Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Тема - 1. Сущность и содержание понятий «идея» и «идеология»
Тема - 3. Современная идеологическая картина мира и процессы глобализации
ТЕМА-11. Идея благосостояния народа и гармонично развитой личности
ТЕМА – 12, 13 Социальная солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

Файлы: 1 файл

Идея нац. незав. лекции.doc

— 761.50 Кб (Скачать)

Высокая нравственность, политическая культура, прогрессивный характер национальной идеологии – главное условие сохранения мира и спокойствия в Отечестве, важный фактор объединения всех слоев общества, политических партий и движений и таким образом достижения национальной сплоченности.

 

Литература:

1. Каримов И. Оставим потомкам Родину свободной и благоустроенной. Т. Узбекистан. 1996

2. Каримов И. Родина священна для каждого. Ташкент. Узбекистан.1996

 3. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т., 2001. С. 50

 

 

ТЕМА-11.

Идея  благосостояния народа и гармонично развитой личности

 

1.Идея благосостояния  народа, её сущность и направления

2.Идея гармонично  развитой личности, её сущность  и содержание 

Ключевые термины:

Благосостояния народа, гармонично развитая личность, свобода, право, предпринимательство, инициатива, достойная жизнь.

 

1. Высшая цель реализуемых в стране реформ – создание достойных условий жизни нашего многонационального народа. Социально ориентированная рыночная экономика является экономической основой создаваемого в Узбекистане общества. Сегодня в мире многие государства развиваются именно таким путем, обеспечивают благополучие своего народа. И Узбекистан выбрал такой рациональный путь. Реформы осуществляются не ради реформ, они должны служить человеку и его благополучной жизни. В основе любого обновления, изменения в жизни общества лежит такая благая цель.

Бывший советский режим  старался внедрить в сознание людей  идею о том, что причиной всех бед  является частная собственность, и таким образом утвердить ложное равенство. В результате этого те, кто нигде не работали, стали жить лучше тех, кто с всю жизнь с утра до ночи трудился в поту. Советский человек был превращен в один из винтиков государственной машины. Несправедливость в сфере оплаты труда вызывала настроение иждивенчества, расточительности,  воровства на производстве. К сожалению, доставшийся с того времени в наследие предрассудок «государство всех кормит» все еще живуч в сознании некоторой категории людей. И сегодня определенная группа людей вместо того, чтобы искать себе подходящую работу, учиться, осваивать новые профессии, бегают по различным учреждениям, выпрашивают поддержки. Обычно, тоталитарный строй не нуждается в благополучии народа, не заинтересован в его обогащении. Советский строй также искусственно нагружал массы всякими заботами жизни. Действительно, народ, увязший в повседневных заботах, был лишен возможности независимого мышления. Советы старались пресечь появления социально-политических течений, способных критиковать их политику. Но все стремления старого строя оказались пустыми, и это государство распалось.

Узбекистан с первых же дней обретения независимости  отказался от монополии государственной  собственности, открыл широкие возможности  для появления других форм собственности, в том числе и частной. Сегодня у нас в стране формируется класс собственников. Человек без собственности не способен приносить большую пользу ни себе самому, ни другим, ни обществу. Сейчас уже не в моде гордиться своей бедностью и по этой причине добиваться каких-то льгот. Наоборот, пришло время предпринимателей, собственников. Теперь мы осознали, что без конкуренции не бывает ни роста, ни развития, ни прогресса. Но, однако, не все еще осознали, что здоровым, сознательным, умным и активным людям не подобает жить в бедности, без дела.

Сегодня свобода, предприимчивость, инициативность являются основой благополучной  жизни. Эту истину необходимо формировать  в сознании людей, разъяснять сущность реформ широким слоям населения, сделать их активными участниками происходящих преобразований. Требуется многое изменить в мировоззрении народа, в его отношении к жизни, труду, земле. Если во времена минувшего строя экономикой занимались отдельные специалисты, то сегодня это является вопросом общенародного значения, общественного значения. Весь народ вооружается новым экономическим мышлением. У нас в корне изменилось отношение к собственности, труду. К укоренившемуся в нашем сознании понятию «государственная собственность» сегодня добавились новые понятия частной собственности, акционерных обществ, кооперативов, фермерства, семейного подряда. За годы независимости в нашей стране ликвидирована система, не оправдавшая себя, построенная на принципах централизации и монополизации. Для либерализации предпринимательской деятельности созданы конституционные, правовые и экономические условия и гарантии. Осуществлена большая работа по формированию класса собственников, укреплению их прав, повышению их статуса.

В повышении уровня благосостояния народа и увеличении доходов имеют значение дальнейшее поощрение инициативности и предприимчивости, воспитание у людей чувства владения имуществом, последовательное развитие малого и среднего бизнеса. Формирование у людей чувства хозяина, овладение современными методами ведения хозяйства, уверенности в своих силах являются приоритетными задачами реформ в национальной экономике.

Основными факторами  удовлетворения потребностей каждого  гражданина, повышения его жизненного уровня и созидательных возможностей являются: свободный труд, природные богатства, социально-экономические и политические возможности нашей страны. Многие в мире полностью согласятся со следующими словами великого казахского поэта Абая: «Нет такой культуры, которые не выращивали бы и не получали большой урожай узбеки, нет места на земле, где бы не ступала нога узбекского купца, нет дела, которое не усвоили бы узбеки… Проницательность, мастерство во всем, ловкость и предприимчивость – все это присущи узбекам». Народ Узбекистана – трудолюбивый, опытный, знающий дело. Он своими руками создает собственное благополучие. Идеология национальной независимости должна служить воплощению в реальность истины: если каждый гражданин, каждая семья будут состоятельными благодаря своему труду, - благополучным будет все общество, а государство – крепким.

2. Идея независимости имеет и национальную, и общечеловеческую сущность, воплощает в себе высокое духовное и физическое совершенство, присущее человеку, и всегда призывает его к благим целям.

После приобретения независимости  в Узбекистане уделяется особое внимание оздоровлению и развитию духовно-нравственной жизни общества, усилению человеческого фактора. Национальное самосознание является основой происходящих в обществе нравственных изменений. Национальное самосознание связано с духовным развитием личности и народа. Только тот человек и народ, который глубоко осознал свою национальную сущность, свои интересы, перспективы развития своей страны, имеет возможности для дальнейшего развития.

Идея совершенной личности всегда являлась путеводной звезд ей не только отдельных личностей, но целы народов на к пути к прогрессу, в области духовности и просвещения. Эта идея вдохновляет на непрерывное развитие и обогащение духовности. Нет будущего у народов и наций, не нацеленных на свое совершенствование, не заботящихся о подрастающем поколении.

Одной из основных целей  нашей национальной идеи является воспитание гармонично развитой личности. А гармоничная  личность – это свободный, свободно мыслящий, борющийся за идеалы своего народа, честно служащий своей Родине человек. Говоря словами Ислама Каримова, «наше главное богатство, основная опора на пути к построению развитого государства – это человек. Высококвалифицированный и высоконравственный человек. Это, в особенности, касается молодого поколения».

Гармоничность воплощает в себе такие истинно человеческие качества, как милосердие, справедливость, правдивость, совестливость, воля, предприимчивость, терпеливость.

Идея гармоничной личности испокон веков была заветной мечтой нашего народа, органичной частью его духовности. В священной книге зороастризма «Авеста» честный труд воспевается как главный критерий совершенства. Впитав философию ислама, она значительно расширила свое содержание и сущность. Высокие идеи о такой личности нашли свое отражение в произведениях великих мыслителей – Беруни, Абу Насра Фараби, Ибн Сины, Навои. Фараби, выдвигая идеи о населении образованного города, духовно-нравственном совершенстве личности, считал главным условием построение справедливого общества.

Если оглянуться на историю, то можно заметить, что деятельность великих людей имела огромное значение не только их организационными, просветительскими способностями, а еще их примерным поведением и духовностью. Воспитанность – это уважение к окружающим и самому себе. Особенно, по нашим национальным традициям, совершенство человека проявляется в его духовной зрелости, овладении и обогащении наследия предков, уважении старших и младших. Степень совершенства определяется не каждым. О совершенстве личности судят окружающие люди. Совершенный человек – это человек, свободный от рабства, безволия, иждивенчества. Потому, что человек по -рабски следующий за другими, никогда не достигнет общественного положения. Совершенный человек не следует слепо за лицами, распространяющими чуждых, вредных интересам его Родины идей, он всегда поступает бдительно и активно.

У нашего народа испокон  веков имеются прекрасные обычаи, традиции, к ним относятся любовь к Родине, почитание мать и Родину как священное, правдивость, не посягательство чужим имуществом, уважение старших и почитание младших. Это составляет образ жизни, духовность и менталитет нашего народа.

В нашей истории можно  найти много примеров совершенства: Алпомыш – идеальный герой  народа, он служит художественным примером разумности, проницательности, физического развития, мужественности и патриотизма. Для великого Навои идеалом был образ Фархода. Он достиг умственного и физического совершенства. А в романе Айбека «Навои» – Навои является идеальным образом. В то же время он реальное историческое лицо, совершенный человек.

Сегодня Родина ставит перед  творческой интеллигенцией задачу по созданию образов новых, современных  гармоничных личностей, служащих примером молодежи. Высшую цель, стоящую перед  независимой Родиной, - построение свободной  и благоустроенной Родины, свободной и благополучной жизни, в силах достичь лишь совершенные люди, вооружившиеся благотворными идеями.

Поэтому в нашей стране огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию духовности и нравственности граждан, повышению качественного уровня духовно-просветительной работы. В этом аспекте Национальная программа по подготовке кадров и движение «За здоровое поколение» стали всенародным, общенациональным делом, неотъемлемой частью данного процесса.

Литература:

1. Каримов И. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.

    Т.8. Т. Узбекистан. 2000

 2. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т., 2001. С.53

ТЕМА – 12, 13

Социальная  солидарность, межнациональное согласие и религиозная терпимость (толерантность).

 

1. Идея социальной солидарности, её основные свойства и особенности проявления

2. Идея межнационального согласия

3. Идея религиозной терпимости (толерантности)

 

Ключевые  термины:

Социальная солидарность, межнациональное согласие, религиозная терпимость, толерантность

 

1. Одна из главных идей, претворяемых в жизнь человечеством на рубеже ХХ - ХХ1 веков, - партнерство различных социальных слоев и групп, политических сил, партий и движений.

Социальная солидарность – являясь философией примирения, обеспечивает согласованные действия лиц и групп, имеющих разные мнения и взгляды, принадлежащих различным национальностям, расам и религиям, на пути к общим целям. В результате этого создается прочная гарантия мира и согласия в обществе, стабильного развития. Естественно, это не достигается само собой. Объединение на пути к единой цели сил, действующих под знаменами различных идей, очень сложно. Но процветание Родины, мир в стране, народное благополучие требует этого.

Плюрализм мнений, разнообразие взглядов, свобода слова и мысли  являются существенным фактором, оздоравливающим  и укрепляющим общество.  Но, это  не означает анархии мысли и мнений, корыстолюбие и эгоизм. Кроме того, свободомыслие не означает правильность всякой мысли. А свобода – это осознанная необходимость. Следовательно, свобода мысли означает здоровое движение, свободомыслие на пути общих интересов, общественного прогресса.

Монопольно господствовавшая в советский период коммунистическая идеология под лозунгами классовости и партийности рисовала мир только черно-белыми красками, разделяла нацию на две части. «Чуждые классы», их «прихвостни», «сочувствующие» им были физически ликвидированы. Причиной этому служило то, что в советской идеологии классовые интересы, требования единой партии ставились выше общечеловеческих идей.

Концентрация мнений масс, направление их возможностей в единое русло и общее развитие имеет значение в общественном прогрессе. С этой точки зрения, после приобретения независимости Узбекистаном под руководством Президента Ислама Каримова были все предрассудки, широко распространенные в недалеком прошлом. То есть, пресечены случаи, разрушающие социально-политический климат в обществе, отвлекающие мнения людей. При этом постоянно действующими принципами стали рассудительность, последовательность, дальновидность.

Сегодня независимый  Узбекистан идет по пути общественного  плюрализма, либерализации жизни, законного  гарантирования равноправия всех форм собственности. В таком обществе взаимно существуют различные социальные группы, слои, классы. Их экономические и политические интересы отличаются друг от друга. Но такое положение не должно приводить к разделению нации. Проводимая в нашей стране политика позволяет вести ее без революционных потрясений, без социальной вражды. Социальная солидарность не требует одинакового мышления от всех лиц, партий, групп. В действительности, каждая социальная сила имеет свое мировоззрение, свои интересы, следовательно, они отличаются друг от друга.  Но, очень важно добиться, чтобы  процветание Родины, мир в стране, благополучие народа стали для всех их общим направлением.

Партии и общественные организации, защищающие интересы различных  социальных групп, провозгласившие  свою программу действия, могут защитить интересы своих членов лишь в пределах своей деятельности. Но есть такие высшие ценности в виде общих интересов – интересов общества, Родины, вокруг которых должны объединяться все политические партии, их идеи и идеологии. Общество оценивает их дела не по принадлежности к партиям или движениям, а по практической деятельности во имя мира и спокойствия в стране, процветания Родины, благополучия народа.

Информация о работе Идея национальной независимости: основные понятия и принципы