё мнение являются серьёзными недостатками для человека. Отсюда вывод: все должно быть в меру. Проявляемые в меру обычаи полезны всем, отражают в себе душу, лицо, внутренний мир нации;
- формирование и развитие
в умах и сердцах
Узбекистан – многонациональная страна. Здесь проживают представители более ста наций и народностей. Достижения, процветание нашей Родины одинаково близки всем гражданам, проживающим в этой стране. Поэтому, важно воспитание в сердце каждого гражданина чувства хозяина своей страны. Очень важно укрепление в сознании каждого, проживающего в Узбекистане, независимо от национальности, религии, убеждения «Узбекистан – единая Родина». Только тогда в сердцах граждан будут укрепляться чувства активно работать за построение великого будущего Родины, патриотизма, самоотверженности, мужества. Те, кто размышляет вроде «достижения, богатства страны – мои, а недоделки пусть другие доработают», действуют вопреки идеям идеологии национальной независимости, они не думают о судьбах Родины, не заботятся о жизни народа.
Исторические
корни идеи национальной независимости
– проявляются в виде богатого
культурного и духовного
И женщины в ту пору были освобождены от тяжёлых физических трудов. Скажем, женщина без помощника, когда нуждалась в воде, она выносила за дверь ведро и оставляла там, если кто-то проходил мимо, то обязательно он ходил с ведром за водой и полное ведро воды оставлял у двери этой женщины. Магазины торговцев не закрывались на замок. Все это показывает, что тогда жизнь шла в соответствии с принципами чести и честности, справедливости и правдивости, люди жили по этим высоким принципам. Мусульмане привыкли жить таким образом. Если даже кто оставался голодным, никогда не посмел озираться на чужое. Это составлял менталитет народа.
А в условиях тоталитарного строя человек искусственно отчуждался от собственности. В сознание людей принудительно внедряли чувство ненависти к собственникам. Это открыло возможность посягнуть на чужую собственность. Люди дошли до того, что воровство и расхищения принимали за обычное дело. В обществе возникла ситуация духовной деградации. Поэтому самосознание на почве пробуждения исторической памяти сегодня является важной идеологической задачей. Следовательно, один из важнейших факторов, определяющих смысл и содержание идеологии национальной независимости – это древняя и богатая история народа.
Потому что история – великий учитель. Она не только помогает человеку делать правильные выводы, вместе с тем призывает его признавать и горькие ошибки. Объективная оценка истории – служит основой жизненности и действенности идеологии.
Источниками, питающими
идеологию независимости, являются
такие жемчужины духовного
Если говорить коротко, исторические корни идеологии национальной независимости означают, что жизненный путь наших предков, образ их мышления, практическая деятельность, созидательные дела, лучшие обычаи и традиции, ценности, убеждения и вера служат основой для построения соотечественниками нового общества.
Философские основы идеологии национальной независимости определяются, прежде всего, светскими, религиозными, мифологическими взглядами, являющимися классическими примерами общественного мышления, жемчужины мировой философии. Древнегреческий философ Гераклит, имея в виду своих идейных учителей, выходцев из Востока, философские мысли из священной книги «Авеста», назвал наш край «колыбелью философского мышления».
Отраженные в «Авеста» философские принципы и национальные идеи, борьба между добром и злом, религиозные и научные взгляды о возникновении мира и человека, человеке и его развитии, такие черты, как честность, мужественность, присущие всесторонне развитому человеку, оказали действенное влияние на формирование сегодняшнего мировоззрения.
Идеи наших великих предков о свободе имеют важное значение. Мировые открытия Мухаммада ибн Муса ал-Хорезми, превратившего десятеричную счетную систему в самую удобную систему счетов для всего человечества, создавшего науку «Алгебра», открывшего идею о методе алгоритмической постепенности; социально-духовные взгляды Абу Райхана Беруни, основавшего ряд наук по природоведению, считавшегося отцом натурфилософии Востока и сегодня очень важны. Взгляды о справедливом обществе Абу Наср Фараби, разработавшего кроме истории философии, логики, музыковедения, морали еще и первую философскую систему по социологии, имеют особое место. Об учении дуализма Абу Али ибн Сины, являвшегося не только основателем медицинской науки, но еще и великим мыслителем в логике, и многих других науках. Философские мысли великого поэта Алишера Навои о человеческом совершенстве, деятельность Бабура и Машраба, Бедила и Даниша, просветителей начала ХХ века также являются корнями национальной идеи и идеологии национальной независимости.
Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы